Проект "Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования"
проект

Проект "Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 201»

Проект

«Развитие творческих способностей детей

через использование нетрадиционных техник рисования»

                                                                                                     Подготовила:

                                                                                                   воспитатель

                                                                                                       1 кв. категории

                                                                                                         Севрюгина Ю.Г.

Оренбург, 2023-2024 год

«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами - чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

(В. А. Сухомлинский)

Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей человека, поэтому в последние годы уделяется большое внимание изучению детского творчества в разных видах деятельности.

Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса.

Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольника являются результатом построенного обучения. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом. Особое значение для развития этих основ имеют специфически детские виды деятельности - игра, бумажное конструирование, лепка… и, конечно же – рисование.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что в детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с нетрадиционными материалами для рисования, а большая часть изобразительной деятельности проводится в классической форме - с помощью кистей и карандашей.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Актуальность проекта в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники -это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Комбинируя и применяя различные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Цель: создание педагогических условий для развития творческих способностей каждого ребенка средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Задачи:

Образовательные:

  • Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
  • Формировать эмоционально-эстетическое восприятие.
  • Формировать умение замечать выразительность форм, цвета, пропорций.
  • Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.

Развивающие:

  • Развивать эстетическое мировосприятие.
  • Развивать фантазию, творческое мышление и воображение, пространственное восприятие.
  • Развивать точные движения руки и мелкую моторику пальцев.
  • Развивать желание экспериментировать с разным материалом.

Воспитательные:

  • Воспитывать художественный вкус.
  • Воспитывать зрительную культуру.
  • Воспитывать трудолюбие, желание добиваться успеха собственным трудом.

Методы и приёмы обучения:

  1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь);
  2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование загадок, скороговорок, пословиц и поговорок);
  3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки);
  4. Диагностические;
  5. Информационные.

Участники проекта: дети 5 – 7 лет, педагоги, родители.

Время реализации проекта – долгосрочный, с 01.09.2023 – по 31.05.2024 учебный год.

Ожидаемые результаты: в результате реализации проекта:

- дети научатся  организовывать свое рабочее место;

- научаться следовать устным инструкциям;

- запомнят основные понятия и названия техник рисования;

- овладеют практическими навыками и приемами художественной работы;

- научаться соблюдать правила техники безопасности;

- станут красиво, выразительно, эстетически грамотно оформлять работу;

- сформируются коммуникативные способности и умение работать в коллективе.

Форма подведения итогов: Выставки детских работ, презентация отчет по проделанной работе, проведение мастер-класса, диагностическое обследование детей по усвоению ООП ДОУ.

Список литературы.

  1. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3 – 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008г.
  2. «Воспитатель» - №5 2009 г.
  3. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2014г.
  4. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

- М.,2007 г.

  1. Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками:

Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

  1. Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
  2. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет» - М-С 2011 г.
  3. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» -        П., 1981 г.
  4. Е.Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в

формировании изобразительной деятельности дошкольников”.

  1. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008.
  2. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
  3. Одинокова Г. Ю.Шлеп…Ежик: Издательский дом «Карапуз», 2006г.
  4. Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом

«Литера», 2008.

  1. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
  2. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки.- Ярославль: Академия развития, 2004
  3. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.

Перспективный план работы над проектом

Работа с детьми

Месяц

Тема

Форма работы, цель

Методическое оснащение

Сентябрь

«Виноград»

Учить детей рисовать ветку с ягодами, используя поролоновые штампы округлой формы, дорисовывать кистью необходимые элементы, располагать рисунок по всему листу.

Индивидуальный альбом для творческих работ, штампы, акварель, стаканчики с водой.

«Мой веселый звонкий мяч»

Учить детей окрашивать, собранный в кулек, пакет кисточкой разными цветами. Делать четкий отпечаток на листе бумаги и дорисовывать контур рисунка.

Индивидуальный альбом для творческих работ, пакеты, акварель, кисти, стаканчики с водой.

Октябрь

«Сказка о грибах»

Учить детей рисовать грибы разной формы с помощью поролоновых штампов, используя разную цветовую палитру.

Индивидуальный альбом для творческих работ, штампы, акварель, кисти, стаканчики с водой.

«Осеннее дерево»

Учить рисовать ствол и ветви дерева, пальчиками отпечатывать листочки на веточках. Учить смешивать красную и жёлтую гуашь для получения оранжевого цвета. Учить различать и называть деревья.

Индивидуальный альбом для творческих работ, кисти, гуашь, стаканчики с водой.

«Ёжик»

Продолжать учить детей передавать особенности

изображаемого предмета, учить прокрашивать пластиковую вилку и делать ей отпечатки, изображающие колючки. Закреплять умение подбирать нужный цвет, доводить предмет до нужного образа.

Индивидуальный альбом для творческих работ, карандаши, фломастеры, пластиковые вилки, игрушка ёжик, стаканчики с водой.

Ноябрь

«Петушки»

Познакомить детей с техникой рисования зубной щеткой. Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки. Развивать воображение, воспитывать любовь к живой природе.

Индивидуальный альбом для творческих работ, акварель, зубные щетки, кисти, стаканчики с водой.

«Котик»

Учить детей с использованием трафарета, акварели и зубной щетки создавать завершенный образ объекта. Показать, как делать фон с помощью набрызга, как передавать особенность шерсти животного с помощью зубной щетки.

Индивидуальный альбом для творческих работ, сухие кисти, трафареты котенка, штампы, зубные щетки, стаканчики с водой.

«Жираф»

Продолжать детей учить рисовать с помощью ладошки, пальчиков и дорисовывания кистью. Передавать характерную форму животного.

Индивидуальный альбом для творческих работ, акварель, кисти, стаканчики с водой.

Декабрь

«Белый медведь»

Учить украшать предмет яркими цветами и узорами. Развивать творчество, воображение.

Индивидуальный альбом для творческих работ, гуашь, кисти, стаканчики с водой.

«Новогодняя ёлочка»

Закрепить умение детей рисовать ватными палочками, пальчиками, кистью. Учить выбирать технику самостоятельно в зависимости от

выбранного рисунка.

Индивидуальный альбом для творческих работ, ватные палочки, акварель, стаканчики с водой.

Январь

«Снегирь на ветке»

Познакомить детей с техникой рисования пупырчатой пленкой. Обсудить особенности работы с этим материалом. Закреплять умение дорисовывать элементы кистью (голову, крылья, веточку)

Индивидуальный альбом для творческих работ, штампы, пупырчатая пленка, акварель,  кисти, стаканчики с водой.

«Морозное окошко»

Познакомить детей с рисованием по воску. Учить закрашивать лист равномерно, не оставляя белых пропусков.

Индивидуальный альбом для творческих работ, восковые мелки, акварель, стаканчики с водой.

Февраль

«В подводном царстве»

Познакомить детей с морем и его обитателями. Воспитывать любовь к живой природе, развивать

воображение и интерес к рисованию

Индивидуальный альбом для творческих работ, ватные диски, пипетки, акварель, стаканчики с водой. Презентация «Морские обитатели»

«Мечтатель»

Познакомить с правилами нанесения клякс на бумагу, выдуванием из них нужных фигур. Продолжать учить добиваться в своих работах схожести с образцом. Радоваться полученному результату.

Индивидуальный альбом для творческих работ, коктейльные трубочки, акварель, стаканчики с водой.

Март

«Кит»

Учить детей делать четкий отпечаток на листе, делая перед этим с помощью кисти ровный, яркий прокрас штампа. Закреплять умение украшать рисунок, добавляя элементы для завершенности композиции.

Индивидуальный альбом для творческих работ, поролон, акварель, стаканчики с водой.

«Кактус»

Закрепить умение детей рисовать ватными палочками, ладошками. Учить выбирать технику самостоятельно в зависимости от выбранного рисунка.

Индивидуальный альбом для творческих работ, ватные палочки, акварель, цв.бумага, кисти, стаканчики с водой.

Апрель

«Чайник»

Познакомить детей с техникой оттиска печатками из лимона. Продолжать учить добавлять характерные для предмета элементы (носик, ручка, крышка чайника) с помощью кисти.

Индивидуальный альбом для творческих работ, половинки лимона, акварель, кисти, стаканчики с водой.

«Полет в космос»

Закреплять умение создавать рисунок с помощью трафарета и создавать фон с помощью штампов, применяя различные цветовые решения.

Индивидуальный альбом для творческих работ, трафареты ракеты, поролон, акварель, стаканчики с водой.

Май

«Весенний лес»

Закреплять умение работать с пупырчатой пленкой, развивать цветовосприятие передавать в рисунке красоту природы.

Индивидуальный альбом для творческих работ, пупырчатая пленка, пластиковые вилочки, кисти, стаканчики с водой.

Работа с родителями и педагогами

Месяц

Родители

Педагоги

Сентябрь

Анкетирование для родителей «Рисует ли ваш ребенок?» (Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

Консультация для педагогов «Значение рисования в развитии детей»

Октябрь

Консультация для родителей «Крупная польза мелкой моторики»

Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста

Ноябрь

Консультация для родителей «Каждый ребенок талантлив»

Презентация картотеки игр и упражнений для развития творчества у детей

Декабрь

Консультация для родителей «Методы и приемы нетрадиционных техник рисования»

Консультация для педагогов «Монотипия – как один из видов нетрадиционного рисования в детском саду»

Январь

Папка-передвижка «Чем и как можно рисовать»

Папка-передвижка «Чем и как можно рисовать»

Февраль

Рекомендации для родителей по организации совместного творчества с детьми «Рисуем вместе!»

Консультация для педагогов «Рисование детьми 3-7 лет методом тычка»

Март

Консультация для родителей «Эти удивительные ладошки»

Презентация опыта работы по проекту. Мастер-класс для педагогов.

Апрель

Мастер-класс для родителей по росписи гипсовых фигурок

Консультация для педагогов «Организация детского творчества летом»

Май

Выставка индивидуальных альбомов с работами детей

Выставка индивидуальных альбомов с работами детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень ча...

Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования

     Меня заинтересовало, какими же техниками, приёмами можно преподать детям программу обучения помимо тех способов, что освещены в ней. Ведь в наше современное время по разным ...

Опыт работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

Цель моего опыта – развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и мате...

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные методы рисования

Методический материал  представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник р...

Формирование творческих способностей обучающихся через нетрадиционные техники рисования

Изобразительная деятельность в нетрадиционных (необычных) техниках  рисования приносит детям много положительных эмоций, одновременно развивая творческие способности, воображение, образное и прос...