Викторина к 300-летию М.В.Ломоносова
методическая разработка (8 класс) по теме
В игровой форме учащиеся знакомятся с деятельностью М.В.Ломоносова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_o_lomonosove.docx | 844.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Куда бежать от сплетен и доносов!
В просторных залах смрадно, как в аду!
И вот опять Михайло Ломоносов
Шумит в академическом саду.
Строптивый сын архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки.
Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял,
Молокососов укрощал указкой
И сметкою монахов удивлял?
Поднявшись вне параграфов и правил,
Везде дыханьем родины храним,
Не он ли в старом Марбурге заставил
Немецких буршей трепетать пред ним?
Не он ли дал российской музе крылья,
Нашел слова, звучащие как медь!
Доколь же иноземное засилье
Придется в Академии терпеть?
В нее вошел, достойный славы Россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайло Ломоносов,
Родившийся под северной звездой.
Викторина, посвящённая 300-летию М.В.Ломоносова
1. «Соедините» части пословиц:
Кто рано ложится и рано встаёт, | здоровье, богатство и ум наживёт |
Не зная броду, | Пока не перепрыгнешь |
Обжёгся на молоке, | Гуляй смело |
Не красна изба углами, | И я скажу, кто ты |
Кончил дело- | Будешь дуть и на воду |
Скажи мне, кто твой друг, | А красна пирогами |
Не говори гоп, | Пригодится воды напиться |
Не плюй в колодец- | Не суйся в воду |
8 баллов
Задание № 2
До Ломоносова в русской поэзии господствовало силлабическое
стихосложение ( силлаби по-гречески – слог ): в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось.
М.В. Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в
определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.
Перед вами строки стихотворения А.С.Пушкина, зашифрованного определенным образом . Ключ в следующем: определите ритм (стихотворный размер) -(3Балла) , замените мягкие согласные звуки на твёрдые. Расшифруйте текст (5 баллов), укажите его название (2 балла) . Всего (10 баллов)
Мяжя фэдкяя рячюшгя
Ы бэчярмя ы дэнмя.
Чде шэ ди, нёа здялюжгя,
Блыюмёргря ю ёгмя?
Задание №3
Михаил Васильевич Ломоносов установил, что в современный ему язык входят 3 основные группы слов.
К первой относятся слова, употребительные как в старославянском, так и в русском языке.
Вторая группа состоит из старославянских слов, которые в разговорной речи употребляются редко, но понятны каждому русскому человеку.
К третьей группе принадлежат слова, используемые только в разговорной речи.
Различные сочетания слов из этих групп образуют речевые штили (стили): высокий, средний и низкий.
Теория "трех штилей" имела демократический характер:
* она ограничила употребление старославянских слов,
* приблизила литературный язык к разговорному.
Вопрос:
Какие из данных слов можно отнести к «высокому штилю»? (2балла)
* Рука, слава, ныне, дерзайте, восторг.
* Отверзаю, взываю.
* Пока, говорю, лишь, ручей.
(1-рука, слава, ныне, 2- отверзаю( отворяю), взываю (зову), 3- пока, лишь, говорю, ручей)
Задание № 4
Составьте небольшой словарь устаревших слов и подумайте,
какие из них и при каких обстоятельствах могут быть использованы сегодня (6 баллов) :
* Вертел- Чело-
* Слыл- Длань-
* Дерзать- Уста-
* Сомкнуть- Ланита-
* Уязвить- Уязвить-
* Крушиться- Кручиниться-
Задание № 5
Михаил Васильевич Ломоносов – автор многочисленных художественных произведений. Им созданы
33 похвальные оды, 12 од духовных,
героическая поэма о Петре Великом, множество, так называемых, надписей – стихов на случай, пародий и сатирических стихотворений.
Вопрос:
-Какие из данных произведений принадлежат перу М.В.Ломоносова:
Ночною темнотою
Покрылись небеса,
Все люди для покою
Сомкнули уж глаза.
Внезапно постучался
У двери Купидон,
Приятный перервался
В начале самом сон.
Мышь некогда, любя святыню,
Оставила прелестный мир,
Ушла в глубокую пустыню,
Засевшись вся в голландский сыр.
Памятник
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит.
ПАМЯТНИК
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
СОЛОВЕЙ
На холме, сквозь зеленой рощи,
При блеске светлого ручья,
Под кровом тихой майской нощи
Вдали я слышу соловья.
По ветрам легким, благовонным
То свист его, то звон летит,
То, шумом заглушаем водным,
Вздыханьем сладостным томит.
Памятник
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Цветок засохший, бездыханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя
В прохладе сладостной фонтанов
И стен, обрызганных кругом,
Поэт, бывало, тешил ханов
Стихов гремучим жемчугом.
На нити праздного веселья
Низал он хитрою рукой
Прозрачной лести ожерелья
И четки мудрости златой.
Задание № 6
Найдите 5 афоризмов, принадлежащих М.В Ломоносову
(5 баллов):
1 Дерзайте отчизну мужеством прославить.
2 Беда, коль пироги начнёт печи сапожник.
3 Кто малого не может, тому и большее невозможно.
4 Смелый там найдёт,где робкий потеряет.
5 Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно.
6 Последуй природе, никогда не будешь беден, последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.
7 Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.
8 Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу.
9 Ошибки замечать не много стоит: дать нечто лучшее — вот что приличествует достойному человеку.
( ответ: 1,3,5,7,9)
Крылову- 2,4
Фонвизину-6,8
Задание № 7 (10 баллов)
Составьте предложения или текст (+1 балл), используя для их начала буквы фамилии гениального ученого.
Л
О
М
О
Н
О
С
О
В
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина ко 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
Развивающая игра в форме викторины.Состоит из презентации с вопросами, ответами и иллюстрациями и текстовым файлом....
Презентация к 300 летия М.В.Ломоносова
Материалы для внеклассной работы...
В имени его вся Россия. Презентация, посвященная 300-летию М.В. Ломоносова
Презентация, посвященная М.В. Ломоносову...
Внеклассное мероприятие к 300-летию М.В.Ломоносова "Российской землей рожденный"
Мероприятие посвящено 300-летию М.В.Ломоносова. Ра зработка содержит в себе сценарий устного журнала о биографии и открытиях Ломоносова. Разработка подкреплена презентацией....
Презентация к 300-летию М.В.Ломоносова
Презентация ученицы 6 класса о жизни М.В.Ломоносова...
классный час, посвященный 300-летию М.В.Ломоносова
классный час-беседа о жизни и творчестве великого русского ученого М.В.Ломоносова...
Открытый классный час, посвященный 300-летию М.В. Ломоносова
Оснащение:1. На доске:- портрет М.В. Ломоносова;- эпиграфы к мероприятию:… может собственных Платонов и быстрых разумом НевтоновРоссийская земля рождать!М.В. ЛомоносовЖалею только о том, что не ...