Международный конкурс творческих работ «Мой Пушкин»
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме
Творческая работа "Чарующий мир поэзии А.С. Пушкина" представляет собой размышления учителя русского языка и литературы о чудодейственной силе лирики гениального русского поэта всех времен и поколений. Заинтересованный читатель найдет в ней ответы и на волнующие его творческую натуру вопросы. Работа рассчитана на всех тех, кто не равнодушен к поэзии. Материал можно использовать и в рамках подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
гуманность любовь дружба честь достоинство Отечество оптимизм | 16.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Международный конкурс творческих работ «Мой Пушкин»
Номинация
Сочинение «Чарующий мир поэзии А.С.Пушкина»
Автор: Михайлова Валентина Никандровна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей №4» г. Чебоксары Чувашской Республики
Чебоксары – 2015
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!
А.С.Пушкин
Именно эти стихотворные строки вспоминаются при весёлом имени Пушкина. Почему? Ответ прост: мне далеко за 50, тем не менее я отношу себя к этому младому незнакомому племени. Наша память хранит с малолетства это весёлое имя: Пушкин. Его поэзия освещает наши души с раннего детства до глубокой старости. Без этого света, без солнца русской поэзии наша жизнь была бы обречена на духовное сиротство. Всё, чем дышит, чем окружён человек, что его волнует и тревожит, что радует и вселяет надежду, - обо всём в поэтической форме рассказал Александр Сергеевич Пушкин.
Впрочем, всё по порядку. «Унылая пора! Очей очарованье!/ Приятна мне твоя прощальная краса. /Люблю я пышное природы увяданье, /В багрец и золото одетые леса», - вспоминает каждый, кто внимателен к сезонным переменам в природе. Не видеть «пышного увяданья природы», не знать этих «солнечных» слов просто немыслимо.
Время безжалостно бежит, вот уж «октябрь наступил», дни пасмурные, тучи хмурые, небо серое, птиц не слышно боле… Снова пушкинский оптимизм возвращает нас к жизни, и мы повторяем: «Уж небо осенью дышало, /Уж реже солнышко блистало,/ Короче становился день/ Лесов таинственная сень/ С печальным шумом обнажалась…» Так обожествлять каждый божий день может только Пушкин.
В природе есть праздники: золотая осень, листопад, первый снежок, пробуждение природы после зимней спячки. Чарующая поэзия Пушкина завораживает слух читателя и невольно превращает его в собеседника, наблюдателя, очарованного зимним волшебством. Каким же открытием Пушкина были для меня услышанные от дочери- первоклассницы строки: «На красных лапках гусь тяжёлый, /Задумав плыть по лону волн,/ Ступает бережно на лёд, /Скользит и падает. /Весёлый вьётся белый снег, /Звездами падая на брег».
Да это просто волшебство. Нет ничего правдоподобнее и поэтичнее. В этом и весь Пушкин и его чарующая поэзия.
Пушкин – наше всё, для всех он один, и в то же время каждый вправе утверждать: «Мой Пушкин». Именно о моей зиме и о моей деревне Пушкин сказал: «Зима!.. Крестьянин, торжествуя, /На дровнях обновляет путь; /Его лошадка снег почуя, /Плетётся рысью как-нибудь»… Лирический герой Пушкина живёт в согласии с природой, он неразрывно связан с ней.
А каковы взаимоотношения людей в поэзии Пушкина, каковы Он и Она , что их связывает? На ум приходят строки: «Я помню чудное мгновенье/ Передо мной явилась ты, /Как мимолётное виденье, /Как гений чистой красоты», посвящённые А.П.Керн. Лирический герой Пушкина просто боготворит свою возлюбленную и желает только добра, света и любви: «Я вас любил. Любовь ещё, быть может, /В моей душе угасла не совсем. /Пускай она вас больше не тревожит, / Я не хочу печалить вас ничем».
Возвышающая душу гуманность Пушкина не может не волновать сердца и души читателей разных возрастов: «Любви все возрасты покорны, /Её порывы благотворны». Действительно, искренне любящий человек не способен на подлость, на обман, им движет любовь, сострадание, милосердие. Как не хватает сегодня нам этих ценностей: умения понимать ближнего, прощать обиды, просто любить.
Способен ли лирический герой Пушкина дружить, что ценит он прежде всего в дружбе? «Друзья мои, прекрасен наш союз! /Он, как душа, неразделим и вечен», - с гордостью восклицает поэт в очередном стихотворении, посвящённом 19 октября. Как известно, друзья-лицеисты дали клятву ежегодно в день открытия Лицея встречаться. Пушкин- поэт чтит эту клятву и дорожит лицейской дружбой: «Мой милый друг! Мой друг бесценный!/ И я судьбу благословил, /Когда мой двор уединённый, /Печальным снегом занесённый, Твой колокольчик огласил», - напишет он своему лицейскому другу Ивану Пущину, сосланному в Сибирь за участие в декабристском восстании.
Лирика Пушкина имеет автобиографический характер. В своих стихах поэт с большой правдивостью передаёт переживания, мысли и настроения, характеризующие его духовный мир и воссоздающие его духовный облик.
Стихотворение «Няне» пронизано глубокой любовью и преданностью своей няне, он называет её «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя». Давно-давно ты ждёшь меня». Каждое слово взвешено, продумано, так легко, просто и поэтично и в тоже время ёмко и полно. Облик няни в годы душевной тревоги становится особенно дорогим и близким: «Вот опальный домик, /…/ Уже старушки нет – уж за стеною/ Не слышу я шагов её тяжёлых, /Ни кропотливого её дозора». В этих полных нежной привязанности стихах – благодарная память о няне.
Пушкин писал удивительно сжато, коротко, лаконично. Свое призвание и предназначение он осознал ещё в лицейские годы, о чём в стихотворении- посвящении «К другу стихотворцу» сказал так: «Мой жребий пал,/ Я лиру избираю».
Бесспорно, у великого поэта был особый, неповторимый, праздничный талант: горе и невзгоды, тоска и печаль несут отблеск огромного жизнелюбия. Вероятно, поэтому над Пушкиным не властно время. «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу»,- не сомневается читатель. Каждое новое поколение обретает в нем своего современника, каждый человек – близкого, верного, сердечного друга.
Чарующая поэзия Пушкина, как ангел-утешитель, приходит к нам на помощь и спасает наши души от духовного оскудения:
Поэзия, как ангел-утешитель,
Спасла меня. И я воскрес душой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о проведении выставки-конкурса творческих работ учащихся, их родных и сотрудников школы
Ежегодно в нашей школе (ГОУ СОШ № 693 г. Москвы) мы проводим выставку работ по рукоделию, декоративно-прикладному искусству, керамике, вышивке, вязанию, изобразительному искусству и т.д., и т.п. С каж...
Городской конкурс творческих работ учащихся и педагогов образовательных учреждений по теме "Герои нашего времени"
Городской конкурс творческих работ учащихся и педагогов образовательных учреждений по теме «Герои нашего времени», посвященного новомученикам и исповедникам Марийской землив рамках...
Конкурсная работа "Другому как понять тебя" на краевой конкурс творческих работ "Русский язык как окно в мир".
Конкурсная работа "Другому как понять тебя" (номинация "Русский язык среди других языков мира") на краевой конкурс творческих работ "Русский язык как окно в мир" представляет собой рассуждение о...
Положение о конкурсе творческих работ студентов "Антитабачная реклама"
Соглассно данного Положения о конкурсе творческих работ "Антитабачная реклама" в ГБОУ СПО "Московский областной колледж информационных технологий, экономики и управления" МО проводился конкурс по разл...
Диплом лауреата второго Международного конкурса исследовательских работ учащихся и студентов "Магнит Познания"
Диплом обучающейся 7 класса за исследовательскую работу "Реальная экономия семейного бюджета"...
Международный конкурс творческого мастерства # Прибыль слов
К финансовой терминологии предлагаю аналоги, созданные на основе средств русского языка. Краткая историческая справка о происхождении финансовой терминологии....
Районный конкурс творческих работ по космонавтике «Звёздные дали», посвящённого 55-летию со дня первого выхода человека в космос Номинация конкурса: Исследовательская работа: «Дорога в космос»
Районный конкурс творческих работ по космонавтике «Звёздные дали», посвящённого 55-летию со дня первого выхода человека в космос Номинация конкурса: Исследовательская работа: «Дорога...