Консультации для родителей
консультация

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для родителей

Тема: «Развитие графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста»

Цель: познакомить родителей с приёмами развития графомоторных навыков.

Теоретическая часть

Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь – явление многогранное. Важной ее составляющей считается письмо как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а, следовательно, и графическими навыками – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Графический навык – это привычные типовые положения кисти пишущей руки, ее движения. Понятие «графический навык» вбирает все содержание графики, включающий в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв. Формирование графомоторных навыков письма, является процессом длительным и непростым. Отмечается, что графические навыки в младшем школьном возрасте вырабатываются в процессе длительных упражнений. Переделать уже сформировавшийся почерк и связанный с ним графический навык очень сложно. Мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Практические рекомендации

Существует множество видов деятельности, способствующих развитию тактильно-двигательных ощущений: 

  1. массаж и самомассаж кистей, ладоней и пальцев рук с использованием массажных мячей, массажеров, прицепок и др.;
  2. работа с крупой: пальчиковый бассейн, перебирание крупы и др.;
  3. работа с ножницами, бумагой: вырезание, оригами, аппликация и др.;
  4. игры: лего, пазлы, мозайка и др.;
  5. раскраски, штриховки, трафареты, обведение по контуру различных фигур;
  6. лепка (работа с пластилином — скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.);
  7. аппликация (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
  8. поделки из природных материалов.

Тактильно-двигательные ощущения можно развивать также при помощи действий с предметами:

  1. составление контуров предметов из палочек;
  2. вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;
  3. нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой — мелких бусин, бисера;
  4. сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);
  5. застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

Для развития мелкой моторики как важнейшего компонента графомоторного навыка можно выполнять следующие упражнения:

«Колечко»: поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак—ребро—ладонь»: три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак—ребро— ладонь»), произнося их вслух или про себя.

«Зеркальное рисование»: положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки.

Для закрепления зрительного образа рукописных букв можно использовать следующие упражнения:

«Бабочка танцует»: большие пальцы соединены, остальные выполняют роль крыльев. Ритмично взмахивая крылышками-ладонями, пишем в воздухе буквы. Взрослый показывает направление движения и следит, чтобы ребенок выполнял упражнение правильно.

«Буратино»: Буратино в известной сказке обмакнул свой нос в чернильницу и поставил огромную кляксу. Попробуем написать носом в воздухе. Подобные упражнения, помимо формирования графических навыков, тренируют мышцы шеи, что поможет не сгибать ее на долгих школьных занятиях.

«Умный гусь»: рука взрослого — это шея гуся, а сложенные щепоткой пальцы — его клюв. Вслед за родителем ребенок вытягивает «шею» и «клювом» рисует в воздухе буквы. Можно пошипеть, как настоящий гусь. В упражнении отрабатывается подвижность кисти.

«Письмо взглядом»: представьте, что вы рисуете своим взглядом буквы: небольшие, в полдоски, средние или даже размером с девятиэтажный дом. Очень полезное упражнение, потому что учит концентрировать внимание фактически без опоры на движение.


Тема: «Логопедические приёмы, игры, упражнения на уроках письма, чтения, развития речи»

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах обучения школьников с различными речевыми расстройствами.

Теоретическая часть

Учащиеся могут испытывать различные трудности в освоении общеобразовательной программы по русскому языку и чтению.

Причинами неуспеваемости являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Наличие у учащихся даже слабо выраженных отклонений в фонематическом, лексико-грамматическом и психическом развитии является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

В связи с этим, необходимо на уроке организовать коррекционно-развивающую работу, способствующую повышению грамотности и преодолению речевых нарушений младших школьников.

Практические рекомендации

Игра «Поиграем на рояле».

Цель: способствовать развитию мелкой моторики и фонематического анализа.

Содержание. Взрослый называет слово. Ребенок определяет количество звуков в слове, выполняя упражнения (кончики пальцев рук последовательно касаются стола).

Упражнение «Штриховки».

Цель: способствовать развитию пространственных представлений.

Содержание. Различные виды штриховок, выполняемых слева направо или снизу вверх так, чтобы нажим уменьшался от первой фигуры  к  последней.

Упражнение «Дифференциация цветом сходных по начертанию букв».  

Цель: способствовать развитию оптико-пространственного гнозиса, умению различать буквы, сходные по начертанию, направлять внимание на определённую цель (тренировка переключения внимания).

Содержание. Подкреплять письмо проговариванием, например: ааоооаааооааооо – одну из букв обведи синим цветом, а другую -  зелёным. Затем задание усложняется: после команды «Внимание!» один цвет меняется на другой.

Упражнение «Напиши столько букв, сколько услышишь в слове звуков».

Цель: способствовать развитию фонематического слуха и анализа, усилению концентрации и устойчивости внимания.

Содержание. Задание: напиши столько букв Ш и Щ, сколько услышишь в слове звуков. Примерный материал: шалаш, щука, щека, шутка, шёлк, щётка и т.д.

Упражнение «Напиши буквы разным цветом».

Цель: способствовать развитию фонематической дифференциации звуков, дифференциации образов букв, тренировке переключения внимания.

Содержание. Ребёнку предлагается записать под диктовку слова с буквами Ш и Щ (Ш, обозначающая твёрдый согласный, прописывается синим, а Щ, обозначающая мягкий согласный, прописывается зелёным цветом).

Игра «Где же спрятались слова?»

Цель: учить выделять элементы букв, синтезировать их, ориентируясь на важные составные части букв; способствует усилению концентрации и устойчивости внимания.

Содержание. Вариант 1. Предлагаются слова или целые предложения, которые спрятались за маленьким «заборчиком». Поможет прочитать их верхняя часть, которая из-за него виднеется.

Вариант 2. Предлагаются слова с недописанными элементами. Надо прочитать слова и правильно их написать.

Предлагаемые упражнения помогут выработать у детей практический навык использования слов, относящихся к различным частям речи. Упражнения носят характер наблюдения, сравнения, дети учатся осмыслять изучаемые конструкции и вводить их в собственную речь.

Игра «Слова зовут на помощь». 

Цель: активизация словаря, развитие орфографической зоркости.

Содержание. Предложите выделить среди группы слов слово, в котором звуков меньше, чем букв. Это задание способствует развитию звукобуквенного анализа и синтеза.

Упражнение можно использовать при закреплении правописания слов с безударной гласной в корне.

Упражнение «Слова склеились».

Цель: развитие творческих способностей учащихся, формирование умений действовать по правилу, развитие оперативной памяти.

Содержание. На листе записаны слова, которые «склеились» между собой. Помогите им «освободиться» - проведите вертикальные линии между словами:

РЕКАДЕРЕВОСТОЛДОЖДЬКОРЗИНАКОРАБЛЬЁЖИККНИКАСОЛНЦЕ

Упражнение «Волшебная яблоня».

Цель: развитие творческих способностей учащихся, формирование умений действовать по правилу, развитие оперативной памяти.

Содержание. На листе нарисована яблоня, к её веткам прикреплены плоские картонные яблоки, на обратной стороне которых написаны слова с пропущенной безударной гласной. Ученик, сорвав «яблоко», читает на обороте слово и, объяснив его правописание, вставляет пропущенную букву. Все слова записываются на листе. Для того чтобы запомнить данные слова, предлагается побывать в стране Вообразилии и придумать историю (слова: лесная, поляна, цветы, сосна, нора, лисица, тишина, тропинка, река, плоты). Например, такая история: «На лесной поляне мы собирали красивые цветы. Там стояла высокая сосна. Под сосной мы видели нору лисицы. Кругом стояла тишина. По тропинке мы пришли к реке. По реке плыли плоты».

    Затем дети записывают слова по памяти.

Упражнение «Подбор слов-ассоциаций».

Цель: способствовать усвоению учащимися темы «Части речи», формированию умения строить речевое высказывание с учётом правил грамматического оформления предложения. Развитие творческих способностей, обогащение словарного запаса, формирование навыков ассоциативного мышления.  Формирование навыка ориентировки в пространстве.

Содержание. Лист делится на четыре части. В центре написано слово «животные». Ученикам предлагается записать:

  1. В правом верхнем углу слова-ассоциации, обозначающие предмет. (Какая часть речи обозначает предмет? На какие вопросы отвечает?);
  2. В правом нижнем углу слова-ассоциации, обозначающие признак предмета. (Какая часть речи обозначает признак предмета? На какие вопросы отвечает?);
  3. В левом нижнем углу слова-ассоциации, обозначающие слова действия. (Какая часть речи обозначает действие предмета?  На какие вопросы отвечает?);
  4. В левом верхнем углу слова-помощники. (Где можно увидеть этих животных? Где они живут?).

Когда все слова-ассоциации записаны, ученикам предлагается составить небольшой рассказ из 2-3 предложений. Затем эти предложения записываются в тетрадь.

Для упражнения можно использовать различные темы: «Одежда», «Мебель», «Игрушки», «Инструменты» и т. д.

Занимательный, лексический, логико-грамматический материал, представленный в консультации, необходимо постепенно усложнять в соответствии с продвижением учащихся в освоении школьной программы.

Список литературы:

  1. Емельянова Е.Н., Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. – СПб.: Питер, 2009.
  2. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования: учебное пособие/М.А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  3. Основы логопедической работы с детьми. /под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002.
  4. Логопедические занятия со школьниками (1–5 класс). /Меттус Е.В., Литвина А. В. и др. – СПб.: КАРО, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей "

Этот материал поможет родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в их нелегком деле воспитания детей с проблемами в развитии....

консультация для родителей "Положение подростка в семье и отношение с родителями"

Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на ...

Консультация для родителей: "Роль родителей при выполнении домашних заданий с детьми, занимающимися у логопеда"

Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекцион...

Развивающие игры в совместной деятельности родителей и детей (консультация для родителей)

В консультации рассматривается роль игры,как ведущей деятельности детей дошкольного возраста.Приводятся примеры игр, в которые родители и другие члены семьи в домашней обстановке могут играть с детьми...

Статья : Консультация для родителей «Памятка родителям по воспитанию детей»

Советы родителям по воспитанию детей, напоминания, рекомендации....

Консультация для родителей в форме он-лайн вебинара, направленная на дистанционное обучение родителей употребления глагола "to be" в Present Simple.

Если Вы столкнулись с тем, что Ваш ребёнок путается в употреблении такого простого и такого сложного глагола "to be", а Вы ничего не можете ему подсказать, приходите на вебинар  http://my.we...

Для родителей. Консультация для родителей по пожарной безопасности.

Консультация для родителей по пожарной безопасности....