Использование игровой технологии в преподавании башкирского языка в русскоязычной школе.
материал на тему

Арсланова Рамиля Хамзиевна

Использование игровой технологии в преподавании башкирского языка в русскоязычной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx15.04 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровой технологии в преподавании башкирского языка в русскоязычной школе.

          Урок. Передо мной учащиеся 2 класса. Они заняты решением речевой задачи: необходимо продумать диалог на тему «Знакомство».

         Глядя на них, я в очередной раз задумываюсь о том. Что эти сегодняшние непосредственные девочки и мальчики – наше будущее, - завтра нашей республики, страны. И им идти по жизни с тем багажом духовных ценностей, которые мы родители, учители, общество вложим в них. Уважение истории, культуры края, в котором ты живёшь, его языка отличают истинного патриота своей большой и малой Родины.

           В преподавании башкирского языка в русской школе немаловажное значение имеет умение пробудить в учащихся интерес к предмету. В практике приходиться часто сталкиваться с ситуациями, когда ученики настроены отстранение к самой дисциплине башкирского языка. Поэтому я строю уроки так. Чтобы дети в ходе занятия не уставали и не потеряли интерес.

          Большую роль в поддержании интереса к предмету играет творческий подход учителя. Изыскание новых подходов в преподавании башкирского языка в русской школе за рамками предложенными учебниками и действующей программой ведёт к сотрудничеству учителя с учениками, к естественным речевым ситуациям.

          Одним из эффективных средств формирования естественной речевой ситуации на уроках является игра. Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности. Игра позволяет каждому участнику ощутить себя субъектом жизнедеятельности, проявить и развить свою личность.

          Выдающийся педагог А.С.Макаренко писал: «Я доказываю, что детская организация должна обогащаться игрой. Не забывайте, мы прежде всего, мыслим об одном из отдельных периодов развития ребёнка, имеющего большую потребность в игре. Эту потребность необходимо удовлетворить».

          На первых уроках я предлагаю ученикам поиграть в игру «Давайте знакомиться». Сначала учитель называет своё имя на русском и на башкирском языке. Затем задаю вопрос каждому ученику: «А как тебя зовут?» дети называют свои имена: «Меня зовут Айнур» и т.д. игра продолжается дальше. Теперь уже не учитель каждому задаёт вопрос: «Как тебя зовут?», а ученики друг другу по цепочке или передают вопрос с помощью цветка или мячика. Эта фраза в ходе урока повторяется много раз и дети в ненавязчивой форме запоминают новые слова, самые простые предложения.

          Конечно же во фразе «Меня зовут…» или «Как тебя зовут?» имеются специфические звуки башкирского языка. Поэтому вначале урока или в ходе урока я провожу фонетические упражнения именно по тем звукам, которые будут встречаться на данном занятии. В этом мне помогает методическое пособие Азнабаевой Ф.Г. и Нафиковой З.Г. «Волшебные звуки».

          Учитывая возраст учеников, на уроках я использую элементы сюжетно-ролевых игр по следующим темам: «В магазине», «В столовой», «В больнице», «Телефон» и т.д. иногда дети полностью включаются в игру, и ребёнок незаметно для самого себя включается в диалог, что приводит к развитию разговорной речи.

          В среднем звене положительные результаты дают игры-соревнования. Соревнования по рядам, по группам повышают активность учащихся и приводят к сплочению коллектива, привлекают к деятельности менее активных учащихся.

          Таким образом, использование игровых форм на уроках башкирского языка в русской школе необходимо, так как игры на уроках создают благоприятную атмосферу общения, способствуют разрядке напряжённости, содействуют развитию интереса к общению, стремлению правильно общаться, учитывая все нормы языка. Но нельзя упускать из виду, что не всякая игра подходит для урока и воспринимается учениками. Поэтому я, как учитель, учитываю уровень знания языка того или иного класса и решаю, какую игру предложить детям.

          Хотелось бы подчеркнуть, что интересный, всесторонне развитый учитель, владеющий в совершенстве русским и башкирским языками, всегда сможет достойно выглядеть в глазах учеников и тем самым, вызывать интерес к себе как к личности в своему предмету.

          Литература:

  1. Школьные технологии. 2001, №3, с. 157-163.
  2. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Т.4. М., 1984, с.72.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе.

Ролевые игры, игровые ситуации на уроках английского языка на начальной ступени обученияю...

«Использование игровых технологий на уроках русского языка в основной школе как фактор развития мотивации учащихся в изучении предмета».

Дидактические игры занимают особое место в учебном процессе,моя работа поможет учителю ознакомиться со специальной литературой и методическими разработками о применении этой технологии в своей практик...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.

Многолетний опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании  неслышащего ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирован...

Методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках английского языка для коррекционных школ 4 вида

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования ...

Методические рекомендации по использованию игровых технологий на уроках английского языка для коррекционных школ 4 вида

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования ...

Применение игровых технологий в преподавании иностранного языка в начальной школе как средство выработки коммуникативной и социо-культурной компетенции.

Игровые технологии применяются больше  на начальном этапе обучения.Но  также их можно с успехом применять и на среднем этапе....