нпк 2016
статья на тему

Карамова Илзирә Фәимйән ҡыҙы

Мое выступление на нпк 2016

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_karamova_i.f._moau_no10.docx77.6 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

ПЕДОГОГИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДОВАНИИ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

КАРАМОВА ИЛЬЗИРА ФАИМЯНОВНА

УЧИТЕЛЬ

БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МОАУ СОШ №10

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

г.НЕФТЕКАМСК

2016год

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДОВАНИИ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Всем известно, что современный выпускник должен быть и обладать  определенными  качествами: успешным человеком, интеллектуал, творческим, владеть современными ИКТ, социально активным, пропогондировать культурно- исторических ценностей. Для этого учитель должен работать творчески и опираться на новые технологии.

Программы по башкмрскому языку и литературе, основанной на конкретной концепции нет, а также отсутствуют учебники. Поэтому у учителей башкирского языка и литературы остаются нерешенными проблемы, связанные с новыми технологиями и экспериментами.

Цель: освоение и использование современных образовательных технологий, для повышения качества обучения на уроках  башкирского языка и

литературы.

Задачи:

 -изучение современных технологий, их преимуществ и недостатков.

-внедрение в практику проектной, игровой технологий.

-применение в обучении и воспитании обучающихся программных продуктов( Microsoft Office Power Roint Microsoft Office Excel).

В последнее время в общеобразовательных учреждениях республики Башкортостан для изучения башкирского языка и литературы большое внимание уделяется новым технологиям, нестандартным формам урока.

Школы имеют право на выбор концепций, составленных ученными, филологами нашей республики. Проводились эксперименты, составлялись учебники на основе этих концепций.

Сейчас изучение родного языка и литературы намного осложнилось. Программа общеобразовательных школ очень насыщена. По предметам, которые называются основными, т.е. по математике, русскому языку и литературе, физике, биологии учащиеся сдают экзамен, поэтому они относятся к этим предметам по-особенному. Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески.
В основе современного образования лежит активность ученика. Именно инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». 
Что же такое инновационное обучение и в чём его особенности? Определение инновация как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию новшество, новизна. Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не новое, а в новое. Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин инновационное в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты дидактического портрета этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Для того, чтобы пробудить интерес ребенка к изучению родного языка, уроки, прежде всего, должны быть интересными, они должны побудить у него только положительные эмоции. Каждый урок должен быть для ребенка увлекательным, новым. А для этого учитель должен работать творчески и опираться на новые концепции.

Работа над новыми концепциями в нашей республике началась в начале 90-х годов. При Министерстве образования были созданы научные группы из ученых, методистов и учителей. Эксперименты по родному языку, в основном, проводились в начальной школе, составлялись новые учебники. Учителя-методисты, такие как Э.Исламгулова, Ф.Сынбулатова, много работали по этой проблеме. Появились разные системы обучения. Например, развивающее обучение, дидактическая система обучения по Занкову, модульно-рейтинговая система и т.д.-  все эти новые системы обучения нам знакомы. [3]

Самой положительной стороной этой системы я бы назвала методику обучения работы над сочинением. Когда ребенок пишет сочинение, он работает творчески, излагает свои мысли, чувства, опирается на свой жизненный опыт.

А такие уроки, как урок-диспут, урок-беседа и т.п. очень удобны по литературе в старших классах. В 11-м классе при изучении творчества Мустая Карима я использовала такой вид работы: сначала ознакомились с содержанием поэмы "Чёрные воды". Традиционный анализ урока был неподходящим для меня, и поэтому я делила класс на группы. Каждая группа ставит перед собой цель. Конкретное задание никому не даю, сами учащиеся должны в любой форме доводить содержание до слушателей. Анализируют они по-разному. Очень часто возникает между группами спор. Когда ученики анализировали образ Якупа, я никому не навязывала своё мнение, что он – предатель или трус. Мне важно мнение учеников. Они сами должны делать выводы. Я могу только дать наводящие вопросы. Например, что самое главное в жизни человека? Ответы могут быть разными: любовь, родители, Родина, сама жизнь и т.д.

Как вы считаете: Якуп – предатель? Ответы получаются вновь разные. Многие думают, что он не трус и не предатель, просто он хотел сдержать слово, которое он давал своей возлюбленной. Попасть в плен – единственный выход остаться в живых и т.д.

Раз речь идет о работе с группами, то считаю нужным назвать еще одну новую концепцию – это адаптивная система обучения.

Главная цель этой концепции – воспитание самостоятельности у ученика. Автором концепции является учитель-методист Границкая. Суть концепции такова: 1) приучать детей работать самостоятельно; 2) считаться с индивидуальными особенностями ученика, научить ученика оценивать работу товарищей и свою.

Адаптивная система также предпочитает работу парами. Пары могут быть статическими, динамическими и вариационными. Статические пары – это деятельность двух учеников за одной партой: один говорит, другой слушает. Когда два ученика говорят, а двое слушают – это вариационные и динамические пары. Работа парами отличается от работы с группами. Когда ученики работают в группе, то один говорит, остальные слушают. (Приложение1)

Таким образом, считают авторы адаптивной системы обучения, время на индивидуальную работу и слабым, и сильным ученикам должно выделяться поровну. Результаты показывают, что эта технология обучения возможности развития ученика побуждает интерес к изучаемому предмету, и активность учеников достигает высокого уровня.[2]

Учителя башкирского языка и литературы на каждую новую технологию реагируют дружно и экспериментируют на своих уроках. В конце 90-х годов на уроках литературы в старших классах широко использовался блочный метод. "Этот метод нормализует порядок уроков, дает возможность широко использовать творческую работу" – говорят учителя, работающие над этим.

Я думаю, это удобно только в башкирских школах, так как уроки в расписании можно разместить подряд.

В работе с учениками, которые изучают родной язык в русской школе, хорошие результаты дает и система Штейнберга – логико-смысловая модель. Она состоит из координат, которые исходят из основной темы на подтемы. Эта технология успешна тем, что вся тема лежит в схеме. Ответы на вопросы, заданные учителем, в книге можно не искать, все ответы на виду. (Приложение 2) На каждой координате есть конкретный ответ. Эта система развивает зрительную память, все ученики работают активно, анализируют, учатся делать выводы. По этим технологиям дидактических материалов нет, поэтому учителю приходится всё делать самому.

Учителя башкирского языка и литературы отмечают, что на уроках башкирского языка в русских школах уместнее использовать развивающую методику обучения. Ученики, закончившие начальную школу по этой системе, отличаются самостоятельностью, умением делать объективные выводы, анализировать происходящее.

В целом, у каждой концепции, системы есть положительные и отрицательные стороны. Если та или другая система удобна по точным предметам, она может не подойти по гуманитарным предметам, в том числе по башкирскому языку и литературе. Поэтому, я думаю, необходимо изучить каждую систему и оттуда брать все положительное, которое подходит к предмету и, опираясь на народную педагогику, можно создать свою методику. Специалисты её называют "сплав идей". Но какую бы новую технологию учитель не выбрал, он должен работать творчески. Необходимо помнить всегда такую истину: только творчески работающий учитель может воспитать творческую личность, а это требует от учителя мастерства, самоотверженности и трудолюбия.

Приложение 2

Рис. 2

Приложение 1

Рис. 1

Литература.

1.Федеральной Государственный Стандарт основного образования.(www/standart/edu/ru)

2.Давлетшина М.С. Методика преподования башкирского языка: для школ с изучением башкирского языка как государственного - Уфа: Китап,2011.-120 стр.

3.Тулумбаев Х.А. Активные формы и методы обучения башкирскому языку.Уфа-2006,79 стр.

4.http://prosvpress.ru/

5.http://websoft.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподаватель -организатор по курсу ОБЖ 2016 г. - 2016

В разделе размещены материалы, разработанные для участия в конкурсе Учитель года-2015....

Лагерь "Мир вокруг тебя" 2016, 2 смена, 20.09.2016

отчет о работе в лагере, 2016...

22.06.2016 г Итоги успеваемости детей школьного логопункта 2015-2016 гг.

Итоговый педагогический совет. "Итоги успеваемости детей школьного логопункта за 2015-2016 уч. год"...

Приказ от 10 ноября 2016 года "О проведении мастер-классов в период каникул с 14.11.2016 по 18.11.2016г"

Приказ от 10 ноября 2016 года "О проведении мастер-классов в период каникул с 14.11.2016 по 18.11.2016г"...