Веб-квест по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые десятиклассники!
Сегодня мы проведем игру (веб-квест) «На чьей же стороне автор?» по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». Прохождение веб-квеста определено тремя уровнями: на каждом из них вам предстоит разбиться на группы, выбрать роли, от лица кого вы будете проходить уровни при выполнении задания.
I уровень
Работа с электронной сетевой библиотекой, где есть текст И.С.Тургенева «Отцы и дети»
II уровень
Путешествие по Интернету в поисках информации о современниках Тургенева, представлявших разные литературно - общественные группировки
III уровень
Вам предстоит обобщить все полученные на разных этапах игры знания, сделать вывод, создать презентацию «Ответ писателя Тургенева на вопросы журналистов и своих оппонентов»
Уровень 1
Поиск в сетевых электронных библиотеках.
Цели: проанализировать позицию автора в романе, основываясь на художественном тексте, критических статьях; формировать коммуникативные способности; учиться использовать информационное пространство интернета для изучения романа Тургенева «Отцы и дети»; применять текстовой редактор для редактирования и форматирования текстов электронной библиотеки.
Чтобы пройти первый уровень квеста, вам необходимо правильно цитировать художественное произведение, обращая внимание на художественные детали, быть внимательными к слову, к тексту. Выберете одну из ролей, от лица которой вам хотелось бы пройти первый уровень веб-квеста, и объединяйтесь в группы. Внимательно изучите задания своей группы (роли). Распределите роли в вашей группе (каждый участник может собирать материал по конкретному критику). После выполнения задания сделайте отчет вашей группы. Подготовьтесь к защите работы на уроке литературы
Роли
- Роль автора, отвечающего на вопросы журналистов.
Ваша задача найти высказывания автора о романе; критиков и оппонентов о романе и его героях («Отечественные записки», М.А.Антонович «Современник», Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, А.И.Герцен и люди из зала). Обратите внимание на полярность суждений и на то, как это поможет ответить на главный вопрос урока. Выйдете на сайт электронной библиотеки, найдите текст Тургенева «Отцы и дети», обратите внимание на 11-20 главы, внимательно прочитайте «спор об аристократах», найдите нужные цитаты, в которых прослеживается отношение автора к нигилизму, скопируйте их и заполните форму отчета, ответив на следующие вопросы:
- Перечислите состав группы
- Сколько времени понадобилось для выполнения данного задания квеста
- Что помогли узнать о мнении самого автора собранные цитаты
- Какие детали помогли определить отношение автора к нигилизму
- Почему Ситников и Кукшина – венец нигилизма
- Журналисты, критики и оппоненты Тургенева.
Руководство для журналистов. Вы выбрали роль журналистов для анализа произведения Тургенева. Ваша задача – найти высказывания критиков, сформулировать вопросы автору от их имени, ответы на которые помогут узнать мнение самого автора: на чьей же стороне он? Распределите роли (у вас получится 5 групп по каждому критику), войти в группу могут несколько человек, выйдете на сайт электронной библиотеки, найдите в разделе «критика» имена представляемых персонажей, их статьи, посвященные роману Тургенева, найдите наиболее острые цитаты, учитывая предполагаемый ответ автора на них, скопируйте их и заполните форму отчета:
- Перечислите состав каждой группы
- Сколько времени понадобилось для выполнения задания
- Запишите ответы в виде цитат
- Люди из зала.
Вы выбрали роль человека из зала, которому представилась возможность побывать на конференции, посвященной роману Тургенева, а также выявлению авторской позиции. Ваша задача проанализировать мнение критиков, обратить внимание на их полярность, найти высказывания самого Тургенева о романе и героях. Распределите роли согласно поставленной задаче. Выйдете на сайт электронной библиотеки, найдите текст, внимательно перечитайте 10-20 главы, обратив внимание на детали и выражения, характеризующие отношение Тургенева к нигилизму, ознакомьтесь с мнением критики, подготовьте собственные вопросы Тургеневу, скопируйте цитаты и заполните отчет.
- Перечислите состав вашей группы
- Сколько времени потребовалось для выполнения данного задания квеста
Уровень 2
Добрый день, участники квеста «На чьей же стороне автор?» Мы приступаем ко второму уровню – путешествию по всемирной паутине. Сначала вам необходимо будет изучить отчеты групп. Вы будете заниматься поиском информации в сети интернет на различных сайтах. Вам предстоит создать свои собственные документы в Google и представить отчет в виде презентации.
Цели: проанализировать трактовку критиков, познакомиться с трактовкой данного произведения в театре и в кино, учиться использовать информационное пространство сети Интернет для изучения фактов, связанных с произведением, делать обоснованные выводы, использовать информационное пространство сети интернет для расширения сферы своей творческой деятельности, совершенствовать навыки работы в компьютерной программе и создавать презентации
Роман И.С.Тургенева послужил литературной основой, на которой начался раскол в лагере нигилистов, завершившийся 2 года спустя резкой полемикой между М.А.Антоновичем, представлявшим в тот момент линию журнала «Современник», и Д.А.Писаревым.
Ключевые вопросы:
- Что конкретно послужило причиной разрыва Тургенева с «Современником»?
- Как происходит раскол в лагере нигилистов?
- В чем актуальность романа в наши дни?
Порядок работы над вторым уровнем веб-квеста:
- Выберете одну из ролей, от лица которой вам хотелось бы пройти второй уровень веб-квеста, и объединитесь в группы.
- Изучите задания своей группы (роли)
- Распределите роли в вашей группе
- Подготовьтесь в защите, которая будет на уроке литературы
Роли
- Организаторы пресс-конференции.
Ваша задача найти в сети Интернет описание проведения пресс-конференции. Откройте по ссылке сводный отчет журналистов (1 уровень квеста). В данном отчете собраны цитаты, характеризующие их отношение к роману и автору. Исследование этих цитат позволит вам корректно вести данное мероприятие.
- Наши современники – учащиеся 10 класса 2014 года.
Ваша задача найти в сети интернет мнение сегодняшнего читателя и проанализировать его. Проанализировать отчет группы критиков, Тургенева, людей из зала – современников Тургенева. Сформулировать свое отношение к роману.
Уровень 3
Презентация «Ответ писателя Тургенева на вопросы журналистов и своих оппонентов»
Работая над презентацией, учащиеся научатся:
- Совершенствовать навыки художественного текста на примере романа Тургенева «Отцы и дети»
- Использовать информационное пространство сети интернет для изучения любого литературного произведения, критики, интересных фактов, связанных с произведением, самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая знания из области литературы, информатики, искусства, работать в команде, получать и отправлять электронную почту, создавать презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Письмо к герою"(по роману И.Тургенева"Отцы и дети").
Сочинение в стихах "Письмо к герою"(по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")....
Презентация по роману И. Тургенева "Отцы и дети"
16 слайдов рассказывают о нигилизме и страстной любви Евгения Базарова....
Правовой квест «Буква закона» В рамках правового лектория «Дети детям»
Правовой квест «Буква закона» В рамках правового лектория «Дети детям»Координатор: педагог-организаторОрганизаторы: актив отряд «Юные гагаринцы»Воспитательная...
Сценарий квест-игры «Путешествие по родному краю» для детей старшей группы.
Расширение представления детей о малой Родине. Воспитание любви к родному краю....
Методическая разработка профориентационной квест- игры «Путешествие в город Профессий» для детей с ОВЗ
В ходе профориентационного квеста участники не только приобретают знания, необходимые для осознанного выбора профессии, но и помещаются в специально-созданные условия, которые способствуют раскрытию с...
Проект. Литературный квест по роману «Робинзон Крузо». Выживи на необитаемом острове
Если на уроках литературы использовать такой метод обучения как квест-игра, то у детей появляется восприятие того или иного материала, а также появляется интерес к чтению....