урок по основам мировых религиозных культур
план-конспект урока (5 класс)
урок рассматривает поломничество в трех мировых религиях. Знакомить с основными местами поломничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 26.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Паломничества и святыни
Цель урока: формирование духовных ценностей, уважительного отношения к вере и взглядам других народов.
Задачи урока:
– познакомить учащихся с традициями паломничества и главными святыми в религиозных традициях мира;
– воспитание уважения к величайшему культурному наследию разных народов;
– развитие информационной компетентности учащихся на основе включения новых слов и понятий в собственный словарный запас.
Ожидаемые результаты урока:
Учащиеся узнают: что такое паломничества; что такое реликвии и мощи; какие святыни являются главными для верующих людей.
Учащиеся научатся: использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи.
Учащиеся усовершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, работы в группах.
Межпредметные связи: чтение, русский язык, окружающий мир.
Основные средства наглядности: иллюстрации из учебника, презентация.
Основные термины и понятия: паломничество, реликвия, мощи, хадж, Кааба.
Ход урока
I этап. Вводный.
1. Организация деятельности учащихся. Слайд №1
– Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг в познании законов жизни человеческого общества, узнаем новое, совершим путешествия по святым местам. Для этого потребуется внимание, активная работа, взаимопомощь и конечно хорошее настроение.
Слайд №2 Для путешествия необходимы билеты, поэтому нам нужна турфирма. Получим билеты и в путь.
2. Проверка домашнего задания. Слайд №3-№6
Учащимся каждой группе необходимо ответить на вопросы.
1 группа.
- Зачем древние люди рисовали изображения животных, а потом поражали их копьями?
- Шаббат – это соблюдение
а) воскресенья;
б) молитва в любой день;
в) субботы.
- Сколько раз в день мусульманин должен молиться?
2 группа
- Зачем древние египтяне приносили богам подношения, подарки, и молились им?
- Какой обряд во всех религиях является главным ежедневным?
а) молитва;
б) жертвоприношение;
в) посещение церкви.
- Как назывались в древности люди, которые выполняли религиозные обряды?
3 группа
- Свидетельством чего у мусульман является произношение взрослыми слов шахады?
( Свидетельство веры)
- Ритуалы – это
а) различные действия и движения человека во время молитвы;
б) поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром
- В какой день обычно верующие христиане посещают церковь?
4 группа
- В течение какого срока после смерти буддисты совершают обряды, которые должны подготовить душу к ее новому перерождению? ( 7 недель)
- Кто ведал молитвами и подношениями в храмах древних египтян?
а) верующие;
б) жрецы;
в) старшие.
- Что символизирует особый навес во время церемонии бракосочетания в иудаизме? ( древний шатёр)
Билеты приобретены. Обратим внимание на слово написанное на билете. ( Христианство, иудаизм, ислам, буддизм) Как эти слова могут нам помочь в определении пути нашего путешествия. Слайд № 7
II этап. Основной.
1. Сообщение темы урока.
Тема урока: Паломничества и святыни. ( Слайд № 8 )
– На уроке вы узнаете: что такое паломничества, реликвии и мощи, о главных святынях и реликвий.
2. Изучение нового материала.
– Попробуйте дать определение слову “паломничество”.Слайд №9
У каждого народа есть святые места, куда идут и едут люди со своими просьбами и печалями, с надеждой исцеления и благодарностью Всевышнему. Во многих религиях мира важную роль играет паломничество.
– Первоначально паломниками называли людей, совершавших путешествие в Святую Землю для поклонения христианским святыням. Они приносили с собой ветку пальмы, откуда и происходят слова “паломничество” и “паломник”. Со временем под паломничеством стали понимать путешествия и к другим святым местам.
Паломничество – это путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющемуся особенно священным для верующих данной религии.
Запись определения в тетрадь.
– Что такое реликвии? Слайд № 10
У каждого народа есть святыня, которой они поклоняются - реликвия.
Реликвия – особо хранимая и почитаемая верующими святыня. (Слайд № 10)
- Слайд №11Работа в группах. (Учащиеся разделены на 4 группы по количеству религий.)
Каждой группе даётся лист с планом, по нему учащиеся готовят небольшой рассказ об одной религии:
1 группа – о христианстве,
2 группа – об исламе,
3 группа – об иудаизме,
4 группа – о буддизме.
Откройте учебник с. 58. Прочитайте главу о данной вам для задания религии и подготовьте рассказ по плану. Затем один из вас расскажет о чём вы узнали остальным ребятам.
План рассказа.
1.Религия (название).
2. Святыни (главные для данной религии).
3. Местоположение (где находятся эти святыни).
4. Рассказы учащихся.
1 группа Христианство Слайд №12
Паломничество в христианстве: Храм Гроба Господня в Иерусалиме, Вифлеем, Гефсиманский сад
В христианстве паломничество возникло на самом раннем этапе его истории.
Вся территория Иерусалима носит название Святой земли.
Главным объектом паломничества было место захоронения Иисуса Христа - Гроб Господень в Иерусалиме, который носит название Храм Гроба Господня.
Но понятие святыни распространялось также и на другие местности, связанные с жизнью и смертью Иисуса. Поэтому для христиан стал священным и сам город Иерусалим, и Вифлеем, где родился Иисус, и другие места, например,
Гробница Богородицы
Гефсиманский сад.
До наших дней сохранилась лишь часть сада библейских времен. В саду находится также Гефсиманский грот, в котором молился Христос.
Учитель( дополнение)
Слайд № 15
Центрами паломничества многих христиан стали и другие места в мире. Обычно это те места, где находится какая – либо реликвия. Ценнейшими реликвиями стали вещи, связанные с жизнью Иисуса: части креста, на котором он был распят, его одежда, саван, в который он был завернут после смерти. Кроме того, святыми считаются мощи.
-Что такое мощи? Слайд № 16
Мощи – это останки тел умерших людей. Верующие люди поклоняются мощам тех, кто был известен своей праведной жизнью и поэтому признан Христианской церковью святыми. ( Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Дмитрий Солунский) Обычай поклоняться им стал для христиан традиционным. Паломничества могут совершаться и к иконам.
Слайд № 17 В Тульской области есть всемирно известные места паломничеств. Одно из них – село Себино, где находились мощи святой Матроны Московской, в 1998 году мощи перенесены в Покровский монастырь.
– В Москве есть известные места паломничества и святыни.
Слайд № 19 Храм Христа Спасителя – это храм-памятник победе в Отечественной войне 1812года построен в 1837–82г. В 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994–1997 годах. Храм – крупнейший в Русской Церкви.
Слайд № 18 Покровский женский монастырь у Покровской заставы – одна из достопримечательностей града Москвы. С 1998 года в обители почивают мощи всероссийской святой – блаженной старицы Матроны Московской. Поклониться святыне ежедневно приезжают тысячи людей со всего мира.
Слайд № 19 Казанский собор получил своё название в честь иконы Казанской Божьей Матери. Он почитается как воинский храм православной Москвы – “щита и меча” всей России и всего христианского мира.
2 группа Ислам Слайд № 20
Паломничество в исламе: храм Кааба в Мекке, мечеть Пророка в Медине.
Слайд № 20 Для мусульман чрезвычайно важно паломничество в город Мекку-Хадж. В определенное время в священной Мекке собираются несколько миллионов верующих со всего мира, которые в знак равенства и приближения к Богу одеваются в куски белой материи и совершают совместно ритуалы паломничества.
Слайд № 21 Именно в Мекке находится главная святыня мусульман – Храм Кааб.
Слайд № 22 Паломники 7 раз обходят вокруг этого храма, имитируя движения ангелов вокруг Всевышнего.
Слайд № 23 После утверждения ислама в Аравии вокруг Каабы выросла огромная мечеть, называемая «Запретной» («Священной»). Большая ее часть находится под открытым небом. «Лучезарная Медина» - второй по святости город мусульман. Здесь похоронен пророк Мухаммад.
Учитель (дополнение)
Слайд № 24 Гробница Мухаммада располагается в Мечети пророка в Медине. Эта мечеть была построена около дома Мухаммада, а позднее дом стал частью мечети. Ныне Мечеть пророка - одна из крупнейших в мире, в ней могут одновременно молиться до 700 тысяч человек. Многие паломники посещают ее после выполнения всех обрядов хаджа. Третья по значимости святыня ислама находится в Иерусалиме. Это целый комплекс сооружений. Он включает величественный храм, который называется «Купол Скалы» (Куббаас-Сахра). Слайд № 25
3 группа Иудаизм Слайд №26
Паломничество в иудаизме: Стена Плача, Храмовая Гора в городе Иерусалиме
Главной святыней для иудеев является город Иерусалим, потому что здесь ранее находился Иерусалимский храм.
Слайд № 27 В иудаизме Западная Стена почитается, как единственное, что осталось от Святого Храма; она является для евреев самым святым местом и объектом паломничества. Стена плача носит такое название, поскольку иудеи приходят к ней оплакивать свой разрушенный храм и молятся богу о его восстановлении.
Слайд № 28 Совершаются личные и совместные молитвы, проводят обряды вступления в иудейскую общину.
Увидеть возле Стены молящихся можно в любое время суток.
Учитель (дополнения) Слайд № 29
Храмовая гора — священное место трёх авраамических религий. Она представляет собой прямоугольную площадь, обнесённую стенами, с золотым Куполом Скалы по центру и Мечетью Аль-Акса с краю. Библейские предания отождествляют Храмовую гору с горой Мориа, на которой Бог повелел Аврааму принести в жертву своего любимого сына Исаака.
4 группа Буддизм Слайд № 30
Паломничество в буддизме: Бодхгая в Индии
Традиции буддийского паломничества восходят ко времени жизни самого Будды. Будда завещал своим последователям посещать места, где произошли основные события его жизни:
место, где он родился (Непал), Слайд № 31
получил просветление (Бодхгая, Индия), Слайд № 32
прочитал свою первую проповедь (Сарнатх, Индия) Слайд № 33
и ушел из этого мира храм Зуба Будды (Кушинагара, Индия). Слайд № 34
Учитель (дополнение) Слайд № 35
Паломничества в буддизме (накхор) начались с поклонения останкам Будды, которые, как вы помните, были разделены на 8 частей и помещены в специальные ступы. Они могут совершаться в любое время года, раз в год или раз в 12 лет с целью очиститься от мирской скверны, накопить «заслуги» на пути к просветлению, получить благословение святого подвижника или приобщиться к святости священного предмета или святого места.
Но в целом паломничества играют меньшую роль, чем в других религиях.
III этап. Заключительный.
1. Самостоятельная работа.
– Вот и закончилось наше путешествие. Сейчас вам предстоит вспомнить, о чём вы сегодня узнали на уроке.
Назвать и распределить Места паломничества и святыни.
Православная культура | Исламская культура | Буддийская культура | Иудейская Культура |
2. Рефлексия Докончи высказывания
3. Домашнее задание.
– Подготовьте рассказ об одной из святынь любой религии.
Выполнить рисунок святыни, которая показались вам наиболее интересной.
Расскажи членам семьи и друзьям о том, что ты узнал на уроке.
Урок окончен, спасибо за работу.
Литература:
1. Беглова А.Л.. «Основы мировых религиозных культур» 4-5 классы Москва «Просвещение» 2010.
2. Зашихин Е. С. «На государственной дороге». Екатеринбург: И Д «Сократ». 2000
3. Сахаров А.Н. «История религии». Москва. «Русское слово». Екатеринбург. «Форум-книга». 2007
4. Тишкова В.А. «Книга для учителя». Москва. «Просвещение». 2010.
5. Конспект урока Гибадюкова Наталия Ассаньевна, учитель начальных классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по Основам мировых религиозных культур
Разработка урока № 27 по теме "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь "...
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год, составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ М...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы мировых религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. 4 класс...
Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»). ...
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...