Мастер-класс "Кластер"
методическая разработка
Познакомить технологией критического мышления приемом "Кластер".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx_3.docx | 177.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс "Кластер!?"
Учитель марийского языка
МБОУ «Хлебниковская СОШ»:
Багаева Надежда Михайловна
Цель: обучение технологии критического мышления «КЛАСТЕР» на разных этапах урока марийского языка.
Задачи:
1. Познакомить участников с приёмом технологии критического мышления «КЛАСТЕР».
2. Углубить знания о Кластере..
3. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
Ход мастер-класса:
- Организационный момент
- Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Надежда Михайловна. Я очень рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что он будет для вас полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.
2. Психологичкский настрой
Для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наш мастер -класс с упражнения «Поздороваемся ладошками!».
-Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой)
Успеха (Указательный)
Большого (средний)
Во всем (безымянный)
И везде (мизинец)
Здравствуй (всей ладонью)
- А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. (Участники выбирают себе ладошку определенного цвета).
- В своих ладошках составьте список прилагательных, которые характеризуют эту ладошку.
(коллеги самостоятельно создают список прилагательных).
- Теперь обведите 1 слово из списка, который лучше всего характеризует ваш характер. И объясните, почему именно это слово так точно описывает ваш характер.
(Зачитываются работы и даются объяснения) 2 мин.
— Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы. В своей работе я использую технологии развития критического мышления – это «Корзина» идей, «Толстые и тонкие вопросы», «Инсерт» и др. Мы все знаем, что только 10% людей способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.
Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса. В своём мастер-классе я хочу продемонстрировать прием «Кластер», хотя этот прием используется в школах давно, он универсален и я часто использую на уроках.
3. Знакомство с технологией Кластер.
-Этот прием развивает и формирует новые мыслительные формы, которые способствуют более полному усвоению учебного материала. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то легкое, воздушное, а опасения – тяжелое.
От мастер-класса жду…. Боюсь, что…..
Хотелось бы…. Не хотелось бы….
Надеюсь, что…. Опасаюсь ….
- Для выяснения ваших ожиданий и опасений в ходе знакомства с кластерами предлагаю более чётко определить, что вы ожидаете (хотели бы получить) от сегодняшней встречи и чего опасаетесь.
- А мы с вами свои ожидания и опасения запишем на пальчиках «ладошки».
- Зачитайте вслух свои ответы.(по желанию зачитывают). В конце мероприятия мы вернёмся к ладошкам.
- Итак, что же представляет собой кластер? Давайте поближе познакомимся с этой технологией
Кластер («гроздь», «пучок», «созвездие») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия.
Технология составления:
1. Ключевое слово;
2. Запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом;
3. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки;
4. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
- Я чаще использую прием Кластер на этапе обобщения знаний, во время работы с текстом, с помощью текста составляют кластер.
- Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых, в свою очередь лучи расходятся далее).
- Кластер может быть использован также для организации индивидуальной групповой работы как в классе, так и дома.
- Начиная изучать в 5 классе тему «Яра жап», предложила детям составить кластер, записав всё, что они знают. Вот, что получилось.
- По мере дальнейшего изучения материала, появляются новые данные.
- А сейчас я предлагаю вам самим попробовать составить кластер по выбранной вами теме и защитить его.
Предлагаю следующие темы: Еш, Пайрем, Школ, Шочмо Эл (вытягивают тему, составляют кластер и защищают его).
Работа с залом.
- Какие бывают праздники?
- Назовите названия праздников нашей республики? ( 4 ноябрь- шочмо кечыже, марий тиште кече, марий талешке кече,пеледыш пайрем …)
- марийские народные праздники, какие вы знаете?
- скоро какой праздник приближается? (уярня)
Что вы можете сказать об этом празднике? (блины печем, катаемся с горки, сжигаем чучело.)
4. Подведение итога. Рефлексия.
- Подводя итог, хочется узнать оправдались ли ваши ожидания в результатах нашего занятия? Я надеюсь, что ваши опасения были напрасны?
- Вернемся к нашим ладошкам, где вы написали свои ожидания и опасения перед началом работы. Если ваши ожидания сбылись, а опасения развеялись, загните пальчики и покажите ладошки.
Таким образом, использование технологии развития критического мышления и в том числе методики составления кластера позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но, как и в любой методике, здесь есть особенности. А применять её или нет, это уже дело творчества учителя.
В заключении желаю всем творческих успехов и напоминаю, что больше всего дети утомляются в бездействии.
- А сейчас я вас хочу попросить, чтобы вы оставили мне по мастер-классу свое пожелание, мнение (пишут на ладошке)
- И в заключении хочу сказать: «Наберись смелости – сделай попытку».
- Спасибо за внимание.