Элективный курс "Индивидуальный учебный проект"
элективный курс

Элективный курс "Индивидуальный учебный проект"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_uchebnyy_proekt.docx38.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя школа № 32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического совета

приказом директора

Протокол № 1

МБОУ «СШ №32 им. С.А. Лавочкина»

от «_____» августа 2022 г.

Приказ от «_____» августа 2022 г. № ________-од

Рабочая программа

Наименование элективного курса: «Индивидуальный учебный проект».

Классы: 10 «Б».

Уровень общего образования: среднее общее образование.

Учитель: Умпирович Елена Анатольевна

Срок реализации программы, учебный год: 2022/2023 учебный год.

Количество часов по учебному плану: 1 ч; I п/г –16 ч., II п/г – 18 ч, всего за год – 34 ч..

Рабочую программу составила: ___________________         ________________________________

                подпись                                                                   расшифровка подписи


Пояснительная записка к рабочей программе.

Рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Изучение данного курса на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

-развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

-освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

-овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Результаты освоения элективного курса «Индивидуальный учебный проект».

Личностные результаты должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.  

Метапредметные результаты освоения курса должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения курса должны отражать:

1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Выпускник научится:

1. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2. Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

5. Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

6. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

7. Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

8.Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

9.Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

10. Развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

11.  Использовать приобретенные знания и умения для участия в проектной деятельности.

12. Понимать характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

14. Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки.

15. Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия.

16. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства.

16. Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах.

17. Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

18. Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.

19. Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения.

20. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Содержание программного материала.

Особенности проектной деятельности.        

Что такое «проектная деятельность»? Определение проектной деятельности. Виды проектов и их особенности. Информационный проект, исследовательский проект, практико-ориентированные проекты, социальные проекты. Классификация проектов по доминирующей деятельности, по комплексности и характеру контактов: монопроекты, межпредметные; по продолжительности: мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные, долгосрочные.

Технология проектной деятельности.        

Постановка проблемы. Проблема – как противоречие реального и желаемого. Причины возникновения проблем. Выбор темы проекта. Понятие проблемной ситуации. Анализ проблемной ситуации. Постановка проблемы. Целеполагание. Цель и требования к ее формулировке: измеримость, конкретность, достижимость, прозрачность, реалистичность. Понятие результата. Результаты работы с информационным проектом. Планирование деятельности. Постановка задач, адекватных цели. Пошаговое представление (планирование) деятельности. Хронологическая последовательность действий и расчет времени, необходимого для их выполнения. Паспорт проекта.

Анализ ресурсов. Понятие ограниченности ресурсов. Виды ресурсов, полезных для работы с проектом.

Анализ источников.

Виды информационных источников. Справочники, учебники, статьи, монографии, архивные документы, статистические материалы, Интернет, электронные издания, радио и телевизионные источники и др. Работа с каталогами. Организация информации в каталоге. Виды каталогов. Параметры поиска информации в каталоге.  Работа со справочной литературой. Виды справочной литературы. Способы размещения информации в справочной литературе. Поиск и отбор информации. Оформление ссылок Способы первичной обработки информации. Чтение текста с маркированием. Работа с терминами и понятиями. Коллажирование как способ обработки первичной информации. Использование электронных ресурсов. Работа со статистическим материалом. Статистические таблицы и приемы работы с ними. Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм. Оформление числовых данных.

Оформление паспорта проекта.        

Структура паспорта проекта. Оглавление, введение, основная часть, заключение, список источников, приложения.  Критерии оценивания реферата. Актуальность, логичность и системность изложения, взаимосвязанность основных вопросов, полнота раскрытия темы в соответствии с планом, творчество и самостоятельность автора при написании реферата, научный язык изложения, глубина анализа, изложение целей и задач, наличие обзора источников, соответствие оформления работы требованиям. Тезисы. Цель написания тезисов проектов, структура, требования, критерии оценивания.

Презентация проекта.

Содержание информации. Объем информации. Презентация в виде доклада с иллюстрациями; раздача изданного информационного бюллетеня; представление веб-сайта с результатами исследования и т.д. Составление текста к публичному выступлению. Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова. «Дерево идей». План и цель выступления. Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета. Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении. Методы привлечения внимания аудитории. Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, и др.) Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала публичного выступления).  Работа с вопросами. Для чего мы спрашиваем? Виды вопросов в зависимости от их цели и формы. Виды ответов по форме. Речевые формулы задания вопросов. Связь цели и формы вопроса. Форма вопроса и форма ответа.

Публичное выступление.

Результативность проектной деятельности.        

Понятия «отметка», «оценка», «контроль». Различия приведенных понятий. Эталоны и оценочные шкалы. Способы оценивания работ. Критерии и процедура оценивания. Оценка и самооценка.  «Сильные» и «слабые» стороны работы и их анализ. Успех и как его добиться. Неудача, или как преодолеть трудности и избежать неудач. Оценка собственного продвижения.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя школа № 32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического совета

приказом директора

Протокол № 1

МБОУ «СШ № 32 им. С.А. Лавочкина»

от «_____» августа 2022 г.

Приказ от «_____» августа 2022 г. № ________-од

Календарно – тематическое планирование.

Наименование элективного курса: «Индивидуальный учебный проект».

Классы: 10«Б».

Уровень общего образования: среднее общее образование.

Учитель: Умпирович Елена Анатольевна.

Срок реализации программы, учебный год: 2022/2023 учебный год.

Количество часов по учебному плану: 1 ч; I п/г –16 ч., II п/г – 18 ч, всего за год – 34 ч..

Таблица календарно – тематического планирования элективного курса «Индивидуальный учебный проект» на 10 класс.

Раздел 1. Особенности проектной деятельности (4 часа).

№ занятия

Тема занятия

Элементы содержания

Дата по плану

Дата по факту

1.

Выбор темы проекта

Что такое «проектная деятельность»? Определение проектной деятельности. Выбор темы проекта. Понятие проблемной ситуации. Анализ проблемной ситуации.

2.

Обоснование актуальности темы проекта

Проблемная ситуация. Актуальность выбора темы проекта.

3.

Определение типа проектной работы

Информационный, исследовательский, практико-ориентированный, социальные проекты. Классификация проектов по доминирующей деятельности, по комплексности и характеру контактов: монопроекты, межпредметные, мини-проекты, краткосрочные, годичные, долгосрочные проекты; индивидуальные и коллективные проекты.

4.

Определение цели и задач проекта

Формулирование цели и задач. Целеполагание. Цель и требования к ее формулировке: измеримость, конкретность, достижимость, прозрачность, реалистичность.

Раздел 2. Технология проектной деятельности (6 часов).

№ занятия

Тема занятия

Элементы содержания

Дата по плану

Дата по факту

5.

Формулирование проблемного поля проекта

Понятие проблемной ситуации. Анализ проблемной ситуации.

6.

Формулирование гипотезы проекта

Понятие результата. Гипотеза.

7.

Тренинг по определению проблем, целей, задач, гипотез заданных социально – общественных явлений

Проблема – как противоречие реального и желаемого. Целеполагание. Цель и требования к ее формулировке: измеримость, конкретность, достижимость, прозрачность, реалистичность.

8.

Продукты проектной деятельности

Продукт проекта.

9.

Составление плана работы над проектом

Планирование деятельности. Постановка задач, адекватных цели. Пошаговое представление (планирование) деятельности. Хронологическая последовательность действий и расчет времени, необходимого для их выполнения.

10.

Паспорт проекта

Паспорт проекта. Анализ ресурсов. Понятие ограниченности ресурсов. Виды ресурсов, полезных для работы с проектом.

Раздел 3. Анализ источников (5 часов).

№ занятия

Тема занятия

Элементы содержания

Дата по плану

Дата по факту

11.

Классификация источников, используемых для реализации проектов

Виды информационных источников. Справочники, учебники, статьи, монографии, архивные документы, статистические материалы, Интернет, электронные издания, радио и телевизионные источники и др.

12.

Работа со статистическими, иллюстративными материалами

Поиск и отбор информации. Способы первичной обработки информации. Чтение текста с маркированием. Работа с терминами и понятиями. Статистические таблицы и приемы работы с ними. Коллажирование как способ обработки первичной информации.

13.

Использование социологических опросов и их проведение

Социологические опросы. Респонденты. Оформление результатов по результатам опроса.

14.

Использование электронных ресурсов

Электронные ресурсы

15.

Оформление ссылок на источники и списка использованных источников

Ссылки на источники. Список источников.

Раздел 4. Оформление паспорта проекта (8 часов).

№ занятия

Тема занятия

Элементы содержания

Дата по плану

Дата по факту

16.

Структура паспорта проекта

Структура паспорта проекта. Оглавление, введение, основная часть, заключение, список источников, приложение.  

17.

Оформление введения к проекту

Актуальность, цели, задачи, гипотеза, проблемное поле, обзор источников, методов работы

18.

Основная часть проекта

Логичность и системность изложения, взаимосвязанность основных вопросов, полнота раскрытия темы в соответствии с планом, творчество и самостоятельность автора, научный язык изложения, глубина анализа

19.

Заключение к проекту

Соответствие выводов сформулированным задачам, конкретность и объективность заключений

20.

Оформление приложения

Конкретность, доказательность, дизайн, соответствие требованиям

21.

Оформление числовых данных.

Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм.

22.

Дизайн информации.

Эстетика оформления, соответствие требованиям

23.

Тренинг по определению ошибок в оформлении паспорта проекта на основании предлагаемых образцов

Структура паспорта проекта. Оглавление, введение, основная часть, заключение, список источников, приложение.  

Раздел 5 Презентация проекта(8 часов).

№ занятия

Тема занятия

Элементы содержания

Дата по плану

Дата по факту

24.

Критерии оценивания проекта

Критериальный подход к оценке продукта проекта.

25.

Подготовка тезисов для выступления

Содержание информации. Объем информации. Составление тезисов для публичного выступления. Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова. «Дерево идей». План и цель выступления.

26.

Использование приложений для презентации продукта проекта

Представление данных приложений.

27.

Формы презентации продукта проекта

Презентация в виде доклада с иллюстрациями; раздача изданного информационного бюллетеня; представление веб-сайта с результатами исследования и т.д.

28.

Публичная защита проекта

Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета. Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении.

29.

Методы привлечения внимания слушателей

Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, и др.) Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала публичного выступления).  

30.

Работа с вопросами аудитории

Работа с вопросами. Для чего мы спрашиваем? Виды вопросов в зависимости от их цели и формы. Виды ответов по форме. Речевые формулы задания вопросов. Связь цели и формы вопроса. Форма вопроса и форма ответа.

31.

Коррекция результатов проектной деятельности

Критерии и процедура оценивания. Оценка и самооценка.  «Сильные» и «слабые» стороны работы и их анализ.

Раздел 6. Результативность проектной деятельности (3 часа).

№ занятия

Тема занятия

Элементы содержания

Дата по плану

Дата по факту

32.

Защита индивидуальных учебных проектов по истории

Критерии и процедура оценивания. Оценка и самооценка. «Сильные» и «слабые» стороны работы и их анализ.

33.

Защита индивидуальных учебных проектов по обществознанию

Критерии и процедура оценивания. Оценка и самооценка. «Сильные» и «слабые» стороны работы и их анализ.

34.

Анализ достижений участия в проектной деятельности

Успех и как его добиться. Неудача, или как преодолеть трудности и избежать неудач. Оценка собственного продвижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект "Честь и совесть человека". Этот проект был выполнен совместно с учениками 10-11 классов и представлен на районный конкурс учебных презентаций.

Этот проект был выполнен совместно с учениками 10-11 классов и представлен на районный конкурс учебных презентаций. Мы попробовали провести грань между понятиями "честь" и "совесть"...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Элективный курс."Учебный проект. Культороведение США"

Данный элективный курс является специальным курсом и предназначен для учащихся старших классов (10-11) общеобразовательных школ.   В основу данного курса положена идея о направленности учебно-поз...

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Береза – душа России»

Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6, 9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Береза – душа России»...

«Педагогический учебный проект как одна из разновидностей учебных проектов»

Цель данного педагогического проекта: показать на примере занятия «Газетные иллюстрации» в курсе «Основы журналистики» возможности обучения обучающихся с помощью ИКТ (интеракти...