Урок коми языка
план-конспект урока (9 класс) на тему
Уроки коми языка в 9 классе по теме "Моя будущая семья. Модель моей будущей семьи" содержит конспекты двух уроков , презентации к урокам и приложение к урокам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 55.66 КБ |
презентация к 1 уроку | 2.48 МБ |
презентация ко 2 уроку | 609.06 КБ |
приложение к урокам | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Урок по коми языку (неродному)
Учитель: Лагушкина Янина Юрьевна
Предмет: Коми язык (неродной)
Класс: 9
Тема урока | Общая тема «Моя будущая семья» Тема урока - «Модель будущей семьи» (2 часа) |
Тип урока | урок обобщения и систематизации знаний; |
Образовательные цели урока | 1. Способствовать формированию: - представлений о проектировании альбома на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств - умений извлекать информацию из текста, иллюстраций, чтение изучающее; - умений планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно; - умений последовательно изложить материал на страницах альбома; 2. Развивать наблюдательность, творческие способности, исследовательские умения, расширять кругозор, обобщить свои знания, обогащать словарный запас, дополнить эти знания собственными творческими работами 3. Воспитывать: - уважение к личности, семье, близким. - доброжелательное отношение к окружающим |
Планируемые результаты | Предметные (посредством коми языка): ---- знать о составе своей семьи; -- понимать и уважать своих родственников; Личностные УУД - уметь проводить рефлексию собственных действий, чувств; - уметь использовать различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; Метапредметные: познавательные УУД - уметь извлекать информацию из словаря, схем, иллюстраций. - уметь самостоятельно планировать пути достижения цели, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач; - представлять информацию в развернутом и сжатом виде (текст, план); познавательные УУД: - определять цель, обнаруживать и формулировать проблему урока; - выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы: - планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно; Коммуникативные УУД - воспринимать информацию, данную в явном виде: (из текста, выделять тему и ключевые слова); - интерпретировать (понимать и оценивать) текст (в виде творческого пересказа); - уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - уметь анализировать самостоятельное пополнение знаний, их перенос; - уметь использовать ИКТ в целях обучения и развития; личностные УУД - уметь проводить рефлексию собственных действий, чувств; - уметь использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
|
Основные понятия | Асшöр удж , висьт, шусьöг, кывбур, |
Межпредметные связи | Изобразительное искусство, литература. |
Ресурсы | Основные: учебник для 9 класса «Коми кыв» (электронный вариант), русско - коми словарь, |
Деятельность учеников |
Цель: Создать альбом для организации внеклассной работы с учащимися младшего школьного возраста на тему «Моя будущая семья» 3. Задачи: - создать страницы альбома, адаптированные тексты, иллюстрации, словарь так, чтобы привлечь внимание детей младшего школьного возраста к своей семье. - подготовить материал для презентации альбома. 4. Предполагаемый результат: - развитие духовно-нравственных качеств. - воспитание любви к семье, родственникам. Рефлексия учебной деятельности: представление рукописного варианта страниц альбома для детей (по группам) |
Деятельность учителя | Мотивация к учебной деятельности: см. в конспекте урока Постановка цели (проблемы): Рефлексия учебной деятельности: |
Контрольно-оценочные средства | Защита творческого группового задания - рукописного варианта страницы альбома для детей |
Конспект урока №1
Технология проведения | Обучающие и развивающие задания | Ресурсы |
1.Мотивация к деятельности. Цель: мотивировать учащихся на изучение темы. Организационный момент 2.Постановка проблемной ситуации
I этап: Постановка цели урока II этап: Открытие нового знания. III этап: Первичное закрепление нового материала. Цель – выяснить в какой мере каждый ученик овладел теми знаниями, которые формировались на уроке. IV этап: Итог урока. Рефлексия. | Челядь юксьȍны 2 чукор выло ( шудлун, муслун) 1.- Видза оланныд! Пуксьȍй. Кывзȍй ȍти сьыланкыв - кыдзи ті мöвпаланныд, мый йылысь талун ми кутам сернитны? (мам. бать йылысь, котыр йылысь) У каждого человека есть свой дом. Семья – это великий дар. Послушайте притчу: «Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла берег. А в это же время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жильё и все имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет». Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом оказался, тем светом, который в тумане указал нам дорогу к берегу». Свет в окне дома…Какие чувства он вызывал или вызывает у вас? Когда-то вы сами станете папами и мамами и будете зажигать свет в своих окнах. Сколько бы испытаний и тягот в жизни вам не выпало, как бы горько и тяжело не было, счастлив тот человек, которого всегда ждут дома, которому светит то единственное окошко, к свету которого мы можем прийти в любое время дня и ночи. 2.- Кутшȍмȍн должен лоны котыр? (счастливая, дружная. весёлая) - а кутшȍм тiян лоȍ семья, котыр? -мый вермам вȍчны, медым тȍдмавны, кутшȍмон должен лоны тiян котыр? - миян колȍ лȍсьȍдны юȍр, корсьны информация. Восьтȍй тетрадьяс, гижȍй талунъя кадпас, тема: Менам котыр. Вȍчам удж и висьталам, кутшȍм могъяс пуктам талунъя урок вылȍ. 3.ЗАДАНИЕ: орччȍдȍй кывъяс кык столбикысь: Чужан муыд тȍдмавны выль кывъяс быдöнлы дона. . Мортлöн öти мам, сȍвмȍдны сёрни öти сылöн и чужан муыс. Кöть кутшöм шань, уськȍдны тȍд выло век жö абу гортын Сiдзкȍ, талун урок вылын кутам ………..( познакомимся с новыми словами, вспомним изученный материал и будем учиться говорить красиво) 4. Но мый колö вöчны медводз, медым дасьтыны информация? Мы с вами сейчас постараемся построить «Дом счастья».А из чего строят дом? ( из кирпичей. брёвен) Миян керка лоас пуысь, керйысь. Кыдзи кутас шусьыны миян керка? (ОТВЕТЫ УЧ-СЯ) А кыдзи тi чайтанныд, мыйысь артмас семья, котыр? Что самое главное в семье? (любовь, уважение, понимание, доверие…) А ещё труд, дружба, здоровье, сочувствие, традиции А кыдзи комиȍн шусьȍны тайȍ кывъясыс? ( не знаем) Кытысь позьȍ тȍдмавны? (словарысь, коми йȍзлысь, велȍдысьлысь) Кыдзи тi тȍдмаланныд? Тȍдмалȍй да гижȍй тетрадьясȍ (КАЖДОЙ ГРУППЕ ПО 5 СЛОВ) Мый артмис? ПРОВЕРКА ПЕРЕВОДА СЛОВ 5. С какого брёвнышка начнем закладывать наш дом? (МУСЛУН, РАДЕЙТЧȌМ) Благополучие и счастье семьи в нашем доме невозможны без любви. Любить, значить понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит жить дружно и счастливо. Любовь бывает не только между мужем и женой, но и любовь к детям. ЗАДАНИЕ: Лыддьȍй текст, гȍгȍрвоȍй: ( КАЖДАЯ ГРУППА ПЕРЕВОДИТ ПО 1 ПРЕДЛОЖЕНИЮ) Ме кöсъя висьтавны ас котыр йылысь. Ми витöн: мам, бать, ыджыд чой, ме да ичöт вок. Менсьым мамöс шуöны Марина Павловнаöн, батьöс – Владимир Дмитриевичöн, чойöс – Екатеринаöн, вокöс – Митрейöн. Миян дорö тшöкыда волöны пöч да ыджыд мам. Ыджыд мамöс шуöны Александра Ивановнаöн, а пöчöс – Александра Николаевнаöн. Ми зэв ёртасьысь да кыпыд котыр, радейтам путешествуйтны, , тшöкыда ветлам гöститны. Миянлы öтлаын зэв гажа да лöсьыд. Менам бать уджалö школаын черчение да серпасасян урок велöдысьöн. Мам уджалö шырсянiнын. Сылöн зэв интереснöй да творческöй удж, öд колö кужны мичмöдны аньясöс. Чой велöдчö МГУ-ын костюмъяслöн дизайн факультетын. Ме ветла серпасасян школаö. Митя ветлö «Зарава» йöктан котырö. Ми радейтам да пыдди пуктам öта-мöдöс 6.Водзȍ кутшȍм кер пуктам? ( ТРАДИЦИЯЯС) Это то, что перешло от одного поколения к другому. Каждая семья создает свои традиции, однако молодая семья строится уже, имея опыт родительских семей. Во многих семьях существует традиция праздновать дни рождения и другие замечательные даты, отмечать общенародные праздники и т.д. ЗАДАНИЕ: Лыддьыны висьт, вочавидзны юалȍмъяс вылȍ текстысь сёрникузяясȍн. (ПО ОЧЕРЕДИ) Менам бать-мам Коми муö локтiсны лунвылысь. Миян котырын эм зэв важ традиция. Тайö традициясö лöсьöдöма менам пöльлöн пöльыс на, кор гöтрасьöма. Сiйö кöсйöма петкöдлыны нылыслы, кутшöма радейтö сiйöс. Кöлысь лунö сiйö пыртöма том гöтырсö гортас вишня дзоридзъясысь вочöм туйöд. И сэксянь тайö лоис миян котырын радейтчöмлöн пасöн. Быд ныв, кодi петö верöс сайö, мунö татшöм туйöд. Став кöлысьыс мунö ода-кора тöлысь помын, кор дзоридзалö вишня. Миянлы вишня – шуда олöм пас. - Кытысь воисны нывкалон бать-мамыс? -Кутшȍм традиция йылысь висьтавсьȍ текстын? -Кодi лȍсьȍдȍма тайȍ традициясȍ? -Кутшȍм пасȍн лоис нывкалȍн котырлы вишня? А кутшȍм тiян котырын эм традицияяс?(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) 7.Кутшȍм кер пуктам водзȍ? ( УДЖ) Любовь к труду прививается с детства в кругу семьи. Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком, чтобы семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходим «Труд». ЗАДАНИЕ: Лыддьȍй шусьȍгъяс, вуджȍдȍй найȍс: (РАБОТА В ГРУППАХ С КАРТОЧКАМИ) Бура кö уджалан, ылöдз и нималан Хорошая работа далеко прославит Человек на работе не гость — Мортыд удж вылад абу гöсть Эн тэрмась кывнад, а тэрмась уджнад Без работы ничего не добыть - Уджтöгыд нинöм оз шед А кутшȍм удж, профессия кȍсъянныд босьтны тi? (ОТВЕТЫ УЧ-СЯ) 8.Водзȍ кутшȍм кер пуктам? ( УВАЖЕНИЕ, ПОНИМАНИЕ, ДО ВЕРИЕ. СОЧУВСТВИЕ) Человеку важно, чтобы у него благоприятно складывались взаимоотношения с членами семьи. Стремление и умение понимать друг друга составляет основу климата любой семьи. Для полного счастья нашему дому нужно «Понимание». «Счастье – это когда тебя понимают». Очень важно для нашего дома «Уважение». Уважение ко всем кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям – ведущее требование взаимоотношений между людьми и будущими членами семьи. Для мира в семье важны любовь, уважение и сочувственное отношение друг к другу. ЗАДАНИЕ: Лыддьȍй ȍти мойд. Учащиеся зачитывают сказку по ролям. Волi мамлȍн вит ныв. Ȍтчыд мунiс мам пи дорȍ, кодi олiс ылын. Воис вежон мысти. Кор мам пырис керкаȍ, нывъяс кутiсны висьтавны, кыдзи найȍ гажтȍмтчисны сыысь. - Ме гажтȍмтчи сiдзи, кыдзи гажтȍмтчȍ катшасин веж лудысь, - шуис ȍтик ныв. - Ме виччыси тэнȍ, кыдзи кос му виччысьȍ зэр, - шуис мȍд ныв. - Ме виччыси тэнȍ, кыдзи лэбачпи виччысьȍ мамсȍ, - шуис коймȍд ныв. - Меным сьȍкыд волi тэтȍг, кыдзи мазiлы дзоридзтȍг, - шуис нёльȍд ныв. А витȍд нылыс нинȍм эз шу. Сiйо пȍрччȍдiс мамсȍ да вайис тазйȍ ва – мыськыны мамлысь коксȍ. - Мый гȍгȍрвоинныд тайȍ мойдысь? В семье очень важны забота, сочувствие, уважение. 9. Водзȍ кутшȍм кер пуктам? ( КРАСОТА, ЗДОРОВЬЕ, ЧИСТОТА) Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей «Все в твоих руках» - утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье себе и каждому из членов его семьи. Мы с вами должны заложить в строительство нашего дома брёвнышко с названием «Красота». Человек всегда стремился к прекрасному, недаром эстетика зародилась около 2500 лет назад. Следующий необходимый нашему дому компонент «Чистота». Чистота, как известно залог здоровья, и необходимое условие комфорта в нашем доме. Чтобы было тепло и уютно в доме нужен элементарный порядок. ЗАДАНИЕ: ВОРСОМ «АРТМОД КЫВЪЯС» (от слова ДЗОНЬВИДЗАЛУН образовать слова на каждую букву) Кутшȍм чукȍр ȍдйȍджык артмȍдас? 10.Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Наша крыша называется «Хорошее настроение». Кыдзи комиȍн лоȍ тайȍ кывтэчасыс? ЗАДАНИЕ: ОБЫГРАТЬ СИТУАЦИИ ИЗ ЖИЗНИ, Босьтӧй рольяс: ӧти морт – бать, мӧд – мам, коймӧд – ныв либӧ пи. Быд чукӧр бӧрйӧй вӧзйӧм ситуацияысь ӧтиӧс. 5-7 минутӧн чукӧрныдлы колӧ лӧсьӧдны неыджыд петкӧдчӧм да вӧзйыны класса ёртъясыдлы. Петкӧдчӧм бӧрын сёрнитӧй, кыдзи позис эськӧ артавны бать-мам да челядь костын артмӧм мытшӧдсӧ. 1чукор: 9-ӧд класс помалӧм бӧрын ме кöсъя пырны велöдчыны техникумӧ. Бать-мам сувтісны паныд, тшӧктӧны помавны 11 класс, а сэсся босьтны вылыс тшупöда образование. 2 чукор: Ме лёка помалi во джын. Бать-мам ёна видісны менӧ, оз лэдзны гуляйтны, звӧнитны да волысьны ёртъяскӧд, пырны Интернетӧ. Ми огö сёрнитöй öта-мöдкöд. ГРУППЫ ОБЫГРЫВАЮТ СИТУАЦИИ. Вот ми и строитiм керка. А онi вȍчȍй кывкȍртȍд, мый сiйȍ семья, кутшȍм юкȍнъясысь сiйȍ артмȍ. Тiян сетȍма альбомной листъяс, фломастер. Гижȍй, мыйысь артмȍ котыр. (ВЫВЕШИВАЮТ НА ДОСКЕ ПО ОЧЕРЕДИ СЛОВА) Котыр – . И в заключении нашего разговора мне хотелось бы услышать ваше мнение об одном коротком рассказе-притче. Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие. - На какие мысли навела вас притча? Чему стремился научить нас ее автор? (Обсуждение) - Можно ли применить мудрость этой притчи не только к семейным отношениям мужа и жены, но и к отношениям детей и родителей? Мне хочется верить, что наш сегодняшний разговор побудит вас задуматься об отношении к близким, о том, что мир в семье и «погоду» в доме мы создаем сами, своими словами и поступками. Берегите тех, кого вы любите! Водзȍ кутам сёрнитны котыр йылысь мȍд урок вылын. Урок помасис. | Коми песня «Бур батькȍд, мамкȍд олȍм» СЛАЙД – ОТВЕТЫ ИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ НА ДОСКЕ КАРТОЧКИ С ПОСЛОВИЦАМИ ЦЕЛЬ УРОКА СЛАЙД «ШУД КЕРКА» На карточках слова - любовь, уважение, понимание, доверие, традиции, труд, дружба, здоровье, сочувствие, забота. На презентации 1 слайд – «МУСЛУН, Радейтчȍм»» 2 СЛАЙД - ТЕКСТ 3 СЛАЙД – «ТРАДИЦИЯЯС» 4 СЛАЙД - ТЕКСТ 5 СЛАЙД – ОТВЕТЫ ИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ 6 СЛАЙД – «УДЖ» 7 СЛАЙД – ПОСЛОВИЦЫ НА КОМИ ЯЗЫКЕ 8 СЛАЙД – ОТВЕТЫ ИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ 9 СЛАЙД – ота-модос пыдди пуктом, гогорвоом, ота-модлы эском, жалитом 10 СЛАЙД - МОЙД НА КАРТОЧКАХ - ТЕКСТ 11СЛАЙД- - «ДЗОНЬВИДЗАЛУН», «МИЧЛУН», «СȌСТȌМЛУН» 12 СЛАЙД – ДЗОНЬВИДЗАЛУН БУР ЛОВ КЫЛȌМ КОТЫР |
Конспект урока №2
Технология проведения | Обучающие и развивающие задания | Ресурсы |
1.Мотивация к деятельности. Цель: мотивировать учащихся на изучение темы. Организационный момент 2.Постановка проблемной ситуации
1 этап: Постановка цели урока II этап: Открытие нового знания. III этап: Первичное закрепление нового материала. Цель – выяснить в какой мере каждый ученик овладел теми знаниями, которые формировались на уроке. IV этап: Итог урока. Цель: защита созданных текстов, регламент 0,5-1 минута на каждый. Рефлексия. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. V этап :Домашнее задание. Цель: Подготовить работы для презентации мини выставки на родительском собрании. |
Урок водзвылын Сыктывкарса 33 номера школаысь 9-ȍд класса велȍдчысь Полина шыȍдчис миян дорȍ скайп пыр. Кывзȍй сылысь видео шыȍдчȍмсȍ. ВИДЕО ОБРАЩЕНИЕ К УЧАЩИМСЯ 9 КЛАССА.
Кыдзи дасьтам юӧр? ( Висьт,висьт да серпас, кроссворд, кывбур) А позьȍ тайȍ ставсȍ ȍтлаȍдны, совместить? ( можно сделать книжку, альбом) А кыдзи кутас шусьыны миян удж, название?(ШУДА КОТЫР, МЕНАМ АСКИА КОТЫР…) Вайȍ пуктам могъяс:
ПЛАН:
РАБОТА В ГРУППАХ Индивидуальная работа учителя с группами ,парами, отдельными учащимися Алгоритм защиты: -Тайö миян асшöр удж. Ми вöчим ….. (лыддьö текст либö комментируйтö) Ме чайта, мый тайö уджыс миян артмис (эз артмы). Мыйла? - Какую цель ставили? Достигли цели? Легко ли было работать в группе? | ВИДЕО ОБРАЩЕНИЕ К УЧАЩИМСЯ 9 КЛАССА. ВИСЬТ СЕРПАС КЫВБУР 1)Артмȍдны план серти висьт. 2)Серпасавны. 3)Гижны медшȍр кывъяс. 4) Дорйыны проект. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Анкетирование Кутшȍмȍн должен лоны котыр ? Дружная, счастливая, хорошая, любящая, понимающая, прочная,
Могъяс : тȍдмавны выль кывъяс уськȍдны тȍд выл ȍ сȍвмȍдны сёрни
ШУД КЕРКА
А кыдзи тi чайтанныд , мыйысь артмас семья, котыр ? Что самое главное в семье? любовь, уважение, понимание, доверие, забота, теплота, дети
МУСЛУН, РАДЕЙТЧ Ȍ М
Ме кöсъя висьтавны ас котыр йылысь . Ми витöн : мам, бать, ыджыд чой , ме да ичöт вок . Менсьым мамöс шуöны Марина Павловнаöн , батьöс – Владимир Дмитриевичöн , чойöс – Екатеринаöн , вокöс – Митрейöн . Миян дорö тшöкыда волöны пöч да ыджыд мам. Ыджыд мамöс шуöны Александра Ивановнаöн , а пöчöс – Александра Николаевнаöн . Ми зэв ёртасьысь да кыпыд котыр , радейтам путешествуйтны , , тшöкыда ветлам гöститны . Миянлы öтлаын зэв гажа да лöсьыд . Менам бать уджалö школаын черчение да серпасасян урок велöдысьöн . Мам уджалö шырсянiнын . Сылöн зэв интереснöй да творческöй удж , öд колö кужны мичмöдны аньясöс . Чой велöдчö МГУ-ын костюмъяслöн дизайн факультетын . Ме ветла серпасасян школаö . Митя ветлö « Зарава » йöктан котырö . Ми радейтам да пыдди пуктам öта-мöдöс .
ТРАДИЦИЯЯС
Лыддьыны висьт , вочавидзны юалȍмъяс вылȍ текстысь сёрникузяясȍн. Менам бать-мам Коми муö локтiсны лунвылысь . Миян котырын эм зэв важ традиция. Тайö традициясö лöсьöдöма менам пöльлöн пöльыс на, кор гöтрасьöма . С i йö кöсйöма петкöдлыны нылыслы , кутшöма радейтö с i йöс . Кöлысь лунö с i йö пыртöма том гöтырсö гортас вишня дзоридзъясысь вочöм туйöд . И сэксянь тайö лоис миян котырын радейтчöмлöн пасöн . Быд ныв, код i петö верöс сайö , мунö татшöм туйöд . Став кöлысьыс мунö ода-кора тöлысь помын , кор дзоридзалö вишня. Миянлы вишня – шуда олöм пас.
- Кытысь воисны нывкалон бать-мамыс ? -Кутшȍм традиция йылысь висьтавсьȍ текстын ? - Кодi лȍсьȍдȍма тайȍ традициясȍ? -Кутшȍм пасȍн лоис нывкалȍн котырлы вишня? А кутшȍм тiян котырын эм традицияяс ?
АНКЕТИРОВАНИЕ Праздники, каждое лето ездить на природу, собираться за ужином вместе и обсуждать проблемы, отмечать дни рождения, копить деньги в копилке и в конце каждого года делать покупки на накопленные деньги.
УДЖ Текст надписи
Лыддьȍй шусьȍгъяс, вуджȍдȍй найȍс Бура кö уджалан , ылöдз и нималан Человек на работе не гость Эн тэрмась кывнад , а тэрмась уджнад Уджтöгыд нинöм оз шед
А кутшȍм удж , профессия кȍсъянныд босьтны тi ? Врач, учитель Экономист юрист прокурор
Ȍ та-м Ȍ д Ȍ с пыдди пукт Ȍ м, г Ȍ г Ȍ рво Ȍ м, Ȍ та-м Ȍ длы эск Ȍ м, жалит Ȍ м
Волi мамлȍн вит ныв. Ȍтчыд мунiс мам пи дорȍ , кодi олiс ылын . Воис вежон мысти . Кор мам пырис керкаȍ , нывъяс кутiсны висьтавны , кыдзи найȍ гажтȍмтчисны сыысь . - Ме гажтȍмтчи сiдзи , кыдзи гажтȍмтчȍ катшасин веж лудысь , - шуис ȍтик ныв. - Ме виччыси тэнȍ, кыдзи кос му виччысьȍ зэр , - шуис мȍд ныв. - Ме виччыси тэнȍ, кыдзи лэбачпи виччысьȍ мамсȍ, - шуис коймȍд ныв. - Меным сьȍкыд волi тэтȍг, кыдзи мазiлы дзоридзтȍг, - шуис нёльȍд ныв. А витȍд нылыс нинȍм эз шу . Сiйо пȍрччȍдiс мамсȍ да вайис тазйȍ ва – мыськыны мамлысь коксȍ .
Дзоньвидзалун , мичлун , с Ȍ ст Ȍ млун , т Ȍ ждысь Ȍ м.
ДЗОНЬВИДЗАЛУН ДЗОНЬВИДЗАЛУН
БУР ЛОВ КЫЛ Ȍ М
1чукор: 9-ӧд класс помалӧм бӧрын ме кöсъя пырны велöдчыны техникумӧ . Бать-мам сувтісны паныд , тшӧктӧны помавны 11 класс, а сэсся босьтны вылыс тшупöда образование. 2 чукор : Ме лёка помалi во джын . Бать-мам ёна видісны менӧ, оз лэдзны гуляйтны , звӧнитны да волысьны ёртъяскӧд , пырны Интернетӧ . Ми огö сёрнитöй öта-мöдкöд .
Я желаю, чтобы ваша будущая семья была самой… Крепкой Дружной Счастливой Любящей Доброй Заботящейся Спортивной Оригинальной Здоровой Радостной Справедливой
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1) Артмȍдны план серти висьт . 2) Серпасавны . 3) Гижны медшȍр кывъяс . 4) Дорйыны проект. могъяс :
Ыджыд-ö лоас тэнад котырыд ? Кöнi тi кутанныд овны? (регион, кар, керка ) Кöнi тi кутанныд уджавны ? Кöнi да кыдзи тi кутанныд шойччыны ? Мый кутас тiянöс öтувтны ? Аддзы серпасъяс артмöм висьт дорö либö серпасав ачыд . Клеит серпасъяссö ыджыд кабала вылö . Быд серпас дорö гиж уна рöмъясöн сюрöса кывъяс да кывтэчасъяс . Петкöдлы уджтö да висьтав сы йылысь ёртъясыдлы классын ПЛАН:
- Тайö миян асшöр удж . Ми вöчим ….. ( лыддьö текст либö комментируйтö ) Ме чайта , мый тайö уджыс миян артмис ( эз артмы ). Мыйла ? Алгоритм защиты: