Статья "Удивительная хозяйка великолепного дворца"
статья (8 класс)

Чихиркина Юлия Семёновна

статья о Великой княгине Елене Павловне - первой хозяйке Михайловского дворца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья37.3 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Однажды, путешествуя по залам в Русского музея, я прошла в Академический зал, где невольно остановилась у портрета молодой женщины с маленькой девочкой.

      Это была картина Карла Брюллова «Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией».

      Я долго любовалась картиной. Меня поразило умное лицо, грация и спокойствие молодой светской женщины. Ее глаза отражали мудрость.

      Её дочь была очень мила и доверчиво держалась за руку матери. Картина сияла семейным благополучием и свежестью. Я невольно залюбовалась картиной.  Волны умиротворения и какое-то чувство прекрасного и высокого охватили меня.

     Неожиданно подошла экскурсионная группа, и экскурсовод стала рассказывать, что на картине изображена Елена Павловна  - первая хозяйка Михайловского дворца, жена великого князя Михаила Павловича, именем которого и был назван дворец, Она была немецкой принцессой, но 50лет свой жизни ей было суждено провести в России.  

    Но эти годы не прошли бесследно, она очень много сделала для развития науки, искусства, культуры; занималась благотворительностью, стояла у истоков нового.

      Мне очень хотелось больше узнать об этой обворожительной женщине, и вот, что у меня получилось.

Биография Великой княгини.

        28декабря 1806года в Штутгарте у принца Пауля Карла Фридриха Вюртембергского и его жены Екатерины Шарлотты Саксен-Альтенбургской родилась дочь Фредерика Шарлотта Мария, которой суждено было 50лет свой жизни провести в России. Отец девочки - принц Пауль, тяготившийся чопорной атмосферой небольшого двора в Штутгарте, отказавшись от перспективы взойти на трон, переехал с семейством в Париж. Своей целью он поставил дать детям хорошее образование. Принц имел двух сыновей и двух дочерей. Его дочери воспитывались в славившемся скромностью и изысканной простотой аристократическом пансионе писательницы Ж.-Л.Кампан.

      Там Фредерика Шарлотта познакомилась с знаменитым ученым натуралистом зоологом Жоржем Кювье. Возникшая дружба полуребенка и умудренного опытом человека, их частые и длинные разговоры оказали огромное влияние на формирование внутреннего мира принцессы и ее взглядов на жизнь.

      Принцессе не исполнилось еще шестнадцати лет, когда Российский император АлександрI попросил ее руки для своего младшего брата Михаила. Наступало время его «взрослой» жизни(Михаилу исполнилось- 23)и в ней должно было найтись место юной женщине с твердым немецким характером и изысканным французским воспитанием. Вдовствующая императрица Мария Федоровна, пережив неудачные браки старших сыновей, мечтала о счастливых семейных союзах младших.

     Но жизнь вносила свои коррективы в высокие намерения императрицы-матери: в период своего сватовства Михаил Павлович безумно влюбился в одну из фрейлин княжну Прасковью Александровну Хилкову и горел желанием сочетаться с ней браком. Его страдания были столь велики, что даже брат-император был готов уступить. Но мать- императрица Мария Федоровна оставалась непреклонной и в сентябре 1823года принцесса Фредерика Шарлотта Мария (она приходилась внучатой племянницей вдовствующей императрице)прибыла в Петербург.

 К своей новой роли принцесса подготовилась прекрасно.

      При встрече на границе казаки приветствовали ее громким «Ура!» «Спасибо, ребята», - по-русски ответила она и, обращаясь к сопровождающим, заметила по-французски: «Я чувствую, что въезжаю в отечество».

     В день приезда ей было представлено при дворе более двухсот лиц, и каждому она нашлась что сказать. С А. С. Шишковым беседовала о славянском языке, с генералами - о сражениях и походах. Н. М. Карамзин с приятным удивлением услышал, что принцесса читала его «Историю Государства Российского» в подлиннике. «Умница редкая! – отзывался он  о принцессе. И все были с этим согласны. И все это в 16 лет!

      Кроме природной грации и любезности она проявила самостоятельность суждения и тонкость поведения, не типичные для ее возраста.

     Великому князю Михаилу Павловичу избранница не нравилась, он с ней почти не разговаривал, дичился ее, но положение обязывало, и, приняв православие под именем Елены Павловны, 6декабря 1823года принцесса Фредерика Шарлотта Мария обручилась с великим князем Михаилом Павловичем.

    Брак соединил разные натуры. Современники считали их одной из самых странных пар при дворе. Плотный, огромного роста, чуть сутуловатый, голубоглазый Михаил Павлович-«рыжий Мишка»-так его называли близкие- странно смотрелся рядом со своей грациозной и изящной женой, которую в обществе стали называть «мадам Мишель».

   После свадьбы молодая чета некоторое время жила в Зимнем дворце. Летом 1825года Карл Росси завершает строительство Михайловского дворца, который императорским указом был пожалован великому князю Михаилу Павловичу в вечное и потомственное пользование.

Михайловский дворец.

       Михайловский  дворец, построенный Карлом Росси, вызывал у современников восхищенные отзывы.

      Так, в журнале «Отечественные записки» за октябрь 1825г. отмечалось: «По величию наружного вида дворец сей служит украшением Петербурга, а по изяществу внутренней отделки может считаться в числе лучших европейских дворцов.

«Отечественным запискам» вторил английский ученый А.Б.Гренвиль, посетивший Петербург в 1826г.: «Михайловский дворец является триумфом новейшей архитектуры и не только превосходит все королевские дворцы Европы, но является единственным в своем роде.

Интерьеры дворца также поражали своей роскошью. Парадная лестница занимала всю высоту здания. На белых стенах эффектно выделялись пилястры из желтого искусственного мрамора. Потолок был расписан гризайлью. В создании скульптурного, живописного, лепного убранства Михайловского дворца принимали участие выдающиеся скульпторы , живописцы, известные резчики. (До нас дошли в своем первоначальном виде Парадная лестница и знаменитый Белоколонный зал).

      Высокое положение великокняжеской четы требовало проведения в Михайловском дворце больших балов и приемов, и Елена Павловна стремилась сделать их поистине царскими - здесь бывал весь великосветский Петербург.

К ее балам свозились «все цветы из Павловских и Ораниенбаумских оранжерей, на двухстах возах и пяти барках, которые вез особый пароход. На весь Петербург славились «живые картины» Михайловского дворца. Обычно они устраивались двух типов: одни воспроизводили шедевры живописи, другие иллюстрировали модное литературное произведение.

Для великого князя Михаила Павловича дворец был не только семейным домом, но и местом службы, где он ежедневно принимал военных и гражданских чиновников.

Постепенно становились все  более теплыми отношения между супругами. Сохранившаяся переписка молодой четы, свидетельствует об их полном взаимоуважении,  но без глубоких чувств.

Брак Михаила Павловича и Елены Павловны прошел через тяжелые испытания, в их жизни было немало горя. Трагически сложилась их родительская судьба.

           У великого князя и его жены родилось пять  дочерей. Две из них - Александра и Анна умерли во младенчестве. В 1846 году погибла в родах 20-летняя Елизавета, а через год в Вене на руках своего отца скончалась и старшая дочь Мария Михайловна1825-1846. Та самая Мария, которая изображена на картине К.П.Брюллова пятилетней девочкой.

      Эти несчастья подорвали здоровье Михаила Павловича. У него дважды случались носовые кровотечения. Вероятно вследствие повышения давления, в 1849году великого князя разбил паралич, и через две недели он скончался. Жена и дочь, великая княжна Екатерина Михайловна были при нем до последней минуты его жизни.

«Она покровительствовала многому и многое создала многое…»

      Ранняя и внезапная смерть мужа сильно изменила жизнь великой княгини: в ее дворце значительно сократилось число роскошных балов, но он стал «средоточием всего интеллигентного общества» Петербурга. Она нарушила придворную иерархию, приглашая в свой дворец на знаменитые «четверги» образованных, интересных людей, ум и достоинства которых ценила, несмотря на то, что эти люди не были официально представлены ко двору.

    У Елены Павловны в Михайловском дворце бывали лучшие умы столицы-представители дипломатических кругов, ученые, деятели искусства, политики.

Елена Павловна, занимавшая могущественное положение в обществе (после смерти императрицы Елизаветы Алексеевны-супруги АлександраI и вдовствующей императрицы- матери Марии Федоровны) –она вторая женщина империи (вслед за императрицей Александрой Федоровной-супругой НиколаяI), благодаря своему уму, энергии, сильному характеру создает совершенно необычное явление-салон Елены Павловны.

       У великой княгини бывали сановники - министр иностранных дел князь А.М. Горчаков, министр юстиции граф В.Н.Панин, министр внутренних дел П.А.Валуев. Салон охотно посещали ученые - академики К.М.Бэр, В.Я.Струве, знаменитый хирург Н.И.Пирогов. Представители художественной среды: И.К.Айвазовский, Н.С.Пименов, Т.А.Неф. 

     Энциклопедически образованная, одаренная тонким чувством изящного, Елена Павловна любила беседовать с учеными и известными художниками.

      Возможность свободного общения с приближенными в Михайловском дворце охотно использовал император НиколайI. Часто он являлся на вечера один, без сопровождения Александры Федоровны, всегда в хорошем настроении.  Император Николай I, питавший к Елене Павловне чувство глубокого уважения, нередко советовался с ней в семейных делах и при всей своей самостоятельности прислушивался к ее мнению. Николай I часто говорил о своей невестке: «Елена Павловна - это ум нашей семьи".

        Но у Елены Павловны были не только единомышленники. Столь не обычное явление как салон в Михайловском дворце породило завистников, недоброжелателей, открытых противников. В ее адрес звучали всевозможные обвинения.

Но несмотря ни на что, свыше 20 лет салон великой княгини был одним из наиболее притягательных мест в столице. Каждый находил здесь, то что искал: обсуждение государственных вопросов, чтение литературных произведений, музицирование, приятное общение и просто человеческое участие.

Елена Павловна покровительствовала многому и многое создала.

     Ей, по словам известного юриста и сенатора А.Ф. Кони, "доставляло истинную радость "подвязывать крылья" начинающему таланту и поддерживать уже развившийся талант.

      Доверительные дружеские отношения связывали Елену Павловну с А.С.Пушкиным. Поэт дал ей прочесть издание, запрещенное в императорской семье «Записок ЕкатериныII». В альбом великой княгини Пушкин напишет стихотворение «Полководец».  Автограф Пушкина Елена Павловна берегла как бесценную реликвию до конца своих дней. После роковой дуэли Пушкина с Дантесом она единственная из императорского семейства продемонстрировала свою симпатию к умиравшему поэту, проявила к нему сострадание и предложила реальную помощь.

     Ею даны были средства тяжело больному и бедствующему А.А. Иванову на перевозку его полотна "Явления Христа народу" в Россию.

      В  1858году в Михайловском дворце открылись первые классы консерватории под руководством музыканта и композитора  Антона Григорьевича Рубинштейн. Под влиянием музыкальных вечеров у великой княгини зародилась мысль об учреждении Русского музыкального общества и консерватории, где музыканты смогли бы получать высшее музыкальное образование. За осуществление этой мысли Елена Павловна взялась со свойственною ею пылкостью и настойчивостью. Из-за нехватки средств ей пришлось продать свои бриллианты.

А.Г.Рубинштейн писал: «Другой, равной ей, я ни прежде, ни позже в ее положении я не знавал».

     Она дружила с И.С.Тургеневым, способствовала посмертному изданию сочинений Н.В.Гоголя.

      Благодаря Елене Павловне Миклухо-Маклай смог организовать длительное путешествие на острова Тихого океана: открытые им в Новогвинейском море гора Елены и пролив Елены были названы в честь великой княгини Елены Павловны.

Она оказала поддержку В.Я.Струве в открытии Пулковской обсерватории.

      Главным ее личным делом было учреждение Крестовоздвиженской сестер милосердия – прообраза Русского Красного Креста. Несмотря на тайные и грязные насмешки и явное противодействие со стороны высшего военного начальства, она сумела убедить императора НиколаяI в полезности нового начинания и создала первую в России военную общину сестер милосердия. 
     Во время Крымской войны в 1854 г. Великая Княгиня направила в Севастополь отряд сестер и врачей с перевязочными пунктами и подвижными лазаретами во главе с известным хирургом Николаем Ивановичем Пироговым. Все это было финансировано Еленой Павловной.

      Елена Павловна взявшись помочь раненым и больным, позаботилась о том, чтоб все было доставлено верно, скоро, сохранено. Госпитальные принадлежности уже не гнили, не залеживались. Дворец превратился в перевалочный пункт. Внизу тюки принимались, разбирались, распределялись. Вверху шили, кроили, примеряли, делали образцы чепцов, передников для сестер общины. Елена Павловна была не просто официальным шефом сестер милосердия, она оказывала общине действенную помощь.

Известие о сдаче Севастополя и поражение русских войск в Крыму ввергли ее в отчаяние.

      Наиболее важную историческую заслугу Елены Павловны перед Россией составило ее участие в деле освобождения крестьян от крепостной зависимости

     В 1856 г. в начале царствования племянника- Александра II Великая Княгиня освободила своих крепостных крестьян в имении Карловка Полтавской губернии. По ее просьбе один из деятелей реформ Н.А. Милютин составил проект освобождения крестьян, который в основном и стал моделью крестьянской реформы в России в 1861году.

 Заключение.

      Просветительная и благотворительная деятельность великой княгини получила широкое развитие. Императрицей Марией Федоровной ее управлению были завещаны повивальный и Мариинский женский институты, затем к ним присоединилось училище святой Елены, впервые устроенное без принятия во внимание сословных различий воспитанниц. Потом она основала в память своих дочерей Елисаветинскую детскую больницу в Петербурге и детские приюты Елисаветы и Марии в Петербурге и Павловске и совершенно преобразовала и расширила Максимилиановскую лечебницу для приходящих, создав в ней отделение для постоянных кроватей.

     В последние годы жизни Великая Княгиня была занята мыслью об устройстве лечебного заведения, где молодые врачи могли совершенствовать свои знания. Эту идею осуществили только после ее смерти в 1885 г. открытием Клинического института Великой Княгини Елены Павловны, ныне Санкт-Петербургская Медицинская Академия последипломного образования,

До конца своих дней она интересовалась всеми явлениями в области знания и умственной деятельности, часто приходя, где было нужно, на помощь своим участием, содействием и материальной поддержкой. Ее живо занимала деятельность университета, Академии Наук, Вольного Экономического общества

   Она никогда не замыкалась в узкий кружок приближенных придворных, признавая, что "маленький кружок, который, приносит великий вред: он суживает горизонт и развивает предрассудки. Сердцу нужно общение только с друзьями, но ум требует новых начал, знакомства с тем, что делается за стенами нашего дома".

Скончалась в СПб. в возрасте 66 лет. Великой княгини не стало 9января 1873года. Ее хоронили в двадцатиградусный мороз, и весь Государственный совет шел пешком за гробом. Похоронена она была в Петропавловском соборе.

   Личность Еленыв Павловны привлекала многих современников. Лица, к ней близкие, отзывались о ней восторженно: "Сохраняя под нежной женственной оболочкой мужественную и стойкую волю, всегда направленную к возвышенным целям, Елена Павловна обладала тем огнем, который зажигает сердца людей для преданной любви ".

     Газета «Голос «писала: «Угасла жизнь пол века посвященная добру, милосердию, любви и заботе о благе России».

    С уходом Елены Павловны началась вторая жизнь Михайловского дворца. После недолгого проживания здесь великой княжны Екатерины Михайловны-дочери Елены Павловны, его судьба оказалась навечно связана с историей первого в России государственного музея.

Удивительно то, что она не была русской по рождению, но сделала многое для России.В 2004году в саду Петербургской медицинской академии последипломного образования, основанного по инициативе и при поддержке Елены Павловны был открыт бронзовый бюст великой княгини.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Винный погреб президента России в Константиновском дворце

Название говорит за себя.Фильм можно посмотреть по ссылке:http://www.dailymotion.com/video/xjalsa_yyyyyy-yyyyyy-yyyyyyyyyy-yyyyyy-y-yyyyyyyyyyyyyyyy-yyyyyy-yyyyyy-yyyyy-yyyyyyyyyy_travel...

Учебный фильм "Классицизм в дворцовом интерьере. Анфилада Александровского дворца".

В конце 2009 года Александровский дворец вновь обрел статус музея и в нем начались реставрационные работы. И вот в  2010 году первые три парадных зала: Полукруглый, Портретный и Мраморная гостина...

"Три века Зимнего дворца". Презентация. Учебно-методическое пособие.

История создания, строительства, реконструкции, восстановления Зимнего дворца в фотографиях и картинах....

дворцы

Дворец добра уют- значит спокойствие...

Презентация по краеведению:"Экскурсия по Меншиковскому дворцу" для 6 класса

Презентация может использоваться на уроках учебного предмета "История и культура С-Петербурга" в 6 классе, при изучении темы: "Первые постройки города, сохранившиеся до наших дней"...

Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «П.П.Бажов. «Медной горы хозяйка». Образы героев сказа П.П. Бажова «Медной горы хозяйка»

Цель урока: узнать больше о жизни, творчестве и  личности русского писателя Бажова П.П.; дать характеристики героям сказа.Задачи:Образовательная:познакомиться учащихся с жизнью и творчеством писа...