Две семьи- два мира.
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Урок по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_povesti_v.g._korolenko_v_durnom_obshchestve.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Две семьи - два мира.

                 (Урок по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе») 

Разработала О.Ю Кондрашина,  учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ № 10 г. Павлово Нижегородской области.

 Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока. Обучающие: продолжить знакомство с повестью В.Г Короленко «В дурном обществе»;  учить сравнивать героев художественного произведения, анализировать текст, закрепить понятие портрета в  художественном произведении, вырабатывать умение ориентироваться в тексте художественного произведения, отбирать нужный материал в соответствии с определенной задачей.

Развивающие: развитие навыков словесного рисования, внимания, развитие монологической и диалогической речи учащихся, коммуникативных и аналитических навыков, креативности, умения анализировать отдельные эпизоды художественного произведения; обогащение словарного запаса учащихся.

Воспитательные: уважение к личности человека независимо от его социальной принадлежности и материального достатка, умение объективно оценить ответ одноклассника, на примере повести                    В.Г Короленко «В дурном обществе» показать, что материальный достаток не всегда приводит к счастью, воспитание культуры общения, формирование умения выслушивать и учитывать мнение другого.  

Оборудование:

-списки детей по группам;

-учебник – хрестоматия;

- карточки с заданием для групп;

-карточки с домашним заданием;

-иллюстрации И.И.Пчёлко к повести;

-доска с эпиграфом: Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья

несчастлива по – своему. Л.Н.Толстой.

Словарная работа: портрет, контраст, герой художественного произведения.

                                                   

                                                          Ход урока.          

1.Организационнвй момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть вас всех.

2. Актуализация знаний, умений, навыков.            

- Наш урок, как обычно, мы начинаем со словарной работы. Посмотрите на доску. С какими понятиями мы уже знакомы? (Герой художественного произведения, портрет). Дайте им определение. (Герой художественного произведения, литературный герой – действующее лицо, персонаж литературного произведения, портрет- изображение внешности героя в произведении). Правильно, молодец. Сегодня

 мы познакомимся со следующим понятием: контраст. Как вы думаете, что оно обозначает?...Контраст (фр.) – резкая противоположность. Давайте запишем это определение в наши словарики.

- Все записали? А теперь давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.(Мы познакомились с жизнью и личностью В.Г Короленко, говорили о его повести «В дурном обществе», о Княж- городе, в котором происходит действие повести, о подземелье, в котором живут люди, узнали, от чьего имени ведётся рассказ).

- Да, правильно. А тема нашего сегодняшнего урока - «Две семьи- два мира». Давайте запишем в тетрадочках.

3.Постановка целей. 

- Сегодня мы с вами должны сравнить жизненный уклад двух семей: семьи пана судьи и семьи пана Тыбурция. А для этого мы организуем работу в группах. В каждой группе назначен старший Это Кирилл, Лена, Катя, Алёна и Владимир. Вы знаете, что вам надо не только организовать работу в и дисциплину в группе, но также объективно оценить деятельность каждого члена группы. Ребята, которые проявляли активность на уроке и правильно отвечали на вопросы, получат оценки.

   У вас на партах лежат листочки с заданием. Старшие групп ознакомят вас с ним. В течение 10 минут вы работаете в группах, затем мы обсудим ваши ответы. Итак, приступаем. Я желаю вам успешной работы.

4.Введение новых знаний.

Карточки с заданиями для групп.

Группа № 1.

Маруся и Соня: два детства.

1.Найдите портретные характеристики Маруси и Сони.

2.Сравните героев по следующему плану:

    а) внешность;

    б) одежда;

    в) черты характера;

    г) чем занимаются.

3. Какой художественный приём использует писатель в создании портретных характеристик девочек?

4. Рассмотрите иллюстрацию И.И.Пчёлко «Соня» и сравните её с описанием героини в повести (гл.4).

5. Рассмотрите иллюстрацию И.И.Пчёлко «Кукла». С какой целью художник использовал приём контраста?

6.Двоим членам группы написать синквэйн на одну из тем: «Соня», «Маруся».

Памятка.

Не забывайте подтверждать свои ответы примерами из текста, используя фрагменты из глав   1-5.

Группа № 2.

Вася и Валек.

1.Найдите портретные характеристики Васи и Валека.

2 .Сравните героев по следующему плану:

    а) внешность;

    б) одежда;

    в) черты характера;

    г) чем занимаются.

3. Рассмотрите иллюстрацию И.И.Пчёлко «Валек, Маруся и Вася» к повести «В дурном обществе». В чём проявляется приём контраста? С какой целью художник использовал его?

6.Двоим членам группы написать синквэйн на одну из тем: «Валек», «Вася».

Памятка.

Не забывайте подтверждать свои ответы примерами из текста, используя фрагменты из глав   1-3.

 

Группа № 3.

Пан Тыбурций Драб и пан судья.

1.Найдите портретные характеристики пана судьи и пана Тыбурция Драба

2 .Сравните героев по следующему плану:

    а) внешность;

    б) одежда;

    в) черты характера;

    г) чем занимаются.

3. Рассмотрите иллюстрации И.И.Пчёлко к повести «В дурном обществе». Найдите в 1, 4, 7, 8 главах повести описание Тыбурция Драба и внимательно перечитайте их. Какое из них больше всего подходит к портрету, созданному художником? Что можно сказать о герое повести по его портрету? Как портрет помогает нам представить себе положение героя в обществе, отношение автора к герою?

4.Двоим членам группы написать синквэйн на одну из тем: «Пан Тыбурций», «Пан судья».

Памятка.

Не забывайте подтверждать свои ответы примерами из текста, используя фрагменты из глав   1, 2, 4, 7, 8.

Группа № 4.

Взаимоотношения детей и отца в семье пана судьи.

Ответьте на следующие вопросы, опираясь на содержание повести.

1.Как относятся друг к другу дети: Соня и Вася?

2. Как относится отец к детям?

3.Какой вывод об отношениях в данной семье можно сделать на основании найденного в тексте материала?

Группа № 5.

Взаимоотношения детей и отца в семье пана Тыбурция.

Ответьте на следующие вопросы, опираясь на содержание повести.

1.Как относятся друг к другу дети: Маруся и Валек?

2. Как относится отец к детям?

3.Какой вывод об отношениях в данной семье можно сделать на основании найденного в тексте материала?

5.Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся.

-Итак, ребята, 10 минут прошло. Давайте проверим результаты вашей работы. Слушайте друг друга внимательно, старайтесь не повторять услышанное.

- Молодцы, все группы справились с заданием.

6. Закрепление нового материала.

А теперь я предлагаю вопросы для вас всех. Давайте подумаем и ответим на них:

1.Похожи ли взаимоотношения в семьях пана Тыбурция и пана судьи между отцами и детьми?

2.Вспомните, в каких условиях живут семьи.

3.А теперь подумаем, можно ли сказать, что эти две семьи похожи?

Слово учителя.

-Семьи существуют в разных мирах: одна из «приличного общества», другая из «дурного общества». Но материальное богатство не всегда определяет счастье. На примере семьи Васи мы видим, что в этой семье есть всё: и положение в обществе, и материальный достаток. Но нет главного: взаимопонимания, душевной теплоты, терпимости и доброты, в то время как в обездоленной материально семье Тыбурция все эти качества присутствуют сполна.

-Ребята, а можно ли сказать, что отношения в этих двух семьях противоположны?

А какой художественный приём используется для изображения семей пана судьи и пана Тыбурция?

 

7.Подведение итогов урока.

-Молодцы. Все вы сегодня хорошо поработали. Оценки получили…

8.Определение домашнего задания инструктаж по его выполнению.

А теперь домашнее задание. Оно записано у вас на карточках. Прочитайте его и ознакомьтесь с ним. Если по его выполнению у вас возникли вопросы, поднимите руку.

-Вопросов ни у кого нет, всё всем понятно. Спасибо за урок.

Домашнее задание.

Для учащихся 1,2,3 групп.

1.Подготовьте (устно) рассказ о семье пана Тыбурция или пана судьи (по выбору).

2.Задание по желанию: нарисовать одного из героев повести «В дурном обществе» таким, каким ты его представляешь.

Домашнее задание.

Для учащихся 4,5 групп и для старших всех групп.

Ответьте (устно) на вопросы:

1.Всегда ли материальный достаток позволяет быть счастливым?

2.В чьей семье больше терпимости, доброты: в семье пана судьи или в семье пана Тыбурция?

3.Задание по желанию: нарисовать одного из героев повести «В дурном обществе» таким, каким ты его представляешь.

4. Задание по желанию: написать синквэйн на тему: «Семья».

Терпимость- умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории Древнего Мира на тему: "Семь чудес света" (Презентация)

           СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА, (лат. septemmiraculamundi) -  самые знаменитые памятники древнего мира — египетские пирамиды в Эль-Гизе, Висячие сады Семир...

Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире.Урок обществознания в 10 классе.

Данный урок в форме круглого стола является продолжением изучения семьи как малой группы и социального института в теме «Социальные отношения»( 10 класс).Цель: воспитание ценностного отношения к...

Семья в современном мире.

Уяснение учащимися основополагающих моментов, без которых невозможно  создание счастливой семьи; Характеристика традиционности в семейных отношениях; Характеристика таких нравственных категорий к...

Семья в современном мире

Сейчас многие родители находятся в действительном обольщении по поводу своих  детей, они как не видят их недостатков (как и своих), так и не прислушиваются к словам окружающих, для них дети – это...

Урок мира: "Семья. День рождения классной семьи".

Урок мира 1.09.2012 года. Выбрана тема: "Рождение классной семьи" не случайно, так как в данном классе имеются дети-сироты....

Презентация по истории древнего мира для 5 класса "Семь чудес света Древнего мира"

Семь чудес Древнего Мира. Это список самых великих и самых поразительных строений и памятников. Некоторые, если не все, из Чудес Света обладают удивительным техническим уровнем....

Классный час: "Семь чудес света или Семь чудес Древнего Мира".

Цель:- Развитие культурного и эстетического интереса у учащихся, расширение их представлений о культуре Древнего Мира. - Создание атмосферы  "Путешествие по чудесам света".Задачи: - Раз...