Проект "Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования"
проект
Проект "Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 201»
Проект
«Развитие творческих способностей детей
через использование нетрадиционных техник рисования»
Подготовила:
воспитатель
1 кв. категории
Севрюгина Ю.Г.
Оренбург, 2023-2024 год
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами - чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
(В. А. Сухомлинский)
Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей человека, поэтому в последние годы уделяется большое внимание изучению детского творчества в разных видах деятельности.
Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса.
Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольника являются результатом построенного обучения. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом. Особое значение для развития этих основ имеют специфически детские виды деятельности - игра, бумажное конструирование, лепка… и, конечно же – рисование.
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что в детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с нетрадиционными материалами для рисования, а большая часть изобразительной деятельности проводится в классической форме - с помощью кистей и карандашей.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Актуальность проекта в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники -это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Комбинируя и применяя различные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Цель: создание педагогических условий для развития творческих способностей каждого ребенка средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.
Задачи:
Образовательные:
- Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
- Формировать эмоционально-эстетическое восприятие.
- Формировать умение замечать выразительность форм, цвета, пропорций.
- Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
Развивающие:
- Развивать эстетическое мировосприятие.
- Развивать фантазию, творческое мышление и воображение, пространственное восприятие.
- Развивать точные движения руки и мелкую моторику пальцев.
- Развивать желание экспериментировать с разным материалом.
Воспитательные:
- Воспитывать художественный вкус.
- Воспитывать зрительную культуру.
- Воспитывать трудолюбие, желание добиваться успеха собственным трудом.
Методы и приёмы обучения:
- Наглядные (показ педагога, пример, помощь);
- Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование загадок, скороговорок, пословиц и поговорок);
- Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки);
- Диагностические;
- Информационные.
Участники проекта: дети 5 – 7 лет, педагоги, родители.
Время реализации проекта – долгосрочный, с 01.09.2023 – по 31.05.2024 учебный год.
Ожидаемые результаты: в результате реализации проекта:
- дети научатся организовывать свое рабочее место;
- научаться следовать устным инструкциям;
- запомнят основные понятия и названия техник рисования;
- овладеют практическими навыками и приемами художественной работы;
- научаться соблюдать правила техники безопасности;
- станут красиво, выразительно, эстетически грамотно оформлять работу;
- сформируются коммуникативные способности и умение работать в коллективе.
Форма подведения итогов: Выставки детских работ, презентация отчет по проделанной работе, проведение мастер-класса, диагностическое обследование детей по усвоению ООП ДОУ.
Список литературы.
- Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3 – 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008г.
- «Воспитатель» - №5 2009 г.
- Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2014г.
- Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
- М.,2007 г.
- Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками:
Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
- Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
- Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет» - М-С 2011 г.
- Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - П., 1981 г.
- Е.Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в
формировании изобразительной деятельности дошкольников”.
- Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008.
- А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
- Одинокова Г. Ю.Шлеп…Ежик: Издательский дом «Карапуз», 2006г.
- Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом
«Литера», 2008.
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки.- Ярославль: Академия развития, 2004
- Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.
Перспективный план работы над проектом
Работа с детьми
Месяц | Тема | Форма работы, цель | Методическое оснащение |
Сентябрь | «Виноград» | Учить детей рисовать ветку с ягодами, используя поролоновые штампы округлой формы, дорисовывать кистью необходимые элементы, располагать рисунок по всему листу. | Индивидуальный альбом для творческих работ, штампы, акварель, стаканчики с водой. |
«Мой веселый звонкий мяч» | Учить детей окрашивать, собранный в кулек, пакет кисточкой разными цветами. Делать четкий отпечаток на листе бумаги и дорисовывать контур рисунка. | Индивидуальный альбом для творческих работ, пакеты, акварель, кисти, стаканчики с водой. | |
Октябрь | «Сказка о грибах» | Учить детей рисовать грибы разной формы с помощью поролоновых штампов, используя разную цветовую палитру. | Индивидуальный альбом для творческих работ, штампы, акварель, кисти, стаканчики с водой. |
«Осеннее дерево» | Учить рисовать ствол и ветви дерева, пальчиками отпечатывать листочки на веточках. Учить смешивать красную и жёлтую гуашь для получения оранжевого цвета. Учить различать и называть деревья. | Индивидуальный альбом для творческих работ, кисти, гуашь, стаканчики с водой. | |
«Ёжик» | Продолжать учить детей передавать особенности изображаемого предмета, учить прокрашивать пластиковую вилку и делать ей отпечатки, изображающие колючки. Закреплять умение подбирать нужный цвет, доводить предмет до нужного образа. | Индивидуальный альбом для творческих работ, карандаши, фломастеры, пластиковые вилки, игрушка ёжик, стаканчики с водой. | |
Ноябрь | «Петушки» | Познакомить детей с техникой рисования зубной щеткой. Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки. Развивать воображение, воспитывать любовь к живой природе. | Индивидуальный альбом для творческих работ, акварель, зубные щетки, кисти, стаканчики с водой. |
«Котик» | Учить детей с использованием трафарета, акварели и зубной щетки создавать завершенный образ объекта. Показать, как делать фон с помощью набрызга, как передавать особенность шерсти животного с помощью зубной щетки. | Индивидуальный альбом для творческих работ, сухие кисти, трафареты котенка, штампы, зубные щетки, стаканчики с водой. | |
«Жираф» | Продолжать детей учить рисовать с помощью ладошки, пальчиков и дорисовывания кистью. Передавать характерную форму животного. | Индивидуальный альбом для творческих работ, акварель, кисти, стаканчики с водой. | |
Декабрь | «Белый медведь» | Учить украшать предмет яркими цветами и узорами. Развивать творчество, воображение. | Индивидуальный альбом для творческих работ, гуашь, кисти, стаканчики с водой. |
«Новогодняя ёлочка» | Закрепить умение детей рисовать ватными палочками, пальчиками, кистью. Учить выбирать технику самостоятельно в зависимости от выбранного рисунка. | Индивидуальный альбом для творческих работ, ватные палочки, акварель, стаканчики с водой. | |
Январь | «Снегирь на ветке» | Познакомить детей с техникой рисования пупырчатой пленкой. Обсудить особенности работы с этим материалом. Закреплять умение дорисовывать элементы кистью (голову, крылья, веточку) | Индивидуальный альбом для творческих работ, штампы, пупырчатая пленка, акварель, кисти, стаканчики с водой. |
«Морозное окошко» | Познакомить детей с рисованием по воску. Учить закрашивать лист равномерно, не оставляя белых пропусков. | Индивидуальный альбом для творческих работ, восковые мелки, акварель, стаканчики с водой. | |
Февраль | «В подводном царстве» | Познакомить детей с морем и его обитателями. Воспитывать любовь к живой природе, развивать воображение и интерес к рисованию | Индивидуальный альбом для творческих работ, ватные диски, пипетки, акварель, стаканчики с водой. Презентация «Морские обитатели» |
«Мечтатель» | Познакомить с правилами нанесения клякс на бумагу, выдуванием из них нужных фигур. Продолжать учить добиваться в своих работах схожести с образцом. Радоваться полученному результату. | Индивидуальный альбом для творческих работ, коктейльные трубочки, акварель, стаканчики с водой. | |
Март | «Кит» | Учить детей делать четкий отпечаток на листе, делая перед этим с помощью кисти ровный, яркий прокрас штампа. Закреплять умение украшать рисунок, добавляя элементы для завершенности композиции. | Индивидуальный альбом для творческих работ, поролон, акварель, стаканчики с водой. |
«Кактус» | Закрепить умение детей рисовать ватными палочками, ладошками. Учить выбирать технику самостоятельно в зависимости от выбранного рисунка. | Индивидуальный альбом для творческих работ, ватные палочки, акварель, цв.бумага, кисти, стаканчики с водой. | |
Апрель | «Чайник» | Познакомить детей с техникой оттиска печатками из лимона. Продолжать учить добавлять характерные для предмета элементы (носик, ручка, крышка чайника) с помощью кисти. | Индивидуальный альбом для творческих работ, половинки лимона, акварель, кисти, стаканчики с водой. |
«Полет в космос» | Закреплять умение создавать рисунок с помощью трафарета и создавать фон с помощью штампов, применяя различные цветовые решения. | Индивидуальный альбом для творческих работ, трафареты ракеты, поролон, акварель, стаканчики с водой. | |
Май | «Весенний лес» | Закреплять умение работать с пупырчатой пленкой, развивать цветовосприятие передавать в рисунке красоту природы. | Индивидуальный альбом для творческих работ, пупырчатая пленка, пластиковые вилочки, кисти, стаканчики с водой. |
Работа с родителями и педагогами
Месяц | Родители | Педагоги |
Сентябрь | Анкетирование для родителей «Рисует ли ваш ребенок?» (Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» | Консультация для педагогов «Значение рисования в развитии детей» |
Октябрь | Консультация для родителей «Крупная польза мелкой моторики» | Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста |
Ноябрь | Консультация для родителей «Каждый ребенок талантлив» | Презентация картотеки игр и упражнений для развития творчества у детей |
Декабрь | Консультация для родителей «Методы и приемы нетрадиционных техник рисования» | Консультация для педагогов «Монотипия – как один из видов нетрадиционного рисования в детском саду» |
Январь | Папка-передвижка «Чем и как можно рисовать» | Папка-передвижка «Чем и как можно рисовать» |
Февраль | Рекомендации для родителей по организации совместного творчества с детьми «Рисуем вместе!» | Консультация для педагогов «Рисование детьми 3-7 лет методом тычка» |
Март | Консультация для родителей «Эти удивительные ладошки» | Презентация опыта работы по проекту. Мастер-класс для педагогов. |
Апрель | Мастер-класс для родителей по росписи гипсовых фигурок | Консультация для педагогов «Организация детского творчества летом» |
Май | Выставка индивидуальных альбомов с работами детей | Выставка индивидуальных альбомов с работами детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие художественных способностей у детей через нетрадиционные техники рисования
из опыта работы...

Обобщенный педагогический опыт: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень ча...

Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования
Меня заинтересовало, какими же техниками, приёмами можно преподать детям программу обучения помимо тех способов, что освещены в ней. Ведь в наше современное время по разным ...

Опыт работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»
Цель моего опыта – развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и мате...

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные методы рисования
Методический материал представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник р...

Формирование творческих способностей обучающихся через нетрадиционные техники рисования
Изобразительная деятельность в нетрадиционных (необычных) техниках рисования приносит детям много положительных эмоций, одновременно развивая творческие способности, воображение, образное и прос...