Урок по творчеству А.Ахматовой
план-конспект урока (11 класс) на тему
Углубить биаграфические знания об Ахматовой.Отработать навыки анализа текста ...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ahmatova.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Судьба трагическая, победоносная...
(по творчеству Анны Ахматовой)
Цель: 1. Углубить биографические знания об А. Ахматовой.
Подвести учащихся к мысле о том, что даже если человек не знает биографии Ахматовой, но, выстроив цепочку из стихотворений в хронологическом порядке,он может проследить изменение душевного состояния поэтессы в зависимости от событий жизни как личной, так и событий, происходящих в обществе.
2. Отрабатывать навыки анализа стихотворного текста, поиска художественных примеров и поэтических образов в лирике Ахматовой.
3. Воспитывать чувство гордости за русскую литературу, создавшую поэтов в смутные времена.
I. Сообщение темы и цели урока
Ребята, тема нашего сегодняшнего урока: «Судьба трагическая, победоносная...» (по творчеству А. Ахматовой).
Так как сегодняшний урок посвящен А. Ахматовой, то, прежде всего, перед нами встает образ поэтессы, а значит сегодня должны звучать стихи. Вы покажите свои умения и навыки выразительного чтения и грамотного анализа стихотворений. Также мы имеем редкую возможность на сегодняшнем уроке послушать, как звучат стихотворения Ахматовой в исполнении мастера слова Игоря Кваши.
Эпиграфом к этому уроку я взяла слова Юнны Мориц:
Быть поэтессой в России -
Труднее, чем быть поэтом:
Единица женской силы в
Русской поэзии — I ахматовец.
Эти строки говорят нам о великой поэтической силе А. Ахматовой, о ее огромной роли в истории русской поэзии.
Мне бы хотелось начать наш урок музыкой Рахманинова.
Проблемный вопрос:
Вы послушайте ее и скажите, почему же звучит именно такая музыка, когда мы говорим об Ахматовой, что вы представляете, слушая ее?
Ответы учащихся по поводу прослушанной музыки:
Да, эта музыка мятежная, волнующая, тревожная, но, в то же время, возвышенная, красивая — очень похожая на саму А. Ахматову. Музыка нас увлекает, зовет к жизни, но жизни сложной, полной тревог и невзгод.
Мне бы хотелось дополнить. У нас на уроке сегодня очень много портретов Ахматовой. А мы из предыдущих уроков знаем, что она была очень красива, и что многие художники хотели бы написать с нее портрет. Видимо, еще и поэтому мы начали урок такой красивой музыкой, очень похожей на саму поэтессу.
II. Активизация мысленной деятельности.
Посмотрите, пожалуйста, на оформление нашего класса. Мы видим три преобладающих цвета: синий, желтый и зеленый. Синий цвет, устремленный вверх, символ надежды и мечты, желтый цвет -символ тоски и разочарования, уныния и безысходности, зеленый - цвет жизни, весны, пробуждения, стремления к обновлению.
А вот ваза, в которой не совсем обычное сочетание — желто-коричневые засохшие ветки и пробивающаяся сквозь них алая роза.
Проблемный вопрос:
Мне бы хотелось, чтобы вы в течение урока подумала, а потом сказали мне, почему же именно так мы сегодня оформили наш класс.
Ребята, мы из предыдущих уроков знаем, что А. Ахматова принадлежит к течению акмеистов. Давайте вспомним, что же это было за течение.
Ответ учащегося:
Акмеизм — стремление понять внутреннее состояние человека, передать сокровенные переживания, передать отношение к жизни, быстротечность бытия.
III. Переход к основной части урока.
Повторение опорных знаний.
Друзья мои, мы с вами уже изучили биографию поэтессы, давайте вспомним события из ее жизни (основное):
писать начала она еще в 11 лет;
взяла псевдонимом фамилию своей пробабушки;
через ее жизнь прошла революция, ВОВ, сталинские репрессии, годы мирной, но неспокойной жизни.
С детских лет она была человеком неугомонным, жизнелюбивым:
Стать бы снова приморской девчонкой,
Туфли на босу ногу надеть,
И закладывать косы коронкой,
И взволнованным голосом петь...
Такие строки она писала, вспоминая о детстве.
VI. Изучение нового материала.
Когда мы говорим об Ахматовой, то сразу же вспоминаем ее лирику, а лирика тем и отличается от других жанров, что отражает личное я, то есть поэт в своих стихотворениях пропускает события жизни и общества через свое личное восприятие. Вся линия жизни и общества через свое личное восприятие. Вся линия жизни Ахматовой красной нитью проходит через ее поэзию, что она чувствует, как переживает — все это мы видим в ее стихах. И если мы с вами выведем формулу ее жизни, то получим следующее:
Судьба трагическая (=?) линия жизни Ахматовой
Победоносная (=?) жизнь в поэзии.
Несмотря на то, что жизнь ее была полна тревог, потерь и разочарований, она выстояла, она творила, она жила, ее поэзии победила все невзгоды, вся ее жизнь — в ее поэзии. Вам в конце урока нужно будет закончить эту формулу. Подумайте, какой знак вы поставили бы между данными понятиями.
Самые первым сборником ее стихов бы «Вечер», вышедший в 1912 году. Давайте послушаем стихотворения из этого сборника.
«Сжали руки под темной вуалью...» (анализ)
А какие еще изобразительные средства вы увидели в этом стихотворении?
В 1914 году выходит П сборник «Четки», хотя он вышел в смутное время, бурное и жестокое, стихи о любви народу требовалось, и сборник разошелся молниеносно. Стихи из этого сборника: из газеты.
Угадаешь ты ее не сразу,
Жуткую и темную заразу...
Скажите, какая самая яркая строчка в этом стихотворении.
В 1917 году... Революция. Многие эмигрируют. Встают перед выбором уехать или разделить участь своей страны; у Ахматовой появляются следующие строки:
Мне голос был …
Ребята, а как вы относитесь к тем людям, которые в труднуе время покидают Родину?
В это время А. Блок сказал следующее:
Ахматова правда — убежит от
революции — грех! Ахматова
всегда была со своим народом.
«Не с теми я, кто бросил землю...» (1922)
Сейчас мы знаем, что революционная страна была суровой родиной для тех, кто оставался с ней, поверил и понял ее. Суровой она была и для Ахматовой. В 1917 г. вышел ее очередной сборник «Белая стая».
«Есть в близости людей заветная черта...»
А какие еще стихи о любви вы читали и знаете?
Пришли годы гонения интеллигенции. Настало время недоверия к людям культуры со своим мнением. Для Ахматовой это были годы вынужденного молчания. Но Ахматова скажет:
«Я никогда не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
Новый всплеск творчества Ахматовой — годы Великой Отечественной войны. Война застала ее в Ленинграде. Во время блокады ей удалось вылететь в Москву, а потом, до мая 1944 года, жила в Ташкенте. Часто выступала в госпиталях. В самое страшное время Ахматова сказала бодрящие, торжественные и величавые строки:
Мы знаем, что ныне лежит на весах,
и что совершает ныне.
Час мужества пробил на наших
часах, и мужества нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем
И внукам дадим, и от плена спасем навеки!
В первые же дни войны А. Ахматова обратилась ко всем женщинам Родины со словами клятвы:
И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
(1941 г.)
Главной чертой Ахматовой была, пожалуй, любовь к Родине, родной земле.
«Родная земля»
V. Ассоциативно-цветовое восприятие поэзии Ахматовой.
Сегодня прозвучало очень много стихов А. Ахматовой, а сейчас давайте послушаем ее стихотворение в исполнении мастера слова Игоря Кваши. Но прежде, чем мы с вами прослушаем запись, я хочу, чтобы вы взяли карандаши и отразили цветовое восприятие этого стихотворения.
Проблемный вопрос
Скажите какие цвета на ваших рисунках преобладают? Объясните свой выбор. Таким образом, вы сами ответили на вопрос, поставленный в начале урока: «Почему именно так оформлен наш класс?» (Объяснение цветов). Скажите, я что же символизирует это: коричнево-желтые ветки и роза.
Ответ учащихся.
Ветки — это жизнь Ахматовой, полная тревог и лишений, а красная роза — это сама поэтесса, которая победила свою сложную судьбу. Роза красная — символ любви и жизни.
VI. Вывод урока
А теперь давайте вернемся к нашей формуле. Скажите, какой же знак мы должны поставить между этими понятиями?! Правильно, равно.
Ахматова была великой поэтессой, соединившей европейскую и русскую культуру XX века.
Евтушенко посвятил ей такие стихи:
Она связала эти времена
В туманно-теневое средоточье
И если Пушкин — солнце,
То она
В поэзии пребудет белой ночью …
И ты распад всемирный, не убий
Ту связь времен — она еще поможет
Ведь просто быть не может двух Россий,
Как быть и двух Ахматовых не может.
Она была великой труженицей, она была великим поэтом!
VII. Итоги урока.
И пусть эти слова прозвучали как итог сегодняшнего урока, мне бы хотелось, чтобы каждого из вас затронула судьба и поэзия этой женщины. Я хочу поблагодарить всех ребят, принимавших участие в подготовке и оформлении класса, в сборе материала к уроку, участвовавших в уроке. Я думаю, что все сегодня заработали отличные оценки. Спасибо всем. Урок окончен.
VIII. Домашнее задание.
Задание творческое: с каким временем года у вас ассоциируется поэзия Ахматовой? (Докажите это произведениями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по творчеству Анны Андреевной Ахматовой.
Дается характеристика первых сборников поэта, введется рассказ о детстве и юности А. Ахматовой...
«Тайны ремесла» поэтического творчества А.Ахматовой (Горенко)(Урок в 11 классе)
Особенности поэтического стиля Анны Ахматовой....
Урок по творчеству А.А.Ахматовой
Материалы о жизни А.Ахматовой, стихи поэтессы и её друзей...
Урок литературы по творчеству А. Ахматовой в 11 классе
Урок литературы по творчеству А.А.Ахматовой в11 классе...
Урок-игра "Она была поэтом" по творчеству Анны Ахматовой.
Если у ученика появляется восхищение личностью писателя – учитель может поздравить себя с победой. Пути к ней могут быть разными. Но самый эффективный – игра. Пусть каждый школьник почувствует ...
конспект урока по литературе в 11 классе " Мне дали имя при крещении- Анна" (вводный урок по творчеству А. А Ахматовой)
Данный урок является вводным к изучению творчества. А. А. Ахматовой. Накануне учащиеся были разделены на группы, каждая работала над своей темой. На уроке ребята представляли результат своей работы....
урок литературы по творчеству А. Ахматовой
Цель урока литературы в 9 лингвистическом классе: познакомить учащихся с узнаваемыми чертами поэтики А. Ахматовой.Главной задачей урока является овладение навыками аналитического чтения лирических про...