Л.Сачкова "Оля-Улькка", калава тишкерни
план-конспект урока (6 класс) по теме
Интегрированный урок по чувашской, русской литературе и истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannay_urok_6_klass_olya-ulkka.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок: история, русская и чувашская литература
Тема урока:
Урок теми: Судьба …«Ăраскал тени кашни çыннăн хăй çулĕпе çÿрет»
(О. Туркай «Оля – Улькка» калав, И.С. Тургенев «Живые мощи», история о Василии Блаженном)
Урок тĕллевĕсем:
Вĕрентÿ тĕллевĕсем:
- О.Туркай, И.Тургенев çырнă хайлавсене тулли тишкерÿ тăвасси, вĕсен темипе тĕп шухăшне уçса парасси;
- Василий Блаженный çинчен пĕлесси, ăна литература геройĕсемпе танлаштарасси;
- Урокра критикăлла шухăшлава аталантарма пулăшакан, диалог калаçăвне аталантарас технологисемпе усă курассси.
Воспитани тĕллевĕ: ачасене сусăр çынсене хĕрхенме, вĕсене пулăшу памаллине ăнлантарасси, тĕслĕхсемпе çирĕплетесси.
Сапăрлăх тĕллевĕ: архитектура илемне курма, туйма вĕрентесси.
Урока кирлĕ хатĕрсем: «Инкекпе синкек хушшинче пĕр утăм çеç» презентаци; О.Туркай «Оля – Улькка» калав, И.С.Тургенев «Живые мощи» калав, Василий Блаженный çинчен хатĕрленĕ материал.
Урок юхăмĕ
Алăра пÿрне пĕр пек мар, çын ăсĕ те çавăн пек теççĕ…
У каждого человека своя судьба…
- Киле панă ĕçе тĕрĕслесси
Диалог
Ачасене «Хĕл илемĕ – пире савăнăç кÿрет» темăпа ÿкерчĕксем туса килнине тĕрĕслесе хаклани. Выставка – вернисаж (ÿкерчĕк туса килнĕ ача мĕн ÿкернине калать, ыттисем ăна ÿкерчĕк тăрăх ыйтусем параççĕ).
- Çĕнĕ темăпа ĕçлесси
Пирĕн пурнăçра темĕн те пулать. Ахальтен ватăсем каламаççĕ пулĕ: «Ўкессе пĕлнĕ пулсан – тÿшек сарăттăм» е «Ăраскал тени кашни çыннăн хăй çулĕпе çÿрет», - тесе. Ăраскал, вырăсла – судьба тенине эсир мĕнле ăнланнине ЗУХ таблицăра çырса палăртсамăр.
Форма – монолог
Пĕлетĕп Знаю | Пĕлтĕм Узнал | Пĕлес килет Хочу узнать |
Паянхи урокра эпир пурнăçра тĕрлĕ сăлтавсене пула инкек куракансем пирки калаçăпăр. Чăваш литературинче çак темăпа çырнă чуна пырса тивекен калав – «Оля - Улькка», вырăс литературинче вара И.Тургеневăн «Живые мощи» калавĕ, Раççей историйĕнче те пур кун пек çынсем, акă, тĕслĕхрен, Василий Блаженный.
Словарь ĕçĕ ирттерни:
Тăнчах – пачах
Ĕрлесе – кăшкăрса, çухăрашса
Блаженный - (синоним юродивый) – у православных христиан: добровольный нищий скиталец, принявший образ человека, лишённого здравого ума, но обладающий даром прорицания
Храм – здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов
Сиплый голос – хриплый звук, либо голос приглушенный и шипящий,
Спросонья – в полусонном состоянии, не совсем проснувшись
Çак сăнарсене тĕплĕнрех тишкерес тĕллевпе эпир виçĕ ушкăна пайланăпăр:
1 ушкăн – чăваш чĕлхи ăсчахĕсем
2 ушкăн – знатоки русской речи
3 ушкăн – историки
Халĕ кашни ушкăна карточка-инструкцисем валеçсе паратăп, сирĕн вара тĕрлĕ ĕçсем пурнăçласа çак ыйту çине хурав тупмалла (слайд çине урок ыйтăвĕ тухса тăрать): «Ăраскал тени кашни çыннăн хăй çулĕпе çÿрет тени тĕрĕс-и? Мĕншĕн?»
Инструкци карточкисем:
1 ушкăн - чăваш чĕлхи ăсчахĕсем
1 ĕç. «Оля – Улькка» калава тимлĕн пăхса тухăр
2 ĕç. Оля çинчен кластер тăвăр
3 ĕç. Улькка пирки те кластер туса ăнлантарăр
4. ĕç. Мĕншĕн автор çапла калать: «Ĕмĕрĕ вăрăм, юрри кĕске пулчĕ унăн…»
2 группа– знатоки русской речи
Используется диалоговая речь
1 задание – ознакомьтесь рассказом И.Тургенева «Живые мощи»
2 задание – составьте кластер о Лукерье
3 задание – сделайте синквейн о Лукерье
4 задание – как относится Лукерья к жизни
Текст для знатоков русской речи
И.С.Тургенев «Живые мощи»
Для охотника дождь – сущее бедствие. Такому бедствию подверглись мы с Ермолаем во время охоты на тетеревов в Белевском уезде. Наконец, Ермолай предложил пойти на хутор Алексеевка, принадлежавший моей матушке, о существовании которого я раньше не подозревал. При хуторке оказался ветхий флигель, нежилой и чистый, в котором я и переночевал. На следующий день я проснулся рано и вышел в заросший сад. Неподалёку я заметил пасеку, к ней вела узкая тропинка. Подойдя к пасеке, я увидел рядом с ней плетёный сарайчик, и заглянул в полуоткрытую дверь. В углу я заметил подмостки и маленькую фигуру на них.
Я уже пошёл прочь, как вдруг слабый, медленный и сиплый голос окликнул меня по имени: «Барин! Пётр Петрович!». Я приблизился и остолбенел. Передо мной лежало существо с высохшей, словно бронзовой головой. Нос узкий, как лезвие ножа, губ почти не видно, только белеют зубы и глаза, да из-под платка выбиваются пряди жёлтых волос. Из-под одеяла виднеются две крошечные высохшие ручки. Лицо было не безобразное, даже красивое, но страшное своей необычностью.
Оказалось, что это существо когда-то было Лукерьей, первой красавицей в нашей дворне, плясуньей и певуньей, по которой я – 16-летний мальчик – втайне вздыхал. Лукерья рассказала про свою беду. Лет 6 или 7 назад Лукерью помолвили с Василием Поляковым. Как-то ночью она вышла на крыльцо, и ей почудился Васин голос. Спросонья она оступилась у пала с крыльца. С того дна начала Лукерья чахнуть и сохнуть, ноги отказали. Ни один врач не смог ей помочь. Под конец она совсем окостенела, и её перевезли на этот хутор. А Василий Поляков потужил, да и женился на другой.
Летом Лукерья лежит в сарайчике, а зимой её переносят в предбанник. Она рассказала, что почти не ест, лежит, наблюдает за окружающим миром. Она приучила себя не думать и не вспоминать – так время быстрее проходит. Прочтёт молитвы, какие знает, и опять лежит безо всякой думочки. Я предложил забрать её в больницу, где за ней будет хороший уход, но Лукерья отказалась. Привыкнув к темноте, я ясно различал её черты, и даже смог отыскать на этом лице следы былой красоты.
Лукерья пожаловалась, что мало спит из-за боли во всём теле, но если уснёт, то сняться ей сны диковинные. Однажды приснилось Лукерье, будто сидит она на большой дороге в одежде странницы-богомолки. Проходит мимо неё толпа странников, а между ними – женщина, на голову выше других. Платье на ней не русское и лицо строгое, Спросила Лукерья женщину, кто она, а женщина ответила, что она – её смерть. Стала просить Лукерья смерть забрать её с собой, и смерть ответила, что придёт за ней после петровок. Только, бывает, целая неделя пройдёт, а Лукерья не заснёт ни разу. Как-то проезжая барыня оставила ей скляночку с лекарством против бессонницы, да только давно выпита та скляночка. Я догадался, что это был опиум, и обещал достать ей такую скляночку.
Я не мог не подивиться вслух её мужеству и терпению. Лукерья возразила, что многие люди страдали больше, чем она. Помолчав, я спросил, сколько ей лет. Оказалось, что Лукерье ещё не было 30-ти. Попрощавшись, я спросил, не надо ли ей чего. Лукерья попросила только, чтобы моя матушка уменьшила оброк для местных крестьян, а для себя – ничего.
В тот же день я узнал от хуторского десятского, что в деревне Лукерью прозвали «Живые Мощи», и нет от неё никакого беспокойства. Несколько недель спустя я узнал, что Лукерья умерла, как раз после петровок. Весь день перед смертью она слышала колокольный звон, который шёл с неба.
3 группа – историки
Используется диалоговая речь
1 задание – внимательно ознакомьтесь текстом
2 задание - опишите Василия Блаженного (чем он занимался, кому помогал)
3 задание – докажите, что действительно существовал на Руси такой человек, как Василий Блаженный, используя даты из текста
4 задание – как вы думаете, почему Василий стал терпеть бедствия и лишения
Текст для историков:
Его родителей звали Иаков и Анна. Согласно старинной московской легенде, Анна родила Василия на паперти храма Владимирской иконы Божией Матери в лето 1469 от Рождества Христова в ближнем подмосковном селе Елох, где гораздо позднее построили Елоховский собор. Мальчик, названный Василием, родился в крестьянской семье. Был он с детства смышлен, трудолюбив и набожен. Когда Василий подрос, отец отправил его в Москву и отдал в обучение к сапожнику. Однажды к мастеру заехал молодой и красивый воин. Он попросил сделать ему сапоги из лучшей кожи, такие, чтоб носились много лет. Мастер пообещал сделать все за две недели, и заказчик дал ему хороший задаток.
Как только воин ушел, Василий тяжело вздохнул, а потом, грустно улыбнувшись, сказал: “Пропадут деньги его понапрасну”.
Мастер рассердился и ответил: “Здесь, Васятка, напрасно денег не берут”.
Василий еще раз вздохнул и, ничего не сказав в ответ, печально поглядел на хозяина.
На следующий день оба они узнали, что заказчик их внезапно умер.
И еще несколько раз, к немалому изумлению знавших его, отрок оказывался пророком и ясновидцем. Невмоготу стало ему сидеть в тесной комнатушке над кожей и дратвой, и однажды, поклонившись хозяину, ушел Василий в старой поскони и босиком на паперть церкви Святой Троицы, что стояла над кремлевским рвом, рядом с Фроловским мостом. Здесь вскоре обрел он славу юродивого Христа ради, то есть блаженного человека, принявшего на себя смиренную личину юродства, но отнюдь не юрода-безумца, а, напротив, мудреца. Юродивых исстари почитали на Руси, считая Божьими людьми, отказавшимися от всех благ жизни, от собственных родных, не боявшихся говорить правду в глаза кому угодно, истязавшими себя голодом и холодом.
В лютый мороз и под палящим солнцем он ходил обнаженным и босым по московским улицам. Святой подчас опрокидывал лотки с товаром и с радостью принимал побои торговцев. Однако потом обнаруживалось, что поступал он так по Божиему Промыслу, так как товар, опрокинутый им, был негодным. И вскоре стало ясно, что св. Василий — человек Божий. Многие москвичи обращались к блаженному за советом. Василий был ясновидцем и на торгу бесстрашно обличал нечестных торговцев, подливавших в молоко воду, а в муку — мел. Он не боялся ни бояр, ни самого грозного царя Ивана Васильевича, а они, напротив, боялись нищего пророка.
Однажды Блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал мел и известь. Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему некоторым боярином, задумали обманом выманить ее у него; один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий точно покрыл мертвого своею шубою, но, видя обман, сказал при этом: "буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся". Обманщик действительно умер.
Слава блаженного изо дня в день росла, и москвичи глядели на него со страхом и благоговением. Он необычайно возвысился в глазах народа в июне 1547 года, когда было Василию уже 78 лет. 20 июня его увидели горячо молящимся и безутешно плачущим возле церкви Вознесенского монастыря, что стоял на Остроге. (Ныне это улица Воздвиженка.) Необычайно долгой была молитва Василия и чрезвычайно глубоким казалось всем его горе.
На следующий день в Вознесенском монастыре вспыхнул пожар и одновременно началась, как сообщал летописец, “буря велика, и потече огонь яко же молния”. Это был самый грандиозный из всех пожаров, какие когда-либо случались в городе.
Царь с семьей бежал из Кремля на Воробьевы горы и смотрел, как превращалась в пепел его столица. Через десять часов Москва выгорела дотла — не осталось ни одного дома, погибло людей “без числа”.
Вскоре после пожара Василий заболел и 2 августа 1551 года скончался. Сам Иван Грозный нес его гроб и повелел похоронить блаженного у Троицкой церкви, что на Рву.
А в 1555 году над могилой Василия Блаженного начали строить новый храм в честь покорения Казани, названный Покровским собором, что на Рву.
Через шесть лет собор был построен, но через 30 лет москвичи стали называть его храмом Василия Блаженного, потому что в 1588 году к собору был пристроен придел Василия Блаженного, который и дал новое имя всему собору, ставшее общепризнанным, хотя официально храм и сейчас называется собором Покрова Богоматери.
С 1588 г. стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в покровском соборе придел во имя Василия блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку. Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большою торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал обыкновенно сам царь.
- Ачасем ушкăнсенче ĕçлеççĕ
Диалог
- Кашни ушкăн пурнăçланă ĕçсен результачĕсемпе паллаштарать. Ытти ушкăнри ачасем тимлĕн итлесе ларса вĕсене ыйтусем параççĕ.
- Рефлекси
Урок ыйтăвĕ çине хуравлани
«Ăраскал тени кашни çыннăн хăй çулĕпе çÿрет тени тĕрĕс-и? Мĕншĕн?»
Ыйтусем:
1.Урокра çĕнни мĕн пĕлтĕмĕр?
2.Сăнарсене мĕн пĕрлештерсе тăрать?
Диалоговое общение между группами
Оля - Улькка | Лукерья | Василий Блаженный |
Оля. 16-17 çулхи илемлĕ, ăслă, чипер, тирпейлĕ хĕр. Улькка. Аварие пула тăнне çухатнă, ăсран пăсăлнă, чипер мар. Этем кÿлепи çеç тăрса юлнă. | В 16 лет Лукерья оступилась с крыльца и упала. Начала чахнуть, сохнуть, у нее отказали ноги. Превратилась в существо с высохшей, словно бронзовой головой. Она приручила себя не думать и вспоминать… | Смышленый, трудолюбивый, набожен. Принял на себя смиренную личину уродства, но не безумца, а мудреца. Помогал людям |
Пурнăçра тĕрлĕрен инкек пулма пултарать, çавăнпа та инкеке лекнĕ çынсенчен кулмалла мар, вĕсене хисеплеме, ăнланма вĕренмелле. |
2. Виçĕ сăнар, çак сăнарсемпе паллашсан мĕнле пĕтĕмлетÿ тума пулать?
3. Çак хайлавсем пире мĕне вĕрентеççĕ
4. «ЗУХ» таблицăн иккĕмĕш юпине тулараççĕ.
Пĕлетĕп Знаю | Пĕлтĕм Узнал | Пĕлес килет Хочу узнать |
- Урока пĕтĕмлетни
- Рефлекси
Паянхи урокра ман чуна çак пулăмсем хумхатрĕç…
Эпĕ сусăрсене хĕрхенетĕп, мĕншĕн тесен…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Г.Харлампьев «Кăвакарчăн чĕпписем» калава тишкерни
Предмет:чăваш литературиКласс:6Урок теми:Г. Харлампьев «Кăвакарчăн чĕпписем» калава тишкерниВăхăт:1 урок (45 минут)Урок тĕсĕпроза хайлавне вуласа тишкермелли урок - хутăш урок.Урок тĕллевĕ...
БиС технология.Чувашская литература 8 класс А.Лазарева "Пирвайхи юрату" калаве.
Презентация урока по чувашской литературе произведения А. Лазаревой " Пирвайхи юрату" в 8 классе по БиС технологии....