правила
план-конспект урока по теме
Предварительный просмотр:
Памятка изучающему татарский язык
ЗАПОМНИ 10 правил:
1. В татарском языке все слова бывают или только МЯГКИЕ или только ТВЁРДЫЕ. Слова содержащие гласные Ә, Ө, Ү, Е (Э), И - будут МЯГКИМИ (например: кәбестә) Слова содержащие гласные А, О, У, Ы - будут ТВЁРДЫМИ (напр.: урындык).
2. В татарском языке слово состоит из КОРНЯ и АФФИКСА. Аффиксов может быть много. Каждый аффикс что-то обозначает.
Например: кул - рука
кул+лар - руки
кул+лар+ыбыз – наши руки
кул+лар+ыбыз+да – в наших руках
кул+лар+ыбыз+да+гы – находящиеся в наших руках
3. К МЯГКИМ словам присоединяются МЯГКИЕ АФФИКСЫ, к ТВЁРДЫМ словам присоединяются ТВЁРЫЕ АФФИКСЫ. Например: кул+лар+ыбыз+да
күл+ләр+ебез+дә
4. Образование новых слов происходит присоединением к корню различных аффиксов:
кыш - зима кыш+кы - зимний; яңа – новый яңа+лык – новость.
5. Основой (корнем) для образования всех форм глаголов являются глаголы приказы (!)- глаголы повелительного наклонения:
бар! – иди! бар+ды – ходил
көт! – жди! көт+үче – ждущий (который ждёт)
аша! –ешь! аша+са – если поест.
6. Спрягаемой основой глаголов является форма 3лица единственного числа (3л. ед.ч.), т.е. форма “ул” – “он, она”: ул яза – он пишет
ул язган – он написал и т.д.
При спряжении глаголов к глаголу в форме 3л. ед.ч. присоединяются аффиксы спряжения. Например, спрягаем глаголы настоящего времени:
единств. число множеств. число
1л. мин (я) яза+м без (мы) яза+быз
2л. син (ты) яза+сың сез (вы) яза+сыз
3л. ул (он, она) яза алар (они) яза+лар
7. Вопрос в татарском языке можно задать 2-мя способами:
1) с помощью вопросительных слов ( вопросительных местоимений): кем?-кто?; нәрсә?- что?; нинди?-какой, какая?; нигә?-зачем, почему? и т.д.
Бу нинди китап?-Это какая книга?
2) С помощью аффиксов вопроса -мы/ме, которые присоединяются к последнему слову в предложении. Бу китап матурмы?- Эта книга красивая?
8. Порядок слов в татарском предложении отличается от русского предложения. Как правило сказуемое-глагол в татарском предложении стоит последним в предложении, а в русском языке в середине предложения.
Мин бүген дәфтәрдә язам.- Я сегодня пишу в тетради.
Слова означающие время и место располагаются в начале предложения.
9. В татарском языке существует закон приспособляемости согласных к ряду гласных, т.е. в мягких словах и согласные произносятся мягко. В твёрдых словах согласные произносятся твёрдо. Сравни: кул-твёрдое, күл-мягкое;
кал-твёрдое, көл-мягкое.
В мягких словах слышится «Ь», но не пишется. В татарском языке «Ь» пишется только в словах заимствованных из других языков.
10. В татарском языке есть гласные-хамелеоны, которые в мягких и твёрдых словах произносятся по-разному:
[йа] – в твёрдых словах ярата [йарата]
Я:
[йә] - в мягких словах яшел [йәшел]
[йы] – в твёрдых словах ел [йыл]
Е:
[йэ] – в мягких словах егет [йэгэт]
[йу] – в твёрдых словах юл [йул]
Ю:
[йү] – в мягких словах юкә [юкә].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....
Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.
Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...
Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс(ы): 11 класс Предмет(ы): право: основы правовой культуры ...
Объекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования
презентация предназначена для уроков по дисциплине "Основы экологического права"...
Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»
Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...
Технологическая карта конспекта урока по английскому языку (5 класс) по теме : «Правила, правила, правила» УМК Ю.А. Комаровой, И.В.Ларионовой, К.Гренджер Английский язык для 5 класса общеобразовательных учреждений
Технологическая карта конспекта урока по английскому языку (5 класс) по теме : «Правила, правила, правила»...
Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).
Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...