рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
рабочая программа по русскому языку и литературе для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_.9_klass.docx | 71.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Нижняя Русь»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждена»
На заседании ШМО учителей Заместитель директора поДиректор МБОУ «СОШ
гуманитарного цикла УР МБОУ «СОШ с.Нижняя Русь»
Руководитель ШМО с.Нижняя Русь» __________/В.Н.Егоров/
________ /Г.И.Гордеева/ _________/Т.Н.Раимова/
Протокол № _____ Приказ № ______
от ____ ___________ 2014 г. от __ _ ____________ 2014 г. от ___ ________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 9 класса
Гордеевой Галины Ивановны,
учителя первой квалификационной категории
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ;
- Закона «Об образовании» РТ (в действующей редакции);
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Русский язык. Приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004 г.№ 1089;
- Программы общеобразовательных учреждений Русский язык 5-9 классы под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, 10-е издание 2009 г.
- Образовательной программы МБОУ "СОШ с.Нижняя Русь" Кукморского муниципального района РТ.
- Учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014-2015 учебный год (приказ № 57 от 1 сентября 2014 г.);
По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год на изучение русского языка в 9 классе отводится 68 часов, т.е. 2 часа в неделю.
Изучение русского языка в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой, культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах (V-VII, VIII-IX классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и учёных-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование раздела | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ | Развитие речи |
1 | Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции | 4 | ||
2 | Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций | 50 | 4 | 8 |
3 | Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции | 5 | 1 | |
4 | Систематизация и обобщение знаний | 9 | 1 | 1 |
ИТОГО | 68 | 5 | 10 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
- основные единицы языка и их признаки;
- смысл понятий: речь устная и письменная; диалог и монолог; ситуация речевого общения; стили языка; текст;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
- основные особенности фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка;
уметь:
- опознавать основные единицы языка, определять их особенности;
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль, функционально-смысловой тип и стиль текста; анализировать его структуру и языковые особенности;
- выявлять и исправлять ошибки в произношении и употреблении слов, словосочетаний, предложений, вызванные влиянием родного языка;
- соблюдать основные орфоэпические, лексические, стилистические, правописные нормы русского литературного языка; нормы русского речевого этикета;
аудирование и чтение:
- понимать информацию, предъявляемую на слух в нормальном темпе (речь диктора радио, телевидения, официального лица и др.).
- читать тексты разных стилей и жанров; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое);
- пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;
говорение и письмо:
- пересказывать (подробно, выборочно, сжато) прочитанный или прослушанный текст;
- создавать в соответствии с темой, целью, сферой и ситуацией общения устные и письменные тексты в форме монолога-описания, повествования, рассуждения, различные по стилю и жанру;
- вести диалог на бытовые, учебные, социокультурные темы; диалог-дискуссию с аргументацией своей точки зрения;
- осуществлять основные виды информационной переработки текста (план, конспект);
- переводит на русский язык фрагменты из произведений родной литературы;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли русского языка в жизни человека и общества; роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Росийской Федерации и средства межнационального общения;
- приобщения к русской и мировой культуре;
- официального и неофициального межличностного и межкультурного общения в социально-культурной, бытовой и учебной сферах; социальной адаптации.
- получения знаний по другим учебным предметам;
- развития навыков речевого самоконтроля, оценки своей речи с точки зрения правильности.
Используемая литература
1. Русский язык учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Авторы Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская.-10-е издание.- Москва: Просвещение, 2013. 208 с.
2. Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику С. А. Бархударова,
С.Е. Крючкова. Издательство «ВАКО» Москва 2009 год.
3. Учебные таблицы по русскому языку: 5-11 классы/Составитель А. Б. Малюшкин-
Москва: ТЦ Сфера, 2008 . 208 стр.
4. Русский язык. Теория 5-9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/В. В.
Бабайцева, Л. Д. Чеснокова.-18-е издание, стереотип. Москва:Дроф, 2009. – 319 стр.
5. Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с
русским языком обучения/сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. –
М.:Дрофа, 2008. – 137 с.
Календарно-тематический план | ||||||
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | ||
Планируемая | Фактическая | |||||
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции | ||||||
1 | Устная и письменная речь. Монолог, диалог | 1 | 02.09 | |||
2 | Разговорная речь. Стили речи | 1 | 04.09 | |||
3 | Текст. Типы текста: описание, повествование, рассуждение | 1 | 09.09 | |||
4 | Урок развития речи.Сжатое изложение «Доброта». | 1 | 11.09 | |||
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций | ||||||
Общие сведения о русском языке | ||||||
5 | Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения. | 1 | 16.09 | |||
6 | Понятие о русском литературном языке и его нормах. Основные лингвистические словари. | 1 | 18.09 | |||
Система языка | ||||||
Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах | ||||||
7 | Простое предложение и его грамматическая основа. | 1 | 23.09 | |||
8 | Предложения с обособленными членами. | 1 | 25.09 | |||
9 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции. | 1 | 30.09 | |||
10 | Комплексное повторение, подготовка к диктанту. | 1 | 02.10 | |||
11 | Диктант с грамматическим заданием | 1 | 07.10 | |||
Сложное предложение | ||||||
12 | Анализ диктанта. Сложные предложения. Виды сложных предложений. | 1 | 09.10 | |||
13 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения | 1 | 14.10 | |||
14 | Урок развития речи. Тезис. Конспект | 1 | 16.10 | |||
Союзные сложные предложения | ||||||
Сложносочинённые предложения | ||||||
15 | Сложносочинённые предложения с соединительными союзами. | 1 | 21.10 | |||
16 | Сложносочинённые предложения с разделительными союзами. | 1 | 23.10 | |||
17 | Сложносочинённые предложения с противительным союзами. | 1 | 28.10 | |||
18 | Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения | 1 | 30.10 | |||
19 | Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению на тему «Роль знаний в жизни человека» с использованием основных групп сложносочинённых предложений. | 1 | 11.11 | |||
20 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение | 1 | 13.11 | |||
21 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | 18.11 | |||
Сложноподчинённые предложения | ||||||
22 | Анализ сочинений. Строение сложноподчинённого предложения. Подчинительные союзы и союзные слова | 1 | 20.11 | |||
23 | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП | 1 | 25.11 | |||
24 | Урок развития речи. Сжатие текста. Изложение | 1 | 27.11 | |||
25 | Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. | 1 | 02.12 | |||
26 | Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении | 1 | 04.12 | |||
27 | Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. СПП с придаточными определительными | 1 | 09.12 | |||
28 29 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными | 2 | 11.12 16.12 | |||
30 | Урок развития речи Обучающее сочинение-рассуждение над высказыванием К. А. Федина «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». | 1 | 18.12 | |||
31 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места | 1 | 23.12 | |||
32 | Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места | 1 | 25.12 | |||
33 34 | Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия | 2 | 13.01 15.01 | |||
35 | Контрольный диктант | 1 | 20.01 | |||
36 37 | Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными | 2 | 22.01 27.01 | |||
38 | Урок развития речи. Сочинение-рассуждение над высказыванием: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». (К. Г. Паустовский) | 1 | 29.01 | |||
39 40 | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них | 2 | 03.02 05.02 | |||
41 | Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения | 1 | 10.02 | |||
42 | Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения | 1 | 12.02 | |||
43 | Урок развития речи. Изложение по | 1 | 17.02 | |||
44 | Повторение по теме «Сложноподчиненное предложение» | 1 | 19.02 | |||
45 | Контрольная работа «Виды придаточных предложений» | 1 | 24.02 | |||
Бессоюзные сложные предложения | ||||||
46 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях | 1 | 26.02 | |||
47 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | 1 | 03.03 | |||
48 | Урок развития речи. Деловые бумаги | 1 | 05.03 | |||
49 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | 1 | 10.03 | |||
50 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении | 1 | 12.03 | |||
51 | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение. | 1 | 17.03 | |||
52 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | 19.03 | |||
Сложные предложения с различными видами связи | ||||||
53 | Анализ диктанта. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложном предложении | 1 | 31.03 | |||
54 | Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи | 1 | 02.04 | |||
55 | Урок развития речи. Сочинение о выборе профессии с использованием сложных предложений с разными видами связи рассуждение на тему «Почему природа нуждается в защите» | 1 | 07.04 | |||
56 | Публичная речь | 1 | 09.04 | |||
57 | Повторение материала по теме «Сложные предложения с различными видами связи» | 1 | 14.04 | |||
58 | Урок развития речи. Сочинение о выборе профессии с использованием сложных предложений с разными видами связи рассуждение на тему «Почему природа нуждается в защите» | 1 | 16.04 | |||
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции | ||||||
59 | Взаимосвязь языка и культуры. Сходства и различия фонетической, лексической, грамматической систем русского и родного языков | 1 | 21.04 | |||
60 | Урок развития речи. Перевод с родного языка на русский | 1 | 23.04 | |||
Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах | ||||||
61 | Фонетика. Графика. Орфография | 1 | 28.04 | |||
62 | Лексика. Фразеология. Орфография. | 1 | 30.04 | |||
63 | Состав слова и словообразование. Орфография | 1 | 05.05 | |||
64 | Морфология. Орфография | 1 | 07.05 | |||
65 | Урок развития речи. Сжатие текста. Изложение | 1 | 12.05 | |||
66 | Синтаксис. Словосочетание. Простое и сложное предложения. Пунктуация | 1 | 14.05 | |||
67 | Промежуточная аттестация (тестирование) | 1 | 19.05 | |||
68 | Подведение итогов | 1 | 21.05 |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Нижняя Русь»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждена»
На заседании ШМО учителей Заместитель директора по Директор МБОУ «СОШ
гуманитарного цикла УР МБОУ «СОШ с.Нижняя Русь»
Руководитель ШМО с.Нижняя Русь» __________/В.Н.Егоров/
________ /Г.И.Гордеева/ _________/Т.Н.Раимова/
Протокол № _____ Приказ № ______
от ____ ___________ 2014 г. от __ _ ____________ 2014 г. от ___ ________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе для 9 класса
Гордеевой Галины Ивановны,
учителя первой квалификационной категории
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русской литературе для 9 класса составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ
- Закона «Об образовании» РТ (в действующей редакции);
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Литература. Приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004г. №1089;
- Русская литература: Программа для национальных общеобразовательных учреждений. 4-11 кл./ под ред. Проф. М. В. Черкезовой. 2-е изд., доп.- М.: Дрофа, 2005. – 106 стр.
- Образовательной программы МБОУ «СОШ с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района РТ;
- Учебного плана 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год (Приказ № 57 от 1 сентября 2014 г.)
По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год на изучение русской литературы в 9 классе отводится 102чаcа, т.е. 3 часа в неделю.
Изучение русской литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечение базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Изучение литературы в 9 классе способствует решению следующих задач:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;
- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;
- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- культурно-обусловленные различия;
- развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся.
Теоретико-литературные понятия
Художественная литература как искусство слова
Художественный образ
Фольклор. Жанры фольклора
Литературные роды и жанры
Основные литературные направления:классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия:экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур;
Общее и национально-специфическое в литературе.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
Анализ и интепретация произведений;
Составление планов и написание отзывов о произведениях;
Написание изложений с элементами сочинения.
Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.
Сопоставление произведений русской и родной литературы на основе общности тематики, проблематики и жанра, выявление национально-обусловленных различий;
Самостоятельный перевод фрагментов русского художественного текста на родной язык.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Количество контрольных работ | Развитие речи |
1 | Введение. | 1 | ||
2 | Древнерусская литература | 3 | ||
3 | Русская литература XVIII века | 7 | - | - |
4 | Русская литература XIX века | 62 | 1 (тест) | 8 |
5 | Русская литература XX века | 19 | - | - |
6 | Литература народов России | 2 | - | - |
7 | Зарубежная литература | 7 | - | - |
8 | Систематизация и обобщение знаний | 1 | ||
Всего | 102 часа | 1 (тест.) | 8 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать своё отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
- сопоставлять тематически близкие произведения русской и родной литературы, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру; раскрывать в них национально обусловленные различия;
- самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста;
- создавать устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы, писать изложение с элементами сочинения;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Используемая литература
Базовый учебник
Литература 9кл.: учебник-хрестоматия для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения/ авт.-сост. М. А. Аристова, М. Г. Ахметзянов, С. Б. Бирюкова и другие; под.ред. М. В. Черкезовой. Москва: Дрофа, 2010 г. – 506 стр.
Программа
Русская литература: программа для национальных общеобразовательных учреждений. 4-11 кл./под.ред. Проф. М. в. Черкезовой. – 2-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2005. – 106 стр.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
- Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала –http://litera.edu.ru
- BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки –http://www.bibliogid.ru
- Kidsbook: библиотека детской литературы –http://kidsbook.narod.ru
- Виртуальный музей литературных героев –http://www.likt590.ru/project/museum/
- Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия –http://www.foxdesign.ru/legend/
- Русская виртуальная библиотека- http://www.rvb.ru
- Слова: поэзия Серебряного века –http://slova.org.ru
- Стихия: классическая русская / советская поэзия –http://litera.ru/stihiya/
- Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» - http://www.feb-web.ru
Электронные пособия
- «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 классы».
- «Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия» 2008».
- «Интерактивный тренинг – подготовка к ЕГЭ. Литература».
Календарно-тематический план
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | ||
План | Факт | |||||
1 | Литература как искусство слова. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России | 1 | 02.09 | |||
Литература эпохи античности 1 час | ||||||
2 | Катулл. Слово о поэте. Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима | 1 | 04.09 | |||
Литература эпохи Средневековья 2 часа | ||||||
3 | Данте. Слово о поэте. «Божественная комедия» («Ад»,1,4 Песни) | 1 | 06.09 | |||
4 | Тема страдания и очищения. | 1 | 09.09 | |||
Древнерусская литература 6ч +1 р.р. | ||||||
5 | Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве» - древнейший памятник русского искусства, образец художественного произведения Руси XIIвека | 1 | 11.09 | |||
6 | Художественные особенности «Слова…» Самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства | 1 | 13.09 | |||
7 | Образ русской земли и нравственно- патриотическая идея «Слова…» | 1 | 16.09 | |||
8 | Образы русских князей. «Золотое слово» Святослава. | 1 | 18.09 | |||
9 | Ярославна как идеальный образ русской женщины. | 1 | 20.09 | |||
10 | Значение «Слова…» для своего времени и для последующих поколений | 1 | 23.09 | |||
11 | Урок развития речи. Обучение сочинению. | 25.09 | ||||
Литература эпохи Возрождения 2 часа | ||||||
12 | У.Шекспир. Жизнь и творчество. Трагедия «Гамлет» | 1 | 27.09 | |||
13 | Трагический характер конфликта в произведении | 1 | 30.09 | |||
Русская литература XVIII века 7 часов | ||||||
14 | Общая характеристика русской литературы ХVIII века. Классицизм, сентиментализм в русском и мировом искусстве. М. В. Ломоносов - реформатор русского языка и системы стихосложения | 1 | 02.10 | |||
15 | М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол еяВеличества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. | 1 | 04.10 | |||
16 | Г. Р. Державин. Жизнь и творчество (обзор). Традиции и новаторство в поэзии Г.Р.Державина | 1 | 07.10 | |||
17 | Жанры поэзии Г.Р.Державина | 1 | 09.10 | |||
18 | А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Черты классицизма и сентментализма в «Путешествии…» | 1 | 11.10 | |||
Европейская литература эпохи Просвящения 3 часа | ||||||
19 | И.В.Гёте. Жизнь и творчество (обзор). Трагедия «Фауст» | 1 | 14.10 | |||
20 | Диалектика добра и зла. Фауст и мефистофель. | 1 | 16.10 | |||
21 | Итоговый урок по древней русской литературе и литературе XVIII века | 1 | 18.10 | |||
Русская литература XIX века | ||||||
22 | Общая характеристика русской и мировой литературы XIXвека. Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский «Море», «Невыразимое» | 1 | 21.10 | |||
23 | Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта | 1 | 23.10 | |||
А.С.Грибоедов 9 ч+1 р.р. | ||||||
24 | А. С. Грибоедов: личность и судьба | 1 | 25.10 | |||
25 | Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии | 1 | 28.10 | |||
26 | Смысл названия и проблема ума в комедии «Горе от ума» | 1 | 30.10 | |||
27 | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей | 1 | 01.11 | |||
28 | Мастерство драматурга в создании характеров. | 1 | 11.11 | |||
29 | Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. | 1 | 13.11 | |||
30 | Финал пьесы, его нравственно-философское звучание | 1 | 15.11 | |||
31 | Черты классицизма и реализма в комедии. | 1 | 18.11 | |||
32 | Анализ комедии в критическом этюде «Мильон терзаний» | 1 | 20.11 | |||
33 | Урок развития речи. Сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» | 1 | 22.11 | |||
Европейская литература эпохи романтизма | ||||||
34 | Дж.Г.Байрон. Поэма «Корсар» | 1 | 25.11 | |||
А.С.Пушкин 20ч+2 р.р. | ||||||
35 | А. С. Пушкин: жизнь и творчество. | 1 | 27.11 | |||
36 | Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина | 1 | 29.11 | |||
37 | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. | 1 | 02.12 | |||
38 | Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар» | 1 | 04.12 | |||
39 | Любовь как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может» | 1 | 06.12 | |||
40 | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». | 1 | 09.12 | |||
41 | «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы | 1 | 11.12 | |||
42 | Индивидуалистический характер Алеко | 1 | 13.12 | |||
43 | А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодействия» | 1 | 16.12 | |||
44 | Урок развития речи. Обучение анализу лирического текста. Моё любимое стихотворение Пушкина | 1 | 18.12 | |||
45 | Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». | 1 | 20.12 | |||
46 | Сюжетные линии в произведении. | 1 | 23.12 | |||
47 | Образ Онегина и тип «лишнего человека» в русской литературе | 1 | 25.12 | |||
48 | Онегин и Ленский | 1 | 27.12 | |||
49 | Татьяна как «милый идеал» Пушкина | 1 | 13.01 | |||
50 | Тема любви и долга в романе. | 1 | 15.01 | |||
51 | Нравственно-философская проблематика произведения | 1 | 17.01 | |||
52 | Проблема финала | 1 | 20.01 | |||
53 | Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строка | 1 | 22.01 | |||
54 | Оценка художественных открытий А.С.Пушкина в критике В.Г.Белинского | 1 | 24.01 | |||
55 | Итоговый урок по творчеству А.С.Пушкина | 1 | 27.01 | |||
56 | Урок развития речи. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | 1 | 29.01 | |||
М.Ю.Лермонтов 14ч+2р.р. | ||||||
57 | М. Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова | 1 | 31.01 | |||
58 | Развитие в творчестве М.Ю.Лермонтова пушкинских традиций. | 1 | 03.02 | |||
59 | Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. | 1 | 05.02 | |||
60 | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова | 1 | 07.02 | |||
61 | Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним | 1 | 10.02 | |||
62 | Тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова | 12.02 | ||||
63 | Природа и человек в философской лирике М.Ю.Лермонтова | 1 | 14.02 | |||
64 | Урок развития речи. Восприятие, истолкование, оценка одного из стихотворений Лермонтова | 1 | 17.02 | |||
65 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. | 1 | 19.02 | |||
66 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель портрета поколения. Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» | 1 | 21.02 | |||
67 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» | 1 | 24.02 | |||
68 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина | 1 | 26.02 | |||
69 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина | 1 | 28.02 | |||
70 | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М. Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского. | 1 | 03.03 | |||
71 | Итоговый урок по творчеству М.Ю.Лермонтова | 1 | 05.03 | |||
72 | Урок развития речи. Сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» | 1 | 07.03 | |||
73 | К.Н.Батюшков как представитель «лёгкой» поэзии, «поэт радости» (А.С.Пушкин | 1 | 10.03 | |||
74 | А.В.Кольцов. Одушевлённая жизнь природы в стихотворениях Кольцова | 1 | 12.03 | |||
75 | Е.А.Баратынский как представитель «поэзии мысли» | 1 | 14.03 | |||
76 | Урок развития речи. Анализ стихотворения | 17.03 | ||||
Н.В.Гоголь 11+1р.р. | ||||||
77 | Жизнь и творчество Н.В.Гоголя | 1 | 19.03 | |||
78 | Поэма «Мёртвые души» (1 том). История замысла, жанр и композиция поэмы. | 1 | 21.03 | |||
79 | Авантюра Чичикова как сюжетная основа произведения | 1 | 31.03 | |||
80 | Место Чичикова в системе образов | 1 | 02.04 | |||
81 | Образы помещиков и чиновников и средства их создания | 1 | 04.04 | |||
82 | Место в сюжете поэмы «Повети о капитане Копейкине» | 1 | 07.04 | |||
83 | Смысл названия произведения | 1 | 09.04 | |||
84 | Души мёртвые и живые в поэме | 1 | 11.04 | |||
85 | Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги | 1 | 14.04 | |||
86 | Художественные особенности прозы Гоголя. Своеобразие гоголевского реализма | 1 | 16.04 | |||
87 | Итоговый урок по творчеству Н.В.Гоголя | 1 | 18.04 | |||
88 | Урок развития речи. Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя | 1 | 21.04 | |||
89 | А.А.Фет. Жизнь и творчество. Лирика поэта | 1 | 23.04 | |||
90 | Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. «Вчерашний день, часы в шестом…», своеобразие некрасовской Музы | 1 | 25.04 | |||
91 | А.П.Чехов. Жизнь и творчество | 1 | 28.04 | |||
92 | Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника» | 1 | 30.04 | |||
Русская литература 20 века 8 часов | ||||||
93 | Человек и история в русской литературе. Образ России в поэзии 20 века. Проблемы современности | 1 | 02.05 | |||
94 | А.А.Блок. Слово о поэте. Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока | 1 | 05.05 | |||
95 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтизация крестьянскоц руси в творчестве Есенина | 1 | 07.05 | |||
96 | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Тема Родины и гражданского долга в лирике Ахматовой | 1 | 09.05 | |||
97 | М.А.Шолохов. Жизнь и творчесво. | 1 | 12.05 | |||
98 | Рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиции. Судьба Андрея Соколова | 1 | 14.05 | |||
99 | А.И.Солженицын. Слово описателе. «Матрёнин двор». Автобиографическая основа рассказа | 1 | 16.05 | |||
100 | Промежуточная аттестационная работа (тест в форме ГИА) | |||||
101 | Литература народов России. Г.Тукай. Слово о поэте. Лиризм стихотворений поэта | 1 | 19.05 | |||
102 | Обобщение пройденного | 1 | 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...