Программа "Чум - традиционное жилище северян"
проект
Программа развития воспитательной компоненты в школах ЯНАО на 2013-2020 годы, в которой особое внимание уделено этнокультурному образованию: воспитанию уважения к культуре и традициям коренных народов Севера и других народов, живущих на территории автономного округа, бережного отношения к национальным ценностям, приобщению к основам мировой культуры, что требует специально организованной образовательной среды.
Каждый народ заявляет о себе через деятельность, т.е. культуру. Только в рамках определённых законов, передающихся от одного поколения к другому (не писанных) или юридически оформленных (писаных), осуществляются различные виды отношений. Самыми существенными из них являются отношения, которые складываются в системе человек – природа, а также в обществе – членами коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_chum_-_traditsionnoe_zhilishche_severyan_.docx | 79.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Программа по дополнительному образованию
«Чум – традиционное жилище северян»
Программа предназначена для работы с детьми с ОВЗ в коррекционной школе VIII вида.
Программа рассчитана для работы с детьми 12 – 14 лет.
Работа по программе ведётся в одной возрастной группе.
Срок реализации программы 1год.
Составила: Талигина Н.И. – учитель родного языка
2017 год
Программа по дополнительному образованию
«Чум – традиционное жилище северян»
Пояснительная записка
Программа развития воспитательной компоненты в школах ЯНАО на 2013-2020 годы, в которой особое внимание уделено этнокультурному образованию: воспитанию уважения к культуре и традициям коренных народов Севера и других народов, живущих на территории автономного округа, бережного отношения к национальным ценностям, приобщению к основам мировой культуры, что требует специально организованной образовательной среды.
Каждый народ заявляет о себе через деятельность, т.е. культуру. Только в рамках определённых законов, передающихся от одного поколения к другому (не писанных) или юридически оформленных (писаных), осуществляются различные виды отношений. Самыми существенными из них являются отношения, которые складываются в системе человек – природа, а также в обществе – членами коллектива.
Отношения и связи, зародившиеся в незапамятные времена, ревниво оберегались традицией, закреплялись в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях.
Культура коренных народов – это самобытные языки, разнообразный фольклор, произведения изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства.
Основная задача программы - формирование гражданской позиции учащихся.
Познавательным, воспитательным, эмоциональным итогом занятий в рамках программы должно стать сформированное в сознании учащихся образное представление о своеобразии хантыйского края, его истории, особенностях национального характера, культуры, о достопримечательностях хантыйского края
Работа по программе ведётся в 5-9 классах специальной коррекционной школы. Программный материал подобран с учётом познавательных возможностей детей с ОВЗ , имеющихся знаний, личном жизненном опыте.
Прослеживаются межпредметные связи: география, история, развитие речи. Программа включает исторические сведения, географические сведения, изучение литературы народов Ямала (от устного народного творчества до творчества современных писателей и поэтов) Р.Ругин, Л.В. Лапцуй, ЛА.Неркаги, Н.Ядне, Юрий Афанасьев, Н. Дудников и другие.
Работа по программе организована в форме объединения дополнительного образования детей. Включение школьников в реализацию программы способствует повышению их национального самосознания, формированию национально-культурной идентичности; становлению личности с ответственным отношением к родному языку, знающей его основы, способной аккумулировать национальные и общечеловеческие ценности. Занятия проводимые при реализации программы, ведут к расширению кругозора, повышению познавательных интересов, развитию творческого и интеллектуального потенциала, становлению толерантной личности, понимающей и уважающей людей других культур, национальностей и вероисповеданий, успешной социализации и профессиональному самоопределению подростков. На этапе становления практики были изучены социальные запросы всех участников образовательного процесса школы-интерната (обучающиеся, педагоги, родители), на основе которых определены основные линии реализации программы. Одновременно с установкой и обустройством чума во дворе школы сформировалась творческая группа педагогов и школьников, разрабатывалось необходимое методическое обеспечение. Руками педагогов трудового обучения и воспитанников интерната изготовлено необходимое оборудование. В изготовлении, оборудовании и установке действующего чума принимали участие работники, педагоги и учащиеся. При проведении мероприятий в чуме широко используются материалы и экспонаты школьной музейной комнаты историко-краеведческой направленности, созданные педагогами мультимедийные презентации. Использование этнического жилища в рамках проведения воспитательных мероприятий и учебных занятий позволило достичь необходимого психологического комфорта для детей.
Большая роль отводится формированию эстетической культуры, коммуникативно-речевых умений, творческому самоутверждению, в процессе которого происходит приобщение к искусству, развивает духовные потребности и мотивы.
Важно отметить коррекционное воздействие занятий на психофизиологические недостатки речи, эмоционально-волевую сферу, внимание памяти, мыслительных процессов умственно отсталых детей, что также играет немаловажную роль в их развитии.
Цель программы:
1.Создание образовательной среды, способствующей обучению и воспитанию детей из числа коренных народностей Севера в контексте сохранения традиционных культур, родных языков, истории и обычаев.
Задачи:
1. пропаганда традиций и культуры народов Севера среди представителей других национальностей;
2. воспитание уважения к культуре и традициям коренных народностей Севера и
бережного отношения к национальным ценностям;
3. адаптация детей из коренных малочисленных народностей Севера к жизни в современном обществе и самореализации.
4. формирование навыка организации свободного времени;
5. коррекция недостатков речевого развития, мыслительных процессов и эмоционально-волевой сферы;
6. формирование национальной идентичности.
Принципы организации работы по программе:
- личностно-ориентированный подход;
- доступность;
- учёт особенностей познавательной деятельности детей;
- ориентация на успех каждого ребёнка;
- связь с основными учебными предметами.
Формы работы:
- индивидуальные;
- групповые;
- практические;
- теоретические.
Способы определения результативности деятельности:
Основной формой контроля отслеживающей результаты деятельности объединения ДОД, является школьный утренник, театрализованные представления, мероприятия посвящённые традиционным праздникам северных народов: «День Ямала», «Ворн – хатл», «Медвежий праздник», «День оленевода» и др. Участие учащихся в различных районных и окружных конкурсах, таких как: «Ровестнику Ямала», «Все краски Ямала», «Ямальские каникулы» и др.
Участие в праздничных и развлекательных мероприятиях помогает ребенку самоутвердиться как личность.
Организация работы по программе:
Занятие проводятся в средней возрастной группе 5 – 6 класс . Занятия организуются в форме объединения дополнительного образования детей.
Занятия в средней группе проводятся 1 раз в неделю. Длительность одного занятия 40 мин.
Состав участников объединения дополнительного образования детей переменный, то есть может, манятся в течение года. Количество участников объединения дополнительного образования детей - 8 человек.
Набор занимающихся в объединении дополнительного образования детей свободный.
Общее количество часов в год 31 общее количество часов в неделю 1, общее количество занятий 1.
Распределение учебных часов
№ | Возрастная группа | Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в году |
1. | Средняя | 40мин | 1 | 1 | 31 |
Основные методы работы с учащимися.
Словесный (предварительная беседа);
Игровой (актёрское мастерство, сценическая речь);
Наглядный (иллюстрации в книгах, просмотр видеофильмов).
В работе, возможно, использовать различный методический материал.
Формирование творческой деятельности проводится в несколько этапов:
- умение разбираться в различных видах жилища северных народов;
- умение самостоятельно установить чум;
- знать правила и обычаи проживания в чуме.
Содержание программного материала:
Содержание программы направлено на приобщение учащихся к освоение духовного и материального опыта предков, исторического опыта человечества, совершенствования внутреннего мира человека.
Содержание занятий доступно для понимания, восприятия. На занятиях учащиеся знакомятся с различными видами жилища северных народностей, с правилами поведения в них, изучают исторический опыт своих далёких предков по выживанию в экстремальных условиях Севера. Многие дети никогда не жили и не видели настоящий чум оленевода или рыбака, они воспринимают его музейный экспонат. Занятия в чуме способствуют релаксации детей с ОВЗ: они имеют возможность самостоятельно посещать чум, для того что бы спокойно в одиночестве послушать музыку послушать музыку, сделать фотосессию или просто помечтать.подумать в тишине о доме, о личном. На занятиях основной акцент делается на востребованность чума в современных условиях, в частности, в арктических войсках, где солдаты должны уметь выживать в экстремальных условиях крайнего Севера. Чум в наше время становится брендом Севера: есть «Чумовое радио», кафе в форме чума, всевозможные сувениры с использованием чума.
Средняя возрастная группа (31 часа)
(5-6 классы)
Примерный план занятий по программе «Чум - традиционное жилище северян»
Первая четверть (7 часов)
Устройство чума и его значение – 2 занятия.
Внутреннее устройство чума у ненцев и ханты – 2 занятия.
Обстановка чума.
Правила жизни в чуме.
Вокруг чума.
Вторая четверть (7 часов)
Могильные и священные чумы.
Установка и разборка чума.
Сравнение традиционного жилья селькупов и ханты с ненецким чумом.-2 занятия.
Обряды, связанные с рождением ребёнка.-2 занятия.
Релаксация в чуме.
Проведение праздника «День Ямала».
Третья четверть (10 часов)
Обряды, связанные с огнём -3 занятия.
Обычаи и традиции народа ханты.
Игры и игрушки северных народностей.
Традиционная пища северян.
Правила поведения в чуме.
Проведение национального праздника Ворнгахатл
Утварь и способы хранения продуктов в чуме.
Хранение одежды.
Четвертая четверть (7 часов)
Лекарственные растения.
Изготовление тахар, нары кар.
Изготовление национальной утвари.
Изготовление утлоп.
Арктические войска. Использование опыта северян по выживанию в экстремальных условиях Севера.
Использование чума в различных брендах.
Учащиеся должны знать:
- народы, населяющие Ямал;
- особенности народных игр;
- национальную одежду, виды жилища;
- иметь сведения о некоторых лекарственных растениях;.
- стихи поэтов-северян;
- поселения, жилища народов Ямала;
- особенности быта, одежды, питания народов Ямала;.
- особенности образа жизни коренных народов Ямала в современных
условиях;
- особенности производственной культуры;
- особенности национальных видов спорта.
Учащиеся должны уметь:
- играть в народные игры;
- находить общее и характерное в фольклоре различных народов;
- характеризовать праздники и обряды народов Ямала;
- оперировать полученными умениями;
- описывать обряды;
Ожидаемые результаты:
Правильно организованная система работы в рамках реализации регионального проекта «Кочевая школа» и реализации школьной программы «Чум – традиционное жилище северян» позволит максимально сформировать познавательные потребности и способности умственно отсталого учащегося, исправить дефекты личностного развития ребёнка, поддержать процессы социального становления, в контексте традиций северных народов их обычаев и уклада жизни что позволит в конечном итоге сделать более результативным и эффективным весь процесс коррекционно-развивающегося обучения.
Формирование социальных компетентностей в сфере культурно-досуговой деятельности, включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.
Формирование компетентности в сфере социально-трудовой деятельности, в том числе реально оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в норме этики трудовых взаимоотношений, навыков самоорганизации.
Эмоциональное развитие, чувство уверенности в себе, положительное отношение к самому себе и окружающим.
Укрепление и охрана здоровья, возможная нейтрализация негативного воздействия окружающего социума.
Использованная литература
1. Л.Алквист «Среди хантов и манси», г. Томск, 1999год, с.179.
2. А.В.Головнёв «Говорящие культуры» (традиции самодийцев и угров), г.Екатеринбург, 1995 год. С.206, 253,272,
3. Е.А.Ерныхова. Конспекты уроков по декоративно-прикладному искусству югорских народов. Ханты-Мансийск-2003.
4. История Ямала с древнейших времён до начала 21 века. Екатеринбург-2012.
5. К.Ф.Карьялайнен. Религия югорских народов.Томск-1996.
6. Коренные народы Ямала в современном мире. Тематический сборник. Выпуск1, Новосибирск-Салехард, 2007. .
7. П.А.Косинцев. Экология средневекового населения севера Западной Сибири. Екатеринбург- Салехард -2006.
8. В.М.Кулемзин, Н.В.Лукина. Знакомьтесь, ханты. Новосибирск.Наука,1992г.
9. Л.А.Лар «Шаманы и боги», г. Тюмень, 1998 год.
10. Л.А.Лар «Мифы и предания ненцев ямала2, г. Тюмень, 2001 год.
11. М.А.Лапина «Этика и этикет хантов», г.Томск, 1998 год.
12. Н.В.Лукина, Е.С.Новик «Мифы, предания, сказки хантов и манси»,
Г. Москва, 1990 год.
13. «Народы северо-западной Сибири»- выпуск 4 г.Томск, 1996 год.
14 .Обдорский край и Мангазея в 17 веке. Сборник документов. Екатеринбург-2004.
15. Ю.И.Попов, Н.В.Цымбалистенко «Слово о Ямале», Санкт-Петербург, 2004 год.
16. Ю.И. Попов, Н.В.Цымбалистенко. Мифология, фольклор и литература Ямала.
Хрестоматия 5-7 классов. Г. Тюмень, 2002 год
17 . И.В.Побережников. Ямал в структуре российской цивилизации. Салехард-Екатеринбург-2006.
18.З.И.Рандымова. Оленеводческая культура приуральских хантов.Томск-2004.
19. Сборник документов «Судьбы народов Обь-Иртышского Севера»,
Г. Тюмень, 1994 год.
20.З.П.Соколова Социальная организация ханты и манси в18-19вв. Проблемы рода и фратрии.-М. Наука,1983 г.
21. А.М.Сязи «Орнамент и вещь в культуре хантовнижнегоПриобья», г.
Томск, 2000 год.
22.Н.М.Талигина. Обряды жизненного цикла у сынскиххантов. Томск-2004
23. Л.В.Фёдорова «Северные родники», г. Тюмень, 2001 год.
24. Н.В.Цымбалистенко, В.Г.Паршуков. Популярная этнология. СПб-2015.
25. Ямал в панораме российской истории: хрестоматия. Екатеринбург-2012.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к мастер -классу "Традиционное жилище шорцев"
13 марта в городе Междуреченск Кемеровская область проходил областной семинар учителей изобразительного искусства "Развитие восприятия у обучающихся на уроках изобразительного искусства"Цель сем...
Викторина о героях - северянах
Воспитание патриотизма и чувства гордости за своих земляков....
«Эволюция традиционного жилища донских казаков».
Люблю свой край, простор родимыйСтаницы, рощи, хутора,Широкий Дон, ковыль гонимыйНизовым ветром до утраВокруг простор степи бескрайнийВесь зеленеющий в цветахИ аромат необычайныйВ глубоких тает небеса...
Презентация к уроку " Юрта- традиционное жилище кочевников"
В программе по бурятскому языку в 6 классе большое внимание уделяется теме "Юрта-жилище бурят"....
Юрта- традиционное жилище аратов
Знакомство с традиционным жилищем аратов- юртой, с его устройством, правилом рассаживания в юрте....
Консультация для родителей: "Традиционное жилище бурят"
Консультация для родителей:Традиционное жилище бурятУстройство традиционной бурятской юртыКруглая юрта –исторически сложившийся образец жилища, который идеально приспособлен для кочевого образа ...
⠀Исследовательский проект на тему:"Влияние климата на традиционные жилища людей в разных частях света"
Проект"Влияние климата на жилища"...