Программа "Чум - традиционное жилище северян"
проект

Программа развития воспитательной компоненты в школах ЯНАО на 2013-2020 годы, в которой особое внимание уделено этнокультурному образованию: воспитанию уважения к культуре и традициям коренных народов Севера и других народов, живущих на территории автономного округа, бережного отношения к национальным ценностям, приобщению к основам мировой культуры, что требует специально организованной образовательной среды. 

Каждый народ заявляет о себе через деятельность, т.е. культуру. Только в рамках определённых законов, передающихся от одного поколения к другому (не писанных) или юридически оформленных (писаных), осуществляются различные виды отношений. Самыми существенными из них являются отношения, которые складываются в системе человек – природа, а также в обществе – членами коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_chum_-_traditsionnoe_zhilishche_severyan_.docx79.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Программа по дополнительному образованию

«Чум – традиционное жилище северян»

D:\диск Д\Документы 2015 - 2016 уч.год\День Ямала 85\Фото открытие чума на сайт\DSC_0778.JPG

Программа предназначена для работы с детьми с ОВЗ  в коррекционной школе VIII вида.

Программа рассчитана для работы с детьми  12 – 14 лет.

Работа по программе ведётся в одной  возрастной  группе.

Срок реализации программы 1год.

Составила: Талигина Н.И. –                                                 учитель родного языка

  2017 год

Программа по дополнительному образованию

 «Чум – традиционное жилище северян»

Пояснительная записка

Программа развития воспитательной компоненты в школах ЯНАО на 2013-2020 годы, в которой особое внимание уделено этнокультурному образованию: воспитанию уважения к культуре и традициям коренных народов Севера и других народов, живущих на территории автономного округа, бережного отношения к национальным ценностям, приобщению к основам мировой культуры, что требует специально организованной образовательной среды.  

Каждый народ заявляет о себе через деятельность, т.е. культуру. Только в рамках определённых законов, передающихся от одного поколения к другому (не писанных) или юридически оформленных (писаных), осуществляются различные виды отношений. Самыми существенными из них являются отношения, которые складываются в системе человек – природа, а также в обществе – членами коллектива.

 Отношения и связи, зародившиеся в незапамятные времена, ревниво оберегались традицией, закреплялись в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях.

      Культура коренных народов – это самобытные языки, разнообразный фольклор, произведения изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства.

      Основная задача программы - формирование гражданской позиции учащихся.  

       Познавательным, воспитательным, эмоциональным итогом занятий в  рамках программы должно стать сформированное в сознании учащихся образное представление о своеобразии хантыйского  края, его истории, особенностях национального  характера, культуры, о достопримечательностях  хантыйского  края        

      Работа по программе ведётся в 5-9 классах специальной коррекционной школы. Программный материал подобран с учётом познавательных возможностей  детей с  ОВЗ , имеющихся знаний, личном жизненном опыте.

      Прослеживаются межпредметные связи: география, история, развитие речи. Программа включает исторические сведения, географические сведения, изучение литературы народов Ямала (от устного народного творчества до творчества современных писателей и поэтов) Р.Ругин,  Л.В. Лапцуй, ЛА.Неркаги,  Н.Ядне,  Юрий Афанасьев, Н. Дудников  и другие.  

 Работа по программе организована в форме объединения дополнительного образования детей. Включение школьников в реализацию программы способствует повышению их национального самосознания, формированию национально-культурной идентичности; становлению личности с ответственным отношением к родному языку, знающей его основы, способной аккумулировать национальные и общечеловеческие ценности. Занятия  проводимые  при реализации программы, ведут к расширению кругозора, повышению познавательных интересов, развитию творческого и интеллектуального потенциала, становлению толерантной личности, понимающей и уважающей людей других культур, национальностей и вероисповеданий, успешной социализации и профессиональному самоопределению подростков. На этапе становления практики были изучены социальные запросы всех участников образовательного процесса школы-интерната (обучающиеся, педагоги, родители), на основе которых определены основные линии реализации программы. Одновременно с установкой и обустройством чума во дворе школы сформировалась творческая группа педагогов и школьников, разрабатывалось необходимое методическое обеспечение. Руками педагогов трудового обучения и  воспитанников интерната изготовлено необходимое оборудование. В изготовлении, оборудовании и установке действующего чума принимали участие  работники, педагоги и учащиеся.  При проведении мероприятий в чуме широко используются материалы и экспонаты школьной музейной комнаты историко-краеведческой направленности, созданные педагогами мультимедийные презентации.   Использование этнического жилища в рамках проведения воспитательных мероприятий и учебных занятий позволило достичь необходимого психологического комфорта для детей.

         Большая роль отводится формированию эстетической культуры, коммуникативно-речевых умений, творческому самоутверждению, в процессе которого происходит приобщение к искусству, развивает духовные потребности и мотивы.

        Важно отметить коррекционное воздействие занятий на психофизиологические недостатки речи, эмоционально-волевую сферу, внимание памяти, мыслительных процессов умственно отсталых детей, что также играет немаловажную роль в их развитии.

Цель программы:

1.Создание образовательной среды, способствующей обучению и воспитанию детей из числа коренных народностей Севера в контексте сохранения традиционных культур, родных языков, истории и обычаев.

Задачи:

1. пропаганда  традиций и культуры народов Севера среди представителей других национальностей;

2. воспитание  уважения к культуре и традициям  коренных народностей Севера и

бережного отношения к национальным ценностям;

3. адаптация детей из коренных малочисленных народностей Севера к жизни в современном обществе и самореализации.

4. формирование навыка организации свободного времени;

5. коррекция недостатков речевого развития, мыслительных процессов и эмоционально-волевой сферы;  

6. формирование национальной идентичности.

Принципы организации работы по программе:

- личностно-ориентированный подход;

-  доступность;

- учёт особенностей познавательной деятельности детей;

- ориентация на успех каждого ребёнка;

- связь с основными учебными предметами.

Формы работы:

-  индивидуальные;

- групповые;

-  практические;

- теоретические.

Способы  определения результативности деятельности:

Основной формой контроля отслеживающей результаты деятельности  объединения ДОД, является школьный утренник, театрализованные представления, мероприятия посвящённые традиционным праздникам северных народов: «День Ямала», «Ворн – хатл», «Медвежий праздник», «День оленевода» и др. Участие учащихся в различных районных и  окружных конкурсах, таких как: «Ровестнику Ямала»,  «Все краски Ямала», «Ямальские каникулы» и др.  

Участие в праздничных и развлекательных мероприятиях помогает ребенку самоутвердиться как личность.

Организация работы по программе:

Занятие проводятся  в средней возрастной группе 5 – 6 класс . Занятия организуются   в форме объединения дополнительного образования детей.

  Занятия  в средней группе проводятся 1 раз в неделю. Длительность одного занятия 40 мин.

      Состав участников объединения дополнительного образования детей  переменный, то есть может, манятся в течение года. Количество участников объединения дополнительного образования детей  -  8 человек.

    Набор занимающихся в объединении дополнительного образования детей  свободный.

Общее количество часов в год 31 общее количество часов в неделю 1, общее количество занятий 1.

Распределение учебных часов

Возрастная группа

Продолжительность

занятия

Периодичность

в  неделю

Количество часов в неделю

Количество

часов в году

1.

Средняя

40мин

1

1

31

Основные методы работы с учащимися.

Словесный (предварительная беседа);

Игровой (актёрское мастерство, сценическая речь);

Наглядный (иллюстрации в книгах, просмотр видеофильмов).

В работе, возможно, использовать различный методический материал.

Формирование творческой деятельности проводится в несколько этапов:

- умение разбираться в различных видах жилища северных народов;

- умение  самостоятельно установить чум;

- знать правила и обычаи проживания в чуме.

Содержание программного материала:

        Содержание программы направлено на приобщение учащихся к освоение духовного и материального опыта предков, исторического опыта человечества, совершенствования внутреннего мира человека.

      Содержание занятий доступно для понимания, восприятия. На занятиях учащиеся знакомятся с различными видами жилища северных народностей, с правилами поведения в них, изучают исторический опыт своих далёких предков по выживанию  в экстремальных условиях Севера. Многие дети   никогда не жили и не видели настоящий чум оленевода или  рыбака, они воспринимают его музейный экспонат.  Занятия в чуме способствуют релаксации  детей с ОВЗ: они  имеют возможность   самостоятельно посещать чум,  для того что бы спокойно в одиночестве послушать музыку послушать музыку, сделать фотосессию или просто помечтать.подумать в тишине о доме, о личном.        На занятиях  основной акцент  делается на востребованность чума  в современных условиях, в частности, в арктических войсках, где солдаты должны уметь выживать в экстремальных условиях  крайнего  Севера. Чум в наше время становится брендом Севера:  есть «Чумовое  радио»,  кафе в форме чума, всевозможные сувениры с использованием  чума.  

Средняя возрастная группа (31 часа)

(5-6 классы)

Примерный  план занятий по программе «Чум - традиционное жилище северян»

Первая четверть (7 часов)

Устройство чума и его значение – 2 занятия.

Внутреннее устройство чума  у ненцев и ханты – 2 занятия.

Обстановка чума.

Правила жизни в чуме.

Вокруг чума.

Вторая четверть (7 часов)

Могильные и священные чумы.

Установка и разборка чума.

Сравнение традиционного жилья селькупов и ханты с ненецким чумом.-2 занятия.

Обряды, связанные с рождением ребёнка.-2 занятия.

Релаксация в чуме.

Проведение праздника «День Ямала».

Третья четверть (10 часов)

Обряды, связанные с огнём -3 занятия.

Обычаи и традиции народа ханты.

Игры и игрушки северных народностей.

Традиционная пища северян.

Правила поведения в чуме.

Проведение национального праздника Ворнгахатл

Утварь и способы хранения продуктов в чуме.

Хранение одежды.

Четвертая четверть (7 часов)

Лекарственные растения.

Изготовление  тахар, нары кар.

Изготовление  национальной утвари.

Изготовление  утлоп.

Арктические  войска. Использование опыта северян по выживанию в экстремальных условиях  Севера.

Использование чума в различных брендах.

Учащиеся должны знать:

 - народы, населяющие Ямал;

 - особенности народных игр;

 - национальную одежду, виды жилища;

 - иметь сведения о некоторых лекарственных растениях;.

 - стихи поэтов-северян;

 - поселения, жилища народов Ямала;

 - особенности быта, одежды, питания народов Ямала;.

  - особенности образа жизни коренных народов Ямала в современных    

условиях;

  - особенности производственной культуры;

  - особенности национальных видов спорта.

Учащиеся должны уметь:

  - играть в народные игры;

  - находить общее и характерное в фольклоре различных народов;

   - характеризовать праздники и обряды народов Ямала;

  - оперировать полученными  умениями;

  - описывать обряды;

Ожидаемые результаты:

Правильно организованная система  работы в рамках реализации регионального проекта «Кочевая школа» и реализации школьной программы «Чум – традиционное жилище северян» позволит  максимально  сформировать познавательные потребности и способности умственно отсталого учащегося, исправить дефекты личностного развития ребёнка, поддержать процессы социального становления, в контексте традиций северных народов их обычаев и уклада жизни что позволит в конечном итоге сделать более результативным и эффективным весь процесс коррекционно-развивающегося обучения.

Формирование социальных компетентностей в сфере культурно-досуговой деятельности, включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.

Формирование компетентности в сфере социально-трудовой деятельности, в том числе реально оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в норме этики трудовых взаимоотношений, навыков самоорганизации.

Эмоциональное развитие, чувство уверенности в себе, положительное отношение к самому себе и окружающим.

Укрепление и охрана здоровья, возможная нейтрализация негативного воздействия окружающего социума.

Использованная литература

1. Л.Алквист «Среди хантов и манси», г. Томск, 1999год, с.179.

2. А.В.Головнёв «Говорящие культуры» (традиции самодийцев и угров), г.Екатеринбург, 1995 год. С.206, 253,272,

3. Е.А.Ерныхова. Конспекты уроков по декоративно-прикладному искусству югорских народов. Ханты-Мансийск-2003.

4. История Ямала с древнейших времён до начала 21 века. Екатеринбург-2012.

5. К.Ф.Карьялайнен. Религия югорских народов.Томск-1996.

6. Коренные народы Ямала в современном мире. Тематический сборник. Выпуск1, Новосибирск-Салехард, 2007. .

7. П.А.Косинцев. Экология средневекового населения севера Западной Сибири. Екатеринбург- Салехард -2006.

8. В.М.Кулемзин, Н.В.Лукина. Знакомьтесь, ханты. Новосибирск.Наука,1992г.

9. Л.А.Лар «Шаманы и боги», г. Тюмень, 1998 год.

10. Л.А.Лар «Мифы и предания ненцев ямала2, г. Тюмень, 2001 год.

 11. М.А.Лапина «Этика и этикет хантов», г.Томск, 1998 год.

  12. Н.В.Лукина, Е.С.Новик «Мифы, предания, сказки хантов и манси»,

Г. Москва, 1990 год.  

  13. «Народы северо-западной Сибири»- выпуск 4  г.Томск, 1996 год.

 14 .Обдорский край и Мангазея в 17 веке. Сборник документов. Екатеринбург-2004.

 15.  Ю.И.Попов, Н.В.Цымбалистенко «Слово о Ямале», Санкт-Петербург, 2004 год.

 16.  Ю.И. Попов, Н.В.Цымбалистенко. Мифология, фольклор и литература Ямала.

             Хрестоматия 5-7 классов. Г. Тюмень, 2002 год

  17 . И.В.Побережников. Ямал в структуре российской цивилизации. Салехард-Екатеринбург-2006.

 18.З.И.Рандымова. Оленеводческая культура приуральских хантов.Томск-2004.

 19. Сборник документов «Судьбы народов Обь-Иртышского  Севера»,

Г. Тюмень, 1994 год.

20.З.П.Соколова Социальная организация ханты и манси в18-19вв. Проблемы рода и фратрии.-М. Наука,1983 г.

 21. А.М.Сязи «Орнамент и вещь в культуре хантовнижнегоПриобья», г.

Томск,  2000 год.

22.Н.М.Талигина. Обряды жизненного цикла у сынскиххантов. Томск-2004

23. Л.В.Фёдорова «Северные родники», г. Тюмень, 2001 год.

  24. Н.В.Цымбалистенко, В.Г.Паршуков. Популярная этнология. СПб-2015.

25. Ямал в панораме российской истории: хрестоматия. Екатеринбург-2012.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер -классу "Традиционное жилище шорцев"

13 марта в городе Междуреченск Кемеровская область проходил областной семинар учителей изобразительного искусства  "Развитие восприятия у обучающихся на уроках изобразительного искусства"Цель сем...

Викторина о героях - северянах

Воспитание патриотизма и чувства гордости за своих земляков....

«Эволюция традиционного жилища донских казаков».

Люблю свой край, простор родимыйСтаницы, рощи, хутора,Широкий Дон, ковыль гонимыйНизовым ветром до утраВокруг простор степи бескрайнийВесь зеленеющий в цветахИ аромат необычайныйВ глубоких тает небеса...

Презентация к уроку " Юрта- традиционное жилище кочевников"

В программе по бурятскому языку в 6 классе большое внимание уделяется теме "Юрта-жилище бурят"....

Юрта- традиционное жилище аратов

Знакомство с традиционным жилищем аратов- юртой, с его устройством, правилом рассаживания в юрте....

Консультация для родителей: "Традиционное жилище бурят"

Консультация для родителей:Традиционное жилище бурятУстройство традиционной бурятской юртыКруглая юрта –исторически сложившийся образец жилища, который идеально приспособлен для кочевого образа ...