Сценарий интеллектуальной игры "Самый умный".
материал (6 класс) на тему

Хасанова Резеда Гиздулловна

Интеллектуальная игра "Самый умный".

Эта игра аналог игры "Самый умный" на канале СТС. Все задания из школьной программы учебных предметов «Русский язык» и «Литература» за курс 5-6 классов. Ее можно  использовать при  работе с одаренными детьми. Игра очень увлекательная.  Приложением является очень удобный ЦОР в виде презентации с готовыми слайдами с вопросами  и заданиями. Презентация готова к использованию  и сделана с помощью гиперссылок, что помогает без труда переходить на любой слайд в соответствии с логикой игры. Каждый ученик с радостью захочет принять участие в этой игре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_dlya_konkursa.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий интеллектуальной игры "Самый умный".

Ведущая: Добрый вечер! Мы приветствуем вас на интеллектуальной игре «Самый умный»!

(Слайд №1)

Сегодня в этом зале собрались почитатели русского языка и литературы. Кому же из них удастся стать обладателем титула «Самый умный»?

Ведущая: Сегодня в игре  принимают участие шестиклассники нашей школы. Все они впервые на игровом подиуме. Кто же будет бороться за титул «Самого умного». Представляю сегодняшних игроков!

В это время участники представляются.

Ведущая: Итак, мы начинаем игру «Самый умный»! Наши участники будут бороться за титул «Самого умного» и за этот почётный приз – кубок (показывает).

Ведущая: Ребята, напоминаю правила: игра состоит из 3-х раундов, в первом из них к каждому вопросу предлагается 4 варианта ответа. И вам нужно выбрать из них единственно верный. Для ответа на каждый вопрос у вас 10 секунд на размышление. Всего я задам вам 10 вопросов по различным произведениям художественной литературы. Четверо лучших выйдут в полуфинал. Они получат право продолжить борьбу за чемпионский титул «Самого умного». Вы готовы? Не боитесь? Ну, что ж, давайте начнем борьбу за титул «Самого умного» прямо сейчас. Мы начинаем I раунд.

I раунд.

(Слайд №2-11)

1.В каком государстве жили герои многих русских сказок?

1.Двунадесятом;

2.Доисторическом;

3.Тридевятом;

4.Поднебесном.

2. Что из этого является непременной принадлежностью феи?

1.Посох;

2.Волшебная палочка;

3.Помело;

4.Шапка-невидимка.

3.В каком году родился А.С.Пушкин?

1.1799

2.1801

3.1797

4.1841

4. В русских сказках лисичка-сестричка, зайчик-побегайчик, коза-… Кто?

1.Стрекоза;

2.Бирюза;

3.Егоза;

4.Дереза.

5. Сколько лет было Митраше из сказки-были "Кладовая солнца"?

1.10

2.12

3.7

4.9

6.Как ласково называют деда Мороза в некоторых русских сказках?

1.Морозилка;

2.Морозец;

3.Морозко;

4.Холодец.

7. Что стало причиной долгого сна Царевны в сказке В.А.Жуковского "Спящая красавица"?

1.Яблоко

2.Старость

3.Веретено

4.Кусок хлеба

8.На кого лаяла собака Моська в басне Ивана Андреевича Крылова?

1.На медведя;

2.На слона;

3.На кошку;

4.На луну.

9. Чем, согласно русской пословице, красна изба?

1.Красной икрой;

2.Пирогами;

3.Красной рыбой;

4.Борщом.

10. На какое дерево уселась крыловская Ворона, собираясь позавтракать?

1.На дуб;

2.На ель;

3.На березу;

4.На осину.

Ведущая: Мы закончили с вами 10 обязательных вопросов. Итак, настало время посмотреть на результаты I раунда.

На экране появляется турнирная таблица.

Ведущая: Итак, внимание! Определилась четвёрка полуфиналистов. Ими

 становятся …

Ребята, поздравляю вас с первой победой! Победа, конечно, сложная, но следующие победы будут ещё сложнее. Большая ответственность на вас возлагается в полуфинале, поэтому готовьтесь. Но остальных ребят я хочу, в первую очередь, поблагодарить за знакомство, за то, что вы нашли в себе силы, приняли участие в игре. Спасибо вам за игру (Награждают участников призами и грамотами).

А у нас впереди полуфинальный раунд.

Ведущая: Мы продолжаем поединок самых умных. Перед нами на игровом подиуме 4 полуфиналиста. Прежде чем объявить начало 2 тура, давайте определим, в каком порядке вы будете стартовать в полуфинале. У нас есть конкурс «Дешифровщик». Предлагается слово, зашифрованное в виде комбинации цифр, каждая цифра может одновременно обозначать несколько букв так же, как и на кнопках телефонного аппарата. Внимание вот ваше конкурсное задание.

(Слайд №12)

Раздел науки о языке.

Есть первый ответ. Есть второй ответ.

Ведущая: Что же это было за слово? Это слово «фонетика». Ну, что ж, стартовать в полуфинале участники будут в таком порядке (объявляет порядок участников).

В этом туре, друзья мои, нужно ответить на 4 различные категории. Какие у нас сегодня категории?

На экране появляется таблица с категориями.

(Слайд №13)

Сказки Пушкина.

Языкознание.

Сказка – ложь, да в ней намек.

Литературный лабиринт.

Каждый из вас отвечает на вопросы одной категории по собственному выбору. У вас больше не будет предложенных вариантов ответа, потому что правильные ответы вы должны найти сами. Вам нужно дать как можно больше правильных ответов за одну минуту. Готовы?

I категория «Сказка - ложь, да в ней намёк …»

Назовите грозное оружие Соловья-разбойника. (Свист)

Назовите жаркое место рождения Колобка.(Печь)

Волшебница, исполнявшая желания сказочного Емели. (Щука)

Имя сказочного царя-долгожителя. (Кощей Бессмертный)

Из какого оружия стреляли царевичи в сказке «Царевна-лягушка». (Лук)

Кому Винни-Пух подарил на день рождения пустой горшок? (Ослику Иа)

Какие цвет выращивали «Кай и Герда», герои сказки «Снежная королева»? (Розы)

Какая птица спасла Дюймовочку от свадьбы с Кротом? (Ласточка)

Какое устройство есть и у вертолёта, и у Карлсона, который живёт на крыше? (Пропеллер)

Кто вызволил Маугли из обезьяньего плена? (Питон Каа)

Какие реки текут между сказочными кисельными берегами? (Молочные)

Какой отравленный фрукт дала колдунья Белоснежке? (Яблоко)

Назовите самого знаменитого жителя Цветочного города. (Незнайка)

Что потерял ослик Иа в сказке про Винни-Пуха? (Хвост)

Назовите настоящее имя у Царевны-лягушки? (Василиса Премудрая)

Какой зверь раздавил волка при штурме теремка, победил злого крокодила, катал девочку Машеньку на спине в коробе? (Медведь)

II категория «Сказки Пушкина»

Назовите «рабочее место» кота ученого. (Дуб)

Что просил старик у золотой рыбки в первый раз? (Ничего)

Как звали королевича в сказке "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"?  (Елиисей)

Из какого металла была цепь, по которой ходил пушкинский кто учёный? (Из золота)

С каким предметом любила разговаривать царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»? (С зеркальцем)

В какой поэме  мы встречаемся с котом ученым? (Руслан и Людмила)

Титул Гвидона в пушкинской «Сказке о царе Салтане…». (Князь)

Кем желала стать старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» в самой заветной своей мечте? (Владычицей морской)

Как звали старого дядьку 33-х богатырей? (Черномор)

Какому сказочному герою принадлежат слова: «Не печалься, ступай себе с Богом…»? (Золотая рыбка)

Какой персонаж сказки Пушкина превращался в шмеля, муху и комара? (Князь Гвидон)

Кем князю Гвидону приходился царь Салтан? (Отцом)

Где пушкинский поп повстречал Балду? (На базаре)

Какие сказочные персонажи прожили 30 лет и 3 года? (Старик и старуха)

Какие ножки были у избушки на неведомых дорожках? (Курьи)

Кто подсказал королевичу Елисею, где его невеста?    (Ветер)

III категория "Литературный лабиринт.

Кто сказал:

"А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь".  (Соловей)

Назовите автора:

"Мой первый друг, мой друг бесценный..."    (А.С.Пушкин)

Назовите персонажа:

"Пусть сохнет...

Ничуть меня то не тревожит..."   (Свинья)

Назовите сказку:

"Три девицы под окном

 Пряли поздно вечерком...  ("Сказка о царе Салтане")

Кому посвящены строки:

"Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя...    (Арине Родионовне)

Назовите автора:

Тучки небесные, вечные странники..."   (М.Ю.Лермонтов)

Кто говорил:

"Голубушка, как хороша! Какие перья, какой носок...       (Лиса)

Назовите поэму:

"Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел..."      ("Мороз, Красный нос")

Как называется стихотворение:

"Мороз и солнце,

День чудесный...       ("Зимнее утро")

Назовите автора:

"Люблю грозу в начале мая..."  (Ф.И.Тютчев)

Как называется произведение:

-Скажи-ка, дядя, ведь не даром,

Москва, спаленная пожаром...  ("Бородино")

Назовите автора:

"Белая береза

Под моим окном..."    (С.А.Есенин)

Как называется стихотворение:

"Сижу за решеткой в темнице сырой..."      ("Узник")

Какой персонаж говорил:

"Ведь это дереву вредит...

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".     (Ворон)

IV категория «Языкознание».

Сколько приставок в слове «неподъемный»? (Две)

Какой раздел о языке изучает слова как части? (Морфология)

Сколько склонений существительных есть в русском языке? (Три)

Какой антоним слову «вражда»? (Дружба)

Какая буква в русском алфавите следует за буквой «Х»? («Ц»)

Словарный состав языка изучает …(Лексика)

Как называется центральная неизменяемая часть слова? (Корень)

Какая часть речи обозначает признак предмета? (Прилагательное)

Как называются новые слова? (Неологизмы)

Слова, имеющие близкое значение, называются …(Синонимами)

Разговор двух и более людей называется …(Диалог)

Слова, ограниченные в употреблении одной местностью. (Диалектизмы)

По цели высказывания предложения бывают повествовательными, вопросительными и …(Побудительными)

Слова, одинаковые по написанию и произношению, но совершенно различные по значению, называются …(Омонимы)

Какие буквы не обозначают звуков? (ь,ъ)

Как называется изменение существительных по падежам? (Склонение)

Ведущая: Закончился полуфинальный раунд. Пока жюри подводит итоги, мы прервемся на музыкальную паузу.

На экране появляется турнирная таблица.

Итак, я могу, назвать имена финалистов. Поздравляю вас.

Посмотрим, кто окажется сильнейшим в этой нелегкой схватке. Но что же касается остальных игроков. Вы сильные игроки. Я в вас верю. Вы обязательно выиграете рано или поздно. Не страшно, я думаю, в другой раз вы докажете, на что вы способны, и обязательно пройдете в финал. Ребята, спасибо за классную игру.

Ну а кто же завоюет звание самого умного и наш почётный приз?

Ведущая: Итак, после 2-х туров упорной борьбы в игре остались трое финалистов, трое лучших игроков.

Борьба в финале обещает быть интересной. Имя самого умного игрока сегодняшнего поединка мы узнаем совсем скоро. Но сначала давайте определим, в каком порядке будут стартовать игроки в финале. Вы знаете игру «Дешифровщик». Не надо объяснять правила? Итак, внимание, вот ваше задание.

На экране появляется задание

(Слайд №14)

Русский поэт из трех букв.

Ведущая: Время пошло. Есть первый ответ, второй, третий.

Какое же слово было зашифровано? Это «Фет»!

Итак, внимание напоминаю правила финального раунда. Перед вами на табло 15 ячеек.

На экране показывается табло с 15 ячейками.

За каждой из них скрывается по одному вопросу, по 5 вопросов из специальных тем, выбранных каждым из вас. Эти вопросы окрашены соответственно в цвет эмблемы на пульте, за которым вы стоите. Итак, внимание, кто правильно отвечает на свой собственный вопрос из своей темы, получает 2 балла. Если вы вдруг справились с вопросом соперника, что немаловажно, вы зарабатываете целых 3 балла. Для ответа на каждый вопрос у вас 10 секунд на размышление. После этих 10 секунд ответы не принимаются. Эти 10 секунд используйте максимально. Думайте, думайте и ещё раз думайте. Каждый из вас ответит на 5 вопросов, победителем станет тот, кто сумеет набрать наибольшее количество очков. Давайте выясним, у кого какая специальная тема, кто с чем сегодня пришел.

Кто же победит в этом соревновании? Итак, сейчас я даю вам несколько секунд, чтобы вы запомнили расположение ячеек на таблице. Важно запомнить не только свои ячейки, но и ячейки своего соперника. Друзья мои, вперёд! Мы открываем ячейки.

Открываем ячейки. Разноцветные ячейки на экране.

(Слайд №15)

Через 30 секунд (Слайд №16) При нажатии на квадрат с цифрой, он окрашивается в соответствующий цвет.

Все готовы? Желаю вам удачи в этом важно для вас испытании.

Итак, мы начинаем по результатам «Дешифровщика».

Красные ячейки   "Литературные термины"

1. Как называется двусложный размер стиха с вторым ударным слогом?  (Ямб)

 2. Что такое краткий иносказательный рассказ, содержащий поучительный характер?   (Басня)

3. Как называется образное выражение, содержащее чрезмерное преувеличение?   (Гипербола)

4. Какой литературный термин переводится с греческого как противоположение?  (Антитеза)

5. Жанр устного народного творчества, законченное меткое образное изречение, имеющее поучительный смысл.  (Поговорка)

Дополнительный вопрос:   Дословно приведенное автором чужое высказывание включенное в собственную речь.    (Цитата)

Синие ячейки    "Морфология"

1. Как называется изменение глаголов по лицам?      (Спряжение)

2. Какая часть речи указывает на предметы, признак и количество, но не называет их?   (Местоимение)

3. Какая часть речи обозначает признак предмета по действию?   (Наречие)

4. Сколько падежей в русском языке?  (6)

5. Сколько самостоятельных частей речи в русском языке?  (8)

Дополнительный вопрос:  Какая часть речи может быть личным, возвратным, притяжательным, вопросительным и т.д.       (Местоимение)

Желтые ячейки  "Лексика"

1. Как называются противоположные по смыслу слова?  (Антонимы)

2. Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности?  (Диалектизмы)  

3. Назовите синоним к слову товарищ.    (Друг, приятель)

4. Каково значение фразеологизма: «Бить баклуши»?    (Бездельничать)

5.Что изучает лексика?   (Словарный состав языка)

Дополнительный вопрос: Назовите профессионализм в области медицины.   (Шприц, скальпель, операция, диагноз…)

Ведущая: Вот и подошла к концу наша игра. Набрав ______ баллов,  победителем становится... Поздравляем! (Слайд №17)

Спасибо за внимание! (Слайд №18)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интеллектуальной игры "Самый умный"

Интеллектуальная игра "Самый умный" для учащихся 3-4 классов (полуфинал +финал).Предварительно можно провести отборочные туры, для выявления участников полуфинала.Для фиксации результатов и подведения...

Сценарий игры интеллектуального клуба «Умная пятница». Тема игры: «Великие географические открытия 15-16 веков».

Интеллектуальная игра предназначена для внеклассных мероприятий. Можно провести на уроках географии....

Сценарий игры интеллектуального клуба «Умная пятница». Тема: «Материки и океаны».

Данная разработка внеклассного материала проведена в рамках интеллектуального клуба. Можно провести игру и на уроке географии....

Сценарий игры интеллектуального клуба «Умная пятница». Тема: «Щекотливый вопрос» (по разделу «Фразеология»).

Игра помогает учащимся вспомнить и закрепить материал по теме "Фразеологизмы"....

ФГОС_Сборник_Игры интеллектуального клуба_УМНАЯ ПЯТНИЦА_5_10 классы.

В данном сборнике, в пояснительной записке, отражены основные принципы работы клуба. В приложении - 8 разработок игр клуба с 5 по 10 классы....

Сценарий интеллектуальной игры "Самый умный космонавт".

Интеллектуальная игра для 3-4 классов,содержит несколько этапов для команд с вопросами и заданиями,на тему о космосе и космонавтах....