Загадки Фета
статья (9 класс) на тему
Небольшое эссе о творчестве Афанасия Фета, об особенностях его мировосприятия, отразившихся в лирике. Думаю, материал будет полезен в качестве анализа поэзии Фета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_feta.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Загадки Фета.
Если захочешь ты душу мою разгадать,
То перечти со вниманием эту тетрадь.
А.А. Фет. «Е.Д. Дункер»
Афанасий Афанасьевич Фет… Ещё одна тайна русской литературы, удивительная «психологическая загадка» - именно это определение часто мелькает в критике. Загадка фетовской поэзии, в чём она? И есть ли возможность разрешить её? Уже как будто окончательно похороненная в шестидесятые годы девятнадцатого столетия, поэзия возродилась к новой жизни в восьмидесятые. И снова «смерть», почти на столетие, и воскрешение, уже в двадцатом веке. Интерес к Фету иногда возрастал, иногда падал, но Фет уже навсегда вошёл в русскую поэзию, новыми и новыми воскрешениями опровергая очередные похороны. Загадка? Несомненно. А вот и ещё одна: выпущенные в 1863 году в двух томах сочинения поэта не разошлись и за тридцать лет. Не нашли понимания? Но ведь Щедрин в том же 1863 году писал о Фете: «…Романсы его распевает чуть ли не вся Россия». А, может быть, дело в том, что всю жизнь жили в одном два человека: Шеншин и Фет. Жёсткий помещик и создатель прекрасных лирических стихов. Ответ, конечно же, надо искать в приносящей необыкновенное наслаждение поэзии Фета. Именно с ней, как ни парадоксально, связано ненавидимое имя «Фет».
Я среди плачущих Шеншин,
И Фет я только средь поющих, -
признался поэт в одном стихотворном послании. Да, Фет и Шеншин органически связаны. И в то же время связь «Фет – Шеншин» - своеобразное единство противоположностей. Искусство Фета не только тесно связано со всем существованием Шеншина, но и противостоит ему, противостоит враждебно и непримиримо.
Поэзия Фета настолько органично входила в свою эпоху, рождалась ею, что Некрасов писал о ней: «Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою её ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г.Фет». Давайте же вместе с Некрасовым насладимся прекрасной поэзией великого мастера слова.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдёт,
Раскрываются тихо листы
И я слышу, как сердце цветёт.
Вчитайтесь в эти строки. «И я слышу, как сердце цветёт». Что это? Одухотворённость природы или природность человека? Природа сливается с жизнью человеческого сердца. И в этом весь Фет, волшебник Фет, умеющий как никто «забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой». Природа и человек у Фета неразделимы:
Тихо под сенью лесной
Спят молодые кусты…
Ах, как пахнуло весной!...
Это наверное ты!
Понимаете? Она и есть сама весна, светлая, молодая, долгожданная. Разве не чудо?! Так написать мог только очень русский поэт, как бы вобравший в себя и выразивший «через себя» русскую природу. Воздух фетовской поэзии создаёт русская атмосфера. Слушайте:
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья…
Слышите имя, словно звучащее сквозь эти строки? Мария… Мария Лазич. Её симпатичная наружность и внутренняя красота покорили сердце молодого поэта. А сама она безоглядно и безрассудно влюбилась в того, чьи стихи считала вершиной совершенства. Взаимная любовь. Казалось бы, что ещё надо! Женись – и будь счастлив. Это ли не подарок судьбы? И вдруг – письмо И.П.Борисову и сухая, далёкая от романтичной влюблённости фраза: «…у ней ничего и у меня ничего – вот тема, которую я развиваю и вследствие которой я ни с места…».
Помнишь час последнего свиданья?
Безотраден сумрак ночи был;
Ты ждала, ты жаждала признанья –
Я молчал: тебя я не любил.
Постепенно расчётливый разум человека, решившего вопреки превратностям судьбы стать состоятельным и независимым, берёт верх над сердцем поэта, надеявшимся на семейное счастье: «Я не женюсь на Лазич, и она это знает…».
…Душа человека какие выносит мученья!
А часто на них намекнуть лишь достаточно звука.
Стою как безумный, ещё не постиг выраженья: разлука.
Вот и всё. Возвышенная любовь не выдержала столкновения с житейским расчётом. Шеншин победил Фета? Нет, поверить в это невозможно! Итальянские скрипичных дел мастера говорили, что лучшие по звучанию скрипки получаются из той ели, которую поразила молния. Трудно представить себе, что обугленный кусочек древесины может превратиться в прекрасный музыкальный инструмент, способный выразить самые сокровенные чувства человеческой души. Вот так и любовь Фета к Марии Лазич, сожжённая молнией равнодушия и расчёта, превратилась неожиданно, быть может, даже для него самого в ту волшебную скрипку, которой стала его поэзия.
Ты отстрадала, я ещё страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю
Искать того, чего нельзя понять.
Страданье, горе, боль рвутся в стихи, а радость и красота противостоят страданию, становятся «исцелением от мук»:
Чистой и вольной душою,
Ясной и светлой, как ночь,
Смейся над песней больною,
Прочь отгоняй её, прочь!
Но отогнать «больную песнь» не так-то просто. И Фет умирает, умирает душой, изломанной, уставшей от извечной борьбы со второй половинкой собственного «я».
Всё понял я: земля давно остыла
И вымерла. Кому же берегу
В груди дыханье? Для кого могила
Меня вернула? И моё сознанье
С чем связано? И в чём его призванье?
Куда идти, где некого обнять…
Вот вопросы: Кому? Для кого? Куда? И ответ – «некого обнять»… И это при том, что интимная лирика Фета и его пейзажные зарисовки сегодня воспринимаются как «новое слово» в искусстве. Новое, несмотря на то, что оно было сказано около ста пятидесяти лет тому назад. И это тоже загадка Фета. Как и то, что немногие писатели, современники Фета, поняли глубинный смысл его поэтических поисков. Пожалуй, только Достоевский и Толстой сумели по достоинству оценить его творчество. В одном из писем к В.П.Боткину Л.Н.Толстой с восторгом вопрошал: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?» Снова загадка? Да, загадка. И, наверное, ещё не одному поколению читателей придётся задуматься над феноменом Фета и снова искать путеводную нить к его творчеству, к его душе в знаменитых фетовских строках:
Если захочешь ты душу мою разгадать,
То перечти со вниманием эту тетрадь…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 10 кл.по теме "Творчество Ф.Тютчева и А.Фета"+ презентация
Данный материал содержить четыре урока по творчеству Ф.Тютчева и А.Фета ( 10 кл.) Также здесь содержится контрольный урок (задание к сочинению) и дидактический материал ( отрывки из литературоведчески...
Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"
Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....
Урок-эссе по творчеству Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
Цели урока:систематизировать знания по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета;научить ребят находить общее в творчестве поэтов;прививать любовь к русской поэзии.Оборудование:репродукции “Зимний пейзаж”, “Гроза...
Слово о писателе А. Фете
Презентация содержит материал о жизни и творчестве великого писателя А. Фета. Материал предназначен для урока ознакомления с творчеством писателя в 9 классе....
Загадки. Логические загадки с подвохом
Загадки. Логические загадки с подвохом...
Блок-урок: 1. А.А. Фет. «Стихи пленительного Фета» (А. Жемчужников). 2: Русская природа в лирике А.А. Фета. Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта», «Еще майская ночь» и др. Фет и «Чистое искусство».
ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПознакомиться с А.А.Фетом, его биографией и основной характеристикой творчества.Проанализировать ключевые стихотворения А.А.Фета о природе.2. РазвивающиеРазвивать умение целостног...
Урок литературы на тему "Любовная лирика А.А. Фета. Импрессионизм поэзии А.А. Фета."
Тема любви играет большую роль в творчестве Фета. Любовь – это маленький лирический мир поэта....