Ойуун туулэ.
презентация к уроку (10 класс) на тему
урок якутской литературы. А.Е. Кулаковский "Ойуун түүлэ" ("Сон шамана")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к произведению А. Кулаковского "Сон шамана" | 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Айыылартан , та ҥаралартан ыйаахтаах, эбэтэр өбүгэлэрин утумнаабыт киһи буолар.
Э ттэнии - рассекание тела. (Посвящаемый укрывается в глухом лесу, где избранные невинные юноши строят для него урасу - летнее жилище конической формы, покрытое берестой. Во время сна или глубокого обморочного состояния, в котором неофит пребывает от трех до девяти дней, к нему слетаются духи всех трех миров, духи всех болезней, рассекают тело на части и угощаются мясом и кровью его, после чего ийэ-кут - мать-душа собирает кости, и тело вновь возрождается к жизни, но уже в новом, сверхъестественном качестве. Отныне шаман может общаться с духами, может принять любое обличье). « Эттэнии »
Улахан ойууну кытта алтыһан, ойууннуурга үөрэнии. (когда он должен мастерски сочетать импровизацию с канонозированной схемой "путешествия во Вселенной". Старый шаман показывает молодому дороги духов, находясь на чистой поляне или поднявшись на гору. Оба шамана надевали ритуальные костюмы и брали в руки бубны. Забивалось жертвенное животное, которым кормили шаманских духов, а часть съедали собравшиеся, для которых этот день был праздником. Пройдя обряд посвящения, молодой шаман обретал особые телесные и психические свойства, получал возможность проникать во все миры. Ананыы
В 30-х годах ожесточилась борьба с шаманством. Многие были вынуждены отречься от своего ремесла и глубоко прятать в себе дар, ниспосланный Природой. 50-е годы. А.Осипов. Изгнание шамана.1957г. Сюжет работы строится на приеме столкновения двух враждебных сил - шамана и русской женщины врача у постели больной в бедной якутской избе . Э.Сивцев.. "Арест шамана" - о тех временах, когда служители языческого культа преследовались по советским законам, изолировались от общества."
"Напутствие молодым" - старая шаманка совершает ритуальный алгыс-благословление жениху и невесте. Кропление кумысом небеснным божествам и духам Природы (жертвоприношение), осуществляемое на празднике Ысыах белым шаманом, 1909 г. (фото Акима Курочкина, МАЭ, колл. 1471-25)
В якутском шаманизме известно деление на белых и черных шаманов. В отличие от черного шамана, белому шаману запрещается делать зло людям. Считается, что если некоторые из духов белого шамана «съедят» человека, то неизбежно за этим последует наказание, которое он получает от своих небесных покровителей — укорочение его жизненного пути в Среднем мире. По данным разных архивных источников, вырисовывается примерный портрет белого шамана. Это человек, по предопределению судьбы призванный лечить и всячески оберегать человеческий род. Как уже говорилось, он имеет своих небесных покровителей — благонравных отца и мать
Черный шаман не может победить («съесть») айыы ойууна. В случае нападения белый шаман улетает к небесным покровителям, которые своей острогой-айыы повергают наземь черного шамана. Но черный шаман может «съесть» родственников белого шамана.
Шаманы и удаганки существуют и по сей день, хотя предпочитают оставаться в тени. Быть шаманом это не просто ремесло, это еще и своего рода крест. Как уже рассказывалось раньше, человек, который должен был стать великим шаманом был подвержен всяческим болезням, в основном душевного характера. Чем могущественнее шаман, тем дольше длится болезнь: от 3-ех до 12 лет. Сегодня под шаманами и удаганами понимаются люди со сверхъестественными способностями и могущественной энергетикой. Большинство из них занимаются целительством, не афишируя при этом свою деятельность, другие же либо пишут стихи, либо творят картины и музыку. На сегодня живет 4 известных шамана в разных регионах республики, но мы не будем называть их, чтобы не тревожить и не разгневать этих загадочных и своеобразных людей.
И. Попов. Чардаат.1920-е гг. Сумеречно-темный, тонально разработанный колорит создает настроение печали и тревоги. Над могилой царит торжественная тишина. В.Н.Васильев у воздушного захоронения на озере Ессей. Красноярский край, 1905 г. (МАЭ, колл. И-2184-26) Воздушное погребение (арангас) было характерно для северной группы якутов и, по-видимому, было заимствовано ими у эвенков и юкагиров.
А. Е. Кулаковскай – Ексекулээх Елексей « Ойуун туулэ »
Алексей Елисеевич биир үйэ анараа өттүгэр , оччотооҕу түҥкэтэх Хачыкаакка олорон суруйбут айымньыта билигин даҕаны суолтатын сүтэрбэт , хата өссө күүһүрэн , ис хоһооно сытыырхайан иһэр .
Ойуун – саха итэҕэлинэн, инниккини өтө көрөр, сүбэлиир-амалыыр, икки атахтаах урааҥхай самныбат саргытын түстүүр киһи. Онон Өксөкүлээх айылҕа кистэлэҥ күүһүнэн салайтаран инникини өтө көрбүт эбит .
Ойуун түүлэ хабан көрдөрөр проблемата революция иннинээҕи айымньы . Улуу омуктар ( государстволар ) тас дойдуттан киириилэрин , Сахабыт сиригэр киһи элбээһинин улуу-бөлөһүөк өтө көрүүтэ. Сурукка тиһэн хаалларбытын курдук , күн бүгүн буола турар олохпутугар сырыы , барыы-кэлии , атыы-тутуу барыта тас дойдуттан . ” Ойуун түүлэ” поэма Кэм айымньыта (Эпоха) ааспыт үйэ проблемалара , аҕыйах ахсааннаах кыра омук өлөр-сүтэр дьылҕаттан хайдах быыһаныай ?- диэн . Омук боппуруоһа, ол аата бу кэлэр көлүөнэм хайдах буолар диэн өтө көрөн айымньытын суруйбут , норуот туһугар элбэх сыратын уурбут .
Бэйэбин сахабын диэн убаастанар киһи Өксөкүлээх Өлөксөй “ Ойуун туулэ ” поэматын аа5ыах тустаах .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.Е.Кулаковскай «Ойуун түүлүн» айымньытынуонна «Саха интеллигенциятыгар суругун» сүрүн санааларын алтыhыыта.
Статья о произведениях А.Е.Кулаковского "Ойуун түүлэ" и "Письмо к якутской интеллигенции"...
Ойуун туулэ.
урок якутской литературы. А.Е. Кулаковский "Ойуун түүлэ" ("Сон шамана")...
Ойуун туулэ.
урок якутской литературы. А.Е. Кулаковский "Ойуун түүлэ" ("Сон шамана")...