Классный час "Депортация калмыцкого народа"
план-конспект занятия (9 класс)
Расширить и углубить знания учащихся по истории родного края.
Используя ИКТ, показать и рассказать учащимся о трагических событиях в истории калмыцкого народа-депортации в Сибирь.
Воспитывать чувство гражданственности, любви к малой родине,
уважительное отношение к представителям старшего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deportatsiyadokument_microsoft_word_3.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
МКОУ «Прикумская СОШ»
Классный час, посвященный депортации калмыцкого народа.
«День памяти и скорби».
Подготовил классный руководитель Бадруева А.М.
Класс 9
Цель:
Расширить и углубить знания учащихся по истории родного края.
Используя ИКТ, показать и рассказать учащимся о трагических событиях в истории калмыцкого народа-депортации в Сибирь.
Воспитывать чувство гражданственности, любви к малой родине,
уважительное отношение к представителям старшего поколения.
Оборудование:
Компьютер (презентация)
Картины калмыцких художников из серии «Тема депортации в
изобразительном искусстве Калмыкии».
Форма проведения: Беседа.
Ход мероприятия:
- Слово учителя:
«И повеленьем грозного владыки
Как под метелку, до одной души
Чеченцы выселяются, калмыки,
Балкарцы, карачаи, ингуши».
28 декабря 1943 года на калмыцкий народ обрушился державный гнев Сталина. В шесть часов утра, когда люди еще спали, а над степью царствовала ночь и первые морозы сковали землю, в дома калмыков вламывались вооруженные солдаты под командованием НКВД. Они требовали сдачи огнестрельного оружия, топоров, ножей... Естественно, у населения никаких автоматов, пистолетов, винтовок не оказалось. И только после этого объявили Указ Президиума Верховного Совета СССР, подписанный Всесоюзным старостой Михаилом Ивановичем Калининым, о ликвидации Калмыцкой АССР и депортации калмыков в Сибирь.
Раздетых и разутых, голодных и убогих стариков и старух, а также детей и женщин погрузили в американские «студебеккеры» и повезли на железнодорожные станции. Перепуганные, растерянные люди ничего не понимали. Операция была проведена быстро, жестко. В одночасье калмыцкий народ потерял свободу, автономию, стал изгоем и был обречен на вымирание.
«За что? « – спрашивал каждый калмык
«За что?» – спрашивали безвинные дети и седобородые старики.
«За что?» – меняясь в лице, кричали воины – фронтовики.
Но никто не мог дать им вразумительного ответа. На этот страшный вопрос вряд ли могли ответить и сами организаторы депортации калмыцкого народа.
Чтец : В начале войны 28 августа 1941 года были выселены в восточные районы страны (Сибирь и Казахстан) все немцы. Следующими за ними 4 ноября 1943 года были выселены в Среднюю Азию карачаевцы. Затем 28 декабря 1943 года в районы Сибири – калмыки, 23 февраля 1944 года в Казахстан и Среднюю Азию – чеченцы и ингуши и 18 мая 1944 года в Казахстан и Среднюю Азию – крымские татары, 8 марта 1944 года были отправлены туда же балкарцы. По данным НКВД, общее количество населения страны, подвергшееся насильственному выселению, составило 3.336.258 человек.
Чтец: Еще задолго до выселения тщательно была разработана операция «Улусы», утвержденная «железным сталинским наркомом» Л.Берия.
27 декабря в Москве был подписан Указ «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР». Калмыки были объявлены изменниками Родины, поэтому всех калмыков было решено выселить, а республику ликвидировать.
Чтец: Г. Бембеев. «Прощай, земля калмыцкая».1993 год.
Около 10 тысяч солдат и офицеров было направлено в республику для проведения операции. Они заходили в дома и давали около 20 минут на сборы. Люди, ничего не понимая, выходили под дулом оружия. А это были в основном старики, женщины, дети.
Этот день никогда не забудут наши бабушки и дедушки.
- Стихотворение «Выселение»
Чтец: Степь простонала в тот час
«Как я, родные, без вас»?
Выселение проходило в 4 этапа.
На первом этапе было выслано 95 тысяч человек:
В Алтайский край - 25 тыс.человек
В Красноярский край -25 тыс.человек
В Омскую область - 25 тыс.человек
В Новосибирскую область -20 тыс.человек
… Всего было выслано 120 тысяч человек.
Сибирь суровая, бескрайняя земля
Январские морозы и тайга.
Чтец: Внимание ! Объявляется минута молчания в память о жертвах депортации.
-Минута молчания…
Товарищи, встаньте!
И в памяти павших –
Минута молчания!
Навек в нашем сердце
Бессмертных имен их звучанье.
Минута молчания, Минута молчания,
- Учитель:
Этот день настал, когда к власти пришел Никита Сергеевич Хрущев. На 20 съезде партии принято решение об автономии Калмыкии. 9 января 1957 года – исторический день в жизни калмыцкого народа-вышел Указ «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР».
15 слайд. На сегодняшний день калмыки – единственные из репрессированных народов бывшего СССР, организовавшие четыре «Поезда памяти». Всего организовано 4 поезда памяти. «Если в первые дни шел оживленный процесс знакомств и общений, царила приподнято-возбужденная атмосфера, то, начиная с Урала (Свердловская область), люди стояли в коридорах и смотрели в окна, в купе стали зажигать зул (лампадки). Отсюда начинались узнаваемые места. Мелькали станционные поселки, деревушки. В одном из тупиков мы увидели печально известный в нашем народе двухосный зеленый вагон. Дай бог, чтобы он оттуда никогда не выходил. Многие, в том числе и художники, путают его с четырехосным «пульмановским» вагоном. Вагоны, использовавшиеся для перевозки калмыков, – это примитивные, деревянные ящики на четырех колесах…. У многих людей на перронах станций вызывал недоумение наш поезд. Приходил и уходил без обычного объявления по радио. Двери вагонов не открывались, люди не выходили, на окнах многих купе горели лампадки…. Куда шел поезд никто понять не мог. А если люди выходили на короткое время из вагонов, то отправляли незнакомый для сибиряков обряд поминовения, оставляли лампадки из теста, картофеля, продукты, деньги и уезжали дальше». (Панькин, А.,Папуев, В. Дорогой памяти).
Поезд памяти.
Колеса все стучат…
И память возвращает нас назад,
В далекие сибирские года,
Которых не забыть нам никогда,
Сибирь – суровая, бескрайняя земля.
Январские морозы и тайга.
Могилы бабушек, отцов и матерей.
Вовек нам не забыть таких потерь.
«Поезд памяти»
В этом году мы в очередной раз перелистаем горестные страницы калмыцкого прошлого к скорбной дате - 80-летию депортации калмыцкого народа.
ЧТЕЦ: Когда бы слезы тех собрать,
Кто потерял отца и мать,
Все слезы матерей, отцов,
Утративших своих сынов.
Когда бы слить в один сосуд
Все слезы тех, кто тщетно ждут,
Какой сосуд ни выбирай,
Все перельется через край.
На экране медленно разворачиваются слайды презентации «Железное небо, серебряный снег: памятник «Исход и Возвращение» и его автор».
Учитель: В конце 1980-х гг. калмыцкая общественность предложила увековечить память безвинно погибших в годы репрессий калмыков. Был объявлен конкурс на лучший проект памятника и создан фонд его строительства. Предложения поступали самые разные: от журавлей, стремящихся на родину, до мавзолея в виде субургана.
Однако проект лучшего памятника отобран не был.
16 - 18 слайд. «Исход и возвращение» 1996 год. Автор Эрнст Неизвестный. Памятник был создан и открыт 28 декабря 1996 года на 53-ю годовщину депортации калмыков. Автором памятника стал выдающийся скульптор современности Эрнст Неизвестный (1926 г.р.).
Мастер, гражданин США, гордость земли российской Эрнст Иосифович Неизвестный по праву является гражданином планеты Земля.
Сам же памятник «Исход и Возвращение» вошел в число десяти лучших работ скульптора.
«Работая над монументом «Исход и Возвращение» и изучая вашу историю и традиции, я проникся болью трагедии, которую пережил ваш народ.
Я прошел в моей работе ваш путь изгнания и возвращения», – сказал мастер.
О чем эта работа? О том, как технократическая машина-чудовище пытается уничтожить культуру, природу, этнос и личность человека. Гигантская махина как бы втягивает человека, дробит его на составные части, разрушает природу, губит все живое. Но это не главная тема. Главное в том, что плоть, дух и вера, в конце концов, побеждают бездушный металл.
Само название памятника «Исход и Возвращение» подчеркивает двух частность композиции. На стороне «Исход» – боль трагедии, на обратной стороне «Возвращение» – динамизм, энергия и победа жизни.
- Заключительное слово учителя.
Какое счастье для всех нас, что мы живем под мирным небом, не знаем, что такое унижение, голод, страх…Мы радуемся солнцу, друзьям, близким, своей малой родине. Наша республика сегодня процветает, с каждым днем хорошеет Элиста, строятся дома, дворцы, хурулы. Каждый может помолиться, очистить свою душу, сознание, как это делали наши бабушки ради сегодняшнего счастливого дня… Мы не политики и не судьи, но знать каждую страницу истории просто обязаны. 28 декабря-День памяти и скорби.
Наш классный час хочется завершить словами: «Обращение к теме депортации важно не только для нас, но и для будущих поколений. Так пусть же наши потомки никогда не забывают об этих горьких днях в судьбе своих предков, и пусть их никогда не коснется беда своим черным крылом, пусть они вечно живут и процветают на своей исконной земле, пропитанной родным запахом терпкой полыни!..».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час «Забвению не подвластно…» (70-летие депортации калмыцкого народа)
Тема: «Забвению не подвластно…»Цели: воспитывать патриотизм; развивать гражданскую позицию, интерес к истории своего народа, государства в целом; прививать уважение к старшему поколению, люб...
Памяти жертв калмыцкого народа
Эссе на тему "Памяти жерт калмыцкого народа"...
"Церемония чаепития у калмыцкого народа"
Цель: Дать учащимся представление о происхождении чая и его пользе, о правилах приготовления и специфике чайного ритуала; ознакомить с традициями калмыцкого народа....
Калмыцкий язык, 10 класс. Урок развития речи "Традиции, обычаи, культура калмыцкого народа"
Урок развития речи "Традиции, обычаи, культура калмыцкого народа" раскрывает традиции калмыцкого народа, связанные с поведением человека в обществе....
презентация 28 декабря-День Памяти. Скорби калмыцкого народа
"13 лет, 13 дней..." Пришла долгожданная весть с Москвы. Возвращение на Родину для калмыцкого народа стало радостным, и в тоже время скорбным потому, что многие уже возвр...
Классный час "Религиозные обряды калмыцкого народа"
На классном часе учащиеся узнают о cохранении культуры и традиций народов, проживающих на территории Республики Калмыкия; развитие творчества и инициативы учащихся; знакомство детей с ист...
Методическая разработка об истории калмыцкого народа (на калмыцком языке)
Знакомство дошкольников с бытом и повседневной жизнью наших предков...