Разработка урока "Ставрополье в период Кавказской войны"
методическая разработка
Региональный компонент в образовательной программе направлен на воспитание эмоциональных и духовных ценностей, положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории региона, создание толерантного отношения к представителям других национальностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stavropole_v_period_kavkazskoy_voyny.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока: «Ставрополье в период Кавказской войны»
Цели урока:
Образовательные:
1. Сформировать у обучающихся представления о причинах войны;
2. Определить итоги и последствия Кавказской войны для Ставрополья;
3. Расширить понятийный аппарат обучающихся;
Развивающие:
1. Продолжить развивать умения учащихся при работе с картой;
2. Развивать познавательную активность и наблюдательность у учащихся;
3. Совершенствовать мыслительные операции сравнения, сопоставления, анализа;
Воспитательные:
1. Развитие умения к самостоятельной работе.
2. Развитие социально-гражданственных компетентностей у обучающихся.
Задачи:
1. Выяснить роль линейного казачества в присоединении кавказских земель к России.
2. Прививать интерес к истории родного края, работе с историческими источниками.
3. Воспитывать патриотизм и любовь к краю.
Понятия: мюридизм, наездничество, имам, имамат, вольные общества, переселенческая повинность, кордонная служба.
Персоналии: Ермолов А.П., имам Шамиль.
План урока:
1. Погружение в тему.
2. Понятие «Кавказская война», основные причины войны.
3. Кавказская война на территории Ставрополья. Участие линейного казачества в событиях Кавказской войны.
4. Итоги Кавказской войны для Ставрополья.
Ход урока
1. Погружение в тему.
Кавказ! Далекая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!
М.Ю. Лермонтов
Учитель: пожалуй, сегодня нет человека, который бы не слышал о Кавказе - регионе древнейших культур, величественных гор, чистого воздуха и теплого моря. А какие ассоциации возникают у вас, ребята, со словом «Кавказ»? (учащиеся делятся своими ассоциациями, вспоминают произведения русских классиков о Кавказе).
2. Понятие «Кавказская война», основные причины войны.
Кавказ всегда являлся стратегически важным регионом, к военно-политическому и экономическому присутствию в котором стремились мировые державы (учащиеся изучают на карте географическое расположение Кавказа и делают вывод о важном стратегическом положении этой территории, а также конспектируют название народов, проживающих на данной территории).
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим причины, ход и последствия этой войны, получившей в исторической литературе название «Кавказской».
Кавказская война (1817-1864) - многолетнее распространение российского присутствия в регионе, вызывавшее ответное массовое сопротивление его коренных жителей –горцев.
- Что такое «восточный вопрос»? С какими событиями связано обострение «восточного вопроса»?
- Какие территории, согласно Белградского, Туркманчайского договоров получила Россия? Каковы последствия этого процесса для России и азиатских держав?
После победоносного окончания русско-турецких и русско-персидских войн к России отошли обширные территории Кавказа, населенные народами, говорившими на разных языках и нередко враждовавшие между собой (как вы думаете, удавалось ли правительству России контролировать эти территории?). немало исследователей склонны связывать войну с политикой генерала А.П. Ермолова, начавшего силой принуждать горцев к признанию российской власти (Сообщение учащегося: «А.П. Ермолов – «Проконсул Кавказа»). Несмотря на объявление покорности правящими элитами и согласие на присоединение, регионы Кавказа, заселенные народами, в основном исповедующими ислам, заявляют о начале борьбы за освобождение. Основные очаги борьбы сложились в Черкесии, Закубанье, Чечне и Дагестане. Именно эти территории стали основной ареной боевых действий 1817-1864 годов. Наиболее упорное сопротивление оказали горцы Дагестана и Чечни, имевших свою религиозную идеологию (мюридизм) и выдвинувших из своих рядов выдающегося вождя имама Шамиля (Сообщение учащегося: «Шамиль – факты биографии»).
После рассказа учителя о политической обстановке на Северном Кавказе в начале XIX в. учащиеся формулируют и записывают причины войны:
- Желание Российской империи закрепиться на Кавказе.
- Желание избавить страну от бесконечных набегов народов Кавказа на свои земли.
- Нежелание некоторых народов Кавказа присоединяться к России.
- Усиление военного присутствия России на Кавказе.
- Насаждение русских законов, обычаев.
3. Кавказская война на территории Ставрополья. Участие линейного казачества в событиях Кавказской войны.
Найдите на стр. 59 учебника и назовите территории Ставрополья, подвергшиеся набегам горцев в конце XVIII - в начале XIX вв.. Почему данные территории были уязвимы перед набегами горцев?
с.Михайловское, с.Пелагиада, с. Нины, с.Новоселицкое, с.Сенгилеевское, с.Каменнобродское, с.Круглолессое, с.Незлобное
(Данные села находились за Азово-Моздокской линией).
Работа с картой (стр. 60)
Покажите районы, в большей степени затронутые Кавказской войной?
На территории Ставрополья систематические военные действия практически не велись. Ставрополь стал центром, где сосредоточилось командование войсками. Основная тяжесть борьбы с горцами легла на плечи линейного казачества.
Справка: В 1832 г. казаки, поселенные по кавказской линии, кроме черноморского войска, объединены были в линейное войско. В состав линейного войска вошли станицы по Тереку, верхнему и среднему течению Кубани, тогда как нижнее течение Кубани занято было черноморским войском. Среди линейных казаков преобладал великорусский тип с примесью инородческих элементов. Издавна находясь в непосредственных сношениях с чеченцами, линейные казаки усвоили себе костюм и вооружение горцев. В 1860 г. линейное войско, за исключением шести бригад, присоединенных к черноморскому войску (переименованному при этом в кубанское казачье войско), было преобразовано в терское казачье войско.
Найдите в учебнике и перечислите круг обязанностей казаков. (стр.61)
(Кордонная служба-круглосуточное дежурство).
Какую повинность выполняли линейные казаки с 1840 по 1864 г.? (стр.62-63)
(Переселенческую повинность).
Официальными датами окончания войны сосчитаются 1859 г. на Северо-Восточном Кавказе (пленение имама Шамиля) и 1864 г. на Северо-Западном Кавказе (занятие русскими войсками территории последнего вольного общества).
Почему линейным казаком пришлось вести сторожевую службу и после окончания войны?
4. Итоги Кавказской войны для Ставрополья.
В результате длительной Кавказской войны Северный Кавказ вошел в состав России.
Итогом Кавказской войны для Ставрополья стало возвращение ряда станиц в разряд сел. Ставрополь утратил статус военного центра Северного Кавказа и постепенно превратился в обычную торгово-промышленную столицу крестьянской губернии. Однако память о роли города в присоединении кавказских земель запечатлена в названии многих улиц города (Барятинская, Вельяминовская, Воронцовская, Казачья, Станичная и др.).
Домашнее задание: параграф 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кавказская война
Презентация к уроку истории в 8 классе...
Кавказская война
урок для учащихся 8 класса...
Кавказская война
Презентация посвящена вопросам присоединения Кавказа, войне с Шамилем, появлению ваххабизма....
Кавказская война XIX века
Материалы к урокам Кавказская война XIX века в 8 (10) классе. Материал можно при менить во внеурочной работе по предмету, на классных часах....
Кавказская война
Презентация к уроку истории в 8 классе...
Воспоминания офицеров Отдельного кавказского корпуса в период Кавказской войны (1817-1864 гг.):особенности восприятия "образа врага"
Предпринята попытка обратиться к проблеме формирования "образа врага" в представлении русских офицеров Отдельного Кавказского корпуса. Для достижения данной цели были изучены и проанализиров...
Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817-1864 гг. Крымская война 1853-1856 гг. 9 класс.
Методическая разработка посвящена изучению причин, хода и последствий Крымской войны Учащиеся раскроют вопросы сущности процессов и последствий, которые оказали значительное влияние на развитие междун...