Алгоритм мастерской построения знаний и ценностных ориентаций
методическая разработка (6 класс) на тему

Фёдорова Юлия Евгеньевна

Алгоритм мастерской построения знаний и ценностных ориентаций по повести Владислава Крапивина "Я иду встречать брата" 1961 год. Разработка ориентирована на учащихся 6 классов. Рекомендуется проводить в рамках  факультатива по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya.docx833.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №2"

г. Вилючинск

Камчатский край

АЛГОРИТМ МАСТЕРСКОЙ ПОСТРОЕНИЯ

 ЗНАНИЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
ПО ПОВЕСТИ ВЛАДИСЛАВА КРАПИВИНА
"Я ИДУ ВСТРЕЧАТЬ БРАТА" (1961Г.)

Составила:

ФЁДОРОВА ЮЛИЯ ЕВГЕНЬЕВНА

учитель русского языка и литературы

voroncova-yulya@mail.ru

Ступень: 6 класс

ЦЕЛИ:

  • Метапредметные: формирование умения организовывать свою деятельность, обучение общим техникам, схемам, образцам мыслительной работы.
  • Предметные: развитие умения осуществлять текстологический анализ, умения составлять связное высказывание, умения подбирать цитаты и делать выводы, находя нужные аргументы.
  • Личностные: повышение познавательной мотивации школьников, развитие умения давать нравственно-этическую оценку фактам и ситуациям, формирование общекультурных ценностей, формирование способности к самооценке.

ЗАДАЧИ:

  • Личностные УУД: формировать нравственно-этическую ориентацию, исходя из личностных и социальных ценностей.
  • Коммуникативные УУД: учить полно и точно выражать свои мысли, учить владению монологической и диалогической речью.
  • Познавательные УУД: развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выбор оснований и критериев для сравнения и обобщения, развивать умение построения логической цепи рассуждения.
  • Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и саморегуляцию, умения прогнозировать результаты.

СУЩНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ

Мастерская — это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов определяющим является соответствующее учебное задание, которое направляет познавательную деятельность ребят. Ученики, вместе с тем, имеют возможность  выбора пути исследования и средств достижения цели.

Главное в мастерской - это реализация возможностей творчества. «Смысл жизни - в творчестве. А если только повторять и репродуцировать, то человечество вымрет, как вымерли мамонты», - говорил когда-то Д. И. Менделеев. Мастерская дает возможность для творчества в самом широком толковании этого процесса: от новой идеи до малого предложения по организации, от рисунка до особого штриха, от слова до материального продукта.

Важно понимать, что успешность мастерской измеряется не длинною и скоростью пути к истине или другому предполагаемому результату, а причастностью каждого ученика к выбору своего пути и прохождение им этого пути при наибольшей свободе, самостоятельности. 

По типам мастерские бывают:

  • творческого письма
  • построения знаний
  • построения отношений, ценностных ориентаций
  • по самопознанию
  • проектные

Несомненно, педагогическая мастерская - это технология, соответствующая новой образовательным стандартам  и, прежде всего, философии образовательных целей: 

  • не формировать личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации учащегося;
  • не давать знания по конкретному предмету или теме, а предоставлять возможность для конструирования собственного знания;
  • не контролировать и оценивать сделанное, а реализовывать возможности самооценки и самокоррекции.

Технология педагогических мастерских позволяет решить задачи:

  • личностного саморазвития;
  • образовательной мотивации: повышая  интерес к процессу обучения;
  •  функциональной грамотности и креативности: отрабатывая  навыки и умения творческого осмысления нового знания;
  • культуры речи:  формируя навыки аргументированного говорения и письма;
  • социальной компетентности: ( коммуникативных навыков и ответственности за знание)

Условием удачного проведения занятия  является следование законам творческих мастерских: 

1. Ценностно-смысловое равенство всех участников.

2. Право на ошибку.

3. Безоценочная деятельность: безоценочная деятельность. Оценка заменяется самооценкой.

4. Элемент неопределенности неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой - психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс.

5. Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой – необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам.

6. Ограничение мастера как авторитета: мастер формулирует задание и не отвечает на вопросы.

В зависимости от содержания темы, этапа ее изучения, уровня преподавания и других факторов, алгоритмы мастерских могут варьироваться. При всем многообразии алгоритмов, многие из них содержат одинаковые этапы (элементы): индукция, самоконструкция, социоконструкция, панель, социализация, слово мастера и др.

 

Первый этап – индукция (наведение).

Задача мастера при подготовке мастерской постараться подобрать как можно больше индукторов различного характера, чтобы воздействовать в комплексе на мотивационную, эмоциональную сферы личности ученика. В качестве индуктора могут быть использованы совершенно разные явления – загадочно звучащее слово; стихотворение; неизвестное понятие, термин; изображение незнакомого предмета, животного, человека, памятника архитектуры, картины, исторического события;  музыкальный отрывок;

Второй этап – самоконструкция.

Этап предполагает переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта.

Задача мастера – не мешать ученику в самопроявлении, После выполнения задания индивидуально, каждый сообщает свою точку зрения на вопрос, характеризует свое видение проблемы и варианты ее решения.

Педагог должен обеспечить фиксацию высказываемых мыслей (на доске, плакате, в тетради), не выделяя верные или неправильные суждения.

Третий этап – социоконструкция.

Организуется парная работа на основе сходства точек зрения участников.

Происходит взаимообогащение субъективного опыта партнеров.

В конце этапа появившиеся идеи, гипотезы могут быть озвучены и зафиксированы.

Четвертый этап – социализация.

Происходит процесс рассмотрения гипотез, проектов, идей продолжается в малых группах, сформированных по желанию участников мастерской.

Обсуждение проблемы осуществляется на основе принципов толерантного отношения. Групповая работа обеспечивает интеграцию идей. Мастер следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных учеников.

Пятый этап – афиширование.

Происходит «презентация» различных точек зрения на проблему в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов… Основная задача этапа – обеспечить, в некотором смысле, «официальное» признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта.

Шестой этап – «разрыв».

На шестом этапе каждый участник мастерской должен осознать разнообразие вариантов решения проблемы, необходимость получения дополнительной информации.

Этап предполагает возникновение у ученика в некоторой степени внутреннего противоречия, своеобразного эмоционального конфликта между имевшимися у него и новыми знаниями.

Для того, чтобы разрешить несоответствие, ребенку требуется дополнительная информация, сверка с авторитетными источниками, поиск доказательств .

Седьмой этап – рефлексия.

Одна из задач мастерской вызвать у ученика положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, ощущение совершенного открытия, поэтому обязательно наличие седьмого этапа – рефлексии.

Мастер предоставляет каждому возможность высказаться и рассказать о том, что для него на занятии было наиболее важным и значимым.

КРАТКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

Представленная технологическая карта педагогической мастерской рассчитана на проведение во внеурочное время, например, в рамках литературного кружка.

В представленной разработке есть изменение классического алгоритма: занятие рассчитано на 2 учебных часа. Есть  этап "Повторная индукция", нет этапа "Разрыв", а есть "Разрешение проблемного вопроса" (эти отступления обоснованы возрастом аудитории, детям так легче воспринимать материал).

Методические приемы, реализуемые на первом занятии

1. Сочетание методов на первом этапе. Метод смысловых ассоциаций и Метод "Если бы" .

2. На втором  этапе использован метод "Ключевых слов".

3. На первом этапе второго занятия применила элементы метода "Смыслового видения"    и метод "Вживания" в роль автора.

4. Для второго этапа "Новая информация" домашним заданием было составление вопросов - это метод "Конструирования вопросов".

5. На третьем этапе при работе в группах  - метод Эвристического исследования.

На заключительном этапе - Прием "Закончи предложение"

ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ

Вступительная беседа.

1 ЭТАП - ИНДУКТОР

(мотивация дальнейшей деятельности )

Предлагается задание с опорой на личный опыт, связанное с последующим материалом.

1. Запишите, пожалуйста, в тетрадях  ответы на вопросы:

1. Как выглядит планета через 400 лет? (Дайте две-три  характеристики).

2. Какой вопрос вы бы хотели адресовать человеку из будущего? Запишите его?

3. Что важно для вашего ровесника, живущего в этом будущем?

(Зачитываем ответы)

2. Послушайте, как начинается повесть Крапивина, герои  которой  живут в будущем.

(Чтение первой части первой главы повести учителем или подготовленное чтение учеников) 

- При чтении обратите внимание на слова, указывающие, что действие происходит в будущем).

«Солнце уже висело над Северной Косой, за которой громоздились белые здания Консаты. Море теряло синеву, и волны отливали серым металлом. На востоке, отражая вечернее солнце, окрашивались в розовый цвет арки старой эстакады. Она стояла на краю Ратальского космодрома, как памятник тех времен, когда планетные лайнеры не были еще приспособлены к вертикальному взлету».

3. А теперь ответим на вопросы:

А) Каким видит перед собой рассказчик Александра Снега? Какой вопрос его интересует?

«Я видел перед собой человека, вернувшегося на Землю через триста лет после старта. Но это не было удивительным. "Бандерилья" и "Муссон" тоже плавали в космосе более двух веков. И хотя история фотонного фрегата, на котором вернулся Снег, была необычнее, чем у других, я думал не о его истории.

— Александр, — спросил я, чувствуя, что столкнулся со странной загадкой, — ведь триста лет... А мальчику не больше двенадцати. Откуда у тебя брат?»

Б) Почему Александр просит рассказчика помочь ему, и в чем?

«Я знаю, ты археолог, — сказал Александр после некоторого молчания. — Ты должен чувствовать время лучше, чем другие. И понимать людей... Поможешь мне, если я расскажу все?».

2 ЭТАП - СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА

(деконструкция и реконструкция авторского  текста)

Работа по второй и третьей главам повести.

Создаем "Банк ключевых слов"  с помощью деконструкции и реконструкции текста.

Задание первое: из представленных частей составить оригинальную (авторскую) версию главы.

Задание второе: выписать мини-фрагменты текста (слова или предложения), которые показались вам важными.

Таким образом, при "переработке" материала итоговым творческим продуктом  будет характеристика Нааля:

"Нааль впервые после гибели родителей пришел к морю.

Как и все мальчишки, Нааль верил, что соленая вода — лучшее лекарство от царапин и ссадин.

Но одно дело — поддаться секундному страху, а другое — струсить совсем.

Чтобы проверить свею смелость … Нааль решил поймать черного отшельника.

Мальчик сел на гравий и стал разглядывать находку … Не меньше часа Нааль царапал её.

Вдруг лицо его сделалось очень серьезным. Нааль не слышал.

Он не очень умело плавал.

Лишь один раз он сделал то, что сможет не каждый.

не думая ни секунды, Нааль прыгнул с шестиметрового обрыва, чудом не задев нагроможденные внизу острые камни.

Никто не знал, откуда у него этот значок и почему он так им дорожит.

Ведь у каждого может быть своя тайна.

Но теперь мальчик знал, что никогда не вернется батискаф "Олень" и в конце аллеи не появится человек, к которому можно помчаться навстречу, позабыв про все на свете.

Свет был не нужен, каждую строчку мальчик помнил наизусть. Текст, отпечатанный на листе, рассказывал о старте фотонного фрегата "Магеллан".

В учебнике говорилось коротко и сухо: "Магеллан" ушёл.

тогда, на берегу, прочитав имя "Снег", он почувствовал гордость и обиду.

Он отчетливо увидел длинную и густую аллею школьного парка, а в конце её -высокого человека в серебристой куртке астронавта, человека, навстречу которому можно побежать, позабыв обо всем на свете.

"Не забывайте старых имен.

Нааль понимал, что все это просто фантазия.

Но об этом не сказал никому.

Ведь каждый имеет право на свою мечту, если даже она несбыточная".

3 ЭТАП - СОЦИАЛИЗАЦИЯ

(молчаливая самооценка)

Выносим на общее обсуждение выделенные ключевые слова. Последние два абзаца учитель зачитывает сам.

Вопрос какие слова ключевые в последнем абзаце? ( «Чудес не бывает. Но...»)

Остановимся на этих словах. Мы подошли к (проблемному) вопросу, решение которого будем искать на следующем занятии.

4 этап - ПРОМЕЖУТОЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ

А сейчас поделитесь со мной и друг с другом вопросами, которые возникли у вас в ходе нашей мастерской. Ответьте на вопросы.

Эмоциональная рефлексия

Логическая рефлексия

Вы почувствовали себя мастерами?

Какие впечатления у вас остались?

Что получалось, а что нет?

"Я открыл для себя..."

"После мастерской мне бы хотелось..."

Домашнее задание:

1.  Прочитать повесть до конца.

2. Подготовить вопросы по прочитанному для участников мастерской. (4-8 шт.).

3. Индивидуальные задания: подготовить иллюстрации к произведению, подготовить презентацию о Крапивине.

ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ

1 ЭТАП - ПОВТОРНАЯ ИНДУКЦИЯ

Ребята, дома вы дочитали повесть Владислава Крапивина. Попробуйте ответить на вопрос:

-  Каким, по вашему мнению, должен быть человек, написавший такую повесть? Знает ли он детей?  Какие у него интересы.

-Представьте, что вы - писатели-фантасты. О чем бы вы писали?

А теперь посмотрим презентацию о Владиславе Крапивине, которую вы приготовили дома.

2 ЭТАП - НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ 

(освоение и "присвоение" материала )

1. Просмотр мини-презентации о Крапивине.

2. Чтение отрывка из статьи Александра КЕРДАНА «Визит к Командору»

(Оригинал интервью опубликован в газете "Литературная газета" №10 (5870) 13 марта - 19 марта 2002 г.)

3. Работа с текстом.

Вспомним удивительную фразу на которой мы остановились в прошлый раз. (Запишем ее в тетради и на доске).

Давайте попробуем разобраться в ней и её значении в повести?

Для этого прошу вас озвучить вопросы, которые вы заготовили дома?

4. Работа с вопросами-заготовками.

Итог:  Так что же такое ЧУДО? (Это любовь к брату, смелость, отвага, ответственность, ВЕРА и НАДЕЖДА, с которой действуют главные герои - Нааль, Александр, Янтарь и Георгий Рогов.)

3 ЭТАП - РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА

Работа в группах.

Задание:

- Докажите что чудо есть в поступках этих героев (Нааль, Александр, Янтарь и Георгий Рогов).

- Составьте кластеры.

- Подготовьте устное мини-сочинение. "Чудо - это...", опираясь на составленные кластеры.

4 ЭТАП - ИТОГОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

(демонстрация)

Демонстрация  своих работ.

Обсуждение. Показ иллюстраций.

5 ЭТАП - РЕФЛЕКСИЯ

1. Допишите фразы:

На мастерской меня удивило  ...

На мастерской я понял (а), что...

2. Напишите записку своему другу, которая бы начиналась так: «Дорогой друг … прочти повесть В. Крапивина «Я иду встречать брата, потому что…».

Приложение 1

Дидактический материал к мастерской по повести В. Крапивина "Я иду встречать брата"

  Все началось на лестнице.

Нааль впервые после гибели родителей пришел к морю. Море, окаймленное широкой дугой белого города, сверкало синевой и вспыхивало белыми гребешками волн. Оно было ласковым и солнечным, словно никогда в его глубинах не гибли корабли.

Нааль спускался к воде. И чем ближе было море, тем торопливее шагал он по ступеням. И скоро он мчался во всю мочь навстречу громадной синеве, брызжущей солнцем, дышащей влажным и соленым ветром.

На неровном камне у него подвернулась нога. Нааль упал. Он ударился, но не сильно. Прикусив губу и прихрамывая, он стал спускаться дальше. Как и все мальчишки, Нааль верил, что соленая вода — лучшее лекарство от царапин и ссадин. Поэтому, сбросив сандалии, он хотел войти в воду. Но среди камней, то и дело заливаемых легкой волной, Нааль увидел большого черного краба.

Мальчик невольно отскочил. Но одно дело — поддаться секундному страху, а другое — струсить совсем.

Чтобы проверить свею смелость и отомстить крабу за испуг, Нааль решил поймать черного отшельника и забросить его далеко в море. Краб, видимо, почуяв опасность, заспешил и скрылся среди камней.

— Ну, держись!.. — прошептал мальчик.

Увлеченный охотой, он стал отворачивать камень. Плоский камень плюхнулся в воду. Краб, видя, что его нашли, заторопился еще больше. Но Нааль уже не смотрел на него. На мокром гравии он увидел маленькую голубую коробку. Коробка была гладкая и круглая, как обточенный волнами голыш. Неизвестно, откуда вынесло её к этому берегу.

Мальчик сел на гравий и стал разглядывать находку. Коробка оказалась закупоренной наглухо. Не меньше часа Нааль царапал её пряжкой своего пояска, прежде чем сорвал крышку. Завернутый в листок старой бумаги, в коробке лежал странный значок; золотая ветка, в листьях которой запутались блестящие звезды. На стебле было выбито короткое слово: "Поиск".

Разглядывая значок, Нааль забыл о бумаге. Он и не вспомнил бы, но ветер бросил смятый листок ему на колени. Мальчик стал читать, с трудом разбирая старинный шрифт. Вдруг лицо его сделалось очень серьезным. В конце листа он нашел слова, неожиданные, как громкий и внезапный звук струны.

Часа через два пришли на берег школьники. Нааль сидел на том же месте. Он уперся локтями в теплый от солнца камень и смотрел, как вырастают у берега белые гребни.

— Мы искали тебя, — сказал старший мальчик. — Не знали, что ты ушёл к морю. Зачем ты один сидишь на берегу?

Нааль не слышал. Резче стал ветер, и сильно шумели волны. Вы знаете, как шумят волны? Сначала растет шум набегающего вала. Потом на камни с плеском рушится гребень. Волна, распластавшись, с шипением ползет по берегу. А её догоняет другая...

 

Среди школьников Долины Юга он не выделялся ничем особенным. Как и все, любил летать на высоких качелях в опасной близости от корявых и сучковатых деревьев, гонять пестрый мяч среди стволов в солнечной роще. Не очень любил учить историю открытия больших планет. Мог многих ребят обогнать в беге, но не очень умело плавал. Охотно вступал в любую игру, но не был никогда в ней первым. Лишь один раз он сделал то, что сможет не каждый.

Упругая ветка росшего на берегу куста сорвала с его рубашки значок. Золотой значок с синими звездами полетел в воду. Было видно в прозрачной воде, как он уходит в глубину. И тогда, не думая ни секунды, Нааль прыгнул с шестиметрового обрыва, чудом не задев нагроможденные внизу острые камни.

Скоро он выбрался на берег и, зажав в ладони значок, свободной рукой стал молча выжимать рубашку.

Никто не знал, откуда у него этот значок и почему он так им дорожит. Никто и не расспрашивал. Ведь у каждого может быть своя тайна. После гибели родителей Нааль словно повзрослел и не всегда отвечал на вопросы сверстников.

Внешне ничего почти не изменилось в его жизни, когда он узнал про свое горе. Нааль и раньше большую часть времени жил в школе. Отец и мать были специалистами по изучению больших глубин и часто уходили в экспедиции. Но теперь мальчик знал, что никогда не вернется батискаф "Олень" и в конце аллеи не появится человек, к которому можно помчаться навстречу, позабыв про все на свете.

Проходили месяцы. Были тихие утренние часы школьных занятий, были дни, полные солнца, шумных игр и веселых дождей. Может, и забылось бы горе. Но однажды волны вынесли неизвестно откуда на берег у Старой лестницы маленькую голубую коробку. Нет, она не была памятью о погибшем батискафе...

Ночью, видя в окне оранжевые отблески Ратальских маяков, Нааль доставал из коробки смятый журнальный лист. Свет был не нужен, каждую строчку мальчик помнил наизусть. Это был очень старый журнал, изданный лет триста назад. Текст, отпечатанный на листе, рассказывал о старте фотонного фрегата "Магеллан". 

В учебнике по истории звездных полетов об этом корабле говорилось коротко и сухо: "Магеллан" ушёл к одной из желтых звезд с целью отыскать планету, подобную Земле. Видимо, экипаж пользовался неточными сведениями о планете, полученными от гибнущего фрегата "Глобус". "Магеллан" должен был вернуться через сто двенадцать лет. Известий от него не поступало. Очевидно, молодые астролетчики, увлекшиеся легендой и не имеющие опыта, погибли, не достигнув цели."

В учебнике не было даже их имен. Нааль узнал их из найденного листка. Капитана звали Александр Снег.

Нааль слышал от отца, что один из его предков был астронавтом. И тогда, на берегу, прочитав имя "Снег", он почувствовал гордость и обиду. Обиду на учебник за скупые и, наверно, неправильные слова о космонавтах. Мало ли почему мог погибнуть фрегат. И был ли виноват экипаж?

"А если они не нашли ничего у той желтой звезды и полетели дальше? А если они... летят до сих пор?" — подумал Нааль, споря со строчками учебника. Но подумав так, вдруг зажмурился, словно испугался собственной мысли. Он отчетливо увидел длинную и густую аллею школьного парка, а в конце её -высокого человека в серебристой куртке астронавта, человека, навстречу которому можно побежать, позабыв обо всем на свете.

А если он вернется? Он мог бы еще вернуться. Ведь никто не знает, до какой плотности сжал свое полетное время "Магеллан". Вдруг вернется фрегат? И тогда Нааль встретил бы не предка, не чужого человека из другого столетия. Он встретил бы брата. Потому что в конце журнального листа мальчик прочитал слова, сказанные кем-то экипажу "Магеллана":

"Не забывайте старых имен. Вы вернетесь через много лет. Но внуки ваших друзей встретят вас, как друзья. Внуки ваших братьев станут вашими братьями..."

Нааль понимал, что все это просто фантазия. И все-таки отчетливо представлял, как это может случиться. Будет утро...

Он ясно видел это утро: яркое, уже высоко поднявшееся солнце и такое синее небо, что на белых зданиях, на белых одеждах, на серебристом корпусе фрегата лежит голубой отблеск. Вспомогательные ракеты только что осторожно опустили корабль на поле космопорта. И он замер, опираясь на черные цилиндры фотонных отражателей, громадный звездный фрегат — сверкающая башня с черным гребнем длиной в полторы сотни метров. Четко выделяются ка гребне старинные светлые буквы названия: "Магеллан". Нааль видит, как маленькие фигурки астролетчиков медленно спускаются по спиральному трапу. Сейчас космонавты ступят на землю и пойдут навстречу людям. Нааль встретит их первым, встанет впереди других. Он сразу спросит, кто из них Александр Снег. А потом... Нет, он не будет говорить много. Сначала просто назовет свое имя. Ведь он тоже Снег... 

Нааль не привык скрывать свои радости и печали. Но об этом не сказал никому. Ведь сам не желая того, он начал мечтать о чуде. А кто же станет верить в чудо? Но иногда по ночам, глядя на отблески маяков космодрома, Нааль доставал мятый листок. Ведь каждый имеет право на свою мечту, если даже она несбыточная.

Чудес не бывает. Но в силу странного совпадения в этом же году Пятая лоцманская станция приняла всколыхнувший всю планету позывной: "Земля... Дайте ответный сигнал. Я иду. Я "Магеллан".

Приложение 2

Технологическая карта педагогической мастерской

Технологический этап

Действия учителя

Действия учащихся

Индукция

Создает эмоциональный настрой, личное отношение к предмету обсуждения.

Рисуют в тетрадях познавательный объект.

Составляют вопросы и т. п.

Самоконструкция

Дает задание.

Запишите, все, что вы знаете об этом объекте (или определите признаки и т.п.)

Записывают все, что знают об этом объекте.

Социоконструкция

Организует работу в парах: поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием.

Работают в парах по заданию.

Социализация

Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами.

Предлагает дополнительные задания.

Работают в группах. Выполняют задания.

Афиширование

Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. Дает необходимые пояснения по ходу представления.

Представляют результаты. Задают друг другу вопросы.

Разрыв

Фиксирует внимание на возникших противоречиях. Организует работу в группах с источником информации, позволяющим разрешить возникшие противоречия.

Осознают возникшие противоречия. Работают с источниками информации, закрепляют и применяют знания.

Рефлексия

Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности.

Осуществляют рефлексию.

Применительно к литературному образованию выделяют следующие ВИДЫ мастерских:

1. Творческие мастерские обобщение и систематизация знаний по теме.

Базовая модель таких уроков состоит из следующих этапов:

1) репродуктивные задачи на повторение и закрепление изученного;

2) развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения, речи);

3) решение частично-поисковых задач разного уровня (с дифференцированным подходом);

4) решение творческих задач.

2. Автор и его творчество. Обзорные темы, каждая группа представляет своего автора, направление, течение в литературе, жанр и т.д.

3. Научные исследования. Предусматривает работу с литературоведческим материалом, глубокий анализ крупных произведений.

4. Система образов. Задача таких уроков – сопоставление или противопоставление главных героев произведения, их личностные, портретные характеристики.

5. Художественное произведение – комплексный анализ небольших по объёму прозаических и поэтических произведений.

6. Поэтическая мастерская – составление тематических поэтических сборников известных авторов, их защита, анализ авторских поэтических текстов, сочинение собственных, работа с теорией литературы.

7. Интегрированная мастерская. Урок литературы, истории, ИЗО.

 8. Психологическая мастерская. Психологический портрет героев произведений.

9. Круг чтения. Составление цитатного портрета автора произведения, знакомство и работа с любимыми произведениями писателей.

Методы и приемы, используемые на основном этапе мастерской

1.        Метод символического видения. Мастер предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.

2.        Метод сравнения версий.  Сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые.  Сравнение происходит после того, как ученики уже предложили свой способ решения.

3.        Метод смысловых ассоциаций.  Цель метода: актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести материал со своим внутренним «я».
Последовательность действий: 1) Задание:  записать к заданному слову ассоциативный ряд слов .  2) Задание, связанное с осмыслением данного потока ассоциаций.

 Например: 1) используя записанные слова, дайте определение исходному слову-понятию;

2) выберите из этого потока ключевое для вас слово;  3)соедините два любых слова из двух соседних столбиков и, используя полученное словосочетание в качестве заголовка, напишите текст-миниатюру и т.д.

4.        Метод «Если бы». Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдет, если в мире что-то изменится.

5.        Метод «ключевых слов». Учащимся предлагается текст, из которого они должны выписать ключевые слова (ключевые с точки зрения ученика).Каждое ключевое слово, выбранное учеником, является своеобразным сгустком смыслов данного текста. Ученик актуализирует значимый для него смысл и делится своим пониманием текста с другими.

6..    Метод самостоятельного конструирования определений понятий.
Формирование новых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у детей представлений и их словесного оформления. После того как состоялось сопоставление и обсуждение предложенных учениками версий, предлагается художественный текст, где используется данное слово. Учащиеся заново формулируют определения, теперь уже ориентируясь на контекст, в рамках которого функционирует слово. Затем мастер при необходимости может предложить разные варианты определений, которые зафиксированы в словарях, учебниках, справочниках. 

7.     Метод эвристического исследования. Выбирается объект исследования (природный, культурный, научный, словесный или иной). Задание:  самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: 1) цель исследования; 2) план работы; 3) факты об объекте; 4) опыты; 5) новые факты; 6) возникшие факты и проблемы; 7) версии ответов; 8)рефлексивные суждения.

8.   Метод конструирования вопросов. Он предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту. Последовательность работы: 1) предъявление объекта изучения; 2) индивидуальное конструирование вопросов каждым участником мастерской; 3) озвучивание вопросов в группе; 4) фиксация всех вопросов на общем листочке; 4) обмен листочками между группами; 5) экспертиза и коррекция предложенных другой группой вопросов (отбор «качественных» с точки зрения содержания и формы); 6)выступления экспертов: взаимный анализ и оценка качества составленных вопросов; 7) отбор вопросов; 8) отбор вопросов для последующей работы по построению новых знаний.

9.        Метод смыслового видения. Цель данного метода - расширить представление учащихся о каком-то объекте исследования: от узкопредметного до общефилософского, сменить акценты смыслового видения. Структура метода: - учащиеся выполняют привычные для них действия; - мастер ставит перед участниками вопрос, который носит неожиданный, пародоксальный характер (с узкопредметной точки зрения) характер и переводит учащихся в сферу общефилософских категорий. В результате участники переживают состояние разрыва, что служит импульсом к дальнейшему поиску.

10. Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри. Рождающиеся при этом мысли, чувства и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может быть выражен им в словесной форме, знаковой, двигательной, музыкальной или художественно-изобразительной форме. Например: «Представьте, что вы - цветок. Что вы видите, слышите, чувствуете?»

11. Метод образного видения. Он предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта. Например: «нарисуйте счастье»; «дорисуйте картину по открывшемуся вам фрагменту».

12. Прием «Чтение с пометками». Он предполагает «живой» диалог с автором текста, возможно полемику по поводу авторского видения проблемы. Суть приема: учащиеся читают текст, делая на полях по ходу чтения различные пометки, например: «+» - согласен; «-» - не согласен; «?» - есть вопросы, непонятно; «!» это интересно; «?!» - надо подумать и т.д.

13. Прием «Толстый и тонкий вопрос». Учащимся предлагается составить и записать вопросы, которые у них возникли по ходу чтения, после чего они обсуждают составленные вопросы в группе и выбирают среди них «толстые» (т.е. такие, которые требуют размышлений, важные, существенные для понимания данного текста) и «тонкие» (вопросы, требующие однозначного ответа «да» - «нет» или простого привлечения фактов). Каждая группа представляет свой набор «толстых» вопросов всему классу. Таким образом формируется мотивационная основа и программа дальнейшей работы над текстом (на основе вопросов, составленных самими учениками, а не заданных извне учителем).

14.        Прием «Закончи предложение». Его цель - организовать диалог участника мастерской с авторитетным мнением. Мастер предлагает вниманию участников начало предложения (из художественного, критического, научного текста, связанного с идеей мастерской) и просит закончить предложение. Каждый ученик создает свой вариант, затем знакомится с версиями других учеников. Только после того, как состоялось знакомство со всеми предложенными вариантами, мастер предлагает авторский вариант. На заключительном этапе проводится рефлексия.

Приложение 3

Иллюстрации учащихся к повети "Я иду встречать брата"

IMG_0001

IMG_0005

IMG_0002

IMG_0004

IMG_0003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская построения знаний "Детский остров Саши Черного"

Мастерская построения знаний с использованием технологии критического мышления....

Творческая мастерская (построение знаний) « Диалектизмы»

Целью данного урока является  создание условий для вовлечения  учащихся в активный познавательный    процесс   через знакомство учащихся с диалектной лексикой;   ра...

Авторская педагогическая мастерская построения знаний и ценностных ориентаций по литературе “ Двух станов не боец…” (по творчеству А. К. Толстого)

«Мастерскую «Двух станов не боец» можно проводить в 10 классе перед изучением творчества Тютчева и Фета для создания целостной картины художественного мира русской поэзии середины 19 века. По пр...

Мастерские построения знаний и творческого письма. Сочинение-рассуждение «Нужно ли заниматься спортом?»

Автор разработки:Долгова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Основная общеобразовательная школа №10 г. Вольска Саратовской области» Педагогическая мастерская – одна из актуа...

Модернистская поэзия серебряного века. Мастерская построения знаний и творческого письма.

Модернистская поэзия серебряного века.Мастерская построения знаний и творческого письма.Поэтический турнир. (2 часа)Эпиграф:...

Урок мастерская построения знаний в 6 классе по теме: "Ткани растений"

Данный урок проводится в 6 классе при изучении тканей растений. Урок  проходит в форме мастерской, в которой ребята сами. под руководством учителя добывают новые знания. Как правило, на таких уро...

Мастерская построения знаний и ценностных ориентаций (По комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад». )

Данная  мастерская проводится в течение двух уроков , в течение которых учащиеся погружаются в пространство чеховской пьесы.Знакомясь с авторскими  принципами построения драматического...