Памятка для родителей. Детские кризисы и как их пережить.
материал
Кризис — резкий бурный скачок, в который ребёнок резко меняется, обычно длится несколько месяцев, и лишь при неблагоприятных обстоятельствах он может затянуться на год или два.Выделяются шесть возрастных кризисов ребёнка:
- Кризис новорождённости. Ребёнок меняет внутриутробное существование на самостоятельную жизнь вне материнского организма. Начинается период адаптации, который длится порядка 1–2 месяцев.
- Кризис одного года (младенчества). Связан с тем, что ребёнок осваивает хождение и речь. В возрасте одного-двух лет ребёнок может проявлять негативизм, который становится ответом на различные ограничения со стороны взрослых и их непонимание.
- Кризис 3 лет (раннего детства). Происходит установление границ личностного и окружающего мира. Ребёнок проявляет упрямство, протесты, отрицание установленных правил, обесценивание роли взрослых, своеволие.
- Кризис 7 лет (детства). Связан с периодом интенсивного физического роста, развитием мелкой моторики рук и сложных нервно-психических функций. На фоне физических изменений меняется социальный статус ребёнка — он становится школьником.
- Подростковый кризис 13 лет. В его основе лежит гормональная перестройка детского организма.
- Кризис 17 лет (юности). Как правило, возникает на пороге новой жизни, в преддверии окончания школы. Кризисные проявления связаны с осознанием своей ответственности за будущий выбор.
Периоды возрастных кризисов у детей условны, они могут наступить до или после указанного возраста с разбегом от нескольких месяцев до полугода, а иногда и до года.
В период возрастного кризиса ребёнка родителям необходимо помнить, что поведение малыша — это попытка справиться с происходящими переменами. От взрослых нужно понимание, поддержка и чёткое обозначение границ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_roditeley_o_krizisah_detey.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ДЕТСКИЕ КРИЗИСЫ И КАК ИХ ПЕРЕЖИТЬ
Возрастные кризисы – это некие временные периоды в развитии человека, при которых наблюдаются резкие психические изменения. Они длятся недолго, от нескольких месяцев до года и являются нормальным явлением в личностном развитии человека.
Кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии. Значительные сдвиги в развитии, ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости». Ребенок выходит из-под контроля взрослых. Аффективные вспышки, капризы, конфликты с близкими. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.
В кризисе развитие приобретает негативный характер: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Но создается и что-то новое. Новообразования оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них, и, таким образом, отмирают.
В этот период очень важно поддерживать ребенка и давать понять ему, что он нужен и любим, что все его трудности сейчас временны и они скоро пройдут. Для родителей это тоже серьезное испытание, потому что они (родители) не понимают, как их милый, добрый и послушный ребенок, вдруг становиться "неуправляемым монстром".
В первую очередь нужно помнить, что все эти изменения временные и их нужно пережить, и помочь ребенку справиться с новыми для него задачами.
На протяжении всей нашей жизни мы проходим через различные кризисы начиная с рождения и до конца наших дней, предлагаю разобрать более подробно детские кризисы по порядку и в конце этой памятки Вам, дорогие родители будут даны рекомендации, как эти кризисы прожить правильно.
Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.
Кризис 1 года. Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.
Кризис 3 лет. Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений».
7 характеристик кризиса 3 лет:
- Негативизм– негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот.
- Мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку.
- Упрямство. Это реакция ребенка, которая настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.
- Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.
- Самостоятельность - ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
- Конфликтность. У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте.
- Деспотизм/ревность. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.
- Обесценивание. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.
Кризис 7 лет. Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Это один из самых сложных этапов развития ребенка, сейчас он перестает быть маленьким ребенком, а становится "маленьким взрослым", теперь у него есть ответственность перед перед родителями и учителями, от ребенка требуют четкого выполнения ряда задач, которые не такие интересные как игра или общение со сверстниками и в этот момент ребенок начинает свое преображение. Формируется социальное "Я" ребенка, происходит переоценка ценностей, изменения в плане переживаний. Проявляется обобщение переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного (ситуативного) комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Благодаря обобщению переживаний, появляется логика чувств. Теперь все переживания для ребенка становятся осмысленными, а ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо.
Явными признаками кризисного поведения детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.
Новообразование в следствии кризиса – произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.
Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.
Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.
Половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.
Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые.
На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития.
Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей Деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.
Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.
Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы. Ценность образования – большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.
Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.
Резкая смена образа жизни, включение в новые виды Деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности. Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения.
Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.
Рекомендации.
1. Ребенок всегда должен чувствовать Вашу любовь и ощущать себя нужным. Как можно чаще говорите ребенку, что вы его любите, именно ГОВОРИТЕ эти слова ребенку, а не покупайте очередную игрушку, детям в первую очередь нужно Ваше внимание, а не вещи. Запомните, что очередной каприз ребенка - это попытка привлечь Ваше внимание.
2. Будьте терпеливы и позвольте ребенку проявлять самостоятельность, если это безопасно. Придерживайтесь демократического стиля воспитания – поощряйте инициативу, учитывайте потребности, помогайте. Не стоит повторять за ребенком изобретенные им слова, иначе он дольше будет учиться разговаривать нормально.
3. Сила и выраженность негативных реакций ребенка во время возрастного кризиса зависят от обстановки в семье. Непоследовательный стиль воспитания увеличивает аффективные проявления.
4. Если Вы понимаете, что на каком-то этапе Вы не справляетесь с ситуацией НЕ БОЙТЕСЬ обратиться за помощью к специалисту, иногда просто нужен свежий взгляд на проблему для ее решения.
5. Важно придерживаться правила "золотой середины" - не давить слишком сильно, но и не допускать вседозволенности, для ребенка родитель всегда должен оставаться авторитетом, но Ваш авторитет должен вызывать доверие и чувство безопасности, а не страха у ребенка.
6. Как можно чаще общайтесь со своими детьми, разговаривайте с ними, обсуждайте насущные проблемы ребенка не осуждая его и не обвиняя, если ребенок допустил ошибку подробно разберите ее, найдите с ним причину этой ошибки и как можно исправить.
7. Не стоит воплощать в ребенке свои несбывшиеся желания и заставлять ребенка достигать Ваши цели, если Вы хотите, чтобы ребенок разделил Ваши увлечения, то заинтересуйте его этим, но не заставляйте делать, то что ему неинтересно. Ребенок хоть и маленький, но уже индивидуален и у него есть свои интересы и желания, помогите ему найти себя.
«Не воспитывайте детей, они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Этот старый, как мир, посыл в наше время особенно актуален. Ребенок обязательно придет к тем выводам, которые вам кажутся правильными, – придет, если будет видеть перед собой пример. Потому что воспитываешь всегда своим примером – другого способа нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей Детская агрессия
В данной памятке в краткой и доступной форме дается материал о том, что такое агрессия, как она проявляется у детей дошкольного и младшего школьного возраста, у подростков. Раскрываются причины агресс...
Памятки для родителей "Детский суицид: Как предупредить беду?"
Иногда мы не знаем ,что нам делать?Как помочь своему ребенку? Куда и к кому обратиться за помощью? Данные памятки помогут найти выход из сложившейся ситуации....
Памятка для родителей: "Детское творчество дома".
Рекомендации родителям о необходимости созданий в домашних условиях среды для раскрытия творческих способностей детей....
Памятка для родителей. «Детские страхи. Как с ними можно справиться с помощью игры».
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психики, как и радость, в...
Памятка для родителей "Детский травматизм в летнее время"
Памятка для родителей "Детский травматизм в летнее время"...
Памятка для родителей "Детская дружба"
Данная памятка будет полезна родителям 5-6-ти летних детей. В ней описана важность детской дружбы, правила дружбы и то, как родители могут помочь детям научиться дружить правильно....
Памятки для родителей и педагогов "Как помочь ребенку пережить горе"
Психологическое состояние учащихся после утраты близких длятельное время остается очень тяжелым. Данная разработка поможет окружающих взрослым оказать ребенку необходимую поддержку....