Рабочая программа
рабочая программа (5 класс)

Уткина Мария Петровна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rvbochaya_programma.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Рецензия

на образовательную программу внеурочной деятельности «Мордовский фольклор»

 

Автор программы: Уткина Мария Петровна

Учреждение, реализующее программу:

МБОУ«Темниковская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.И.Семикова» Темниковского муниципального района

 

Общая характеристика программы:

Направленность, в рамках которой реализуется образовательная программа: художественно - эстетическое воспитание.

Новизна программного курса в системе внеурочной деятельности детей - связана с цикличностью народного календаря, изучение обрядов, праздников, и приуроченных к ним песен, танцев, закличек, передаваемых из года в год, из поколения в поколение.

Возраст детей: 10-12 лет.

Срок реализации программы: 1 год.

Наполняемость группы в соответствии с требованиями СанПиН: 12-15 человек.

Актуальность разработки и реализации программы «Мордовский фольклор» направлена на развитие личности школьника к познанию творчества, сохранения национальных духовных ценностей, принципов преемственности, формирование общей культуры личности на основе устного народного творчества традиций мордовского народа.

Реализация программы «Мордовский фольклор» построена на основе личностно-ориентированной методики обучения. В программе прописана структура различных типов занятий, расписаны рациональные методики обучения. Цель и задачи образовательной программы – ознакомить школьников с мордовским фольклором, привить любовь к нему, сформировать чувство самоуважения, и уважения к мордовской национальной культуре, к культуре народов, населяющих республику, развитие творческих способностей у детей, привлечь детей к творчеству.

Программа соответствует специфике дополнительного образования детей, и способствует:

стимулированию познавательных процессов;

развитию коммуникативных навыков;

созданию социокультурной среды общения;

развитию творческих способностей личности;

поддержанию стремления к самостоятельной деятельности;

Пояснительная записка составлена педагогически грамотно. Язык и стиль изложения четкий, ясный, доказательный, логичный.

Тематический план по соотношению практических и теоретических часов соответствует современным требованиям, предъявляемым к образовательным программам внеурочной деятельности детей.

К достоинствам программы можно отнести представленные автором комплекс критериев оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также результативности реализации программы.

Литература для обучающихся, представленная в программе, даст возможность организовать процесс самообразования детей.

Данная программа может быть реализована к практическому применению в работе с детьми в школьных образовательных учреждениях Темниковского муниципального района, реализующих ФГОС.

 


 


 


 

Рецензент: Шаркова Р.С. директор МБОУ «Алексеевская НОШ»

   Темниковского муниципального района

 

«20 сентября » 2019г.                                                         

Рабочая программа кружка " Мордовский   фольклор"

Рабочая программа курса внеклассной воспитательной работы « Мордовский фольклор»

 

Пояснительная записка

В настоящее время в Республике Мордовия большое внимание уделяется регионализации образования, что способствует формированию любви к родному краю, уважения к народам, населяющим республику, воспитанию культуры межэтнического общения.

Данная программа отражает современные тенденции в образовании, в частности, направленность на реализацию этнокультурного и поликультурного подходов в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим в программе предлагаются образцы русского, мордовского, татарского фольклора.

Программа составлена для внеурочной деятельности учащихся начальной школы (2-4 классы) общеобразовательных учебных заведений, где изучаются мордовские (мокша, эрзя) языки. Это связано с тем, что именно на начальной ступени обучения происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого лежит приобщение к отечественной истории и национальному культурному наследию. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей.

Реализацию данной программы можно продолжить в среднем и старшем звене общеобразовательных учебных заведений.

Цель программы – привить любовь к «малой» Родине – Мордовии, познакомить детей с мордовским, русским, татарским народным творчеством музыкальным искусством, воспитать любовь и интерес к музыкальной культуре региона, формировать этническое самосознание, основы личностной культуры у детей различных национальностей, чувство толерантности, уважения к народам, населяющим республику, создавать благоприятные условия для межэтнического общения.

 

 

Данная цель реализуется в задачах:

  1. Формирование чувства любви к Родине – Мордовии и России, своему городу, селу.
  2. Формирование интереса и любви к устно-поэтическому творчеству, музыкальному искусству Мордовии, мордовскому, русскому, татарскому фольклору, желания глубже узнать культуру народов, населяющих республику.
  3. Создание эффективной образовательной среды, способствующей общению на поликультурной основе, формированию уважения к разным народам и их культурам, этнической толерантности..
  4. Знакомство с танцевальными движениями, историей, бытом, традициями и обычаями народов, населяющих Мордовию.
  5. Знакомство с творчеством композиторов Мордовии, их произведениями, формирование понимания того общего, что объединяет народное и профессиональное искусство, мордовский и русский музыкальный фольклор.
  6. Формирование чувства этнической гордости и этнического самосознания, у детей различных национальностей.

 

Основные принципы освоения музыкального искусства Мордовии:

  1. Принцип опоры на «диалог культур». Мордовский и русский фольклор имеют достаточно много общего между собой в образном и жанровом плане из-за близких географических условий проживания двух народов, религиозной ориентации (православие). Освоение фольклора различных этносов, проживающих в Мордовии, происходит естественно и легко благодаря наличию в народных культурах общечеловеческих ценностей, объединяющих все этносы.
  2. Комплексный подход при знакомстве с народным творчеством. Народное творчество будет более понятно детям, если его освоение будет сочетаться с использованием на занятиях сведений о быте, традициях, истории мордовского, русского, татарского народов, произведений устно-поэтического (малые формы) и декоративно-прикладного творчества (изделия народных промыслов, предметы быта, народный костюм, игрушки). При комплексном воздействии различных видов народного творчества у ребенка создается целостное представление о народной культуре и окружающем мире.
  3. Выявление новых сущностных смыслов при изучении музыкального фольклора. Изучение календарно-обрядового фольклора должно иметь экологическую и нравственную направленность, а не способствовать приобретению знаний о язычестве и языческих богах.
  4. Принцип опоры на «праздничную» культуру этносов, проживающих на территории региона, на календарно-обрядовые праздники. Усваивая темы, посвященные тому или иному обряду или земледельческому празднику, дети узнают множество сведений о явлениях природы, устанавливают зависимость успешности труда земледельца от природы, понимают ценность сельскохозяйственного труда, проникаются любовью к окружающему миру, постигают постулаты народной философии.
  5. Практическая направленность информационного потока, познавательной деятельности детей, позволяющая применить полученные данные в практической деятельности, в повседневной жизни. Такой деятельностный подход исходит от народной мудрости: «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Поэтому дети должны усваивать знания в процессе активной творческой деятельности
  1.  

Учебно-тематический план

 

Темы

Количество часов

1

Вводное занятие.

2

2

Мы живем в многонациональной семье.

15

3

Осенние посиделки

7

4

Животные в мордовском фольклоре

4

5

Расскажи мне про сказочку

8

6

Вирява и ее владения

1

7

В гостях у Ведявы.

1

8

Роштувань куд (рождественский дом)

3

9

Трудолюбие и мастерство мордовского народа

10

10

Мордовская свадьба

3

11

Русские и мордовские народные инструменты

2

12

Предания и легенды мордвы .

2

13

Весенние обрядовые праздники. Отчетное мероприятие.

6

14

Посещение краеведческого музея г. Темникова

1

15

Посещение музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, мордовского республиканского краеведческого музея

1

16

Посещение мордовского республиканского краеведческого музея

1

 

Итого

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Содержание программы

 

Вводное занятие.(2часа)

Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров: песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, скороговорки, шутки, прибаутки, небылицы, потешки, считалки, дразнилки.

 

Мы живем в многонациональной семье. (15 часов) Музыкальный фольклор народов Мордовии : мордовские, русские, татарские народные песни.

Разучивание: «Умарина» (Э.), «Кафта церат тише лядихть» (М.), «Эрзянь карьхть» (Э), «Мокшень аля» (М.), «Акай, молян мон вири» (М.), «Луганяса келунясь» (М.), «Во поле березонька стояла», «Колыбельная», «Я на горку шла», «Во кузнице», «А я по лугу».

Слушание: «Мальчик и мотылек» (Т.), «Нармоннят, нармоннят» (М.)

Осенние посиделки (7часов)

Знакомство с праздником, посвященном сбору урожая.

Разучивание: « Пеетькшнемань кштима», частушки, шутки, прибаутки.

 

Животные в мордовском фольклоре (4 часа)

Песни, сказки, загадки о домашних и диких животных.

«Нумолня» (м. песня), «Равжа боран» (м.песня), «Вай, сязьгата, сязьгата» (потешка), «Вай, катоня, катоня» (колыбельная песня). Сказки: «Букась  да върьгазсь», «Атясь  да офтсь», «Яксяргонь кудрят», «Кода пинесь ялга вешендсь».

 

Расскажи мне про сказочку (8 часов)

Мордовские, русские, татарские народные сказки.

«Атясь и върьгазсь», «Пси нурдт», «Шайтан Иван», «Байский сын и три мешка»(Т.) «Глупые братья» (Т.), «Глухой, слепой и безногий» (Т.)

 

Вирява и ее владения (1час)

Вирява – хранительница леса. Подданные Вирявы - лесные озорные зверюшки. Нишке паз – бог пчел. Загадки про лес и его обитателей.

 

В гостях у Ведявы (1час)

Ведява - хранительница воды. «Девушка и Водяная» - тат.сказка.

Разучивание: «Тук, тук, пиземне» - закликание; «Ляйня» - игра.

 

Роштувань куд (рождественский дом)(3 часа)

Колядки, загадки, пляски. Игра « Кие сяда отькорь». Поздравление своих близких с рождеством.

 

 

Трудолюбие и мастерство мордовского народа (10 часов)

Народные промыслы мордвы: резьба по дереву (знакомство с работами мастеров из Подлесной Тавлы), вышивание «крестиком» рушника, аппликация из мордовского орнамента. Знакомство с картиной И. Сидельникова «Мордовские вышивальщицы. Приданое». Разучивание песни «Роман Аксясь» (М.)

 

Мордовская свадьба (3 часа)

Знакомство со свадебными обрядами. Сушание обрядовых песен. Разучивание игр «Офтонь кштима», «Яксярга».

 

Русские и мордовские народные инструменты(2 часа)

Ложки, жужжалки ,свистушки, нюдий , акациянь вяшкома, тутушка, шуфтонь лопа. Импровизация на ложках песни «Аряда, ялгат, розь паксяв…»

 

Предания и легенды мордвы (2 часа)

«Кемгафтува лихтибря», «Пси седихть», «Тюштя».

 

Весенние обрядовые праздники (6 часов)

Масленица, Верба, Пасха.

Разучивание: «Очижинь мора» хороводная песня, «Вервань илиня» - игра, «Масланцянь пяряка» - игра.

Отчетное мероприятие.

 

Посещение  краеведческого музея.

 

Посещение музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи

Знакомство с творчеством скульптора, работами мордовских художников

 

Посещение мордовского республиканского краеведческого музея

Знакомство с бытом древне мордвы. Сравнение мордовских (мокша, эрьзя и шокша), татарского и русского национальных костюмов.

 

К окончанию данного курса обучающиеся должны знать:

 

- виды фольклорных жанров;

- названия обрядовых праздников;

- отличительные особенности русского, мордовских(мокша, эрзя, шокша), татарского национальных костюмов;

-названия народных инструментов;

-различные виды народных промыслов мордвы.

 

Обучающиеся должны уметь:

-пользоваться краеведческой и искусствоведческой литературой,

-исполнять народные (русские, мордовские) песни;

- находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров;

-вышивать «крестиком» мордовские орнаменты;

- исполнять простейшие движения мордовского народного танца;

- исполнять на ложках несложные мелодии.

 

Учебно-материальная база

1. Аудиозапись мордовских песен в исполнении ансамблей «Келу», «Умарина», солистов Мордовской музыкальной филармонии М.Н.Антоновой, А.Н.Куликовой.

2.Аудиозапись татарских народных песен.

3. Аудиозапись русских народных песен в исполнении Н Кадышевой.

4. Диск «Сказки финно-угорских народов».

 

  • Начальные классы

Описание:

Рабочая программа кружка "Мордовский фольклор" поможет учителям мордовского (мокшанского, эрзянского) языка для организации внеурочной деятельностиЭтнокультурное образование осуществляется путем преподавания национальных языков в виде предмета, через факультативы и кружки. Рабочая программа курса «Мордовский фольклор», разработанная Уткиной М.П.. для работы с младшими школьниками является актуальной для системы образования РМ. Цель рабочей программы: привить младшим школьникам любовь к «малой» Родине – Мордовии, познакомить с мордовским, русским, татарским народным творчеством и музыкальным искусством,  воспитать любовь и интерес к музыкальной культуре региона, формировать этническое самосознание, основы личностной культуры у детей различных национальностей, чувство толерантности, уважения к народам, населяющим республику, создание благоприятных условий для межэтнического общения.

                В рабочей программе изложены принципы реализации программы. Содержание курса направлено на ознакомление с фольклором народов, населяющих Республику Мордовия.

                Таким образом, рабочая программа является своевременной и самостоятельной разработкой педагога и будет востребована системой образования Республики Мордовия и регионов с компактным проживанием мордовского населения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...