Любовь в жизни Михаила Сеспеля
методическая разработка (9, 10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Любовь в жизни Михаила Сеспеля
(литературный вечер для 10-11 классов)
1 ведущий: Сеспель – это подснежник. Такой псевдоним выбрал себе Михаил Сеспель-Кузьмин, сын чувашского крестьянина, почти все его стихи подписаны этим псевдонимом, который потом, незадолго до смерти, сделал своей официальной фамилией.
18-тилетний поэт, восторженно встретивший Октябрь, чувствовал себя именно таким цветком – рискованно смелым, нетерпеливо торопящим расцвет новой весны, откровенно и бесхитростно нежным.
«Поэт с пылающим сердцем», - называют в нашем народе М. Сеспеля – основоположника чувашской советской поэзии.
1 чтец: Поведай мне, страна родная:
Когда народу явишь ты
Того, кто твой язык прославит
И былью сделает мечты?
О, сын чувашский, с жарким сердцем!
Откликнись, Родину любя.
Подай нам голос, мы заждались.
Не верю я, что нет тебя!
Приди скорее и наполни
Звучаньем новым нашу речь!
Чтоб слово пламенем чистейшим
Могло сердца людей зажечь!
Твое навек запомнят имя:
От Чебоксар до Ковылей,
Через Цивильск, Чикме и, Ядрин
Звон песни полетит твоей.
2 ведущий: Н. Рубис, которая была рядом с поэтом в последние дни его жизни, назвала Сеспеля «Великим Страдальцем». «Великий Страдалец - не боюсь я этого слова, потому что он верно отражает его жизнь. Ведь личная жизнь Сеспеля – непрерывная цепь страданий: от болезней, от голодовок, от клеветы злостной, чудовищной, от трагедии его любви».
1 ведущий: Именно умение страдать сделало его поэтом. Переживая и страдая, он не замыкался в себе, наоборот, чем больше сам мучился, тем больше любил людей.
Но у Сеспеля была своя особая теория любви. Поэт писал, что любит обыкновенно тех, которые не похожи на себя, и считал деление любви на два рода неверным: любовь одна, вечная любовь, родство души. Тем самым поэт возвеличивал духовное единение влюбленных.
2 чтец: «Дорогая! Среди миллионов людей я нашел Вас. Ходил я по свету и искал счастья, но все женщины так похожи были друг на друга, так скучно- бессодержательно, как куклы, похожи одна на другую. Я никогда не верил в счастье от женщины… Я нашел Вас. Я встретил Вас родную, милую Ах, почему Вы так мучительно дороги мне. Почему я страдаю, вспоминая Ваше доброе отношение ко мне. Милая Нуся!»
2 ведущий: Так пишет Сеспель Анастасии Червяковой, с которой познакомился в Тетюшах, в квартире своего товарища по семинарии и комсомолу Павла Бекшанского.
Анастасия Червякова свою юность провела в купеческой среде, она – крестьянская дочь, сначала была взята в дом купца как нянька-сверстница настоящей купеческой дочери, а потом ее смерти была удочерена купцом. Затем, когда купцу надоела чужая девка в доме, он охотно, не считаясь с тем, ровня или не ровня, выдал ее замуж за техника земской управы Николая Червякова. В семейной жизни она была несчастлива. Муж ее не любил. Женился он, скорее, рассчитывая на приданое. Но купец и его, и свою приемную дочку обманул. Жили они плохо, ссорились.
Предоставленная сама себе, Анастасия много читала, окончила гимназию и библиотечные курсы. Неудачная любовь и семейная жизнь сделали ее сентиментальной, чувствительной, но моральные устои и условности держали ее в крепком плену. Даже когда появились чувства к Михаилу, она не дала этому чувству воли, а Сеспель страдал.
3 чтец: «Почему судьба так жестока? Почему она заставила меня жить только Вами? Почему только страдания мне дали Ваши доброта, Ваша чудная душа, Ваш милый образ. Жил Вами, дышал Вами только для того, чтобы Вы без чувства сожаления, с мирной душой уехали навсегда…»
1 ведущий: Так пишет Михаил к своей возлюбленной, которая после обмена первыми поцелуями напугалась и сбежала в Симбирск.
Сеспель считал ее недоступной, недосягаемой высотой, а себя он считал недостойным ее.
4 чтец: «Среди ночи… Один… Боже, как трудно, невыносимо. Я над невидимой могилой, под которой схоронены, может быть, навеки все лучшие чувства, все светлое, все хорошее. Нуся, под этой могилой погребена моя жизнь. Милая, я плачу над этими строками. Я теперь без жизни. Я мертвец. Все кончено. Кончена моя самая светлая часть жизни. Как я вынесу все страдания. Нуся, милая».
2 ведущий: пишет поэт, находясь в Тетюшах, Анастасии Червяковой.
Сохранилось около 100 подлинных писем Сеспеля, написанных им в 1919-1921 гг. «Нуся! Вы – моя юность. Вы – мое первое счастье. Вы – моя первая любовь. Я молюсь Вам», - писал он в письмах, адресованных Червяковой. Своей «лучезарной Нусе» поэт посветил немало стихотворений, полных любви и нежности.
1 чтец: «Не спеши уходить – погоди
Хоть минуту, мгновенье одно!..
Бьется сердце в мятежной груди,
И любви, и сомнений полно.
Хоть минуту, мгновенье одно
Проведи, дорогая, со мной,
Если вместе с тобой не дано
Нам идти по дороге одной!
Дорогая, останься со мной,
Отдохну у тебя на груди!
Пусть лишенья и холод, и зной -
Пусть тоска у меня впереди».
1 ведущий: После освобождения из тюрьмы Сеспель едет на лечение в Крым и связь с Червяковой прерывается. Здесь он знакомится с украинским поэтом Федором Пакрышень, который приглашает к себе на Черниговщину.
Сеспель вскоре поступает на службу в Остерский уездный земельный отдел и полностью уходит в работу.
По истечении 3-х лет Червякова, оставшись без мужа, многое пересмотрев в своей жизни, воспылала любовью к Сеспелю.
2 чтец: «Страстно хочу видеть тебя во что бы то ни стало. Смотреть на тебя… Рассказать тебе, сколько пережито… Сказать о том, что я люблю тебя так сильно, что не могу выразить на бумаге. Хочу тебя видеть, все сказать лично… Ты моя последняя любовь. В эти годы – любовь не проходит бесследно, она оставляет глубокий след… Я душой твоя. Коли любишь – возьми меня к себе. Своей любовью я тебе дам силы для жизни, ты будешь счастлив. Милый, вернись!»
2 ведущий: В другом письме, датированном 14 сентября 1922 года, она пишет: «Прожитые годы убедили меня, что я не забуду тебя, не сумею вычеркнуть из своей памяти, как бы того ни желала… Я одна. Некому сказать слова, да и не хочу я ничьих утешений, я никогда не доверяю людям своего горя, своего чувства… Я любила и люблю Вас, но об этом пишу Вам, не знаю зачем, когда уже поздно: Вы не любите меня, жалеть о чем-либо поздно… Я задыхаюсь в этой среде, среди этой лжи и притворства, хочется уехать куда-нибудь».
3 чтец: «Миша, неужели забыли Вы своего неизменного друга, от которого я никогда не ожидала этого? Как это будет тяжело, если это так для меня. Ведь я совсем одна, и даже родной город стал для меня чужим. Живу лишь прошлым, ни настоящего, тем более будущего нет. Впереди – старость, одиночество. Как бы я хотела, чтобы Вы были здесь! Неужели я не увижу Вас? Может быть, Ваши чувства ко мне не изменились, и Вы не хотите вернуться поэтому… Может быть, друзьями можем остаться, все равно приезжайте».
1 ведущий: Письма, полные любви и страданий, отправлялись на Украину, а тем временем Сеспеля уже не было в живых.
Если бы они были вместе, были бы счастливы? На этот вопрос никто не может ответить, ведь существовала разница в возрасте: Червякова была старше Сеспеля на 14 лет. И сам Михаил мог остыть по отношению к ней, он ведь оставался верен себе, своим идеям, своему пути революционера-большевика.
2 ведущий: Анастасия Червякова прожила долгую жизнь. В последние годы она продала квартиру, осталась без денег и, чтобы прокормиться, продала письма М. Сеспеля, опубликовать которые завещала лишь после своей смерти.
4 чтец: «Дорогая, вдали от Тебя
Провожаю яркость, ясность дня.
День веселый средь тоски умрет.
Час разлуки ближе настает…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэт-трибун Михаил Сеспель и Украина
Исследование связи чувашского поэта Михаила Сеспеля и украинского народа....
Пушкинские мотивы в творчестве Михаила Сеспеля
Родоначальник новой русской литературы А.С. Пушкин близок и дорог многим народам. Певец свободы и дружбы народов, великий гуманист и защитник угнетенных, он вошел в национальные литературы нашей стран...
Презентация Михаил Юрьевич Лермонтов Биографические сведения. Детство. Первая любовь. Картины Лермонтова.
В презентации представлены биографические сведения о детских, юношеских годах Михаила Лермонтова. Также представлены картины Лермонтова, отражающие мировоззрение поэта....
тест по творчеству Михаила Сеспеля
для обобщающего урока...
Пушкинские мотивы в творчестве чувашских поэтов и Михаила Сеспеля
Тема проекта: Пушкинские мотивы в творчестве чувашских поэтов и Михаила Сеспеля.Цель проекта:Изучить влияние пушкинских произведений на творчество чувашских поэтов, а также сопоставить произведения А....
Презентация "Михаил Сеспель - цветок земли и неба"
В презентации представлен материал по жизни и творчеству классика чувашской литературы, реформатора стихосложения, драматурга, прозаика, общественного и поэтического деятеля Михаила Сеспеля....
Сценарий литературного вечера, посвящённого судьбе чувашского поэта Михаила Сеспеля
Материал приводит краткие биографические сведения о жизни М. Сеспеля и сценарий литературной постановки на основе воспоминаний близких поэта...