Методическая разработка " Не пройди мимо, окажи помощь пострадавшему"
методическая разработка
Методическая разработка " Не пройди мимо, окажи помощь пострадавшему"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorobtsov_m.a._programma.docx | 16.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано
на заседании педагогического совета
Протокол № от . .2024 года
СПб ГБУ «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию №9»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Не пройди мимо, окажи помощь »
по методической теме
«Обучение воспитанников правилам оказания первой доврачебной помощи»
Воспитатель:
Горобцов
Михаил Александрович
Санкт-Петербург
2024
Пояснительная записка
Проблема отсутствия знаний и практических навыков оказания первой доврачебной помощи у детей школьного возраста сегодня выходит на первые позиции среди причин высокого травматизма у школьников. На сегодняшний день в школах России нет универсальной системы массового обучения медицинским аспектам оказания первой помощи. Информацию об опасности тех или иных состояний, охраны здоровья и медицинской терминологии современный человек получает из научно-популярной литературы или теле- и радиопередач, которые зачастую носят формальный характер. Не секрет, какими колоссальными потерями оборачивается подобное невежество для каждого из нас, сколько человеческих жизней уносится из-за безграмотности тех. кто оказывается рядом с пострадавшим. Для решения этой проблемы предлагается данная программа, назначение которой - дать ту сумму неформальных знаний и навыков, которые позволят каждому человеку сохранить своё здоровье и оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Цели программы:
-закрепление знаний, совершенствование медико-санитарной подготовки воспитанников,
- воспитание у детей сознательного отношения к охране своего здоровья и здоровья окружающих, гуманизма и милосердия,
- развитие инициативы, самодеятельности, воспитание организаторских способностей, привлечение воспитанников к гуманитарной деятельности,
- пропаганда здорового образа жизни, профилактика инфекционных заболеваний, - стимулирование у воспитанников интереса к медицине, развивать интерес к медицинским дисциплинам к профессиям, связанными с медициной, формирование здорового образа жизни.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач: воспитательные задачи:
-воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.
-выработать у воспитанников культуру безопасного поведения.
- формирование общественной активности личности, гражданской позиции.
- культуры общения и поведения в социуме,
-воспитать у детей объективность самооценки;
-воспитать потребности в творческом самовыражении;
-познакомить воспитанников с основами здорового образа жизни;
-воспитать ответственность и дисциплинированность;
-сформировать активную жизненную позицию
-научить детей ответственно относиться к своему здоровью.
развивающие задачи:
- развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии. самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;
-развивать у воспитанников умение ориентироваться в опасной ситуации
-находить в дополнительной литературе интересные и необходимые факты, связанные с сохранением и укреплением здоровья
образовательные задачи:
-изучить основы специальной терминологии по медицине;
-сформировать устойчивые навыки оказания первой помощи;
-обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
-повысить интерес воспитанников к медицине;
-приобретение воспитанниками знаний об оказании первой медицинской помощи при травмах, несчастных случаях и внезапных заболеваниях, уходе за больными на дому, личной и общественной гигиене, научиться оказывать первую медицинскую помощь; Полученные воспитанниками знания позволят укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции , как условие укрепления нравственных устоев личности. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек - важный шаг к сохранению здоровья и работоспособности.
Направленность образовательной программы социальная: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта. Программа определяет пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации воспитанников.
Актуальность программы: заключается в том, что она способствует углублению знаний воспитанников по основам медицинских знаний, выработке дополнительных умений и навыков диагностирования заболеваний, оказания первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим, выполнению некоторых предписаний врача по уходу за больным. С другой стороны, программа направлена на углубление понимания детьми биохимических и физиологических процессов, протекающих на уровне организма человека, различения нормы и патологии.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что занятия способствуют овладению воспитанниками системой медицинских знаний. Материалы данной программы знакомят детей с процессами, происходящими в организме человека, с гигиеническими правилами, направленными на сохранение здоровья людей. Содержание программы направлено на обеспечение эмоционально-целостного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о правилах оказания первой медицинской помощи, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности. Программа включает как теоретические, так и практические знания и они должны быть научными и доступными для понимания.
Отличительные особенности программы: Содержание программы имеет особенности, обусловленные, задачами развития, обучения и воспитания детей, социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств, психологическими возрастными особенностями воспитанников. Содержание и структура курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки воспитанников, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к людям.
Отличительные особенности программы:
Успешность обучения – она определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат- осознанное поведение в реальных опасных ситуациях.
Доступность - учебный материал должен быть изложен в доступной форме.
Наглядность - при обучении личной безопасности необходимы наглядные средства: плакаты, видеофильмы, чтобы дети могли увидеть, услышать и потрогать, тем самым реализовав потребность в познании. Единство воспитания и обучения-на всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру безопасности. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства.
Возраст детей: 7-18 лет
Сроки реализации: 2 года
Форма занятий: теория + практика, воспитатель проводит работу формированию знаний и практических навыков со своими воспитанниками через индивидуальную и групповую работу, лекция, дискуссия, экскурсия, круглые столы, ролевые игры, тренинг, соревнования, конкурс, просмотр фильма, экскурсия.
Виды деятельности:
-изучение правил гигиены, ЗОЖ и основ медицинских знаний и правил оказания медицинской помощи;
-проведение практических занятий по медицине на базе Центра;
-участие в различных конкурсах тематической направленности;
- проведение игр, конкурсов, соревнований в Центре.
Основные методы, используемые для реализации программы:
В обучении - практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. В воспитании - методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Режим занятий: 1 раз в 2 недели /17 занятий в год
Программа рассчитана для воспитанников школьного возраста и содержит два основных направления:
- ознакомление детей с основными правилами по оказанию первой доврачебной помощи;
- внедрение комплекса практических занятий, направленных на формирование знаний и практических навыков оказания первой помощи воспитанниками.
В конце обучения по программе воспитанники будут:
- иметь знания по специфике и алгоритмам оказания первой помощи;
- знать факторы, приводящие к ухудшению и улучшению состояния пострадавшего;
- иметь мотивацию к оказанию помощи пострадавшим;
- иметь более совершенное пространственное восприятие.
Содержание программы
Занятие № 1. Организация. Цели и задачи программы. Актуальность в наше время.
Занятие № 2(теория). Опасные и чрезвычайные ситуации. Как научиться выявлять и предвидеть опасности. Как позаботиться о личной безопасности.
Занятие № 3(теория). Краткий обзор по системам и органам человека.
Занятие №4(теория,практика). Антропометрия. Термометрия. Измерение пульса и АД. Значение показателей для состояния пострадавшего.
Занятие № 5(теория,практика). Оценка состояния пострадавшего с помощью объективных и субъективных показателей.
Занятие № 6(теория). Виды медицинской помощи.
Занятие № 7(теория,практика). Правила обращения и взаимодействия с пострадавшим.
Занятие № 8(теория,практика). Личная гигиена пострадавшего, ее значение для выздоровления. Уход.
Занятие № 9(теория,пракика). Восстановление дыхания. Искусственна вентиляция легких. Способы ИВЛ.
Занятие № 10(теория,практика). Восстановление кровообращения. Непрямой (наружный) массаж сердца.
Занятие № 11(теория,практика). Практическое. Отработка приемов восстановления дыхания и кровообращения.
Занятие № 12(теория). Кровотечения, их опасность. Способы остановки.
Занятие №13(практика). Отработка приемов остановки кровотечений.
Занятие № 14(теория,практика). Раны, виды, осложнения. Оказание первой медицинской помощи.
Занятие № 15(теория,практика). Методы и средства обработки ран. Виды дезинфицирующих средств. Правила обработки.
Занятие № 16(теория,практика). Содержание медицинской аптечки для оказания неотложной помощи.
Занятие № 17(теория). Асептика и антисептика. Виды антисептики.
Занятие № 18(теория). Повязки. Виды повязок. Способы наложения.
Занятие № 19(практика). Отработка способа наложения повязок на голову, верхние конечности, туловище, нижние конечности.
Занятие № 20(теория,практика). Травматический шок. Степени. Прогноз. Первая медицинская помощь.
Занятие № 21(теория,практика). Анафилактический шок. Профилактика. Оказание первой медицинской помощи.
Занятие № 22(теория,практика). Обморок. Причины. Неотложная первая доврачебная помощь.
Занятие № 23(теория,практика). Ушибы, вывихи, растяжения. Алгоритм оказания неотложной доврачебной помощи.
Занятие № 24(теория). Угарный газ. Бытовой газ. Первая помощь при отравлении.
Занятие № 25(теория). Террористический акт. Как защитить себя. Возможные травмы. Алгоритм оказания первой медицинской помощи.
Занятие № 26(теория,практика). Оказание помощи пострадавшим при закупорке дыхательных путей.
Занятие № 27(теория). Переломы. Виды. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи.
Занятие № 28(теория). Транспортная иммобилизация. Табельные и подручные средства.
Занятие № 29(практика). Отработка приемов транспортной иммобилизации.
Занятие № 30(теория,практика). Ранения органов грудной и брюшной полости. Признаки. Оказание неотложной помощи.
Занятие № 31. Профессия спасатель.
Занятие № 32. Экскурсия в пожарную часть.
Занятие № 33. Экскурсия в водно-спасательную станцию.
Занятие № 34. Итоговое. Подготовка рефератов.
Образовательно-методический план
1 год занятий
№ п.п. | Раздел | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности |
Организация. Цели и задачи программы. Актуальность в наше время. | 1 | Беседа | |
Опасные и чрезвычайные ситуации. Как научиться выявлять и предвидеть опасности. Как позаботиться о личной безопасности. | 1 | Лекция с использованием средств фото и видео демонстрации. | |
Краткий обзор по системам и органам человека. | 2 | Лекция. Составление таблиц. Использование анатомического атласа. | |
Антропометрия. Термометрия. Измерение пульса и АД. Значение показателей для состояния пострадавшего. | 2 | Лекция. Практикум. Сравнительный анализ. | |
Оценка состояния пострадавшего с помощью объективных и субъективных показателей. | 3 | Лекция, практическое посредством моделирования ситуации. | |
Виды медицинской помощи. | 2 | Лекция, практическое посредством моделирования ситуации. | |
Правила обращения и взаимодействия с пострадавшим. | 3 | Лекция, практическое посредством моделирования ситуации. | |
Личная гигиена пострадавшего, ее значение для выздоровления. Уход. | 2 | Лекция, практическое посредством моделирования ситуации. | |
Восстановление дыхания. Искусственна вентиляция легких. Способы ИВЛ. | 3 | Лекция, практическое посредством моделирования ситуации. | |
Восстановление кровообращения. Непрямой (наружный) массаж сердца. | 2 | Лекция, практическое посредством моделирования ситуации. | |
Практическое. Отработка приемов восстановления дыхания и кровообращения. | 3 | Лекция, практическое посредством моделирования ситуации. | |
Кровотечения, их опасность. Способы остановки. | 1 | Лекция | |
Отработка приемов остановки кровотечений. | 2 | Практическое посредством моделирования ситуации. | |
Раны, виды, осложнения. Оказание первой медицинской помощи. | 2 | Лекция, практическое посредством моделирования ситуации. | |
Методы и средства обработки ран. Виды дезинфицирующих средств. Правила обработки. | 2 | Лекция, практическое посредством моделирования ситуации. | |
Содержание медицинской аптечки для оказания неотложной помощи. | 3 | Лекция, практическое посредством моделирования ситуации. | |
Итого | 34 |
2 год занятий
№ п.п. | Раздел | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности |
| Асептика и антисептика. Виды антисептики. | 1 | Лекция |
Повязки. Виды повязок. Способы наложения. | 1 | Лекция | |
Отработка способа наложения повязок на голову, верхние конечности, туловище, нижние конечности. | 2 | Практическое посредством моделирования ситуации. | |
Травматический шок. Степени. Прогноз. Первая медицинская помощь. | 2 | Лекция, практическое посредством моделирования ситуации. | |
Анафилактический шок. Профилактика. Оказание первой медицинской помощи. | 2 | Лекция, практическое посредством моделирования ситуации. | |
Обморок. Причины. Неотложная первая доврачебная помощь. | 2 | Лекция, практическое посредством моделирования ситуации. | |
Ушибы, вывихи, растяжения. Алгоритм оказания неотложной доврачебной помощи. | 3 | Лекция, практическое посредством моделирования ситуации. | |
Угарный газ. Бытовой газ. Первая помощь при отравлении. | 1 | Лекция | |
Террористический акт. Как защитить себя. Возможные травмы. Алгоритм оказания первой медицинской помощи. | 1 | Лекция | |
Оказание помощи пострадавшим при закупорке дыхательных путей. | 2 | Лекция, практическое посредством моделирования ситуации. | |
Переломы. Виды. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи. | 2 | Лекция | |
Транспортная иммобилизация. Табельные и подручные средства. | 2 | Лекция | |
Отработка приемов транспортной иммобилизации. | 2 | Практическое посредством моделирования ситуации. | |
Ранения органов грудной и брюшной полости. Признаки. Оказание неотложной помощи. | 2 | Лекция, практическое посредством моделирования ситуации. | |
Профессия спасатель. | 3 | Беседа, просмотр фильма про спасателей | |
Экскурсия в пожарную часть. | 2 | Экскурсия | |
Экскурсия в водно-спасательную станцию. | 2 | Экскурсия | |
Итоговое. Рефлексия, анализ и оценка полученных знаний и навыков. | 2 | Беседа, викторина, практическое посредством моделирования ситуаций. | |
Итого | 34 |
Список использованных источников и литературы:
1. Справочнк по оказанию доврачебной неотложной медицинской помощи. Автор В.В.Калюжный. Издательство «Феникс», г. Ростов-на-Дону, 2011 г., серия «Живая линия».
2. Справочник «Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций.» Автор И. Ф. Богоявленский, Санкт-Петербург, 2014 г., серия «Спаси, сохрани жизнь».
3. Практикум по курсу «Первая медицинская помощь». Издательство «Канцлер», составители А.С. Башкина, М.П. Носкова, ЯГПУ им. Ушинского, г.Ярославль, 2011 г.
4. Дополнительная образовательная программа «Расти здоровым», 5-8 класс. Авторы А. Н. Макаров, Я. А. Макаров, Ярославль, 2007 г.
5. Большой атлас анатомии человека, Издательство «АСТ», г. Москва, 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки и дидактические материалы в помощь педагогу театральной студии.
Настоящая работа рекомендуется педагогам дополнительного образования, работающим с детьми начальных классов в театральных кружках или студиях. Весь материал поделен на разделы: "Дикция", "Дыхание","Ан...
Методическая разработка урока "Решение задач с помощью систем уравнений. 7 класс"
Методическая разработка урока в 7 классе по теме:"Решение задач с помощью систем уравнений"....
Методическая разработка "Повышение двигательной активности с помощью игры в волейбол"
Методическая разработка по дисциплине Физическая культура по теме "Повышение двигательной активности с помощью игры в волейбол" для обучающихя 10 классов...
Методическая разработка. Тренинг для старшеклассников "Скорая помощь при стрессе"
Метдическая разработка занятия основывается на выработке навыков по:- выявлению признаков стресса;- освоению техник "скорой помощи" в преодолении стресса.Целевая аудитория: ученики 14-18 лет...
Методическая разработка занятия на тему "Первая помощь при укусах насекомых"
Занятие разработано для обучающихся начальной и основной школы....
Методическая разработка урока "Математическое моделирование с помощью производной"
Данный материал может быть полезен учителям 11 класса, преподавателям колледжей и техникумов.Дано понятие математического моделирования и задач на оптимизацию...
Методическая разработка по экологии "Природа просит помощи"
Методическая разработка по экологии "Природа просит помощи"...