Игра "Лингвобол"
методическая разработка (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дистанционная игра «ЛИНГВОБОЛ» (для 6-7 классов)
Стоянка 1. «ФОНЕТИКА».
- Сколько вариантов переноса возможно у перечисленных слов?
Ответ: в слове РАСПИСАНИЕ 3 варианта переноса: рас-писание, распи-сание, расписа-ние.
- Авария. 2) Иду. 3) Муравьи. 4) Окно. 5) Окутать. 6) Сестра. 7) Подъезд. 8) Южанин. 9) Я. 10) Предсказание. 11) Иней.
- Определите, какими звуками являются выделенные буквы.
Ответ: 1-твердый, 2-мягкий.
- Свитер. 2) Столб. 3) Пенсионер. 4) Находка. 5) Лук. 6) Любовь. 7) Академия. 8) Дыра. 9) Рис.10) Сито. 11) Жизнь. 12) Дрожь. 13) Чай. 14) Ночь. 15) Шинель. 16) Мышь. 17) Заяц. 18) Цена. 19) Заря. 20) Зима.
- Сколько звуков обозначают буквы е, ё, ю, я в данных словах?
Ответ: 1-1 звук, 2 -2 звука.
- Ясно. 2) Объявить. 3) Я. 4) Вялый. 5) Юра. 6) Вьюн. 7) Синюю. 8) Синюю.
9) Съесть. 10) Если.
- Какой звук обозначается буквами О и Е, которые выделены в приведенных словах?
Ответ: 1- звук о, 2-звук а, 3-звук э, 4-звук и.
- Свирель. 2) Сон. 3) Лесник. 4) Весна. 5) Пень. 6) Осень. 7) Чек. 8) Семёрка.
9) Зонт. 10) Вода.
- Зная порядковый номер каждой буквы алфавита, расшифруйте заколдованный текст.
17-18-10-23-16-5-10-15-16-25-30-32-15-1-17-21-19-20-29-18-30-2-21-5-6-14-10-19-12-1-20-30-12-13-1-5.
12-16-20.
Стоянка 2. «МОРФЕМИКА».
- В каждом ряду разделите слова на 2 группы. Ответ составляется из номеров, входящих в ряд.
Образец: 1-водить, 2-вода, 3-водяной, 4-приводить, 5-подводный, 6-вывод,
7-проводник, 8-водный, 9-подводить, 10-водянистый.
ОТВЕТ: 1 ряд-1-4-6-7-9; 2 ряд-2-3-5-8-10.
А) 1-берег, 2-берёг, 3-приберегать, 4-береговой, 5-сберегательная (касса).
Б) 1-бережливость, 2-побережье, 3-набережная, 4-сбережение, 5-бережок.
В) 1-борьба, 2-боровик, 3-бор, 4-оборонный, 5-борец.
Г) 1-воронка, 2-проворонить, 3-вороночка, 4-вороний, 5-ворона.
Д) 1-буря, 2-бурный, 3-буровик, 4-бурить, 5-буровая.
Е)1-купать, 2-купить, 3-скупка, 4-купальня, 5-выкупить, 6-выкупаться.
- Образуйте от названий городов их жителей: мужчин, женщин, всех вместе.
Образец: Москва-москвич, москвичка, москвичи.
- Ростов-…2. Санкт-Петербург…3. Орёл…4. Тула…5. Новгород…6. Таганрог…7. Воронеж…8. Кострома…9. Пермь…10. Калуга…11. Самара…12. Саратов…
13. Волгоград…14. Новосибирск…
- Выберите и вставьте в слова нужную приставку или суффикс.
Ответ: 1-па-, 2-пра-, 3-су-, 4-ень 5-тяй, 6-ёжь, 7-арник.
1…сынок. 2. Лен…3. Молод… 4. Куст… 5….мерки. 6. Лив… 7. …мрак. 8. …губность. 9….бабушка. 10. …став. 11. …сека. 12. Слюн… 13. Дребед…
4. Какие гласные звуки чередуются в корнях этих слов?
Ответы: А) о//ноль звука
Б) е//ноль звука
В) и//ноль звука
Г) ы//ноль звука
Д) о//е
Е) о//а
Ж)о//ы
- Сон-сна. 2. Возить-везти. 3. Посылать-послать. 4. Окон-окно. 5. Гремит-гром. 6. Отдохнуть-отдых. 7.Читать-чтение. 8. Просить-выпрашивать. 9.Срывать-сорвать. 10. День-дня.
5. Какие приставки в этих словах? Ответы: 1-НЕ-; 2-НЕДО-; 3-НЕ- и ДО-.
1. Незнакомец. 2. Недоросль. 3. Недооценивать. 4. Недоверчивый. 5. Недотрога.
Стоянка 3. «ЛЕКСИКА».
- Что лежит в основе этих загадок: омонимия или многозначность.
А) Какой птицей можно из колодца воду достать?
Б) Какую строчку не прочитает ни один грамотей?
В) Какая мушка не летает?
- Отгадайте загадку и найдите в её тексте антонимы.
Бывает он в холод, бывает он в зной.
Бывает он добрый, бывает и злой.
В открытые окна нежданно влетит,
То что-то прошепчет, то вдруг загудит.
Притихнет, умчится, примчится опять.
То вздумает волны по морю гонять…
- Подберите фразеологизмы-антонимы.
- Кот наплакал. 2. Спустя рукава. 3. Набрать в рот воды. 4. Заварить кашу.
- Кто автор этих крылатых слов?
А) А Васька слушает да ест; сильнее кошки зверя нет; мартышкин труд; демьянова уха.
Б) Дела давно минувших дней; окно в Европу, охота к перемене мест, глаголом жечь сердца людей.
В) Как бы чего не вышло; лошадиная фамилия, на деревню дедушке, человек в футляре.
- Соотнесите пословицы и поговорки с их значением:
- Знает кошка , чьё мясо съела. 2. Знай край, да не падай. 3. Ищи ветра в поле. 4. Ласковый телёнок двух маток сосёт. 5. По одёжке встречают, по уму провожают. 6. Один с сошкой, семеро с ложкой.
Стоянка 4. «МОРФОЛОГИЯ».
- К каким признакам можно отнести следующие признаки частей речи?
Ответы: 1-общее грамматическое значение. 2-морфологические признаки. 3-синтаксические признаки.
1-род, 2-время, 3-подлежащее, 4-обозначение предмета, 5-число,
6-сказуемое, 7-обозначение признака, 8-падеж, 9-наклонение, 10-лицо, 11-определение, 12-спряжение, 13-обозначение действия,
14-склонение, 15-неизменяемость.
- Найдите третье лишнее:
- Чернила, крылья, листья. 2. Сутки, масло, молодость. 3. Курилы, Альпы, Алтай. 4. Усы, перья, щетина. 5. Носки, чулки, шорты.
3. Каким способом образованы данные прилагательные:
1-вечерний; 2-своенравные; 3-скучный; 4-неподвижный; 5-поэтический.
4. Какой частью речи являются эти слова? Ответ: 1-количественное числительное; 2-порядковое числительное; 3-собирательное числительное; 4-существительное; 5-глагол; 6-прилагательное.
1-два, 2-двойка, 3-двойной, 4-второй, 5-двое, 6-удвоить, 7-пятый, 8-пять, 9-пятилетний, 10-пятеро.
5. От каких глаголов вы не сможете образовать форму первого лица единственного числа?
1-победить, 2-побеждать, 3-преубеждать, 4-переубедить, 5-очутиться, 6-затмевать, 7-затмить, 8-дудеть, 9-сечь, 10-смутить, 11-убедить, 12-убеждать, 13-дерзить, 14-держать, 15-чудить.
Стоянка 5. «Ребусы».
Разгадайте пословицы, зашифрованные в ребусах:
-= Сто Рысь Радуга Лук Пень ... ... =-
-= ... Мышь Индеец ... Мешок Шишка =-
-= Дельфин ... ... Мяч ... Шлем Часы =-
-= Седло Мастерок Забор Листья =-
-= ... Стул Камин ... Ель ... =-