Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС
рабочая программа (5 класс) по теме
Пояснительная записка по литературе и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit._zapiska_po_liter.5kl.docx | 28.49 КБ |
kalendarno-temat._planirovanie_liter.5kl.docx | 32.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для 5 кл. составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по литературе для основной школы. (См.:Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5 –9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.)
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме в 5 классе – 105ч.
Согласно учебно-календарного графика ГБОУ СОШ с.Васильевка 2012-2013 уч.год – 34 недели. Поэтому рабочая программа по литературе представлена на 102 ч. Сокращение произошло за счёт уплотнения.
Название раздела | Колич. часов по прим. прогр. | Колич. часов по прогр. Школы с. Васильевка. |
Из литературы 18 в. | 2ч. | 1 ч. |
Из литературы 19 в. | 43 ч. | 41ч. |
Цели и задачи программы.
- Формирование духовно развитой личности.
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей уч-ся, необходимых для успешной самореализации личности.
- Постижение уч-ся вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ.
- Поэтапное , последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать худ. произведение.
- Овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в худ. тексте, и создание худ. текста, представление суждений, своих оценок по поводу прочитанного.
- Овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.
- Использование опыта общения с произведениями худ. литерат. В повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Учебно-методический комплект.
- Коровина В.Я, Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 5 кл. Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
- Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлёв В.П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 5 кл. – М.: Просвещение, 2010.
- Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 5 кл.»--М.: Аудиошкола: Просвещение, 2011.
- Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 5кл.: Метод.советы. – М.: Просвещение, 2003.
- Ерёмина О.А. Уроки литературы в 5 кл.: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
Учебно – тематическое планирование
Название разделов | Колич. часов | Содержание | УУД |
К читателям | 1 ч. | Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги. | Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанного. Ответы на вопросы. |
Устное народное творчество | 15 ч. | Фольклор – коллективное устное народное творчество. Исполнители фольк. произведен. Малые жанры фольк. Детский ф. Теория литр. Фольклор. Устное народное творчество. Русские народн. Сказки. Сказка как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравственное и эстетич. Содержание сказок. Сказители. «Царевна-лягушка». Народная мораль в поступках героев. «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» -- народные представления о справедливости, добре и зле. Теория л. Сказка как повествоват. Жанр фольклора. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение. | Выразительное чтение малых фольклорных жанров и их растолкование. Выражение личного отношения к прочитанному. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей. Различные виды пересказов. Письменные ответы на проблемные вопросы. Нравственная оценка героев сказок иллюстрирование. Сочинение собственных сказок. |
Из древнерусской литературы. | 2 ч. | Начало письменности у восточн славян. Возникновение др.русск. л. Связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. « Повесть временных лет» как литерат. памятник. « Подвиг отрока- киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки ф. в летописи. Теория л. Летопиcь. | Выразительное чтение. Пересказ сюжетов, летописей. Поиск незнакомых слов и определения их значения. Нравственная оценка поступков героев. Характеристика героев. Устные и письменные ответы на вопросы. |
Из литературы 18 в. | 1 ч. | М.В.Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Случились вместе два астронома в пиру…» -- научные истины в поэтической форме. Юмор в стихотворении. Теория л. Роды лит.Жанры. | Поиск сведений о писателе. Пересказ фрагментов публицистического и научно-популярного текстов. Выразительное чтения стихотворения. Поиск незнакомых слов. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. |
Из русской литературы 19 в. | 41 ч. | Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра. И.А. Крылов. Краткий рассказ о писателе. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под дубом». Осмеяния пороков. Теория л. Басня. Аллегория. Понятие об эзоповом языке. А.Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Ж. и народные сказки. Особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория л. Баллада. А.С.Пушкин. Краткий рассказ о жизни. « Няне»--мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью к няне. «У лукоморья дуб зелёный…» пролог к поэме «Руслан и Людмила»--собирательная картина сюжетов. « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»--её истоки противостояние добрых и злых сил в сказке. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или подземные жители» нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. П.П. Ершов. «Конёк-Горбунок» (для вн.чт.) В.М. Гаршин. «Attalea Princeps». Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. Теория л. Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм. Рифма. Способы рифмовки. М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.» Бородино» -- отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Историческая основа стихотворения. Батальные сцены. Теория л. Сравнение, гипербола, эпитет. Метафора, звукопись, аллитерация. Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место», «Ночь перед рождеством» (Вн.чт.) Теория лит. Фантастика. Юмор. Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «Крестьянские дети». Мир детства, речевая характеристика. «Есть женщины в русских селеньях». Поэтические образы русских женщин. «На Волге» (вн. Чт.) И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Му-му». Реальная основа повести. Духовные и нравственные качества Герасима.. Немота гл. героя – символ немого протеста крепостного человека. Теория л. Портрет. Пейзаж. Литературный герой. А.А.Фет. Краткий рассказ о поэте. «Весенний дождь» -- радостная яркая картина весенней природы. Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Теория л. .Сравнение. Сюжет. А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» -- осмеяние глупости и невежества героев. Юмор ситуации. Речь персонажей. Теория л. Юмор. Речевая характеристика персонажей. Поэты 19 в. О Родине и родной природе. Обзор. Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осенние первоначальной…». А.Н.Плещеев «Весна», И.С.Никитин «УТРО», «Зимняя ночь в деревне», Майков А.Н. «Ласточки», И.З.Суриков «Зима», А.В.Кольцов «В степи». Выразительное чтение стихов. Теория л. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. | сведений о Поиск писателях и поэтах. Выразительное чтение произведений. Чтение по ролям. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление характеристик героев произведений. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Создание собственных иллюстраций. Конкурсы, викторины. Составление планов. Пересказ произведений. Аргументация своего мнения с помощью цитат. |
Из литературы 20века | 30 ч. | И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Рассказ как поэтическое воспоминание о Родине. В.Г Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из богатых и бедных семей. Теория л. Портрет. Композиция лит. Произведения. С.А Есенин. Краткий рассказ о поэте. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями»--поэтизация картин малой Родины. П.П Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Теория лит. Сказ как жанр лит. Сказ и сказка. К.Г Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание реальное и фантастическое. С.Я Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев»--пьеса-сказка положительные и отрицательные герои победа добра над злом. Теория лит. Драма. Пьеса-сказка. А.П Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Жизнь как борьба добра и зла смена радости и грусти, страдание и счастья. В.П Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость. Теория лит. Автобиографичность произведения. К.М Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». А.Т Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети- обострённо трагическая и героическая тема произведений о ВОВ. И. Бунин. «Помню- долгий зимний вечер…», А. Прокофьев. «Алёнушка» Д. Кедрин. «Алёнушка». Н. Рубцов. «Родная деревня». Дон- Аминадо. «Города и годы». Лирические произведения о Родине, родной природе. Конкретные пейзажные зарисовки. С. Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория лит. Умор. | Поиск сведений о писателях и поэтах. Выразительное чтение произведений. Чтение по ролям. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление характеристик героев произведений. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Создание собственных иллюстраций. Конкурсы, викторины. Составление планов. Пересказ произведений. Аргументация своего мнения с помощью цитат. Выразительное чтение наизусть. |
Из зарубежной литературы. | 15 ч. | Р.Л. Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиции предков. Д. Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Х.К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов. Теория лит. Баллада. Художественная деталь. Ж. Санд. «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Теория лит. Аллегория. М. Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Дружба мальчиков. Внутренний мир героев. Д. Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише»-- сказание о взросление подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. | сведений о Поиск писателях и поэтах. Выразительное чтение произведений. Чтение по ролям. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление характеристик героев произведений. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Создание собственных иллюстраций. Конкурсы, викторины. Составление планов. Пересказ произведений. Аргументация своего мнения с помощью цитат. Выразительное чтение наизусть. |
Итоговый контроль. | 2 ч. | Литературный праздник. «Путешествие по стране Литературии». Тестирование. | Выразительное чтение. Чтение наизусть. Устные монологические ответы. Различные виды пересказов. Устные и письменные рассказы о произведениях и героев. Решение тестов. Иллюстрирование примерами изученных литературоведческих терминов. |
Планируемые результаты освоения предмета:
Личностные результаты:
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.
- Формирование ответственного отношения к учению,готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию .
- Формирование целостного мировоззрения , соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное , языковое, духовное многообразие современного мира.
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, религии, традициям.
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни.
- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
- Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде.
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни человека и общества, уважительное отношение к членам своей семьи.
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.
Метапредметные результаты:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности.
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения.
- Умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- Смысловое чтение.
- Умение организовывать учебное сотрудничество и современную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Владение устной и письменной речью.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Предметные результаты:
- Понимание ключевых проблем изученных произведений русскогот фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 в., русских писателей 19-20 вв..
- Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания. Выявление заложенных в них нравственных ценностей.
- Умение анализировать литературное произведение
- Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка.
- Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.
- Формулирование собственного отношения к произведениям литературы., их оценка.
- Собственная интерпретация изученных литературных произведений.
- Понимание авторской позиции и своё отношение к ней.
- Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.
- Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту. Вести диалог.
- Написание изложений и сочинений на темы, связанные с проблематикой изученных произведений. Классные и домашние творческие работы. Рефераты.
- Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса.
- Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 кл.
- Различать пословицы и поговорки.
- Использовать загадки, пословицы и поговорки в устной и письменной речи.
- Различать сказки волшебные, бытовые, сказки о животных.
- Выявлять характерные для народных сказок и былин художественные приёмы.
- Уметь пересказывать самостоятельно прочитанные произведения..
- Уметь читать выразительно художественные произведения.
- Уметь характеризовать главных героев.
- Уметь выявлять темы, образы, идею, приёмы изображения человека в произведениях.
- Уметь подбирать и обобщать материал о биографии и творчестве изученных писателей.
- Знать роды и жанры литературы. Уметь выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в лит. произведении.
- Уметь сопоставлять сюжеты, персонажей лит. произведений.
- Уметь писать сочинения на литературном материале. Уметь редактировать сочинения.
- Знать изобразительно-выразительные средства и уметь находить их в произведениях.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)
Рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)...
рабочая программа по литературе (по ФГОС) по программе В.Я.Коровиной (102 ч.)
Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием....
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)
Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)...