диктанты
рабочие листы

диктанты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hasanova_t.m._uchitel-uchitelyu.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Хасанова Татьяна Михайловна

учитель русского языка и литературы

Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

 «Талецкая средняя общеобразовательная школа»

Hasanova-35@mail.ru

Региональный конкурс учителей русского языка и литературы «Учитель - Учителю»

Методическая разработка по теме:

«Использование разных видов диктантов на уроках русского языка в рамках обновлённых ФГОС»

 

Диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Но далеко не у всех школьников диктант вызывает радостные чувства. У многих сложилось стойкое убеждение, что это что-то трудное, скучное и придуманное специально для того, чтобы мучить бедных детей. Между тем современная лингводидактика располагает большим арсеналом типов и видов диктантов, которые помогают решить самые разнообразные задачи урока: быстро проверить не только правописные умения, но и умения, полученные при изучении лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса; помочь ученику создать и усовершенствовать собственный текст; обогатить словарный запас и дать представление о слове как о знаке культуры; расширить кругозор, став источником познавательной информации; снять психологическую напряженность на уроке; повысить мотивацию к изучению родного языка и многие другие.

Цель данной разработки – познакомить с теми диктантами, эффективность которых доказана учеными, но они пока не получили широкого распространения в школе. В данной разработке представлены разнообразные диктанты для быстрой проверки знаний обучающихся.

Творческий диктант – такой вид работы, при котором орфографические умения и навыки становятся коммуникативно обусловленными, коммуникативно значимыми. Такие диктанты формируют навыки логического мышления.

Тема: «Правописание Ы или И после Ц в корнях и окончаниях слов»

5-6 класс

Запишите слова, определив их по толкованию, выделив орфограммы в словах.

  1. Народ индийского происхождения, живущий преимущ. кочевыми и полукочевыми этническими группами в разных странах мира. (ЦЫГАНЕ)
  2. Болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме и проявляющаяся в разрыхлении и кровоточивости слизистой оболочки дёсен, в мышечно-сосудистых болях, слабости. (ЦИНГА)
  3. Инструмент для вычерчивания окружностей, дуг, измерения и переноса размеров на чертежи. (ЦИРКУЛЬ)
  4. Небольшая перелётная певчая птица отряда воробьиных с тёмным оперением во мн числе ед числа. (СКВОРЦЫ)
  5. Ходить на кончиках пальцев ног. (ЦЫПОЧКИ)
  6. Вид искусства, объединяющий выступления акробатов, гимнастов, клоунов, эквилибристов, дрессировщиков, фокусников, музыкальных эксцентриков. (ЦИРК)
  7. Химический элемент, ковкий металл синевато-белого цвета. (ЦИНК)
  8. Детёныши птицы (ПТЕНЦЫ)
  9. Знак, обозначающий число. (ЦИФРА)
  10. Птенец курицы (ЦЫПЛЁНОК)
  11. Устное изложение учебного предмета (ЛЕКЦИЯ)
  12. О животном: с коротким, обрубленным или обрезанным хвостом. (КУЦЫЙ)
  13. Лечебная помощь, выражающаяся в непосредственном механическом воздействии на ткани, органы (ОПЕРАЦИЯ)
  14. Два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда во мн числе ед числа. (УЛИЦЫ)
  15. Административный орган охраны государственной безопасности, общественного порядка. (ПОЛИЦИЯ)

Буквенно-цифровой диктант – такой вид работы, при котором ученики записывают только буквы или цифры, что позволяет сэкономить время и выявить пробелы в знаниях.

Тема: «Правописание Н и НН в суффиксах причастий»

7 класс

Прослушайте словосочетания и запишите только порядковый номер каждого словосочетания и выбор написания – Н или НН

  1. Крашеный забор
  2. Заболоченное место
  3. Арестованный за преступление
  4. Стриженый газон
  5. Замечено многими
  6. Засушенный цветок
  7. Аттестованный ученик
  8. Выход заблокирован
  9. Бетонированная площадка
  10. Рассказ проанализирован
  11. Брошенный всеми
  12. Стриженный впервые
  13. Удачно задуман
  14. Сушеный фрукт
  15. Запланированный результат

Образец выполнения задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

н

нн

нн

н

н

нн

нн

н

нн

н

нн

нн

н

н

нн

Диктанты с изменением диктуемого материала по форме записи – вид работы, который предполагает соединение двух и более отдельных элементов в процессе написания. Такого рода задание позволяет совершенствовать и контролировать учебно-языковые и правописные умения школьников, формировать аналитико-синтетические умения, в целом развивать логические учебные действия.

Тема: «Правописание приставок, оканчивающихся на З/С»

5-6 класс

Замените сочетание существительное с предлогом одним словом – прилагательным с приставкой

  1. Без работы (безработный)
  2. Без цвета (бесцветный)
  3. Без шума (бесшумный)
  4. Без границ (безграничный)
  5. Без края (бескрайний)
  6. Без сна (бессонный)
  7. Без формы (бесформенный)
  8. Без радости (безрадостный)
  9. Без зуба (беззубый)
  10. Без платы (бесплатный)
  11. Без цены (бесценный)
  12. Без забот (беззаботный)
  13. Без жизни (безжизненный)
  14. Без вреда (безвредный)
  15. Без помощи (беспомощный)

Распределительный диктант – такой вид работы, при котором учащиеся классифицируют материал по основополагающим грамматическим, орфографическим, пунктуационным признакам. Ученики анализируют речевые единицы с выделением их существенных и несущественных признаков, сопоставляют с близкими, но различающимися ограниченным количеством признаков единицами.

Тема: «Буквы Ч/Щ в суффиксах ЧИК/ЩИК»

5- 6 класс

     Распределите слова на два столбика: слова с суффиксом ЧИК и слова с суффиксом ЩИК

Кладовщик, летчик, учетчик, смазчик, бурильщик, крановщик, сварщик, переводчик, перебежчик, разносчик, дрессировщик, каменщик, уборщик, доносчик, застройщик, буфетчик, газетчик, кладовщик, танцовщик, рассказчик.

Тема: «Разряды имён прилагательных»

6 класс

Распределите имена прилагательные по трём разрядам: качественное, относительное, притяжательное

Медвежий, морозный, большой,  сельский, соболья, рыбачий, книжный, золотой,  верблюжий, заячий, белый, весёлый, дубовый, шерстяной, горький.

Качественные: белый, весёлый, горький, морозный, большой

Относительные:  дубовый, шерстяной, сельский, книжный, золотой

Притяжательные: медвежий, соболья, рыбачий, верблюжий, заячий

Выборочный диктант – такой вид работы, при котором ученики выявляют определённые языковые единицы из потока речи. Этот вид диктанта способствует осознанию взаимосвязи разных уровней языка, развивает аналитические навыки по выявлению существенных для конкретных единиц речи признаков.

Тема: «Имена числительные»

6 класс

Запишите только имена числительные

Тройка, четвертый, удесятерить, пятнадцать, сотка, оба, десяток, двоечник, три, пятеро, восьмой, одиннадцать, пятерка, один, единство, раздвоиться, сто, третий, шесть, двойка.

Правильный ответ:

Четвертый, пятнадцать, оба, три, пятеро, восьмой, одиннадцать, один, сто, третий, шесть.

Тема «Виды подчинительной связи в словосочетаниях»

8 класс

Выпишите из текста пять словосочетаний (текст выведен проектором на доску): 1 вариант – согласование, 2 вариант – примыкание, 3 вариант – управление.
Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком. Садовник, чех, маленький старичок в золотых очках, только что садился со своей семьею за ужин. Он был очень изумлен и недоволен поздним появлением заказчиков и их необычной просьбой. Вероятно, он заподозрил какую-нибудь мистификацию и на Верочкины настойчивые просьбы отвечал очень сухо:— Извините. Но я ночью не могу посылать в такую даль рабочих. Если вам угодно будет завтра утром — то я к вашим услугам.Тогда оставалось только одно средство: рассказать садовнику подробно всю историю с злополучным пятном, и Верочка так и сделала. Садовник слушал сначала недоверчиво, почти враждебно, но когда Вера дошла до того, как у нее возникла мысль посадить куст, он сделался внимательнее и несколько раз сочувственно улыбался.— Ну, делать нечего, — согласился садовник, когда Вера кончила рассказывать, — скажите, какие вам можно будет посадить кусты? Однако изо всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени.Напрасно Алмазов уговаривал жену отправиться домой. Она поехала вместе с мужем за город, все время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дерн около кустов совершенно нельзя отличить от травы, покрывавшей всю седловинку. (А. Куприн «Куст сирени»)

Список информационных источников

  1. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений и диктантов. Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы/ Д.Э. Розенталь. – 2-е изд., испр.- М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2013, - 448с.
  2. Горшкова В.Н.  Сборник диктантов: 5-9 классы/ Сост. В.Н. Горшкова. – М.: ВАКО, 2012. – 320 с.
  3. Дюжева О.А. Русский язык. 5-9 классы: современные диктанты/ авт.-сост. О.А. Дюжева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 175с.
  4. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c. изд., М., 1997. — 944 с.   https://slovarozhegova.ru/
  5. Куприн А.И. «Куст сирени»  https://ilibrary.ru/text/1848/p.1/index.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный диктант "Ты мне, я тебе" и выборочный словарный диктант "Угадай-ка"

Описание.Учитель называет слово с орфограммой, ученик в ответ произносит проверочное к нему....

Аудио-диктанты (сборник И.П.Никитина. Музыкальные диктанты 4-7 классы).

Музыкальный диктант – это самое сложное и полезное упражнение для развития слуха. Чтобы научиться писать диктанты, их надо просто много писать! Это задание выполняется как на уроках сольфеджио, ...

Приказ № 199 от 27.09.2017г. об организации и проведении "Географический диктант" и "Экономический диктант"

Этот документ подтверждает то, что м сентябре 2017 года на платформе Овгортской школы-интернат мной был проведен всероссийский экономический диктант...

2019/2020 Диктант Входной и диктант за 1 четверть для 6 класса

Входной контроль и итоговый контроль за 1 четверть для 6 класса...

ТЕКСТ ТОТАЛЬНОГО ДИКТАНТА 2021 ГЛУХОВСКИЙ ГОТОВЫЙ (НЕ 100%!) ТОТАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ 2021 ТЕКСТ

ТЕКСТ ТОТАЛЬНОГО ДИКТАНТА 2021 ГЛУХОВСКИЙ ГОТОВЫЙ (НЕ 100%!)ТОТАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ 2021 ТЕКСТКогда говорят бабушка, как-то сразу представляется абстрактная милая старушка, личико морщинистое и румяное, как...