Календарно-тематическое планирование уроков литературы для 10 класса
календарно-тематическое планирование (10 класс) на тему
Здесь представлено подробное календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе. Данный файл является частью рабочей программы по литературе в 10 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tem.planirovanie_po_lit-re_10kl.docx | 53.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование уроков литературы в 10-х классах.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5 – 11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008).
Преподавание ведётся по учебнику «Русская литература XIX века.10.кл.» под ред.Г.Н.Ионина. - М.:Мнемозина, 2005.
Как было сказано в пояснительной записке, Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 10 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
№ урока | Сроки проведения | Содержание тем, основные понятия. | Виды учебной деятельности | Виды контроля | Домашнее задание | |
план | факт | |||||
1. 2. | 03.09. 04.09. | Введение. Россия второй половины 19 века. Общественно – политическая ситуация в стране в 60-е годы. Критика социальной действительности в литературе и искусстве. Расцвет реализма в литературе, живописи, музыке, театральном искусстве. Журнальная полемика 60-х годов. | Репродуктивная составление тезисного плана или конспекта лекции учителя; или составление синхронной истор. таблицы. | Составление синхронной историко - культурной таблицы. | Раздел учебника, конспект. | |
3 - 12 | 06.09. 08.09. | Иван Александрович Гончаров. Роман «Обломов». (10 часов). 1.Жизнь и творчество: детство, юношеские устремления, влияние пушкинского слова на становление личности писателя. 2.«Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика русской литературы. Система образов. 3-4.Обломов, знакомство с героем, его сущность, характер, судьба. 5. Анализ главы «Сон Обломова». 6.Обломов и Штольц. 7. Обломов и Ольга Ильинская. 8-9. Оценка «обломовщины» в русской критике. Критические статьи: Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?», Д.И. Писарев «Обломов». 10. Итоговый урок по роману. Подготовка к домашнему сочинению. | Рецептивная: чтение и восприятие текста. Репродуктивная краткий пересказ частей романа. Исследовательская сравнительн анализ образов Обломова и Штольца, Ольги и Агафьи М. Продуктивная, творческая: написание сочинения. | Краткий пересказ; комментированное чтение; ответы на проблемные вопросы: с какой целью писатели подвергают своих героев испытанию дружбой и любовью? Цитатный план «Сна Обл.» Конспекты критических статей. | 1.Чтение. 2.Выборочный пересказ, анализ текста по темам. 3.Ответить на пробл.вопросыпо темам. 4.Сопоставительный анализ образов героев: Обло-мов и Штольц, Ольга и Штольц, Ольга и Обломов, Ольга и Агафья. 5.Цитатный план гл.»Сон Обломова». 6. Сочинение. | |
13 - 25 | Александр Николаевич Островский. Пьесы «Гроза», «Бесприданница». (13 часов) 1. «Колумб Замоскворечья»: обзор жизни и творчества. Роль драматурга в создании русского национального театра. 2. «Гроза», идейно – художественное своеобразие пьесы. 3. Город Калинов и его обитатели. 4. Душевная трагедия Катерины. Трагическая острота конфликта Катерины с «тёмным царством». 5. Катерина в борьбе за свои человеческие права. Борьба личности за право быть свободной, за право жить и любить. Обличение самодурства, грубой силы и невежества. 6. Р.Р. Сочинение – рассуждение «Сила и слабость Катерины». 7. «Гроза» в русской критике. Н.А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве». 8. Пьеса «Бесприданница»: сюжет, значение имен, взаимоотношения героев. 9. Лариса и её мать. 10. «Я любви искала и не нашла». Паратов и Лариса. 11. «Я вещь, а не человек». Взаимоотношения Ларисы с Кнуровым и Важеватовым. 12. Обобщающий урок по пьесе «Бесприданница». 13.Обобщающий урок по творчеству А.Н. Островского. | Репродуктивная Составление тезисного плана – биографии драматурга; осмысление сюжета пр-ния, изображённых в нём событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов. Рецептивная: чтение и полно-ценное восприятие текста. Исследовательская анализ текста. Поисковая: самост. поиск ответов на проблемные вопросы. Творческая: написание сочинения – рассуждения. | Комментированное чтение, выборочный пересказ, анализ текста, выразительное чтение по ролям. Рассуждение по вопросу :В чём сила и слабость Катерины?» Конспект статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве». Сравнительный анализ героев двух пьес А.Н. Островского. Выразительн. чтение отрывка из пьесы«Гроза» наизусть. | 1.Выборочный пересказ на тему: «Нравы города Калинова». 2.Определить осн.этапы развития конфликта Катерины // Ларисы. 3. Подготовить выраз.чтение монологов Катерины (д.2 явл.10 и д.5 явл.4).Отрывок-наизусть. 4.Подготовиться к сочин. – рассуждению 5. Конспект статьи Добролюбова 6. В чем разница и сходство между героями 2-х пьес? | ||
26 - 36 | Иван Сергеевич Тургенев. «Отцы и дети». (11часов). 1.Очерк жизни и творчества. Романы Тургенева. 2. «Отцы и дети». Художественное своеобразие романа. 3.Базаров, знакомство с героем. 4. Взаимоотношения Базарова с Н.П. и П.П. Кирсановыми. 5. Основные направления спора Базарова и П.П. Кирсанова. 6. Базаров и Одинцова. Испытание Базарова любовью. 7. Базаров и его родители. 8. Второй круг жизненных испытаний героя. 9. Отношение автора к своему герою. Споры вокруг романа. 10. Критика: Д.И. Писарев «Базаров»; Н.Н. Страхов «Отцы и дети» И.С. Тургенева; М.А. Антонович «Асмодей нашего времени». 11. Обобщающий урок по роману. Подготовка к домашнему сочинению по роману. Значение Тургенева для мировой и русской литературы. | Исслед:создание сценария заочн.экскурсии в Спасское-Лутовиново; анализ текста. Рецептивная: чтение и восприятие текста. Репрод: выборочный пересказ эпизодов, изображающих конфликт отцов и детей. Поисковая: самост.поиск ответов на проблемные вопросы. Творческая: написание сочинения – рассуждения. | Презентация заочной экскурсии. Анализ текста. Устное словесное рисование. Ответы на проблемные вопросы. Конспекты критических статей. Сочинение рассуждение по роману. | 1. Чтение и выборочный пересказ. 2.Сравнительный анализ образов П.Кирсанова и Базарова. 3.Материал об отношениях Базарова и Одинцовой; Базарова и Аркадия; Базарова и его родителей. 4.Ответ на вопрос «В чём сила и слабость нигилизма Базарова?» 5.Сочинение | ||
37 - 40 | Николай Степанович Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда», «Тупейный художник», «Очарованный странник». 1. Очерк жизни и творчества. Художественный мир произведений Н.С. Лескова. 2. Очерк «Леди Макбет Мценского уезда», трагедия и загадка женской души. 3. Трудная судьба крепостных в рассказе «Тупейный художник». 4.Поиск «призвания» в повести «Очарованный странник». Иван Флягин – один из правдоискателей земли русской. Былинные мотивы в повести. | Рецептивная: чтение и восприятие текста. Репрод:осмысление сюжета произведений, выборочный пересказ эпизодов. Поисковая: самост. поиск ответов на проблемные вопросы. | Составление плана пр-ний. Выборочный пересказ отдельных эпизодов. Ответы на проблемные вопросы. Отзыв о прочитанных произведе-ниях. | 1. Прочитать пр-ния, составить план 2.Выборочный пересказ эпизодов, связанных с переломными моментами в жизни героев. 3. Отзыв о произведениях Лескова. | ||
41 - 44 | Николай Гаврилович Чернышевский Роман «Что делать?» (4 часа). 1. Жизненный подвиг Чернышевского. 2. Общая характеристика романа «Что делать?» Проблема эмансипации женщин. 3. Новые люди в романе. «Особенный человек», его жизненные принципы. Последователи Рахметова в русской истории.
4. Картины светлого будущего в романе. | Рецептивная: чтение и восприятие текста. Репрод:осмысление сюжета произведений, выборочный пересказ эпизодов. Поисковая: самост. поиск ответов на проблемные вопросы. | Рассказ о жизн.подвигеЧернышевского, о«новых» «пошлых», людях романа, об особенном человеке. План главы «4сон Веры Павловны». | 1.Выборочно читать роман. 2.Рассказ о Вере Повловне, Лопухове, Кирсанове, Рахметове. 3. Составить цитатн. план гл. «4сон Веры Павловны. | ||
45 - 47 | Лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета (3 часа). Фёдор Иванович Тютчев. Стихотворения. 1.Тютчев – поэт-философ и певец русской природы. Любовная лирика, раскрытие в ней драматических переживаний героя. Афанасий Афанасьевич Фет. Стихотворения. 2. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике Фета, метафоричность его поэзии. 3. Своеобразие и особенности лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Любовная лирика двух поэтов. | Рецептивная: чтение и восприятие стихотворного текста. Прод.творческая: выраз.чтение стихов. Исследов. сравнительный анализ стихов. | Выраз.чтение стихов, их анализ. Ответы на проблемные вопросы (осн: в чём своеобразие лирики Тютчева и Фета?) | 1. Выучить наизусть 1 из стихотворений и сделать его комментарий. 2.Читать и анализировать стих-я поэтов по определённой теме творчества поэта. | ||
48 - 59 | 3четверть. | Фёдор Михайлович Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (12 часов). 1. Очерк жизни и творчества. Основные мотивы произведений. Нравственная проблематика, философская глубина творчества писателя. 2. Роман «Преступление и наказание», суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей в мире зла. Боль за человека – основа авторской позиции в романе. 3. Петербург Достоевского. 4. «Униженные и оскорблённые» на страницах романа. 5. Теория Раскольникова и её истоки. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Причины крушения теории. Проблема личной ответственности человека за свою позицию в противоречивом мире.
6. «Двойники» Раскольникова (Лужин, Свидригайлов). Их роль в романе. 7. Раскольников и Соня Мармеладова. 8. Три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича. 9. Эпилог и его роль в романе. 10. Художественное мастерство Достоевского. Достоевский в современном мире, споры вокруг его литературного наследия. 11. Подготовка к домашнему сочинению по роману. 12. Обобщающий урок по творчеству Ф.М. Достоевского. | Рецептивная: чтение и полноц. восприятие романа. Репродукт:выборочный пересказ. Поисковая: самост. поиск ответов на проблемные вопросы; комментированное чтение; защита эскизов обложки или коллажей на тему «Петербург Достоевского». Исследоват: анализ эпизодов романа, характеров героев. Продуктивно-творческая: создание интервью на тему «Знакомство с Ф.М.Достоевским»; создание развёрнутого плана к сочинению на заданную тему; написание сочинения. | Выборочный пересказ. Анализ эпизодов. Характеристика героев: Раскольников, Соня МармеладоваСравнит. ха-р-ка: Лужин и Расколь-ников, Свид-ригайлов и Раскольни-ков. Что между ними общего? Ответы на проблемные вопросы. Сочинение. | 1.Написать интервью на тему «Знакомство с Ф.М.Достоев-ским»; 2.Придумать и защитить эскиз обложки или коллаж на тему «Петер-бург Достоев-ского» 3.Рассказ о героях и их характер-ка: Раскольников и его родные, семья Марме-ладовых, Лужин, Свидригайлов 4.Цитатный план теории Раскольникова и анализ главы 4 ч.5. 5.Развёрн.план сочинения. 6. Написать сочинение на одну из заданных тем. | |
60 - 69 | Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворения и поэма «Кому на Руси жить хорошо» (10 часов). 1.Жизнь и творчество. Некрасов – поэт-гражданин. 2. Тема назначения поэта и поэзии в творчестве Н.А. Некрасова. Стихотворение «Поэт и гражданин» (анализ). Становление Некрасова как поэта и общественного деятеля. 3.Стихотворения «Элегия», «Родина» и их анализ. 4. «Душа народа русского» в изображении Н.А. Некрасова (стихотворения: «В дороге», «Несжатая полоса», «Железная дорога», «Крестьянские дети» и др.). 5. Идеал революционера-борца в лирике Некрасова. Стихотворение «Памяти Добролюбова». 6. Проблематика и история создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Отражение в ней социальных противоречий эпохи. 7. Мастерство поэта в изображении народной жизни. 8. Народ в споре о счастье. Многообразие крестьянских типов. 9.Сатирические портреты помещиков. Проблемы счастья, долга, смысла жизни. 10. Обобщающий урок по творчеству Н.А. Некрасова. Подготовка к домашнему сочинению. | Рецептивная: чтение и восприятие стихотворного текста. Прод.творческая: выраз.чтение стихов, сочинение. Исследов. сравн.анализ стихов; характеристика героев: ЯкимНагой, Ермила Гирин, Савелий, Матрёна Тимофеевна, Гриша Добросклонов. Поисковая: самост. поиск ответов на проблемные вопросы по поэме; комментированное чтение глав поэмы и «Песен»; | Выраз.чтение стихов, их анализ. Ответы на проблемные вопросы по лирике Некрасова и его поэме. Комментированное чтение поэмы. Характеристика героев поэмы. Сочинение. | 1. Выучить наизусть 1 из стихов и сделать его комментарий. 2.Читать и анализировать стих-я поэта по определён-ной теме творчества поэта, главы поэмы, «Песни» 3.Составить связный рассказ на тему «Судьба дворянских гнёзд»в поре- форменную эпоху». 4. Подробный ответ на вопрос «Наш-ли ли мужики счастливого? 5.Написать сочинение. | ||
70 - 73 | Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (4 часа). 1. Очерк жизни и творчества. «Я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей». Особенности сатиры М.Е. Салтыкова – Щедрина. 2. Обзор романа «Господа Головлевы». 3 – 4. Сказки. Обличение самодурства. Произвола, обывательщины в сказках. Своеобразие сказок. Социальное и общечеловеческое в произведениях писателя. Современное звучание его произведений. | Рецептивная: чтение и восприятие текста. Репрод:осмысление сюжета произведений, выборочный пересказ эпизодов. Поисковая: самост. поиск ответов на проблемные вопросы. | Составление плана пр-ний. Выборочный пересказ отдельных эпизодов. Ответы на проблемные вопросы(осн: приёмы создания и особенности сатир.пр-ний) | 1. Прочитать пр-ния, составить план 2.Выборочный пересказ сказок. 3.Письм.рабо- та на тему «Старое, но грозное оружие» сатиры сегодня. | ||
74 - 93 | Лев Николаевич Толстой. Роман – эпопея «Война и мир» (20 часов). 1. «Страницы великой жизни». Жизненный и творческий путь Толстого. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Педагогическая деятельность Толстого. Осмысление проблемы «народ и история» в произведениях Толстого. Философские и религиозные трактаты писателя. Уход из дома и смерть. 2. «Война и мир»: проблематика, образы, жанр. 3. Эпизод «Вечер в салоне А.П. Шерер», знакомство с героями. 4. Именины у Ростовых. Лысые горы. Семьи Ростовых и Болконских. 5– 6. Изображение войны 1805 – 1807 г.г. 7. Духовно богатая внутренняя жизнь главных героев романа – Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, княжны Марьи и др. 8. Быт поместного дворянства. 9. Сложность жизненного выбора, поиски смысла жизни и итоги этих поисков. 10. Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе. 11. Изображение войны 1812 года. 12. Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир». Народ и личность – одна из главных проблем романа. 13 – 14. Партизанская война. Бегство французов из России. Последний период войны и её воздействие на героев. 15. «Мысль народная» в романе. Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. Верхушка светского общества в изображении Толстого, её лжепатриотизм и бездуховность. 16. Эпилог романа. 17. Образ Наташи Ростовой. 18. Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. 19. «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого. 20. Обобщающий урок по роману – эпопее «Война и мир». Подготовка к домашнему сочинению по роману. | Рецептивная: чтение и полноц. восприятие романа. Репродукт:выборочный пересказ эпизодов и глав романа; историко- литературный монтаж эпизодов, изображающих истор.события. Поисковая: самост. поиск ответов на проблемные вопросы; комментированное чтение. Исследоват характеристика героев романа; сравнительн.анализ образов Наташи и Элен, Наташи и кн. Марьи, Кутузова и Наполеона , А.Болконского и Пьера Безухова и т.п.; анализы эпизодов по темам, анализ художеств. особенностей рома-на. Продуктивно-творческая: презентация на тему «Страницы великой жизни», письменный анализ эпизода «Поездка князя Андрея в Отрадное»(том1,ч.3гл.1-3); написание сочинения – рассуждения. | Выборочный пересказ текста романа, краткий пересказ эпизодов, изображающих поворотные моменты в жизни главных действующих лиц. Анализ эпизодов. Характеристика героев, сравнительн. характеристика героев. Ответы на проблемные вопросы по темам. Сочинение. | 1. Презента-ция на тему «Страницы великой жизни» 2.Пересказ выборочных глав, анализ эпизодов (Шенграбенское и Аустерлицкое сражения, смотр войск в Браунау, Тильзитский мир, Н.Ростов в госпитале, оставление Смоленска, Бородинское сражение, совет в Филях и т.п.) . 3.Характеристика героев. 4.Инд.задания: рассказ о исторических событиях, личностях. 5. Составить план одного из эпизодов романа (по выбору). 6.Подготовиться к сочинен. 7.Сочинение. 8.Подгот-ся к заключ.уроку по тв-ву Толстого, подготовить-ся к дискуссии. | ||
94 – 101. | Антон Павлович Чехов. Рассказы, пьеса «Вишнёвый сад» (8 часов). 1.Этапы биографии и творчества А.П. Чехова. Ранние юмористические рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. 2. Маленькая трилогия. Идейно – художественное своеобразие. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». 3 - 4. Тема гибели человеческой души под влиянием пошлого мира в поздних рассказах Чехова («Винт», «Маска», «Пересолил», «Анна на шее», «Душечка», «Тоска», «Горе», «Ионыч»). Отношение автора к своим героям. 5. «Вишнёвый сад». Основная тема пьесы – тема уходящего мира. 6. Жизненная неустроенность, разобщенность героев. 7. Разлад между желаниями и реальным их осуществлением – основа конфликта пьесы.
8. Символический смысл названия. Отношение автора к своим героям. Гуманизм Чехова. | Рецептивная: чтение и восприятие текста. Репрод: осмысление сюжета произведений, выборочный пересказ эпизодов. Поисковая: самост. поиск ответов на проблемные вопросы; харак-ка героев пьесы, сравнит. хар-ка героев рассказов и пьесы (н/р,Нади Шу-миной и Ани Раневской). Прод.творческая: выраз.чтение по ролям отрывков из рассказов, из пьесы; написание сочинения. | Тезисный план сообщения о жизни и тв-ве писателя. Устные рецензии на поставленные учениками мини-спектакли. Выраз.чтение по ролям. Ответы на проблемные вопросы(осн: приёмы создания и особенности сатир.пр-ний; в чём новаторство Чехова?). Сочинение по тв-ву Чехова. | 1.Тезисный план сообщения о жизни и тв-ве 2.Инсцениров-ка 1 из ранних рассказов. 3.Коммент.чтение расска-зов «Ионыч», «Человек в футляре». 4.Составить по письмам Чехова «Замечания для господ актёров». 5.Выбор. пе-ресказ на те-му«Прошлое и настоящее Раневской и Гаева». 6. Сообщение о Лопахине. 7.Выраз.чтение по ролям эпизодов. | ||
102. | Итоги года. Список литературы на лето. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)
Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....
Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....
Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...