«Мультфильмы на уроках русского языка 5-6 кл.»
статья
Предварительный просмотр:
Тема моего выступления «Мультфильмы на уроках русского языка 5-6 кл.». Почему мне эта тема близка? Потому что, во-первых, я веду кружок «Мультипликация» в рамках точки роста. Мы пытаемся создавать мультфильмы, которые стараюсь связать со своими уроками. Во-вторых, моему ребенку 3 года и все русские современные мультфильмы я знаю практически наизусть, и когда очередной раз просматриваю каждый раз думаю, что надо показать это моим ученикам. Бытует мнение, что современные мультфильмы ничему не могут научить, но сейчас я постараюсь доказать обратное.
ФГОС предполагает развитие у выпускников активного желания познавать окружающий мир, умения учиться, осознания ценности обучения и самообучения, взаимосвязи приобретенных знаний и практической деятельности. Ориентированность современного школьника на получение информации через информационно-коммуникативные технологии служит причиной того, что зачастую учитель выбирает именно эти методы при постановке проблемной ситуации, мотивирующей обучающегося на учебную деятельность. В ходе решения этой задачи многие учителя используют мультипликационные фильмы, справедливо, полагая, что интерес к давно любимым героям поможет обучающимся сформулировать проблему, поставить цели и задачи.
Применение мультфильмов в учебной деятельности актуально потому, что их использование, с одной стороны, соответствует одному их главнейших принципов обучения – наглядности, а с другой стороны, не только привносит разнообразие в ход урока, но и повышает заинтересованность учащихся к изучаемому предмету, их мотивацию к учебе. Можно сказать, актуальность использования мультфильмов объясняется сочетанием высокой информативности данных видеофрагментов и близостью, доступностью их содержания, проявлением интереса к ним учащимися всех возрастных категорий.
Я хочу рассказать о тех мультфильмах, само содержание которых способствует включению обучающихся в учебную деятельность, т. е. именно тех, разрешение проблемных ситуаций которых возможно в процессе приобретения новых знаний по предмету. Например, мультфильм «Мнение окружающих» («Барбоскины») может послужить прекрасной основой для урока-закрепления по теме «Правописание частицы НЕ с прилагательными», мультфильм «Мороз» («Лунтик») затрагивает тему «Значение слова. Многозначные слова». На своих уроках в 5-6 кл. я увидела, что обучающиеся обычно активно включаются в обсуждение героев мультфильма, сюжета, конфликта, развивая свои коммуникативные навыки (умение высказать свое мнение, умение строить диалог и приходить к общему мнению). Герои мультфильмов, полюбившиеся детьми, также учат их сопереживать, сочувствовать, решать, кто прав в конфликте.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение мультфильмов на уроках русского языка в рамках применения ФГОС способствует развитию предметных, личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
Мультфильмы на уроках русского языка
Современный кинематограф позволяет использовать некоторые мультфильмы в ходе освоения учебного материала на уроках русского языка. Некоторые серии российских мультипликационные сериалов «Лунтик», «Маша и Медведь», «Барбоскины», «Фиксики» напрямую связаны с содержанием учебного предмета «Русский язык». Языковая личность Лунтика находится в процессе становления, зачастую герой попадает в комические ситуации только по тому, что не владеет необходимой языковой практикой. Так, например, такие серии как «Сон», «Имя», «Мороз», «Блинчики» мультипликационного сериала «Лунтик» возможно использовать при изучении темы «Значения слова. Многозначные слова». В серии «Блинчики» Лунтик вместе со своим другом Кузей, не зная, что у слова «блинчик» есть переносное значение «круги на воде, расходящиеся от удара камнем», выбрасывают в озеро все блины, испеченные бабой Капой. Таким образом, анализ языкового материала, представленного данной серией, позволяет обучающимся сделать вывод о том, что язык – это важное средство коммуникации, владение которым обязательно для человека, желающего добиться успеха. Использование данного материала способствует формированию личностных результатов освоения общеобразовательной программы (формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, Приказ об утверждении Федерального государственного общеобразовательного стандарта).
Мультфильм: «Маша+каша» «Маша и Медведь», «Когда рак на горе свиснет», «Сон» «Лунтик»
Тема: Фразеологизмы
Задания:
- Найдите фразеологизмы среди предложенных словосочетаний:
Бить баклуши, бить гвозди, заварить кашу, заварить чай, с луны свалиться, свалиться с ветки, считать ворон, цыплят по осени считают, белый гусь, белая ворона, ахиллесова пята, слабое место, когда свистели мальчишки, держать в ежовых рукавицах, найти в рукавицах, когда рак на горе свистнет,
- Объясните значение фразеологизмов, подберите к ним синоним:
Вилами по воде писано, как кот наплакал, бабушка надвое сказала, с гулькин нос, бередить старые раны, ворон ловить, сыпать соль на раны, валять дурака.
- Вспомните фразеологизмы, которые вы знаете, составьте с ними 5 предложений.
Мультфильм: «Блинчики» «Лунтик»
Тема: Значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Задания:
1. Разделите данные слова на две группы.
Носик, шелк, компьютер, земля, диалог, батарея, Воронеж, хвост, предлог, дуб.
2. Определите, в каком значении употреблено многозначное слово.
1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
МИР, -а, мн. -ы, -ов, муж.
1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.
2. Отдельная область Вселенной, планета. Звёздные миры.
3. ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).
4. Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.
5. Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.
6. ед. (пред. в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви.
7. (пред. на миру). Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке голому рубашка (посл.).
И так можно дать задание с другими словами. Средство, культура, сила, право.
Обратимся к более подробному анализу возможностей включение мультфильмов в урок русского языка. Например, в серии «Раз шпаргалка, два шпаргалка» (сериал «Барбоскины») главным героем является пес Дружок внезапно вспоминает, что завтра – контрольная по русскому языку. На предложение Розы выучить правила Дружок отвечает, что у него плохая память, но шпаргалки сделать он может. Несколько раз переписывая шпаргалки, которые «случайно» портит Роза, Дружок запоминает все правила и со спокойно идет на контрольную. Просмотр данной серии предполагает размышление над такими проблемными вопросами как «Орфография как раздел науки о языке», «Зачем нужны правила и как их запомнить». Теоритическая значимость просмотра данной серии состоит в том, что обучающиеся должны ознакомиться с методами переработки информации и представления ее в виде схем и таблиц. Практическая значимость заключается в выполнении различных заданий по темам орфографии, затронутым в мультфильме.
Мультфильм: «Раз шпаргалка, два шпаргалка» «Барбоскины»
Тема: Орфография как раздел науки о языке
Задания:
- Вспомните правила, которые записывал Дружок, и оформите их в виде схем.
- Вспомните последние 3 изученные орфограммы и оформите их в виде схем.
- Объясните ошибки, исправленные Дружком.
Увожаемая, Агнесса Леопольдовна, Дружок непредет сигодня в школу. Мама.
- Запишите, вставьте пропущенные буквы:
Куч.., ч..йник, щ..вель, рощ.., выруч...й, гущ.., ч..сто, ч..йка.
Лыж.. машина, ш..шки,ж..дкий, кувш..н, ш..шка, ж..лка, ш..ть.
- Запишите, раскрывая скобки
Кто(то), что(нибудь), чего(либо), увидеть(то), кого(нибудь),
Чего(нибудь), где(то), как(нибудь), много(то), где(либо).
Приложение 2
Мультфильм: «Сифон» «Фиксики»
Тема: Безударная гласная в корне слова. Числительные.
Задания:
- Найдите имена числительные:
Тройка, утроить, три, тройной, третий; пара, удваивать, второй, двое;
единственный, один, первый, опережать; пять, пятерка, пятый, пятиться;
десятка, десять, десятый, десятина.
- Вставьте пропущенные буквы в именах числительные:
Тр..надцать, ч..твертый, п..тнадцатый, ш..стнадцатый, с..мнадцатый,в..семнадцатый, д..вятнадцать, трист.., четырест..: оди…адцать, два..цать,сем..сот, девят..сот, пят..сот, шест..десят, восем..десят.
- Составьте предложения с данными словосочетаниями:
Два фиксика, десять лет, первый друг.
- Запишите текст, вставьте пропущенные буквы:
Дим Димыч р..сует красками поздр..вление для мамы и папы в честь 10-летия их свадьбы. Нолик с..дит на кончике кисточки и руководит процессом. Мальчик р..шает см..нить воду в ст..канчике и б..жит в в..нную. На полочке над рак..виной л..жит забытое мамой обручальное к..льцо. Дим Димыч неост..рожно крутит его на пальце и р..няет прямо в водосток. Со сл..зами он возвращается в комнату и падает на кр..вать.Он испортил р..дителям весь праздник!
Разве Дим Димыч не знает, как устроен сифон? Под водостоком раковины труба скручена в к..лено, в котором всегда ст..ит вода. Она образует пробку для того, чтобы неприятные запахи из трубы не проникали в кв..ртиру. М..таллическое кольцо намного т..желее воды, поэтому оно так и должно остаться внутри сифона. Симка б..жит за помогатором Маси. Среди прочих нужных вещей там есть и акв..ланг. Симка надевает маску, обвязывается ниткой и отважно ныряет в водосток.Дим Димыч бл..гополучно вытягивает маленького отважного ныряльщика вместе с маминым к..льцом. Г..довщина р..дителей спасена! Правда, Дим Димыч не уверен, как правильно подписать свой р..сунок.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование современных мультфильмов на уроках русского языка способствует развитию коммуникативных навыков, осознанию своей языковой личности, мотивирует обучающихся на дальнейшую учебную деятельность. Этот демонстрационный вид наглядных методов обучения помогает сформировать интерес к родному языку и его изучению, способствует развитию предметных, личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация Использование мультфильма на уроке иностранного языка.
Представляем Вашему вниманию презентацию по теме использование мультипликационного фильма на уроке иностранного языка....

Мультфильмы на уроках английского языка
Почему английский даётся многим детям с трудом? Потому что на незнакомое слово в мозгу не возникает ассоциаций. Традиционное изучение иностранного языка в школе по скучным учебникам только усугубляет ...

Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Использование мультфильмов на уроках немецкого языка (немецкий, как второй иностранный) для стимулирования интереса к обучению
Хочу поделиться своим опытом, как мне удалось повысить интерес учащихся к изучению немецкого языка....

«Использование мультфильмов на уроках русского языка при работе с детьми-инофонами»
Данная разработка может быть полезна слушателям курсов повышения квалификации, студентам педагогических вузов. В разработке содержатся практические рекомендации использования методов и при...