" Слово пуще стрелы разит"
классный час на тему

Ғибаҙуллина Зилә Рим ҡыҙы

 Разработка классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Классный час на тему

                            «Слово пуще стрелы разит».

    Учитель.  Добрый день, здравствуйте, ребята!  Я очень рада видеть вас! Знаете,  у меня сегодня хорошее настроение,   и я хотела бы им с вами поделиться. Для каждого из вас я приготовила  волшебные  слова – комплименты. Сейчас я вам раздам листочки, вы пока их не разворачивайте.  Это можно будет сделать только с моего разрешения. Вот теперь можете прочитать  свои комплименты.( Учащиеся разворачивают листочки и читают, что там написано)

    Учитель.  Вижу, как у вас заблестели  глазки,  а на лице появилась счастливая улыбка! Понравились  вам мои комплименты?

    Ученики.  Да!                

    Учитель.  А теперь, ребята, на минутку представьте, что   вместо этих красивых,  добрых слов  написаны их антонимы. Как вы отреагируете  на эти слова? Что  вы почувствовали?

Ученики. Боль, обиду, разочарование. Расстроились.

Учитель.  Вот видите, какой волшебной силой могут  обладать  слова! Вы только что радовались, лицо ваше сияло от счастья,  и вдруг, в одно мгновенье,   стали все такими серьёзными, недовольными, обиженными.

      Итак, как вы думаете, о чём мы с вами сегодня  будем  говорить?

Ученики. О словах.

Учитель. А  именно о каких  словах?

Ученики. О добрых, волшебных, хороших.

Учитель.  Только ли о хороших словах?

Ученики. И о плохих словах тоже.

Учитель. Да,  тема нашего классного часа, ребята :

                                  « Слово пуще стрелы разит».

     Давайте  попробуем объяснить смысл этой пословицы.

 Для начала слово пуще замените его синонимом ( сильнее, больше) , а теперь то же самое  сделайте со словом разит ( ранит, бьёт, громит). И что же у нас получается?

Слово сильнее  стрелы бьёт, ранит.  Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ответы учеников.

Учитель. Правильно, словом  ранить  тяжелей всего, рана от стрелы зарастёт, а обида на плохое слово останется навеки.  

    Часто люди , сами того не замечая, больно ранят словами   своих близких, грубят,  говорят друг другу обидные,  непристойные слова.  Быть может они  не со зла, ненамеренно это делают ,  ведь многие понимают,  осознают , что поступили неправильно, бывало ли и  с вами такое?

Ответы учеников.

Учитель.  А как вы считаете, какие  обстоятельства  заставляют людей  так поступать?  В чём причина такого их поведения?

Ученики. Плохое настроение, неудачный день, проблемы и др.

     Учитель. Хорошо. Но помните, ребята, чтобы с вами не случилось, в каком бы плохом настроении вы не были, это  не даёт вам  право грубить  и оскорблять  других.  Но а если вы уже ненароком  успели  обидеть кого-то , что необходимо сделать?

Ученики. Нужно извиниться, попросить прощения, сделать что-то хорошее.

Учитель. Правильно, исправить ошибки никогда не поздно, нужно просто  вовремя попросить прощения, извиниться, и на душе у вас станет  легко и светло! Ведь сказанные в порыве гнева слова глубоко ранят ваших родных.

Учитель. Как вы думаете, что необходимо сделать, прежде чем что- то сказать друг другу?

Ученики. Подумать, а не обижу ли я своим словом человека?

Учитель.  Вы совершенно правы. И поэтому  эпиграфом  к теме нашего  классного  часа я выбрала слова  еврейского поэта, филосовфа Соломона Ибн Габирола:

                                        Я могу отказаться от того, чего я не говорил,  

                                        но не смогу уже отказаться от того, что уже  сказал.                  

                                                Соломон Ибн Габирол, «Жемчужины мудрости» .

Учитель . Вы согласны со словами поэта?        

 

Учитель. А знаете ли вы, какое оружие самое мощное на Земле? Ну конечно же это – слово. А почему?  Что можно сделать с помощью слова?

Ученики. Словом можно помочь, подбодрить, очастливить  человека.

Учитель. Правильно, послушайте  строки , автором которых является Вадим Шефнер:                                              

                            Словом можно убить, словом можно спасти,

                            Словом можно полки за собой повести.

                            Словом можно продать, и предать, и купить,

                            Слово можно в разящий свинец перелить.

 Учитель. Ребята,  а   какие  пословицы  вы знаете про слово?

Ученики отвечают.

Учитель. Внимание на экран.

1. 0т учтивых слов язык не отсохнет.

2. Доброму слову и кошка рада.

3. Ласковые слова слаще мёда.

4. Как аукнется, так и откликнется.

5. Каков голосок, таков и отголосок.

6. Язык мой - враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.

7. Рана от сабли заживает, рана от слова - нет.  

8. Доброе слово опускает саблю, доброе слово режет сталь.

9. Сказанное слово — серебро, молчание — золото.

10. Слово не воробей, вылетит,  не поймаешь.

11. Сказанного слова не вернёшь.

12. Слово не нож, а до ножа доводит.

13. Многие слова ранят сильнее, чем мечи.

14. Доброе слово лечит, а злое убивает.

15. От теплого слова и лед тает. 

Учитель.  Послушайте одну притчу:
Однажды по улице шёл старичок, опираясь на большую сучковатую палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову к верху, и что-то рассматривая в небе, шёл мальчик. Мальчик не заметил старика и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал старичку, и тот сразу подобрел. Вопрос : Что же мальчик такое сказал, от чего дедушка сразу перестал сердиться?

Ученики. Попросил прощения, извинился.

Учитель. Давайте дословно попробуем передать слова мальчика. Представьте себя на его месте. Что бы вы сказали дедушке?

Ответы учеников.

Учитель. А какие ещё волшебные слова вы знаете?

Ученики.  Здравствуйте, до свидания, извините, пожалуйста, будьте добры, добрый день, добрый вечер, добро пожаловать, счастливого пути.

Учитель. Молодцы!  Но как бы это горько не звучало, мы часто встречаем людей, которые привыкли к  сквернословию. Как вы понимаете это слово? Что такое сквернословие? 

Всевозможные ответы учеников.

Учитель.  Итак, сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.  Давайте посмотрим, какое толкование даёт этому слову Владимир Даль.

Учитель. Согласитесь, ребята, как –то жутко стало от этих слов, аж мурашки пробежали по спине.

Но, к сожаленью, бранные, нецензурные слова  мы часто слышим  на улице, в транспорте, в магазине. А сейчас даже и  в школе.

Учитель. Как вы думаете, почему подростки обращаются к  плохим  словам, употребляют в своей речи мат, молодёжный сленг?

Ученики. Хотят выглядеть крутыми, модными, взрослыми, независимыми,  подражают своим кумирам, телеведущим.

Учитель. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство,  - оружие неуверенных в себе людей. Подобная лексика – это как вирус, свидетельствующий  о духовной болезни человека.   Ведь  наши слова  могут  очень  много рассказать о нас, о  нашем духовном состоянии.  Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

        Рассмотрим примеры  из молодёжного сленга:

  Эй,  шнурки, вы  дома?  – родители;

   Учитель.  Как вы думаете, понравилось ли вашим родителям, которые ночами не спали, всю душу  в вас вкладывали, такое обращение;

         Эй, ботаник, дашь списать домашку? -  заумный ученик, домашняя работа.

         Ну что, похаваем? – покушаем.

Учитель.  Только  на первый взгляд  эти слова кажутся смешными, модными. Но это не так. Подобные слова показывают вас невоспитанными, некультурными людьми. Ведь наши слова – это зеркало, в котором мы отражаемся. Американский эссеист Логан Пирсолл Смит правильно заметил, что «Нет музыки слаще, чем ангельские голоса ребятишек, если не особенно вслушиваться в произносимые ими слова». Нужно избавляться от такой лексики. И я верю, что в светлом будущем все вы станете идеальными гражданинами своей страны, красой и опорой, гордостью  своего Отечества.

 Учитель. Итак, ребята, что мы полезного сегодня  получили от нашей с вами  встречи?

Ответы учеников.

Учитель. В завершении классного часа мне бы хотелось обратить ваше внимание на простые правила.

Учитель. А теперь попрошу всех встать, взяться за руки и сказать друг другу хорошие слова, комплименты. При этом не забудьте к своему товарищу обратиться по имени. Я начну, а вы продолжите.

Ученики по  цепочке  говорят друг другу комплименты.

Учитель. Молодцы, ребята! Спасибо всем за классный час! Всего доброго! До свидания!

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Разил Вәлиев иҗаты!"План-конспект по татарскому языку

Урок разработан для русскоязычных детей 5-6 классов,по татарскому языку....

Как научить ребёнка слушать с первого раза

Материал для беседы с родителями...

Алгебра 89 олимпиадные задания (загрузил с третьего раза)

ищу олимпиадные задания по алгебре 8-9 клдля слабоуспевающих учеников...

Слово не стрела-вылетит не поймаешь.

Классный час с применением игровой технологии....

" Слово пуще стрелы разит"

презентация к  классному часу...

Программа по волейболу 2-3 классы (3 раза в неделю)

Основной целью данной программы является организация спортивной подготовки детей по волейболу в соответствии с главной функцией дополнительного образования: массового общефизического оздоровления дете...