Мүргэлтэй газарнууд.
проект
Изучение священных мест, и их топонимику позволяет глубже понять мировоззрение, культуру и традиции своего народа, а также сохранить их уникальное наследие для будущих поколений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
murgeltey_gazarnuud.docx | 32.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Алачи – урочище на берегу левого притока реки Большой Баргузин, заимка для зимних кочевок скота. Название в переводе с бурятского «алааша» - т.е. место, где произошло много убийств. Когда-то в данной местности проживали хамниганы, затем буряты, переселившиеся с северо-западного побережья Байкала, потеснили местных жителей и смогли занять земельные угодья. Спор из-за земли заканчивался убийствами. И поэтому местность назвали «Алааша », так говорят местные буряты. Следующая версия названия. Через местность Алачи проходила дорога китайцев- золотодобытчиков. Местные жители, желая завладеть добром проезжавших китайцев, нападали и убивали их. Местное произношение «Алааша». Алачи образовано во второй половине XVIII века.
Баруун Хашаарганта – урочище на правом берегу Большого Баргузина и реки Суурхайнаг. В переводе с бурятского «озеро, богатое рыбой карась». У этой рыбы в обилии чешуя «хашааргана » (в переводе с бур.).
Куйтун – урочище. Местонахождение между Баргузинским и Икатским хребтами. На стыке Баргузинского и Курумканского районов. Местные жители называют «Баруун Хунтэй» - «Западные Куйтуны», «Зун Хунтэй» - «Восточные Куйтуны». Это термины близкие по своему смыслу к топониму «Куйтун» - «приподнятые, предгорные равнины». Некоторые производят от слова «Хγγнтэй» - с людьми; людное, обжитое место. Куйтэн – с монгольского «холодный». А также слово «Куйтун» происходит от слова «Хγндэй», что означает «падь, долина» (из книги Н.Дамдинова «Родник в моем краю». У.-У. Бур. книжн. изд-во, 1990 г. ). Куйтуны изображены на картине народного художника Р.Ф. Солбона Ринчинова «Жаворонок». Существует легенда о Куйтунской степи. Однажды тысячу лет назад случился сильный снегопад. Повалил такой снег, что всю тайгу завалило до самых верхушек деревьев. Буряты не могли жить в таком снегу. Их выручил Батор Хонгодор. Он сказал, что есть такая степь, где ветер уносит весь снег. Послушались буряты своего Хонгодора и пошли за ним. Долго они шли и наконец пришли на место. Они построили целый улус и прожили там несколько лет. Но зимой и летом здесь дули такие холодные ветры, что не было сил появиться на дворе. В этом холоде их скот погибал, а не разводился. От холода и голода умерло много людей. И люди попросили Хонгодора найти им другое место. Перекочевали они, а прежнее место назвали «Хуйтун», что означает в пер. с бур. «холодное, студеное». Местные жители называют «Хунтэй»
Тобжоондой – урочище, заимка. От имени хозяина Тобжоондой – богатого человека. В переводе с бурятского «тобжун» - болтливый человек. По рассказам старожилов, это был действительно богатый человек начало XX века, имевший сепаратор, сеялку. Дома имели подземный ход. В стенах его дома были сделаны щели, незаметные другим людям, в них проглядывалась вся окрестность, а также внутреннее пространство двора. Вор был всегда на мушке винтовки в этих отверстиях. После революции Тобжоондой все свои богатства раздает родным и бедным, сам уезжает.
Табхуу – урочище. Находится на правой стороне левой протоки реки Баргузин. Образовано название от имени собственного в пер. с бур. «низкорослый». Малаханов Табхуу Бурхинович – скотовод.
Камень Бухэ-Шулуун (бык-камень)-- святыня Баргузинской долины, хозяин которой – дух камня. Он расположен по дороге из с. Суво в с. Бодон. По древнему преданию, когда буряты расселялись по долине, они на зиму перегоняли скот в читинские земли. Один бык так полюбил долину, что не захотел уходить из нее. Трижды его насильно уводили, но каждый раз он возвращался обратно, пока не превратился в камень и не остался в этой долине навсегда. С тех пор местные жители поклоняются камню, считая, что в нем заключена сила, которая оберегает жителей долины.
В 15 км. от с. Суво находится ландшафтный памятник природы – «Ининский сад камней». Громоздящиеся в степи разного размера и разных пород (а значит, и цветов) камни. Выстроенные в удивительно гармоничную композицию, группы и камни – отшельники, кажется, растут из земли. Угадываются даже некие отметины – линии этого роста. И все это до самого горизонта. На ровной местности возвышаются над землей крупные каменные глыбы, занимаемая ими площадь занимает 10 кв. км. Появление площади окатанных глыб камня, иные из которых до 4 метров в диаметре, по одной из версий связано с прорывом гигантского горного оползня, из-за которого верховье реки превратилось в крупное озеро.
Выше по реке имеется хорошая кочевая тропа, по которой выходили на Еравнинские озера и Читу.
Шэнэгальжин- находится в Куйтунской степи в 20 км. от п.Юбилейный к юго-востоку от озера Саган-Нур, на стыке Баргузинского и Курумканского районов. Представляет собой эффективный скальный выход (единственный на Куйтунах). Местность и скала известны у бурят под топонимом ШулуунШэнэгальжин. Если смотреть на скалу с запада, то она похожа на огромного окаменевшего ящера, поднявшегося на передних лапах, с приподнятой головой, обращённой на юг. По сведению информаторов, Шэнэгальжин считается одним из крупнейших в Баргузинской долине мест захоронения шаманов. При обследовании скалы в 1987 году шаманской рощи не было найдено, если не считать небольшой поросли кустарниковых деревьев с восточной стороны скалы. Зато в трех местах (на вершине утёса, на южном и восточном склонах) встречены остатки обоо и многочисленные следы жертвенных приношений. Среди них особо выделяются предметы культового назначения, которые, будучи сконцентрированными в крупной щели и под навесом скалы, явно относятся к ламаистскому Бумхану, от которого сохранились лишь несколько досок от постройки, железный алтарь, ритуальные чашки – суксэ, молитвенные барабаны – хурдэ, деревянные футляры от несохранившихся буддийских книг, висящие на кустах иконы – танки, молитвенные флажки и множество лоскутков материи. Центральное место в Бумхане под открытым небом занимает очаг, аккуратно сложенный из каменных плит для участников ритуальных действий. Жертвенный материал весьма разнообразен и характерен для бурятских обоо.
Есть основание полагать, что святое место в Шэнэгальжиме имеет очень глубокие корни, и истоки культа не связаны с шаманским кладбищем. Вокруг южного и восточного подножий скалистого выступа имеется крупный плиточный некрополь бронзового века, состоящий из шестидесяти могил и двух сторожевых камней. Каменные кладки сильно задернованы и полузасыпаны песками, поднимаемыми с Куйтуна ветрами. Данный могильник интересен тем, что является самым северным из памятников этого типа в Забайкалье.
«Янжима»- это место поклонения находится в 3 км. от деревни Ярикто. В 1996г. местными жителями была найдена скала с изображением танцующей богини Янжимы – покровительницы материнства и красноречия и под каменной плитой нашли ритуальные чашки – суксэ, деревянный ящичек с пирамидой тысячи буд. 31 апреля 2005г. ламы освятили и оборудовали это место. Перед скалой с изображением богини Янжимы установили доски для простирания, сделали веревочные ограждения вокруг скалы. В настоящее время это самое посещаемое место.
В Баргузинской долине существуют и другие буддийские культовые места. Среди них особо следует выделить ступу (субурган) Соодоя - ламы, одного из авторитетнейших деятелей буддийского мира, ясновидящего, йогина. Она находится в одном из живописных уголков края Баруун-Хунтэй ( Куйтунская степь), в нескольких километрах от с. Элысун. Есть места, где буддийские священнослужители проводят обряды (чтение молитв-ном уншалга или сагаагаар мургэхэ). К примеру, культовое место южнее с. Арзгун под названием – Зургэн Хада, или место паломников – гора Бархан уула, где в 1997 г. проходил буддийский молебен под руководством настоятеля Баргузинского дацана А. Намжилова.
Исторические предпосылки появления культов берут начало с заселения Баргузинской долины автохтонами: от легендарных баргутов, хорчи-монголов, эвенков до бурятских племен и представителей русского народа. В пользу этого свидетельствуют культовые места баргутов в районе Белых вод (к западу от реки Ина),захоронения хорчи – монголов в местности Хээр-Шошого, эвенкийские культовые места в верховьях р.Баргузин, священные места поклонения бурятских родов – Буха-Шулуун, Яариктын долоон нарhан и т.д. Продвигаясь вглубь долины, разные этнические группы осваивали данную территорию постепенно, чувствуя зависимость от объектов природы. И они начали почитать природные стихии, чтобы успешно вести охотничий промысел и хозяйственную деятельность.
МЕСТНОСТИ, ЗАИМКИ
Буксыкен – местность, река, являющаяся правым притоком Баргузина, в переводе с эвенкийского « перепутье ». В местности Буксыкен расположен холодный источник с одноименным названием, где лечат недуги местные жители (зоб, сердце, глаза, желудок…).
Верхний Харгол – местность по правому притоку реки малого Баргузина. В переводе с бурятского « Черная долина ».
« Гал ногоон, ургадаг байhан газар» (из письм. учен. работ).
Горхон – заимка, расположенная по левому притоку реки Большой Баргузин, бывшая скотоводческая ферма, на которой выращивался в 70-80-е годы молодняк КРС. В переводе с бурятского «горхон» - речка.
Добуун Буйни Добро Бабушка – возвышение в местности Алачи. В переводе с бурятского « холм бабушки по прозванию Добро ». Существует легенда. В местности Алачи, на заимке Намсалма жила бабушка, её называли Добро, потому что по характеру она была очень добрая. Однажды случился пожар. Бабушка увидела его первой и, схватив вещи, побежала. Она очень испугалась, сердце у неё было плохое. Взобравшись на бугор, старая женщина споткнулась и упала. И больше уже встать не могла – умерла со страху. С тех пор этот холм называют «Добуун Буйни Добро Бабушка ». этот случай произошел в начале XX века.
Дутхито – заимка на левом берегу реки малого Баргузина. В переводе с бурятского « нет конца ».
Загот- Зерно – расположен на берегу реки Баргузин, пункт заготовки зерна, создан в 40-е годы. Сюда возили зерно из двух районов: Баргузинский и Курумканский. Загот-Зерно представлял собой небольшой поселок с хорошо развитой инфраструктурой. В настоящее время находится в состоянии упадка, осталось 4-5 домов жилых.
Зуун Хашаарганта – местность на правом берегу реки Большой Баргузин от местности с. Хилганы (значение указано, см. выше.)
Мелиоратор – часть села Хилганы. Место образования, объединения сельскохозяйственной артели. Иначе называли отряд 518. Произошло от латинского melioratio - улучшение. Основано в 30-40 годы XX века.
Нажаржаан – заимка на правом берегу Малого Баргузина. В переводе с бурятского - «летний» вид кочевья.
Намаржаан – заимка на левом берегу реки Малый Баргузин. В переводе с бурятского – «осенний» вид кочевья.
Плем – ферма – юго-восточная часть села Хилганы, расположена по левой стороне трассы Хилгана – Баянгол. Название связано с разведением племенных коров симментальской породы. Образована в 50-60 годы, до этого после войны заимка Плем-ферма в связи с разделением хозяйства с местности Ярикто была перевезена в местность Хилгана.
Yбэлжээн – заимка на левом берегу реки Большой Баргузин. В переводе с бурятского – «зимний» вид кочевья.
Фазенда – заимка по КРС круглогодичного периода на правом берегу малого Баргузина. Старое название - Ешиин заимка. Переименована в 80-ые годы, название навеяно бразильским сериалом «Рабыня Изаура».
Хабаржаан – заимка на левом берегу Большого Баргузина. В переводе с бурятского – «весенний» вид кочевья.
Алфавитный список названий населенных пунктов (сел, деревень, ферм, заимок, зимовий, летников, озер, рек, притоков, ключей, гор, урочищ, хребтов, перевалов, островов, полуостровов, мысов, губ, заливов, проливов, участков) находящихся в границах территории сельского поселения «Хилганайское».
- Борогол – речка, на данный момент - ручеек, берущий начало с горы Харьялта Икатского хребта.
- Борогол – село на берегу речки Борогол в переводе с бурятского «Серая долина ». местное произношение – « Бургал ». Образование села относят к 20-м годам XX века. Жители - борогольцы.
- Гун Горхон – левый приток реки Большой Баргузин, в переводе с бурятского « Бездонная глубокая речка ».
- Суурхайнаг – правая протока реки Баргузин. В пер. с бур. «место обитания щуки».
- Тобжоондойн нуур – озеро на правом берегу малого Баргузина в местности Алачи между реками Большой и Малый Баргузин в переводе с бурятского «озеро человека» по имени «Тобжоондой». Иначе называют « Озеро трех братьев ».
- Улаан – Бургал – верховье, исток реки Борогол, берущей начало у горы Харьялта. В пер. с бур. «красные ивовые заросли, кустарники, мелкий березник».
- Унтасын протока – в пер. с бур. 1. речка названа так по характеру, скорости течения . 2. существует быль о том, что однажды на берегу речки заснул человек и спящим упал в воду.
8. Хилгана – село, центр сельского поселения «Хилганайское». Расположено на левом берегу реки Баргузин. слово произошло от «ковыль сибирский, мятлик» (из слов. бур.-рус. автор К.М. Черемисов). Село образовано в 30-40 годы XX века. Ранее представляло собой местность с разбросанными повсюду отдельными заимками. Жители – хилганайцы.
9. Тээнгин нуур – озеро, Тусхаан нуур- озеро, Шингалжин – урочище, Шапнай – кочевье, Огноли – протока, Хуктыни – протока, Мухалта – протока, Огнооли - протока, Хангалдай – протока, Дожноон – озеро, протока, Шаваан нуур- озеро.
Данные географические объекты расположены в Баргузинской долине, близ села Хилганы, являются принадлежностью сельского поселения « Хилганайское » и СПК « Куйтуны ». Этимология географических названий затемнена, значение непонятно. Предположительно, что данные названия произошли от имен собственных, прозвищ. Некоторые названия восходят к бурятскому языку и обозначают характеристику человека. Возможно, что названия данных объектов произошли от эвенкийских.
А
Алааша
Алаахайн нуур
Антоновка
Б
Бугсыхэн
Г
Гуун горхон
Гахайшан
Гульмаагта
Д
Даахин
Дудхито
Долоон нарhан
Добро бабушка
Дожноо
З
Загот-зерно
И
Иванай эрэншэн
К
Круглэ
Конный двор (Борогол)
Л
Луговод
М
Мандай
Мелиоратор
Н
Нажаржаан
Нухэ нуур
Намаржаан
О
Онёо
Огнооли
П
Площадка
Племенная станция
Племенная ферма
Петухын заимка
С
Сурхайнаг
Сагаан нуур
Суулганай нуур
Т
Таhархай
Таала
Тобжоондой
Табхуу
Тээнгиин нуур
Тусхаанай нуур
Тогсохо
У
Уулзыха хада
Урда хада
Уудэн шулуун
Ф
Фазенда
Х
Хашаарганта
Хунтэй
Хээр шошого
Хара гол
Хулеэн
Ч
Чечня
Ш
Шинагальжин
Шипшии
Шаманка
Шиипэр
Шапаа
Э
Энгитэй нуур
Я
Яhии
Янжима бурхан
Мургэлэй газарнууд.
А
Адха
Б
Буха шулуун
Балаганай бариса
Г
Гульмаагта
Д
Долоон нарhан
М
Мандай
О
Обоо Хилганын
С
Соодой ламын субарга
Ц
Цыцков заимка