Рабочая программа по риторике 6 класс ФГОС
рабочая программа (6 класс) на тему
Рабочая программа по риторике 6 класс (Т.А.Ладыженская)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_ritorike_6_klass.docx | 34.45 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по риторике составлена для обучения в 6 Б классе на основе программы Т.А.Ладыженской: Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская, соответствует учебному пособию «Школьная риторика: 6 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: ООО «Баласс», Издательство «Ювента», 2012».
Изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных ФГОС целей образования. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности. Цель риторики - научить обучающихся эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.
II. Общая характеристика учебного предмета
В структуре курса риторики четко прослеживаются два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» - даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения ; о коммуникативных качествах речи, речевой ситуации и ее компонентах.
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для обучающихся.
В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Как правило, вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров.
Риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью. Помимо традиционных приемов и методов преподавания, на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
– риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;
– риторические задачи;
– риторические игры.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики в 6 классе – 1 час в неделю, 35 часов в год. Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Результаты | Базовый уровень | Повышенный уровень | ||
Личностные | Объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества. | Осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета | ||
Регулятивные УУД | Различать общение для контакта и для получения информации. Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания. | Овладевать приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему. Быть способным свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме | ||
Познавательные УУД | Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении. Признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою. | Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации. Искоренять ошибки в своей собственной речи. Находить отклонения от норм в письменной речи. | ||
Коммуникативные УУД | Осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета. | Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания вести этикетный диалог. Различать общение для контакта и для получения информации. | ||
Предметные результаты | Базовый уровень | Повышенный уровень | ||
Базовые знания | Базовые умения | Повышенные знания | Повышенные умения | |
Развивать способность целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения | Различать общение для контакта и для получения информации. Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания. Определять особенности использования голоса в диалогической и монологической речи. | Стремление к увеличению объёма словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении. Осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета. Признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; Слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы. | Быть способным свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т.д.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному |
Основное содержание программы
(35 часов /1 час в неделю)
ОБЩЕНИЕ (15)
Общение.
Общение. Адресат – кто он? Содержание речи. Слово ритора меняет ход истории.
Виды общения. Официальное – неофициальное общение. Классное собрание.
Несловесное общение. Великая сила голоса. Учим голос «летать». Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты.
Будь вежлив. Вежливое обращение. Похвальное слово.
Требования к уровню подготовки:
Определять вид общения (по месту общения).
Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации.
Оценивать, характеризовать голос товарища, персонажа.
Осмысливать различия в оттенках вежливости, в том, что такое истинная вежливость.
Контрольные мероприятия: устное выступление, продолжение рассказа, выразительное чтение
Речевая деятельность.
Слушание. Слушание бывает разным. Установка на восприятие. Способы и приемы слушания.
Требования к уровню подготовки:
Определять, в какой мере соблюдаются правила для слушающего.
Определять способы и приемы слушания.
Критически оценивать слушание собеседников.
Контрольные мероприятия: устное выступление, продолжение рассказа, выразительное чтение
Говорение.
Побеседуем. Беседа, ее особенности. Дружеская беседа.
Учимся отвечать. Разные ответы. Как важно начать. Развернутый ответ. Основная часть. Конец – делу венец.
Требования к уровню подготовки:
Находить коммуникативные недочеты.
Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.
Находить отклонения от норм в устной и письменной речи.
Контрольные мероприятия: устное выступление
Чтение.
Учимся читать. Учимся читать учебный текст. Ознакомительное чтение.
Требования к уровню подготовки:
Определять вид чтения.
Контрольные мероприятия: выразительное чтение
Качества речи.
Речь правильная и хорошая. Клише, штампы. Находки.
Требования к уровню подготовки:
Находить отклонения от норм в устной речи.
Искоренять ошибки в своей собственной речи.
Определять коэффициент лексического богатства речи.
Определять нарушения в точности речи.
Контрольные мероприятия: устное выступление
Письмо.
Учимся редактировать. Редактирование изучаемых речевых жанров.
Требования к уровню подготовки:
Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.
Находить отклонения от норм в письменной речи.
Искоренять ошибки в своей собственной речи.
Контрольные мероприятия: мини-сочинение
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ (10)
Тексты и речевые жанры.
Что значит изобретать речь. Топ определение. Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров.
Требования к уровню подготовки:
Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей.
Контрольные мероприятия: мини-сочинение
Вторичные тексты.
Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными. Предисловие. Отзыв.
Требования к уровню подготовки:
Составлять аннотацию.
Контрольные мероприятия: аннотация.
Рассказы.
Автор – рассказчик – герой рассказа. Услышанный рассказ. Выдуманные истории.
Требования к уровню подготовки:
Пересказать услышанный рассказ.
Придумывать истории и рассказывать их.
Контрольные мероприятия: письменный пересказ, устный рассказ.
Спор.
Как управлять спором. Если ты – ведущий.
Требования к уровню подготовки:
Овладеть этикетными средствами вежливости в ситуации спорта.
Сказки и притчи.
Понятие о притче. Уместность ее использования.
Требования к уровню подготовки:
Рассказывать притчи.
Контрольные мероприятия: сочинение-притча.
Личное письмо.
Особенности писем. Письмо – поздравление. Письмо – просьба и т.д.
Требования к уровню подготовки:
Овладеть этикетными средствами письма.
Интервью.
Календарно - тематическое планирование 6 «Д» класс – 1 час в неделю.
№ п/п | Раздел | Тема | Деятельность обучающихся | Форма организации учебного занятия | Сроки |
Общение | Адресат – кто он? | Различать общение для контакта и для получения информации. Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания. | Беседа, викторина | ||
Двуликое «что». Сигналы речи. Слово ритора меняет ход истории | Беседа, пересказ | ||||
Виды общения | Официальное – неофициальное общение | Уместно использовать изученные несловесные средства при общении. Определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь. | Беседа | ||
Голос | Великая сила голоса | Определять особенности использования голоса в диалогической и монологической речи. | Беседа | ||
Учим голос «летать» | Выразительное чтение | ||||
Жесты | Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты | Уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения. Овладевать национально-культурными нормами речевого поведения | Исследовательская работа | ||
Учимся слушать | Слушание бывает разным | Определять вид слушания и приёмы слушания. Критически оценивать слушание собеседников. Продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение. | Слушание | ||
Установка на восприятие. Способы и приёмы слушания | Слушание | ||||
Учимся читать | Учимся читать учебный текст | Знать виды чтения, уметь определять их особенности. | Беседа | ||
Ознакомительное чтение | Выразительное Чтение | ||||
Учимся отвечать | Разные, разные ответы. Как важно начать | Уметь создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла и ситуации общения. Соблюдать в практике речевого общения основные языковые нормы | Беседа | ||
Развёрнутый ответ. Основная часть. Конец – всему делу венец | Анализ | ||||
Речь правильная и хорошая | Клише, штампы. Находки | Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания. | Выразительное чтение | ||
Будь вежлив | Вежливое обращение | Продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение. Вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах. | Выразительное чтение | ||
Похвальное слово | Выразительное чтение | ||||
Речевые жанры | Изобретаем речь. Что значит изобретать речь | Анализировать типичную структуру текста. | Работа с учебником | ||
Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров | Выразительное чтение | ||||
Топ определения | Исследовательская работа | ||||
Вторичные тексты | Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными | Называть основные признаки текста, приводить их примеры. Создавать свой текст на основе исходного. | Работа с учебником | ||
Предисловие | Анализ | ||||
Отзыв | Анализ | ||||
Что произошло хоть раз | Автор – рассказчик – герой рассказа | Анализировать типичную структуру рассказа. Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни. Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания. | Работа с учебником | ||
Услышанные истории | Анализ | ||||
Выдуманные истории | Работа с учебником | ||||
Небывальщины | Анализ | ||||
Спор | Можно ли управлять спорами | Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания вести этикетный диалог. Различать общение для контакта и для получения информации. | Исследовательская работа | ||
Если ты - ведущий | Анализ | ||||
Сказки | Притча. Понятие о притче | Анализировать типичную структуру притчи. Учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания. | работа с учебником | ||
Уместность использования притчи | Анализ | ||||
Личное письмо | Особенности писем | Быть способным оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Развивать способность совершенствовать и редактировать собственный текст | Работа с учебником | ||
Письмо-поздравление, письмо-просьба и прочие | Работа с учебником | ||||
Интервью | Не просто беседа | Быть способным свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т.д.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному | Исследовательская работа | ||
Как подготовить интервью | Исследовательская работа | ||||
Презентация проектов | Защита проектов | Беседа | |||
Беседа |
Учебно-методическое и информационное обеспечение | Кол-во | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | Кол-во | Технические средства обучения | Кол-во | Оборудование класса | Кол-во |
Школьная риторика: 6 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: ООО «Баласс», Издательство «Ювента», 2012. | 26 | Д.Х.Вагапова.Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. 2013 . Ростов-на-Дон.«Феникс» | 1 | Компьютер | 1 | Доска | 1 |
Методические рекомендации к учебнику «Школьная риторика» под редакцией Т.А. Ладыженской, 6 класс, М., «Дрофа», 2013 год. | 1 | Проектор | 1 | ||||
М.Р. Львов. «Основы теории речи», М., «Просвещение», 2012 год | 1 | ||||||
.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженска я.Уроки риторики в школе. Книга для учителя.2012.МоскваЮвента-Баласс. | 1 |
Материально-технические и учебно-методические условия реализации программы по учебному предмету
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...