Труд в истории семьи.
план-конспект занятия по истории (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 699.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме «Труд в истории семьи»
Урок: ОДКНР, 5 класс
Учебник: Виноградова, Власенко, Поляков: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебник. ФГОС
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: расширить представления детей о роли труда в жизни семьи, способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств человека, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость; побуждать детей к развитию своих трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, самовоспитанию.
Этапы урока:
- Мотивация учебной деятельности (2 минуты) – приветствие учеников, проверка наличия учебника, тетради, канцелярских принадлежностей, дополнительных материалов (при необходимости)
- Актуализация знаний (7 минут) – проверка домашнего задания, восстановление материала с предыдущих уроков, выявление пробелов в знаниях
Ученикам предлагалось на выбор два варианта выполнения домашнего задания:
- Подготовить список-презентацию с включением произведений культуры народов России, в которых говорится о семье и её значении для человека, общества. Могли включаться художественные фильмы, музыкальные композиции, документальные проекты и публикации публицистов. Ученики не только предлагают ознакомиться с этими произведениями, но и составляют личный рейтинг.
- Подготовить рассказ или сценарий спектакля, который будет посвящен семейным ценностям. Действия творческого продукта, по условию, должны проходить в другом субъекте России, где проживает один из народов нашей страны. В данном задании развиваются не только творческие способности, но и удается познакомиться с особенностями региона.
- Изучение нового материала (25 минут)
Учитель: «Терпение и труд всё перетрут» - так говорится в одной известной вам пословице, но часто ли мы задумываемся, что такое труд. И для чего необходимо трудиться? Давайте подумаем над этими вопросами.
Ответы учеников.
Учитель: Вы абсолютно правы! Когда человек занимается важным делом, он не только помогает себе становится более развитой личностью, но и создает условия для развития других.
Запись определения: Труд – деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни.
Учитель: Какие ценности создают люди? Важно ли участие человека в создании новых предметов?
Ответы учеников.
Учитель: В нашем меняющемся обществе, действительно, появляются различные технические новшества: машины, механизмы, современная компьютерная техника. Появились профессии, которые пару десятилетий назад мало были знакомы россиянам: графический дизайнер, программист, оператор дрона. Это позволяет говорить, что мы вместе входим в новую эпоху. Но роль человека в труде остается очень высокой – кто-то же должен совершать открытия и наблюдать за состоянием окружающих предметов.
Но это сейчас! А вот как было раньше?
Ученики читают рассказ о труде в деревне, заранее распечатанный учителем:
Жизнь в крестьянской деревне была достаточно суровой как у мужчин, так и у женщин.
Работы было много, и крестьяне вставали очень рано. Начиная с шести часов утра, вся семья уже была на ногах, а закончится работа могла и в два, и в три часа ночи. Это зависело от того, сколько дел нужно было успеть переделать за день, какие из них были срочными, а что можно было отложить на следующий день.
В крестьянских семьях существовал жесткий порядок обязанностей мужчин и женщин. Он соблюдался неукоснительно.
На мужчин возлагалась более тяжелая работа. Они работали в поле, косили траву, плели лапти и валяли валенки, ухаживали за всей скотиной, кроме коровы, доили которых по распределению обязанностей женщины.
Женщины ткали, шили, вышивали, пряли, готовили и присматривали за детьми.
В зависимости от количества работоспособных мужчин в семье, женщины могли работать в поле и на сборе урожая. Обычно мальчики с ранних лет начинали помогать родителям и часть тяжелой работы перераспределялась на них. Если в семье было несколько сыновей, то это считалось большим счастьем, потому что отец мог перераспределить значительную часть самой трудной работы на них.
Крестьянская доля была тяжелой. Выходных не было и отдыхать было не принято.
Даже если выдавался относительно свободный день от основных обязанностей, находились другие дела.
Учитель: Чем занимались мужчины и женщины? Существует ли сейчас разделение на исключительно «мужские» и «женские» профессии?
Ответы учеников.
Учитель: Несмотря на изменения, есть процессы, которые практически остаются неизменными. У каждого из нас есть семья, близкие, с которыми мы строим совместное хозяйство, порой даже не подозревая об этом.
Запись определения: Семейное хозяйство – это деятельность внутри семьи, направленное на создание уюта и обеспечение членов семьи всем необходимым.
Учитель: Давайте подумаем, как распределяются занятия в вашей семье.
Ученики заполняют таблицу.
Учитель: Какие вы молодцы, что помогаете своим близким в семейном хозяйстве!
- Закрепление нового материала (5 минут)
Учитель предлагает ученикам составить карту будущих профессий. Ученики при выполнении задания должны ответить на вопросы:
А) Какими качествами должна обладать профессия?
Примерные ответы учеников:
- Хорошим уровнем зарплаты
- Удобным расположением рабочего места
- Быть престижной
- Иметь социальное обеспечение
- Давать сотруднику дальнейшее развитие на предприятии
- Хорошие взаимоотношения в коллективе
7. Вызывать личное желание, готовность к установкам и правилам
Б) Какая профессия привлекает вас?
Ученики могут нарисовать или написать о своих профессиональных предпочтениях.
- Контроль и коррекция (3 минуты)
Учитель проверяет записи в тетради, отвечает на вопросы учеников по пройденному материалу, делает выводы вместе с учениками.
- Рефлексия и домашнее задание (3 минуты)
В качестве домашнего задания на выбор ученика можно предложить следующее:
А) Узнайте у своих родных и близких об их профессиональном пути. Какую профессию они выбрали? Если ли особенности и трудности?
Б) Наш мир стремительно меняется. Какие-то профессии теряют свою актуальность, а другие, наоборот, становятся все более популярными. Предположи, что это за профессии? Придумай две новых и расскажи, что будет входить в обязанности человека.
Формы выполнения задания и их проверка устанавливается учителем самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы изучения истории семьи на уроках истории в школе
Статья содержит методические рекомендации по изучению истории семьи в школе. Включает фрагменты исследовательских работ учащихся, выполненных на протяжении десяти лет, и отражающих реальную работу по ...

Рабочая программа внеурочного ( межпредметный) модуля по истории «История семьи в истории Великой Отечественной войны»
Модуль «История семьи в истории Великой Отечественной войны» разработан на 10 часов и направлен на знакомство с историей родного города. Работа по модулю организуется путем формирования универсальных ...

Методическая разработка урока истории в 6-м классе "История семьи – страница многовековой истории Отечества"
методическая рабработка...

"Формирование представлений о труде взрослых членов семьи на занятиях творческих объединений"
Одним из эффективных методов социализации ребёнка является формирование у него представлений о труде взрослых членов семьи. Поэтому одной из задач ДО является развитие социальной компетентности обучаю...