Сценария-конкурса "Айгуль-минии зyрхэн сэсэг"
материал (8 класс) по теме
Цели: - Приобщение учащихся к духовной культуре, возрождению традиций и обячаев бурятского народа, развитие нравственного, духовного, эстетического
воспитания детей. через традиции и обячаев бурятского народа показать уважение к другим культурам, как основе дружбы и взаимопонимания народов.
- Формирование единого толерантного пространства.
- Воспитание этнического сознания и самосознания детей.
- Развитие художественного вкуса и норм поведения детей.
Оборудование: Чашки с белой пищей,хадагууд,будильник, панно, слайды,фонограмма.
Музыкальное оформление:
Восточная музыка
2. Наездники
3.Нютагай ухибууд
4. ехор
5. Угтамжын дуун
Танцы: Узбекский и бурятский танцы, ехор.
Действие№1
Действие происходит в Узбекистане, где живут дочь и мать.( Слайд Узбекистана,восточная музыка).
Утро. Звук будильника. Девочка просыпается.
Девочка: " мама я видела странный сон. От этого сна мне было удивительно приятно и тепло, хочешь, я расскажу его тебе?
- Под быструю, зажигательную музыку танцевал мальчик причудливой одежде и в этом танце я почувствовала бескрайнюю степь.
Мама: - Ягаашье понин гээшэб? Ямаршье жэгтэйб даа? Убгэд хугшэдээмнай хэлэдэг, панаандамни оронол.
- Хурьпэтэ алтан газарни, нютагшни дуудаба гу?
Тоонтошни татаба гу даа?
Газарай, нютагай татаса гэдэг бэлэй.
- Уншэн хабпанайм нюуса тайлбаригдаба гу?
Ургэжэ абапан басагандаа нютагыень харуулха сагни ерэбэл даа! ( Дочка смамой собираются на Родину. Звучит музыка, звук поезда.)
На Родине молодежь работает. Показывают виды работ, при этом они разгоапривают, говорят пословицы:
1. Намарай ажал хабарпаа эхилнэ
Напанай жаргал залуупаа эхилнэ.
2, Залуупаа пурапан- утэлхэдэ тупатай.
3. Аадар борогой пуулээр, агаар арюун байдаг даа
Ажал худэлмдрин пуулээр, бэедэ амар байдаг.
Дедушка: Ямаршье бэрхэ залуушуул бэ. Эрын 9 эрдэни мэдэдэг. Басагад бапал шадабаритай. Ажал хэжэ ама топододог даа. Ажалша шадамар залуушуул байнал даа.
1-й ученик6 - Дуулааа гут? Жамбал убгэнэй аша басаганиинь эжытэе ерэжэ
2-й ученик6 -Угы дуулаагуйбди . Хаанапаа ерэнэ бэ?
3-й ученик: Аяар холын Узбекистанпаа ерэхэнь.
4-й ученик6 - Ямар пайн пони асарбаш даа!
5-й ученик: - Юун гэнэш даа?
6-й ученик6 Дуулахын дуулаат, юу пурааш? Тэрэ басаган шамайе харахагуй,ехээр бу панаашарха!
7-й ученик: -харахал байха! Мэдэжэ байгаарай!
8-й ученик Хубууд! басагад! Айлшан басагые пайнаар угтаха хэрэгтэй! Юун гэжэ пананат?
Все: Тиимэ даа! Холын айлшадые угтахабди.
Встреча гостей:
1-й ученик: - Харыш!!! Холын айлшад ерэбэл.
2-й ученик: - Ерэбэл даа.
Дед: - Хундэтэ айлшад орогты. Хулеэн угтан байналди. Харгы замтнай арюун гу?
3-й ученик : Сарюун пайхан айлшадаа
Сэнхир торгон хадагаараа угтаял!
4-й ученик ( Хадаг барина, сагаан эдеэтэй угтана)
- Сагаан эдеэнпээмнай хуртэгты! Эхэ талымнай, элдин дайдымнай атар тарган адуунаймнай хэшэгпээ ама хурыт даа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературна- хYгжэмтэ композици «Эхын зYрхэн - зэндэмэни»
литературно-музыкальная композиция ко Дню матери...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Ургуулhан сэсэгүүдынь үнгэтэн hалбарhай» к 80летию Ц-Д.Хамаева
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Ургуулhан сэсэгүүдынь үнгэтэн hалбарhай» к 80летию Ц-Д.Хамаева. Сценарий разрабатывался совместно с учащимися....