Литературная гостиная «Пусть душа останется чиста» (лирика Н.М.Рубцова).
методическая разработка (11 класс) на тему

Рябова Ольга Васильевна

открытое внеклассное мероприятие с использованием ТРКМЧП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная

«Пусть душа останется чиста»

(лирика Н.М.Рубцова).

Классы 10-11

Цель: активизация опыта восприятия и истолкования лирического произведения; формирование умений, связанных с анализом лирического произведения и его интерпретацией; приобщение учащихся к творческой деятельности.

Технологии: ТРКМЧП, проблемная

Оборудование: задник сцены стилизован под стену деревенского дома, на нем размещаются несколько фотографий поэта и членов его семьи; презентация.

Ход  гостиной.

Этапы

Содержание

Презентация

1. Вызов.

Слово учителя.

Прогнозирование

Составление кластера.

Здравствуйте!  Мы рады видеть всех, и гостей , и участников, на нашей литературной гостиной…

На экране появляется портрет Рубцова и звучит его голос…

Сегодня нас ждет встреча с человеком, который прожил недолгую жизнь – всего 35 лет. Сейчас вы слышали его голос.

Посмотрите еще раз на его фотографию. Что можете сказать об этом человеке?

( простой, обыкновенный, непримечательный, похожий на многих)

Это Н.Рубцов. Действительно, внешне он похож на многих из встречавшихся нам людей. При жизни поэта мало кто задумывался о том, что он станет классиком русской литературы. Он успел увидеть всего три тоненьких книги своих стихов, вышедших небольшим тиражом. А сейчас его книги издаются многомиллионными тиражами, его творчество изучают в школе.

Как вы думаете, что же нужно сделать, чтобы оставить о себе память в жизни целого народа?

( ответы учащихся: нужно сделать что-то важное, выдающееся,  нужное многим.  Нужно совершить какие-то открытия…)

Но Рубцов не сделал фундаментальных открытий в области науки, техники… Он просто писал стихи.

Готовясь к этой встрече, вы многие из них прочитали.

Как вам кажется, какой человек мог написать такие стихи?

(русский, настоящий…)

Человек чистой души. А что такое душа?

(ответ ученика)

Действительно, понятие души – это философское понятие. Православные люди считают, что душа человека бессмертна. Но и в обычной жизни мы часто употребляем это слово, когда хотим сказать что-то важное о характере человека, о его духовном мире.

Какая же  она бывает – душа человека?

( рассуждения ученика).

А можно ли постичь душу человека?

(рассуждения ученика)

 Постичь душу человека трудно, но интересно, нужно.  Еще труднее постичь душу Поэта, ведь поэзия – это разговор сердца с сердцем, это, как говорил сам Рубцов, « говорение «из души в душу».

Открыть для себя поэта возможно только обратившись к его стихам.

 Давайте сегодня вслушаемся в слово поэта Н.Рубцова. Может, тогда нам удастся хоть немного постичь тайны его духовного мира.

Нашу встречу я назвала словами самого поэта «Пусть душа останется чиста…»

Вместе со мной вести нашу гостиную я приглашаю…

Слайд 1,2

Слайд 3.

Слайд 3

Душа – черствая, пустая, спасти душу, светлая, чистая; бессмертная: раскрыть душу, постичь душу (кластер)

Слайд.

Осмысление.

Вед.1.  О жизни поэта многое могут рассказать его стихи:

Вот говорят, что скуден был паек,

Что были ночи с холодом, с тоской,

Я лучше помню ивы над рекою

И запоздалый в поле огонек… -

вспоминает поэт в стихотворении «Детство».

Как важно, что сохранит человеческая душа из детства!

Чтец.  «Тихая моя Родина» (на фоне музыки К.Глюка «Мелодия».)

Вед.2  В чем колдовская сила этих простых строк? Почему нас охватывает волнение и мы переживаем смешанное чувство печали и радости одновременно – печали от воспоминания от утрате близких, радости от воспоминаний о встрече с родными местами, со своим деревенским детством? В чем же все-таки магия «простых» слов в поэзии?

Вед 1. Никола, село Никольское, Тотемского района на Вологодчине – вот то место, где Рубцов провел детство. Он воспитывался в детском доме. «Мать умерла, отец ушел на фронт, - писал он в стихотворении «Детство» и с грустью продолжал – я смутно помню утро похорон и за окошком скудную природу». После смерти матери, в 1942 году, Рубцов помещен в сельский детский дом в Никольском.  «До слез теперь любимые места» - вот чем стала для него Никола. 14-летним подростком он покидает Никольское, чтобы начать самостоятельную жизнь. Потом лесотехнический техникум, работа на рыболовецком судне в Архангельске, на Кировском заводе в Ленинграде, творческий конкурс в литинституте им. Горького и первые книги стихов — вот и все вехи биографии поэта.

Вед. 2.Став взрослым, поэт так и не смог оправиться от пережитого в самые ранние, нуждавшиеся в материнской ласке и покое годы. Всю жизнь ему были свойственны чувство одиночества, пронизывающего многие его стихи, и внутренняя глубочайшая и неизбывная потрясенность души.

Начало 60-х годов 20 века. Литературный институт. На студенческой вечеринке свои стихи читали по кругу. Настал черед Николая Рубцова – первокурсника. « Он прочитал «В горнице»…Заминка. Очень уж просто, даже наивно», - вспоминает один из участников того вечера.  Поэта - первокурсника не понимали, и это ему было больно...

А сейчас строки этого стихотворения широко известны, положены на музыку:

«В горнице» (исполняет Анискина А.)

Вед 1 Дом – пристанище, источник добра и счастья. Душа – символ желанного пристанища.

Рубцов никогда не вел дневника. Его дневник – стихи. Вед. 2  И открывая стихи, датированные 1964 годом, словно видишь одинокого путника, стоящего на краю заснеженного поля. И сгущается тьма и отчаяние, и видения злыми тенями проносятся в сумерках, готовые растерзать душу. И уже нет сил отмахнуться от них… И тогда, сквозь сумерки и холод отчаяния, огонек…

(На сцену выходят девушки и становятся спиной к зрительному залу. Справа появляется юноша. Музыка прекращается.)

Юноша.

Погружены в томительный мороз, Вокруг меня снега оцепенели.

Оцепенели маленькие ели,

И было небо темное, без звезд.

Какая глушь! Я был один живой,

Один живой в бескрайнем мертвом поле!

Вторая девушка ( резко поворачивается лицом к залу)

Вдруг тихий свет, пригрезившийся что ли?

Мелькнул в пустыне, как сторожевой.

Юноша.

Я был совсем, как снежный человек,

Входя в избу (последняя надежда!),

И услыхал, отряхивая снег:

(Из глубины сцены к юноше идет Первая девушка. В руках у нее керосиновая лампа. Она начинает говорить на ходу.)

Первая девушка

Вот печь для вас и теплая одежда.

(Юноша и Первая девушка садятся рядом.)

Вторая девушка.

Потом хозяйка слушала меня,

Но в тусклом взгляде жизни было мало,

И неподвижно сидя у огня,

Она совсем, казалось, задремала.

(Вторая девушка садится на сцену).

Третья девушка (поворачивается к залу, произносит, глядя на фотографии).

Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий.

Четвертая девушка (поворачивается, выходит на авансцену).

Огнем, враждой земля полным полна,

И близких всех душа не позабудет.

(Садится на сцену рядом со Второй девушкой).

Первая девушка.

Скажи, родимый, будет ли война?

Юноша  (глядя в зал).

И я сказал: наверное, не будет.

Первая девушка.

Дай Бог, дай Бог…

Ведь всем не угодишь,

А от раздора пользы не прибудет.

Юноша.

И вдруг опять…

Первая девушка.

Не будет, говоришь?

Юноша.

Нет, говорю, наверное, не будет

Первая девушка.

Дай Бог, Дай Бог…

Юноша.

И долго на меня смотрела,

Как глухонемая…

Пятая девушка (поворачивается, подходит к Первой девушке, садится рядом.)

И головы седой не поднимая,

Опять сидела тихо у огня.

Что снилось ей?

Весь этот белый свет,

Быть может, встал пред нею в то мгновенье.

Юноша (встает).

Ноя глухим бренчанием монет

Прервал ее старинные виденья.

Первая девушка (встает).

Господь с тобой, мы денег не берем

Юноша.

Что ж, говорю, -

Желаю вам здоровья.

За все добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся любовью.

Девушки (все вместе, эхом).

За все добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся любовью.

Пятая девушка (подходит, произносит тихо).

Спасибо, скромный русский огонек,

За то, что ты в предчувствии тревожном…

Юноша.

За то, что ты в предчувствии тревожном

Горишь для тех, кто в поле бездорожном

От всех друзей отчаянно далек…

Вторая девушка (встает, произносит тихо).

За то, что с доброй верою дружа…

Среди тревог великих и разбоя…

Третья девушка (встает).

Горишь, горишь, как добрая душа…

Юноша.

Горишь, горишь, как добрая душа,

Горишь во мгле – и нет тебе покоя.

(Звучит фонограмма «Свист метели». Вся группа уходит)

.

Учитель. «Горишь, горишь, как добрая душа…» Русский огонек – символ человеческой души, бескорыстия, готовности помочь тому, кто нуждается в помощи, символ доброй веры и любви.

Один из критиков назвал это стихотворение антивоенным.  Согласны?

Слово учащихся.

1.Нам представляется, что жизнь хозяйки, как и её взгляд, остановились, когда её близкие – муж, сыновья – ушли и погибли на войне. Для седой женщины война словно продолжается. Горе женщины настолько глубоко, что спустя почти двадцать лет главный вопрос, который заботит её, - это вопрос: “Скажи, родимый, будет ли война?” ..

 Родина потеряла миллионы своих сыновей. Погибли и близкие этой старушки, которая молчаливо несет свою безмерную скорбь. Но душа ее не очерствела, не ожесточилась.

2. Я согласен с …

 До сих пор мучается мир теми же вопросами, хотя давно уже знают люди, что «от раздора пользы не прибудет». И «Русский огонек» Николая Рубцова — тревожное напоминание об этом.


Учитель. Простая крестьянка учит поэта достоинству, она учит, перефразируя стихотворные строки, «за все добро платить добром, за всю любовь платить любовью». Вот так раскрывается душевная красота человека.

Вед.1 Выросший сиротой, поэт знал одну единственную мать – Россию, и ей посвятил свои лучшие стихи.

Чтец. Стихотворение «Видение на холме» (звучит на фоне Концерта № I С.В. Рахманинова).

Учитель. 

Видение у Н.Рубцова – отдых для души, опутанной житейскими цепями. Это состояние заставляет человека осознать свою связь с миром, ощутить причастность своей судьбы к судьбе родины. Чтобы уберечь родину от ошибок в настоящем, видения воскрешают картины русской старины. Трагические моменты истории он переживает как непреходящую личную боль.

И надо мной – бессмертных звезд Руси, спокойных звезд безбрежное мерцанье…»

 Звезда.. Это очень значимый образ в поэзии Рубцова. Его влечет, волнует неразгаданное таинство звезд, их чарующая красота и неприкосновенность.
Звезда у поэта -  судьба, звезда – красота, счастье; звезда – Русь, звезда – вся земля, всё человечество.

Чтец. Стихотворение «Зимняя песня».

Вед.2. Душа поэта полна светлых чувств. Вглядываясь в звездное небо, невольно думаешь о смысле бытия, о том, кто ты в этом мире, что ты оставишь после себя…На фоне звездного великолепия уходят мрачные мысли, душевные страдания. Стоит ли грустить, когда так прекрасен мир!

Звучит романс на стихи Рубцова «Звезда полей»

Вед.1. Слушаешь строки стихотворения, и словно твои самые главные и чистые чувства, отражаясь, возвращаются к тебе, и замирает сердце, узнавая их…

Вед.2  Короткую, трудную, исключительно напряженную жизнь прожил Н.Рубцов. Он видел очень далеко. И был необычайно зорким, обладал потрясающим даром предвидения, который свойственен только настоящим поэтам. Многие его строки оказались поистине пророческими. Когда читаешь написанные им незадолго до смерти стихи:
Я умру в крещенские морозы,
Я умру, когда трещат березы, —

охватывает жутковатое чувство нереальности.

Именно так и случилось…

19 января 1971 года, в пору крепких крещенских морозов, поэт трагически погиб.
( Выходят чтецы, один берет в руки керосиновую лампу, все по 2 строчке читают стихотворение).

Стихотворение «До конца, до тихого креста…»

Слайд

Слайд

Музыка

Слайды

Слайд

Слайд

Свист метели.

Свист метели.

Слайд.

Слайд.

Музыка.

Слайд.

Слайд.

Слайд.

Музыка.

Слайды

Слайд.

Слайд.

Музыка.

Музыка.

Рефлексия.

Учитель. Подходит к концу наша встреча. И, чтобы подвести итог, давайте попробуем составить синквейн, где с помощью своеобразного стихотворения попытаемся выразить свои чувства о поэзии Рубцова.

( Под руководством учителя учащиеся подбирают 2 прилагательных, 3 глагола, одно предложение и одно емкое заключительное слово).

А я хочу предложить вам свой синквейн (на экране)

Н.Рубцов.

Искренний, душевный.

Удивляет, завораживает, очищает.

Душа поэта живет в стихах.

Память.

 Стихи Николая Рубцова живут в нас, очищают душу, наполняют её добрым светом.. Пусть в наших сердцах навсегда останутся искренность и трепет поэзии Николая Рубцова.

Звучит песня «Плыть, плыть, плыть»в исп.Юлиана.

Спасибо всем участникам нашей встречи.

Синквейн.

Слайд.

Слайды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальный вечер "Душа останется чиста..."

Литературно-музыкальный вечер, посвящённый творчеству поэта Н.М. Рубцова...

Сценарий литературной гостиной "Пусть душа останется чиста..." Памяти Н. Рубцова".

Работа литературной гостиной в школе - это способ реализации  творческого потенциала, увлекательная форма погружения в художественный мир произведения, прозаического или поэтического, стимул для ...

Литературно-музыкальная композиция "Душа моя чиста" (по творчеству Н. Рубцова)

Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве Н. Рубцова с презентацией в 3 частях...

Литературная гостиная «Пусть всегда будет МАМА»

Внеклассное занятие для воспитанников 6 класса...

Литературная гостиная " Пусть миром правит только любовь"

Данное мероприятие направлено на развитие личности учащихся, расширение кругозора, воспитание эстетического вкуса , привитие интереса к литературе,поэзии,музыке....