Мастер-класс "Кластер"
методическая разработка

Багаева Надежда Михайловна

Познакомить технологией критического мышления приемом "Кластер".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx_3.docx177.23 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс "Кластер!?"

Учитель марийского языка

МБОУ «Хлебниковская СОШ»:

Багаева Надежда Михайловна

Цель: обучение технологии критического мышления «КЛАСТЕР» на разных этапах  урока марийского языка.

Задачи:

1.     Познакомить участников с приёмом технологии критического мышления «КЛАСТЕР».

2.     Углубить знания о Кластере..

3.     Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.

Ход мастер-класса:

  1. Организационный момент

- Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Надежда Михайловна. Я очень рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что он будет для вас полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. 

     2. Психологичкский настрой

Для  положительного настроя на работу и для     установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наш мастер -класс с упражнения «Поздороваемся ладошками!».

-Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой)

                                                          Успеха (Указательный)

                                                          Большого (средний)

                                                                                 Во всем (безымянный)

                                                           И везде (мизинец)

                                                        Здравствуй (всей ладонью)

 - А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. (Участники выбирают себе ладошку определенного цвета).

- В своих ладошках составьте список прилагательных, которые характеризуют эту ладошку.
(коллеги самостоятельно создают список прилагательных).

- Теперь  обведите 1 слово из списка, который лучше всего характеризует ваш характер. И объясните, почему именно это слово так точно описывает ваш характер.
(Зачитываются работы и даются объяснения) 2 мин.

— Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы.  В  своей работе я использую технологии развития критического мышления – это «Корзина» идей, «Толстые и тонкие вопросы», «Инсерт» и др.   Мы все знаем, что только 10% людей способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.

Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса. В своём мастер-классе я хочу продемонстрировать прием «Кластер», хотя этот прием используется в школах давно, он универсален и я часто использую на уроках.

3. Знакомство с  технологией Кластер.

-Этот прием  развивает и формирует новые мыслительные формы, которые способствуют более полному усвоению учебного материала. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то легкое, воздушное, а опасения – тяжелое.

От мастер-класса жду….                                  Боюсь, что…..

Хотелось бы….                                                  Не хотелось бы….

Надеюсь, что….                                                 Опасаюсь ….

- Для выяснения ваших ожиданий и опасений в ходе знакомства с кластерами предлагаю более чётко определить, что вы ожидаете (хотели бы получить) от сегодняшней встречи  и чего опасаетесь.

- А мы с вами свои ожидания и опасения запишем на пальчиках «ладошки».

- Зачитайте вслух свои ответы.(по желанию зачитывают).  В конце мероприятия мы вернёмся к ладошкам.

- Итак, что же представляет собой кластер? Давайте поближе познакомимся с этой технологией

Кластер («гроздь», «пучок», «созвездие») –  выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия.

Технология составления:

1.     Ключевое слово;

2.     Запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом;

3.     Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки;

4.     Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

- Я чаще использую прием Кластер на этапе обобщения знаний, во время работы с текстом, с помощью текста составляют кластер.

-  Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых,  в свою очередь  лучи расходятся далее). 

- Кластер может быть использован также для организации индивидуальной групповой работы как в классе, так и дома.

- Начиная изучать в 5 классе тему «Яра жап», предложила  детям составить кластер, записав всё, что они знают. Вот, что получилось.

C:\Users\leb-nout\Desktop\IMG_20190128_084708.jpg

- По мере дальнейшего изучения материала, появляются новые данные.

- А сейчас я предлагаю вам самим попробовать составить кластер  по выбранной вами теме и защитить его.

Предлагаю следующие темы:  Еш,  Пайрем, Школ, Шочмо Эл (вытягивают тему, составляют кластер и защищают его).

Работа  с залом.

- Какие бывают праздники?

- Назовите названия праздников нашей республики? ( 4 ноябрь- шочмо кечыже, марий тиште кече, марий талешке кече,пеледыш пайрем …)

- марийские народные праздники, какие вы знаете?

- скоро какой праздник приближается? (уярня)

Что вы можете сказать об этом празднике? (блины печем, катаемся с горки, сжигаем чучело.)

4. Подведение итога. Рефлексия.

- Подводя итог, хочется узнать оправдались ли ваши ожидания в результатах нашего занятия? Я надеюсь, что ваши опасения были напрасны? 

- Вернемся к нашим ладошкам, где вы написали свои ожидания и опасения перед началом работы. Если ваши ожидания сбылись, а опасения развеялись, загните пальчики и покажите ладошки.

Таким образом, использование технологии развития критического мышления и в том числе методики составления кластера позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но, как и в любой методике, здесь есть особенности. А применять её или нет, это уже дело творчества учителя.

В заключении желаю всем творческих успехов и напоминаю, что больше всего дети утомляются в бездействии. 

- А сейчас  я вас хочу попросить, чтобы вы оставили мне по мастер-классу свое пожелание, мнение (пишут на ладошке)

- И в заключении хочу сказать:  «Наберись смелости – сделай попытку». 

- Спасибо за внимание.