Современные подходы к коррекционному образовательному процессу в школе для детей с ОВЗ.
статья на тему

Доклад на педсовет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на пед совет  от 30.12.2013

Современные подходы к коррекционному образовательному процессу в школе для детей с ОВЗ.

Современные подходы к образованию детей с нарушением интеллекта предполагают использование новых образовательных технологий, методик преподавания, разнообразных форм и методов обучения, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания и развития, социальной адаптации учащихся, а также формирования внутриличностной гармонии и здоровья. Современный этап развития методики преподавания татарского языка характеризует дидактический подход, получивший название личностно-ориентированного. Утверждение этого подхода, обусловлено теми изменениями в жизни нашего общества, которые произошли в последнее десятилетие. Идет процесс перехода  к информационному обществу. Важным становится развитие личности школьника, способного жить и трудиться, творчески  реализовывать себя в современном мире. В настоящее время ведутся поиски путей перестройки и обновления системы школьного образования. В современной школе  утверждается  ряд приоритетных напрвлений, которыми являются :

- личностно-ориентированный подход,

- сознательно-коммуникативный подход.

Личностно-ориентированный подход – подход, обеспечивающий развитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта и познания и предметной деятельности. Поэтому  в условиях реализации этого подхода особую значимость приобретает принцип индивидуализации, учет индивидуальных особенностей школьника

 Этот принцип далеко не новый в школьной практике. Осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику, учитывается особенности учащихся. При этом ведётся дифференциацией заданий в зависимости от уровня  их успеваемости. Такие задания, практикуются тогда, когда у учащихся уже отмечается отставание, иначе говоря, индивидуализация рассматривается как способ преодоления уже имеющегося пробела в знаниях. При этом увеличивается разрыв в знаниях учащихся: в одно и то же время сильные учащиеся выполняют дополнительные задания повышенной сложности, слабые – получают облегченные задания.

 В условиях личностно-ориентированного обучения Важным становится не только мыслительные способности, характер памяти, внимание учащихся, но и их личностные качества, жизненный опыт, интересы, склонности. Но  он может быть осуществлен, например, путем варьирования учебных заданий. Так, в учебники уже включаются упражнения типа «Выполните задание по выбору», задания повышенной сложности, дополнительные задания типа: «Только для любознательных!»

                   В настоящее время  в преподавании татарскому языку,  помимо личностно-ориентированного подхода, утверждается коммуникативная методика. Где учет индивидуальных особенностей учеников - обязательное условие их успешности.

Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что совершенствуется речевая деятельность во всех ее видах. В методике преподавания неродных языков разграничиваются продуктивные и рецептивные виды речевой деятельности, устные и письменные формы речи. К продуктивным относят— монологическую и диалогическую речь и письмо. К рецептивным – чтение и аудирование. Владея продуктивной речью, учащиеся должны научиться в процессе общения выражать свои мысли. Владея рецептивными видами деятельности, они воспринимают на слух или зрительно речь.  (комплексное развитие умений и навыков всех видов речевой деятельности.)  Реализация коммуникативной цели включает не только развитие связной речи. Важно развитие умений и навыков общения с учетом таких факторов, как сфера, ситуация, адресат общения, социальные роли говорящих.

                 Главным средством создания возможностей общения является широкое использование коммуникативных упражнений. Под коммуникативными установками понимают словесные (вербальные) действия (Целевые установки), такие как:

—        установки, требующие от учащихся умения выражать согласие, подтверждать сказанное, присоединяться к сказанному, дополнять собеседника: (согласись(тесь),подтверди(те), продолжи(те) сказанное);

—        установки, формирующие у учащихся умение выражать свое отношение к явлениям, фактам, согласие (несогласие) с чем-либо: (докажи(те), согласись(тесь), возрази(те), откажи(те), не соглашайся(тесь), вырази(те) радость, огорчение, сомнение, удивление);

— установки, побуждающие к совершению действия или его запрещению: (попроси(те), предложи(те), запрети(те), пригласи(те));

— установки, требующие уточнения, выяснения предмета разговора: (уточни(те), выясни(те), попроси(те)) и т.д.

               Коммуникативные установки постепенно вытесняют задания типа: «Откройте скобки», «Употребите глагол в прошедшем времени».

                Так же важно, что наше общение осуществляется в конкретных ситуациях. Поэтому на уроках татарского языка широко  используются  коммуникативно-речевые ситуации. Именно в ситуациях школьники учатся реальному общению с учетом социальных характеристик говорящих, конкретных условий общения – места, времени. Использование ситуации стимулирует мотивацию учебной деятельности.

                    Под речевыми ситуациями понимается совокупность тех условий, которые вовлекают человека в речевое общение.  Важное место в современной системе обучения татарскому языку начинают занимать лингвистический текст и работа над ним. Школьники учатся читать и понимать эти тексты, говорить, писать рассказы на лингвистические темы, постепенно овладевают довольно сложной терминологией.

Инновационные приемы в моей работе – это реализация  индивидуального подхода совместно с коммуникативными технологиями. Конечно же для реализации этого в процессе обучения мною используются все возможные средства обучения.  За последние годы создано большое количество  цифровых образовательных ресурсов. Несомненно, что компьютерные уроки с интегрированными аудиовизуальными материалами обогащают образовательный процесс, расширяют диапазон видов образовательной деятельности, стимулируют обучаемых к образованию и самообразованию.  И в своём обучении я использую их активно и плодотворно. Мультимедийные компьютерные программы позволяют активизировать, «оживить» учебный процесс, индивидуализировать обучение, повысить наглядность в предъявлении материала, повысить интерес учеников к обучению.  На уроках татарского языка я часто использую учебно-методическое пособие «Татар    теле  онлайн», «Күңелле татар теле» (Весёлый татарский язык), “Татар теле- Заман”. Электронное  пособие  относится  к  типу  тренажерных  и  контролирующих  программ. Содержание Интернет-учебника   формируется в соответствии коммуникативной направленностью и практическими задачами обучения. Для формирования языковых компетенций необходимы особые упражнения, которые могли бы  моделировать живое общение. Например, используются такие упражнения, как:

1) тесты с выбором правильного ответа;

2) выбор правильного окончания формы слова в тексте, диалоге

3) кроссворды

4) вставка слов в текст;  

5) написание краткого ответа на вопрос;  

6) составление синтаксических речевых единиц по образцу

7) написание пропущенных слов и грамматических форм в тексте, диалогах;  

8) полный перевод текста;  

9)  частичный  перевод,  когда  одно  или  несколько  слов  в  тексте  на  другом  языке;  

10) нахождение соответствий;  

11) классификация слов и словосочетаний по группам

13) перетаскивание слов

 14) игра «Флеш-карты»;  

 15) игра «Пазлы»;  

16) восстановление порядка слов в предложениях.

                Также здесь разработаны специальные упражнения по фонетике   и   аудированию.   С   помощью   фонетических   упражнений   мы с детьми   совершенствуем  произношение  на  татарском  языке.  Упражнения  на  аудирование   основаны  на  озвученных  текстах,  после  которых  они  выполняют  упражнения  на  понимание,  усвоение грамматических, синтаксических  единиц речи.  На озвученных  материалах тренируются просодические, орфоэпические нормы языка. Практически  все   задания   обладают   речевой        ситуативностью,   которая   заставляет          учащегося  включаться    в  языковую  коммуникацию.  Весь  этот  спектр  упражнений  в  итоге  направлен  на  то,  чтобы  пользователи  научились  на  базовом  уровне  говорить  и  использовать татарский язык в общении.   Помимо этого   здесь есть  русско-татарский и  татарско-русские       словари,     содержащие        более    103000      словарных      статей     с  морфологическим  поиском  слов. Кроме  этого  электронное пособие   включает  в  себя  грамматические  справочники  по  татарскому языку, ссылки на различные  полезные Интернет-ресурсы.

                         Мы учителя    сами  можем конструировать  уроки  из  имеющегося  материала:   отбирать     наиболее  важную  информацию  в  каждом  разделе,  не  использовать   некоторые  вопросы,  не  входящие  в  обязательный  минимум  содержания  школьного  образования,     и   дополнительно  включать  другие   –  в  зависимости  от  уровня  подготовки   учеников   и   сформированности   интересов   класса.   Также пособие можно  использовать  при  объяснении  нового  материала,  для  закрепления  и  повторения  изученного,  на  практических  занятиях  и  во  время  контрольных  работ.  Также  он  может использоваться как пособие для самостоятельного изучения татарского языка  

.  

                                                                                                         

                                           

                                             

За последние годы создано большое количество  цифровых образовательных ресурсов, призванных играть активную роль в учебном процессе, взаимодействовать с учащимися в ходе процесса обучения, организовывать этот процесс, руководить и управлять им, программировать его.

Мультимедиа, как известно, это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).

Несомненно, что такие компьютерные уроки с интегрированными аудиовизуальными

материалами обогащают образовательный процесс, расширяют диапазон видов образовательной деятельности, стимулируют обучаемых к образованию и самообразованию. Обучающая программа, практически параллельно с усвоением материала учебного курса, обеспечивает также формирование первичных элементов информационной культуры и получение первоначальных практических умений и навыков работы на компьютере, необходимых в дальнейшей учебной  и профессиональной деятельности.

В   2005   году   разработано   и   передано   в   школы   республики   электронное мультимедийное учебно-методическое пособие по татарскому языку для учащихся 5 класса  «Татар  теле  5».  Электронное  пособие  относится  к  типу  тренажерных  и  контролирующих  программ. Учебник  содержит  123  упражнения,  основанных  на  27   типах   по   всем   разделам    языкознания,     включает    гипертекстовый      справочный  материал по татарскому языкознанию, руководство пользователяДанные  электронные  пособия    позволяют  эффективно  осваивать  учебный  

                        материал ученикам с различными способностями и разным уровнем подготовки. Они  

                        также могут быть использованы и для самостоятельного обучения.  

                               Основные способы использования программ:  

                               1. Программы могут использоваться как источник информации при разработке  

                        лекций,   иллюстративный        материал    к   урокам,   как   база  знаний,    содержащая  

                        первоисточники,  специальные  разделы  дополнительной  информации,  справочники,  

                        таблицы, словари терминов и т.д.  

                               2.   Благодаря     высокому     качеству,     разнообразию      и   интерактивности  

                        мультимедиа-компонентов        данные     программы     могут    успешно     и   эффективно  

                        применяться на уроках как наглядное пособие.  

                               3.  Упражнения  и  интерактивные  задания  позволяют  использовать  данные  программы для закрепления материала и тренировки специальных навыков.  

                               4.  Наличие  сетевой  версии  этих  программ  позволяет  использовать  их  для    проведения контрольных работ, отключив при этом возможность просмотра ответов.  

                               5.   При   наличии   в   классе   компьютерной   сети   или   хотя   бы   нескольких   отдельных  компьютеров  можно  индивидуализировать  работу  учеников  на  уроке  –   как на стадии изучения нового материала, так и при выполнении заданий.  

                                7.  Данные    учебные     программы     могут   использоваться     для   повторения  изученного материала при выполнении домашних заданий, для восполнения пробелов  в знаниях отстающими и пропустившими занятия учениками.  

Республики  Татарстан  разработан  первый    интерактивный  Интернет-учебник  по  

                        татарскому    языку      «Татар    теле  онлайн»,    который    интегрирован      в  систему  

                        электронного образования Республики Татарстан: http://edu.tatar.ru/    

  Данный  интерактивный  учебник  ориентирован  на  достижение      следующих  

                           целей:   1)   привлечение   широкой   общественности   к   самостоятельному   изучению  

                           татарского языка с использованием передовых Интернет-технологий; 2) возрождение  

                           интереса   к   изучению   татарского   языка,      культуры,   истории                 и   искусства;   3)  

                           расширение образовательных Интернет-ресурсов.  

                                    Содержание          Интернет-учебника            формируется          в     соответствии          с  

                           коммуникативной            направленностью          и     практическими          задачами       обучения.  

                           Мультимедийный   учебник   представляет   собой   целостный      курс,   состоящий   из  

                           следующих  19 модулей -  ситуативно-тематических уроков, приведенных на главной  

                           странице  Интернет-учебника    (рис.1):  знакомство,  профессии,  наш  дом,  характер,  

                           семья, СМИ, режим дня, праздники, погода, природа, в деревне, еда и национальные  

                           блюда,  продуктовый  магазин,  одежда,  человек  и  его  здоровье,  увлечения,  город  

                           Казань, образование, культура и искусство.  

На главной странице, помимо списка тем, представлена возможность

получения полезной информации («Полезное») по грамматике татарского языка,

доступа к русско-татарскому электронному словарю и др. Пользователь тут же может

потренировать память, запоминая словарные слова или правила татарского языка,

«выскакивающие» из двух соответствующих коробок «Слова» (красная коробка) и

«Правила» (синяя коробка), а также  пройти  блиц-тест на знание татарского языка,

воспользовавшись блоком «Попробуй», объединяющим шесть типов теста на правой

стороне экрана.  

Каждый урок является логически завершенной частью учебного материала и

состоит из взаимосвязанных и последовательных 4 разделов, посвященных обучению

различным видам языковой и речевой деятельности:

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные подходы к организации образовательного процесса"

Материалы городской научно-практической конференции «Управление системой подготовкивыпускников ОУ НПО и СПО в условиях реализации ФГОС третьего поколения» СПб, 2012г....

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

В статье раскрываются современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения....

Сценарий педагогического совета «Современные подходы к организации образовательного процесса в МАОУ «Гимназия №1» в условиях новых образовательных стандартов»

Цель педагогического совета:- повышение эффективности образовательного процесса через внедрение современных  подходов  к организации образовательного процесса,- непрерывное совершенствование...

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО. Новые педагогические технологии

Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире. Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании определены Федеральными государственными обра...

Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях ФГОС»

Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в...

«Совершенствование качества образования через применение педагогических образовательных технологий и современных подходов в организации образовательного процесса на уроках информатики»

Доклад содержит описание  современных педагогических технологий применяемых на уроках информатики, таких как, информационные, компьютерные, здоровьесберегающие, игровые технологии, учебный проект...