Выступление на августовской конференции на тему "Содержание воспитания в современных условиях"
статья
Выступление на августовской конференции на тему "Содержание воспитания в современных условиях"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_avgustovskoy_konferentsii_2021g.docx | 48.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Текст выступления на педагогической конференции в 2021 году.
С 1 сентября 2021 года во всех школах должны действовать программы воспитания: Министерство просвещения считает, что воспитательный процесс нужно сделать более современным и менее бюрократическим. В образовательных организациях детей должны не только обучать, но и воспитывать. Это давно прописано в законе «Об образовании», но теперь появилось уточнение: в каждой образовательной организации должен быть документ, который регламентирует воспитательный процесс. И это не существующие календарные планы воспитательной работы. Планы останутся, но теперь они будут подчинены программе. СЛ2
Программа воспитания является обязательной частью основных образовательных программ. Её назначение – помочь образовательным организациям, реализующим образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования создать и реализовать собственные работающие программы воспитания, направленные на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Программа воспитания – это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и методов работы с обучающимися; её необходимо воспринимать как конструктор для создания рабочей программы воспитания. Он позволяет каждой образовательной организации, взяв за основу содержание основных ее разделов, корректировать их там, где это необходимо: добавлять нужные или удалять неактуальные материалы, приводя тем самым свою программу в соответствие с реальной деятельностью, которую школа будет осуществлять в сфере воспитания.
Рабочая программа воспитания нашей школы появилась в прошлом году, и она включает в себя четыре основных раздела: СЛ3
раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в котором школа кратко описывает специфику своей деятельности в сфере воспитания.
раздел «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели.
раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором школа показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел может состоять из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы. СЛ4 Инвариантными модулями в нашей школе являются: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация». Вариативными модулями являются: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Организация предметно-эстетической среды».
Образовательная организация, разрабатывая собственную рабочую программу воспитания, вправе включать в нее те вариативные модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов, т.е.каждая школа по заданному в примерной программе образцу может добавлять в свою рабочую программу собственные модули.
Модули в программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в системе воспитательной работы школы.
Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы»,
в котором необходимо показать, каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы.
К программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы.
Разрабатывая рабочую программу воспитания важно понимать, что сама
по себе программа не является инструментом воспитания: обучающегося воспитывает не документ, а педагогический работник – своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет педагогическим работникам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание обучающихся.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела» СЛ5
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими работниками и обучающимися. В нашей школе примерами таких дел являются «День самоуправления», концерт ко Дню учителя, «День Матери», «Осенний бал», «Новогоднее представление», «Вечер встречи выпускников», «А, ну-ка, мальчики», «День защиты детей» и др.
3.2. Модуль «Классное руководство»СЛ6
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями.
Модуль «Курсы внеурочной деятельности» СЛ7
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
В 2020-2021 учебном году в школе работали 16 кружков - Курс «Брянский край», «Шахматы», «Вокальное пение», «ЮИД», «ДЮП. Патриот», «Выразительное чтение»,«Школа вежливости», «Юный техник» и пр., и одна секция «Волейбол».
3.4. Модуль «Школьный урок»СЛ8
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока предполагает установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
3.5. Модуль «Самоуправление»СЛ9
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим работникам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку обучающимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться в детско-взрослое самоуправление.
На базе нашей школы в 2020г. открыто первичное отделение РДШ (председатель Матвеенко Н.) Активисты Российского движения школьников возглавляет и организует всю работу. Ученический совет школы помогал организовывать рейды по школьной форме, санитарному состоянию классных комнат, оформлению классных уголков, оказывал помощь в организации и проведении недели здоровья, месячника оборонно-массовой работы, выпускали тематические газеты, информационные бюллетени, участвовали в подготовке тематических информаций, спортивных мероприятий по классам, проводили тематические вечера.
В течение учебного года ученическим самоуправлением было организовано и проведено множество мероприятий и праздников, часть которых проводились в дистанционном формате (Посвящение в первоклассники; Осенний бал, Линейка, посвященная приему в РДШ; День матери; День Космонавтики; мероприятия, посвященные Дню Победы, различные акции и флешмобы.)
3.8. Модуль «Профориентация» СЛ10
Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся
по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся: обучающиеся 8 – 11х классов участвовали в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «ПроеКТОриЯ»; участие во Всероссийском проекте «Урок цифры», который развивает интерес школьников к программированию; участие школьников в проекте «Онлайн-уроки финансовой грамотности», индивидуальные профориентационные консультации для учащихся 9–11-х классов.
В школе организована работа детских объединений, пропагандирующих различные профессии: ЮИД, ДЮП. Профориентационная работа осуществлялась в рамках курса внеурочной деятельности «ОФГ» (9е классы) и «Дружи с финансами» (8 класс).
В план работы по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов входит: диагностика интересов, профессиональных типов личности, готовности к выбору дальнейшего обучения; составление личного профессионального плана, плана профессионального самоопределения учащимися; проведение групповых консультаций по выбору профиля обучения.
3.9. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися и педагогическими работниками средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся. В связи с пандемией в нашей школе данный модуль начал активно развиваться: ребята снимали на видео ролики, дистанционно участвовали в многих конкурсах, акциях, готовили онлайн – поздравления и концерты. Видео - поздравление к Дню Учителя, снятое учащимися 11 кл. демонстрировалось на канале Брянская губерния.
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»СЛ11
Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся школы. Ребята участвуют в трудовых десантах по уборке территории, оформлению цветников, озеленении классных комнат.
3.11. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.
Эта работа осуществляется через деятельность родительского комитета. Родительский комитет СОШ стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива. Даже во время тяжелой эпид. обстановки родительский комитет школы (Председатель Мащенко А.В.) активно участвовал в жизни школы: участвовали в рейдах, помогали в подготовке мероприятий и конкурсов, посещали уроки.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Основные принципы:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа…;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания…;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа…;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников….
Сосредотачиваемся на вопросах, связанных с качеством(на выбор):
- - проводимых общешкольных ключевых дел;
- - совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- - организуемой в школе внеурочной деятельности;
- - реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- - существующего в школе ученического самоуправления;
- - функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
- - проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
- - профориентационной работы школы;
- - работы школьных медиа;
- - организации предметно-эстетической среды школы;
- взаимодействия школы и семей школьников.
- *Итогом самоанализа ВР является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
Многие мероприятия, прозвучавшие во время моего выступления, проводятся во всех школах, мы считаем их традиционными, и не будем отказываться от них с появлением новой программы воспитания. Наоборот, нам необходимо продолжать воспитывать в ребенке базовые ценностные ориентиры, опираясь на современные тенденции в педагогике. Введение программы воспитания не является завершенным процессом. Невозможно точно сказать, где пролегают границы между обучением и воспитанием: на уроке, во внеурочном мероприятии, непосредственно в семье либо на улице.
Тема воспитания безгранична. Каждая историческая эпоха ставит перед нами свои цели, задачи, и всегда образование умело находить выход даже из самых сложных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на августовской конференции Внешняя оценка качества образовательной подготовки учащихся как один из путей повышения эффективности обучения.
Российское общество предъявляет сегодня к школе новые требования. Важнейшим социальным требованием, заявленным в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и в других стра...
Краеведческий подход в преподавании географии.Тезисы выступления на августовской конференции.
Тезисы выступления на августовской конференции учителей г.Самары - 31.08.2012г....
Выступление на августовской конференции "Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности по предмету"
Выступление на августовской конференции, секция учителей математики. "Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности по предмету". В ходе данного выступления рассмо...
Выступление на августовской конференции. Внеурочная деятельность на базе школьного музея.
Использование школьного музея во внеурочной деятельности....
ВЫСТУПЛЕНИЕ К АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети»».
В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определ...
выступление на августовской конференции для учителей татарского языка и литературы
выступление учителя...
Выступление на августовской конференции
Воспитание успехом в условиях новых требований современного образования...