урок по роману Ч.Айтматова "Плаха"
план-конспект урока (10 класс) на тему
Цена поозрения....(по роману Ч.Айтматова "Плпха"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aytmatov_okr.urok_.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Цена прозрения ……(по роману Чингиза Айтматова «Плаха»).
Цель: Поднять экологические проблемы, вызвать интерес обучающихся к освещению в романе проблем, приобщить к осознанию их и решению, обращаясь к примерам из романа «Плаха»,воспитывать экологическую культуру, развивать чувство ответственности, отрабатывать навыки анализа текста.
Ход урока: Объявление темы урока и цели. Обратить внимание на эпиграф к уроку:
Наконец-то мы прозрели, прозрели глаза и ,оглянувшись назад, увидели пустоты …
Ч.Айтматов.
Слово учителя: Я неслучайно обратила ваше внимание на слова Ч.Айтматова.В ходе урока мы постараемся понять, о каких «пустотах» предупреждает нас писатель,и как этого избежать. Говоря об экологических проблемах,мы обращаем свой взор на творчество Айтматова, на его роман «Плаха».
Роман-крик, роман- предостережение! Роман, заставляющий задуматься над вопросом :а кто же я в природной цепочке жизни, на чьей я стороне?! Ведь, «Плаха» - мозаика ,сложенная из самых разнообразных блоков действительности, освещающая несколько волнующих нас тем. Одна из них – тема экологии.
Минута психологической настройки.
Звучит музыка В.Моцарта «Реквием». Почему звучит именно такая музыка?
Обучающийся : Музыка как будто предупреждает, предостерегает нас.
Учитель: О чём же предупреждает нас эта музыка? Какая экологическая драма
разыгрывается на страницах произведения?
Обобщение знаний по роману. ( Ответы обучающихся).
1-й обучающийся : Давайте попробуем представить картину, описанную Айтматовым (Текст…начало первой главы романа). Итак , автор начинает роман с описания природы и жизни волков. Почему? Важно отметить, что ,что в «Плахе» образ волка трактует нетрадиционно,это антипод человечности, внушающий ужас и ненависть, а естественное и необходимое звено в вечной круговерти жизни и смерти. Охотиться на живых существ ему преднозначено природой,но он не жесток. Встретив в степи Авдия , дружелюбно подзывающего волчат, волчица не трогает нагого безоружного человека (пример из текста).Так откуда вражда? В чём роковая ошибка? И так ли неотвратим ход событий ? ( Попытаемся найти ответ в тексте).
Работа с текстом.
Первый обучающийся: Охота на сайгаков.
Второй обучающийся : Вывод о жизни и смерти волчат.
Третий обучающийся : Вывод продолжается… Детёныши – это продолжение рода , а волчата все погибают ( текст о пожаре)… природа , которую олицетворяют волки и человек сошлись в смертельной схватке…
Обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний.
Учитель: Итак, писатель озабочен глобальными проблемами человечества. Проблема единства природы и человечества воплощена в «Плахе» с такой потрясающей силой и выразительностью , на которые оказывались способными немногие. Айтматов пытается «достучаться» до сердец человеческих. Ведь человек – дитя природы, но алчная жестокость, агрессивность рождают нравственную пустоту, «вакуум», который в свою очередь, заполняют духовными суррогатами- наркотиками и алкоголем. Всё это следствие бездуховности , приводит приводит к страшному – гибели детей. Давайте проследим на примере текста поэтапное отторжение природы и человека друг от друга, хищников и людей.
Работа с текстом.
Взаимоотношения волков ,их ответственность друг за друга, забота о ближнем.
Первый обучающийся :( текст)
Второй обучающийся : (текст)
Третий обучающийся :( текст) Сопоставить отношения людей друг к другу.
Четвёртый обучающийся : (текст) Вывод: Стремление улаживать отношения с позиции силы чревато нравственной смертью человечества. Вот Бостон убивает Базарбая. Но,совершив насилие, Бостон осущает, что переступили черту, отделяющую человека от нечеловека. Для Человека в нём самом настапил конец света…( Пример из текста… убийство Базарбая).
Учитель: А какой вывод сделали вы в ходе исследования.
Первый обучающийся : На протяжении романа виден разрыв,происходящий между природой и человеком. Насилие, принуждёние, беспощадность обычно брали верх над добром . Но вот наступил переломный момент в истории человечества, когда полностью обнаружилась слабость насилия, ущербность психологии завоевателя.Конец света наступает не от сверхестественных сил, а от вражды человека и природы. Ч.Айтматов не только призывает, но и предупреждает : путь вражды ведёт в бездну. Загнанная, обречённая на гибель без потомства волчица Акбара похищает дитя Бостона.Выстрел Бостона ранит волчицу, но убивает и ребёнка.
Учитель: Таким образом, покорение природы (волчица – символ её ) оборачивается символической гибелью самого человечества. Для чего в романе показано столько смертей?
Второй обучающийся :Показывая гибель и волчат, и людей ,и истребление сайгаков, я думаю, автор не возвышал зло над добром, здесь преследовалась жизнеутверждающая цель- через неприятие зла в его самой непримиримой форме, через смерть…
Выводы по творческому применению знаний, навыков , умений.
Учитель: Вернёмся к теме урока и к эпиграфу .О каком же прозрении хочет сказать нам автор?
О каких пустотах идёт речь в эпиграфе?
Ответы обучающихся.
Учитель: В начале урока прозвучал отрывок из «Реквиема» Моцарта, музыкальное траурное богослужение по умершему…
Но , может быть, пора остановиться?! Может быть именно нам пора понять , что жизнь наша действительно коротка, и чем дольше на свете живёшь, тем глубже вроде бы ты должен воспринимать это сверхсчастье , а не повод к запоздалому самоутверждению любой ценой. Опустошение себя ненавистью, завистью, злобой делает человека рабом ночи, а не творцом света…
Мера жизни неисчерпаема…Вчерашний день прожит. Сегодня наступает новый день, а с ним и новая грань бытия, новые заботы, новые сомнения…
Сегодня каждый час по-особому ложиться на весы истории, и что-то начнётся прозрение.
Да неужто мы настолько оглупели… То, что нынче происходит – ведь это и есть прозрение. Медленно, но уверенно мы сбрасываем с себя путы самодовольства, самообольщения, спеси. На земле каждый имеет право на самое дорого – жизнь. Но нельзя забывать , что ничто не даётся так дорого как , и ничто не ценится дешево как человеческая жизнь.
Вот она природа , которую нам надо сохранить ( звучит запись «Природа. Голоса птиц.»).
Итоги урока , мотивация оценок.Учитель : Сегодня класс работал активно на уроке. (Объявление и выставление отметок).
Домашнее задание: Подготовить ответ на вопрос: каков же подход автора ( Ч.Айтматова) к экологической проблеме, найти примеры подтверждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Своя игра"Заключительный урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн...
Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...
Презентация к уроку по роману И.А.Гончарова "Обломов"
Презентация к уроку литературы в 10 классе...
Урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"в 10-м классе. Свидригайлов и Раскольников.
Проведение этого урока позволит учащимся более глубоко и полно понять основные проблемы романа, теорию Раскольникова.Целесообразно посвятить весь урок идейно-художественной функции образа Свидригайлов...
Урок по роману Е.И.Замятина "Мы". Тема "Проблема личности и государства в романе"
Данный урок завершает изучение романа в 11 классе....
Презентация к уроку по роману Вальтера Скотта "Айвенго". Урок внеклассного чтения в рамках литературы Красного Креста
В сборнике "Литература Красного Креста" для 6 класса, имеющемся в библиотеках российских школ, есть отрывок из повести "Айвенго". Данная презентация помогает раскрыть главную проблему отрывка: кто сил...
Один день из жизни Онегина (Вводный урок по роману А.С. Пушкина) урок в 9 классе
Презентация помогает начать изучение романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин", определить идею произведения, познакомиться с нравами и бытом дворян 19 века....