Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
статья (5 класс) на тему
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tekhnologii.docx | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии , используемые на уроках русского языка и литературы.
Контарева С.А., учитель русского языка и литературы.
Здоровьесберегающие технологии , используемые на уроках русского языка и литературы.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
- Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
- Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
- Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, , кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока. И выстроила концепцию здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой.
Здоровьесберегающее обучение
Направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.
Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.
Хочу привести оценку этих направлений:
Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше
Так как проблема здоровья детей сегодня актуальна как никогда, то в настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерб здоровью школьников.
ЗОТ — это система мер, включающая взаимосвязь и
взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на этапах его обучения и развития.
ЗДОРОВЬЕ — это состояние полного физического,
социального и духовного комфорта, а не только отсутствие болезней и недомоганий.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как совокупность приемов, методов, форм организации обучения школьников без ущерба для их здоровья.
Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся:
1) стрессовая тактика авторитарной педагогики, интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;
2) несоответствие технологий обучения возрастными особенностями учащегося;
3) несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: игровая, исследовательская, проектная, ИКТ, личностно ориентированная.
Критерии здоровьесберегающего урока:
- обстановка и гигиенические условия в классе: температура, свежесть воздуха, освещение (нормы САНПИНа);
2. число видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение,
рассказ, ответы на вопросы (норма - 4-7 за урок);
- средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (норма - 7-10 минут).
- виды деятельности:
- словесный,
- наглядный,
- аудиовизуальный,
- самостоятельная работа.
(норма - не менее трех).
- Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они из «потребителей знаний» превращаются в субъектов действия по их получению и созиданию.
Сейчас я работаю с учащимися пятых- шестых классов. Дети в этом возрасте очень любознательны, творческие, быстро воспринимают и транслируют ролевые игры, раскрепощены, не стесняются высказывать свое мнение и делают это с удовольствием.
Поэтому на уроках литературы при изучении крупных произведений я использую различные формы работы для развития творческой деятельности учащихся, но наиболее оптимальной считаю работу в творческих группах учащихся.
Столы мы ставим попарно, и ребята садятся вокруг, группами по 4-5 человек. На каждом столе лежит памятка правил работы в творческих группах (см. приложение №1).
На уроке, посвященном изучению романа «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо творческие группы получают задание (см. приложение №2). Выполнив дифференцированные задания, каждая группа выступает с отчетом:
- «географы» демонстрируют карту острова, рассказывают о климате, рельефе местности, цитируя текст;
- «биографы» составляют хронологию жизни Робинзона Крузо;
- «археологи» производят раскопки на острове и демонстрируют рисунки найденных предметов;
- «биологи» рассказывают о том, какие растения росли на острове, а какие возделывал герой;
- «модельеры» готовят эскизы одежды.
При изучении сказки А. Погорельского «Черная курица» я также делю класс на группы, каждая получает задание, например:
• Расскажите об Алеше, его жизни, увлечениях, учебе,
характере.
- Как изменился герой, когда он получил волшебное семечко?
- Составьте план «Алеша в подземном царстве» и т. д.
Распределение обязанностей в группе носит демократичный характер. Слабый ребенок чувствует себя в группе увереннее, более защищенным
На уроках литературы в 10 классе я стараюсь создавать проблемные ситуации, задаю провокационные вопросы. Чем ближе к жизни ситуация, тем активнее учащиеся. В начале учебного года даю учащимся список тем презентаций. Каждый выбирает тему и готовит ее, после представления презентации обязательно обсуждение.
- Динамические паузы рекомендуются для всех детей как профилактика утомления.
Они могут включать элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, дидактические подвижные игры, точечный самомассаж (особенно в периоды эпидемии гриппа)
- Психологический климат на уроке.
Взаимоотношения на уроке: учитель - ученик (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, учет возрастных особенностей). Эмоциональные разрядки на уроке: шутки, улыбка, юмор, афоризм.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы является необходимым в условиях современной действительности, учитель учитывает индивидуальные особенности учащихся и умеет подобрать для них наиболее оптимальные методы, формы и приемы учебной деятельности с тем, чтобы уровень успешности школьников постоянно повышался. Грамотное применение здоровьесберегающих технологий позитивно сказывается на здоровье учащихся, микроклимате урока, способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации, снимает трудности и сводит к минимуму учебный стресс. Как показали проведенные нами исследования, дети реже болеют и с удовольствием посещают уроки.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Правила работы в группах
- Делимся на группы по желанию.
- Распределяем обязанности честно, чтобы участие в работе принял каждый.
- Работаем так, чтобы не мешать всем остальным.
- Слушаем внимательно ответы товарищей и фиксируем необходимую информацию в тетради.
- Не перебиваем, не критикуем друг друга.
- Рецензируем ответ.
- Задаем уточняющие вопросы.
Рецензия ответа
Будьте корректны. (Начинайте с позитива!)
- Владение терминологией.
- Логика изложения.
- Грамотность речи.
- Интонирование.
- Доступность.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
5 класс Тема урока: «Даниель Дефо «Робинзон Крузо»
Готовимся к уроку.
Задание первой группе (группа географов).
Исследовательская проблема – «необитаемый остров как место действия».
- Проследите по карте путь Робинзона на корабле.
- Найдите в книге указание на координаты острова (его широту и долготу).
- Покажите на географической карте примерное расположение острова.
- Составьте (нарисуйте) карту острова Робинзона.
- Описание климата.
Задание второй группе учащихся (группа биографов)
Исследовательская проблема – «время в романе».
- Составьте хронологию жизни Робинзона Крузо.
- Какие основные события происходят в жизни героя?
- Как ведет Робинзон отсчет времени?
Задание третьей группе учащихся (группа биологов).
Исследовательская проблема – «флора и фауна острова».
- Какие растения росли на острове?
- Какие растения возделывал герой?
- Какие животные обитали на острове? Были ли среди них хищники?
- Каких животных он приручил, а на каких охотился?
Задание четвертой группе (группа художников)
Исследовательская проблема – «одежда героя»
- Какую одежду удалось герою перенести с корабля?
- Какую одежду он шил самостоятельно?
- Подготовьте эскизы одежды.
Задание пятой группе (группа археологов)
Исследовательская проблема – «быт, орудия труда»
- Отправившись на раскопки на необитаемый остров, какие предметы вы могли бы найти? Отвечая на вопрос, скурпулезно перечитайте нужные страницы.
Задание шестой группе (группа архитекторов)
Исследовательская проблема – «жилище»
- Каково первое жилище Робинзона после кораблекрушения?
- Мой дом – моя крепость.
Домашнее задание: сочинение на тему «Какие внешние условия и личные качества Робинзона Крузо помогли ему выжить на необитаемом острове?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на школьном методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы....
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. СТАТЬЯ. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...
Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"
Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...
Выступление на заседании ШМО "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)...
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы.
Данный материал содержит рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. Включает в себя примерные задания , виды работ на уроке, методические рекоменд...