Внеклассное мероприятие «Занимательная химия»
материал (8, 9, 10, 11 класс)
Занимательные опыты по химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие «Занимательная химия» | 17.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательная химия
При подготовке мероприятия требуется тщательная подготовка учителя к проведению опытов.
Проведению вечера должна предшествовать продолжительная, тщательная работа с учащимися, при этом одному ученику не следует поручать больше двух опытов.
Цель проведения химического вечера – повторить полученные знания, углубить интерес учащихся к химии и привить им практические навыки в разработке и осуществлении опытов.
Описание основных этапов проведения вечера занимательной химии
I. Вступительное слово учителя на тему “Роль химии в жизни общества”.
II. Занимательные опыты по химии.
Ведущий (роль ведущего выполняет один из учеников 10-11-го класса):
- Сегодня мы проводим урок занимательной химии. Ваша задача – внимательно следить за химическими опытами и постараться их объяснить. И так, мы начинаем! Опыт № 1: “Вулкан”.
Опыт № 1. Описание:
Участник вечера высыпает на асбестовою сетку растертый в порошок дихромат аммония (в виде горки), на верхнюю часть горки кладет несколько головок спичек и поджигает их лучинкой.
Примечание: вулкан будет выглядеть еще более эффектно, если к дихромату аммония добавить немного порошкообразного магния. Компоненты смеси сразу перемешать, т.к. магний сгорает энергично и находясь в одном месте вызывает разбрасывание раскаленных частиц.
Сущность опыта – экзотермическое разложение дихромата аммония при местном нагревании.
Ведущий:
- Нет дыма без огня – гласит старая русская пословица. Оказывается, с помощью химии можно получить дым без огня. И так, внимание!
Опыт № 2. Описание:
Участник вечера берет две стеклянные палочки, на которые накручено понемногу ваты, и смачивает их: одну в концентрированной азотной (или соляной) кислоте, другую в водном 25%-ом растворе аммиака. Палочки следует поднести друг к другу. От палочек поднимается белый дым.
Сущность опыта – образование азотнокислого (хлористого) аммония.
Ведущий:
- А теперь представляем вашему внимаю следующий опыт – “Стреляющая бумага”.
Опыт № 3. Описание:
Участник вечера выносит на листе фанеры листочки бумаги, дотрагивается до них стеклянной палочкой. При прикосновении к каждому листочку раздается выстрел.
Примечание: заранее нарезаются узкие полоски фильтровальной бумаги и смачиваются в растворе йода в нашатырном спирте. После этого полоски раскладывают на листе фанеры и оставляют сохнуть до вечера. Выстрел получается тем сильнее, чем лучше пропитана бумага раствором и чем концентрированнее был раствор йодистого азота.
Сущность опыта – экзотермическое разложение непрочного соединения NI3*NH3.
Ведущий:
- У меня есть яйцо. Кто из вас, ребята, очистит его, не разбивая скорлупы?
Опыт № 4. Описание:
Участник вечера помещает яйцо в кристаллизатор с раствором соляной (или уксусной) кислоты. Через некоторое время вытаскивает яйцо, покрытое только подскорлуповой оболочкой.
Сущность опыта – в состав скорлупы в основном входит карбонат кальция. В соляной (уксусной) кислоте он переходит в растворимый хлорид кальция (ацетат кальция).
Ведущий:
- Ребята, у меня в руках фигурка человека из цинка. Давайте оденем его.
Опыт № 5. Описание:
Участник вечера опускает фигурку в 10%-й раствор ацетата свинца. Фигурка покрывается пушистым слоем кристаллов свинца, напоминающим меховую одежду.
Сущность опыта – более активный металл вытисняет из растворов солей менее активный металл.
Ведущий:
- Ребята, а можно ли сжечь сахар без помощи огня? Давайте проверим!
Опыт № 6. Описание:
Участник вечера высыпает в стакан, поставленный на блюдце, сахарную пудру (30 г), туда же вливает 26 мл концентрированной серной кислоты и перемешивает смесь стеклянной палочкой. Через 1-1,5 минуты смесь в стакане темнеет, вспучивается и в виде рыхлой массы поднимается над краями стакана.
Сущность опыта – серная кислота отнимает от молекул сахара воду, окисляет углерод в углекислый газ, одновременно образуется сернистый газ. Выделяющиеся газы выталкивают массу из стакана.
Ведущий:
- Какие вы знаете способы добывания огня?
Из зала приводят примеры.
Ведущий:
- Попробуем обойтись без этих средств.
Опыт № 7. Описание:
Участник вечера насыпает на кусок жести (или кафельную плитку) растертый в порошок перманганат калия (6 г) и капает на него из пипетки глицерин. Через некоторое время появляется огонь.
Сущность опыта – в результате реакции выделяется атомарный кислород и глицерин воспламеняется.
Другой участник вечера:
- Я тоже получу огонь без спичек, только другим способом.
Опыт № 8. Описание:
Участник вечера насыпает на кирпич небольшое количество кристаллов перманганата калия и капает на него концентрированную серную кислоту. Вокруг этой смеси он складывает тонкие щепки в виде костра, но так, чтобы они не касались смеси. Затем смачивает спиртом небольшой кусочек ваты и держа руку над костром выдавливает из ваты несколько капель спирта так, чтобы они попали на смесь. Костер моментально загорается.
Сущность опыта – происходит энергичное окисление спирта кислородом, который выделяется при взаимодействии серной кислоты с перманганатом калия. Выделяющееся при этой реакции тепло зажигает костер.
Ведущий:
- А теперь удивительные огни!
Опыт № 9. Описание:
Участник вечера помещает в фарфоровые чашки ватные тампоны, смоченные этиловым спиртом. На поверхность тампонов он насыпает следующие соли: хлорида натрия, нитрата стронция (или нитрата лития), хлорида калия, нитрата бария (или борной кислоты). На кусочке стекла участник готовит смесь (кашицу) из перманганата калия и концентрированной серной кислоты. Он берет стеклянной палочкой немного этой массы и касается поверхности тампонов. Тампоны вспыхивают и горят разными цветами: желты, красным, фиолетовым, зеленым.
Сущность опыта – ионы щелочных и щелочноземельных металлов окрашивают пламя в различные цвета.
Ведущий:
- Дорогие ребята, я так устал и проголодался, что прошу вас разрешить мне немного покушать.
Опыт № 10. Описание:
Ведущий обращается к участнику вечера:
- Дай мне, пожалуйста, чай и сухарь.
Участник вечера дает ведущему стакан с чаем и белый сухарь.
Ведущий смачивает сухарь в чае – сухарь синеет.
Ведущий:
- Безобразие, ты же меня чуть не отравил!
Участник вечера:
- Простите мен, я, наверное, перепутал стаканы.
Сущность опыта – в стакане находился раствор йода. Крахмал, находящийся в сухаре, посинел.
Ведущий:
- Ребята, я получи письмо, но в конверте оказался чистый лист бумаги. Кто сможет помочь мне узнать, в чем тут дело?
Опыт № 11. Описание:
Учащийся из зала (заранее подготовленный) прикасается тлеющей лучинкой к карандашной метке на листе бумаги. Бумага по линии рисунка медленно сгорает и огонек, передвигаясь по контуру изображения, обрисовывает его (рисунок может быть произвольным).
Сущность опыта – бумага сгорает за счет кислорода селитры, выкристаллизовавшейся в ее толще.
Примечание: на лист бумаги заранее наносится рисунок крепким раствором калиевой селитры. Его необходимо наносить одной непрерывной линией без пересечений. От контура рисунка тем же раствором следует провести к краю бумаги линию, отметив ее конец карандашом. Когда бумага высохнет, рисунок станет незаметным.
Ведущий:
- Ну а теперь, ребята, переходим ко второй части нашего вечера. Химические игры!
III. Командные игры.
Участникам вечера предлагают разбиться на группы. Каждая группа принимает участие в предложенной ей игре.
Игра № 1. Химическое лото.
На карточках, разграфленных как в обычном лото, пишутся формулы химических веществ, а на картонных квадратиках – названия этих веществ. Участникам группы раздают карточки, а один из них вытаскивает квадратики и называет вещества. Выигрывает тот участник группы, который первым закроет все поля карточки.
Игра № 2. Химическая викторина.
Между спинками двух стульев натягивается веревка. К ней на ниточках привязываются конфеты, к которым прикреплены бумажки с вопросами. Участники группы поочередно ножницами срезают конфеты. Игрок становится владельцем конфеты после того, как отвечает на приложенный к ней вопрос.
Игра № 3.
Участники группы образовывают круг. В руках у них химические знаки и цифры. Двое из игроков находятся в середине круга. По команде они составить химическую формулу веществ из знаков и цифр, которые держат остальные игроки. Побеждает тот участник, который быстрее составит формулу.
Игра № 4.
Участники группы делятся на две команды. Им раздаются карточки с химическими формулами и цифрами. Они должны составить химическое уравнение. Побеждает та команда, которая составит уравнение первой.
Вечер заканчивается вручением призов наиболее активным участникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Занимательная биология" (Что? Где? Когда?)
Внеклассное мероприятие по биологии для 7-8 классов в виде презентации в форме игры Что? Где? Когда? Имеет игровое поле, таймер, ответы с иллюстрациями. Основу составляют вопросы по ботанике, зоологии...
Внеклассное мероприятие «Занимательный мир задач»
1. Повышение интереса к изучению математики, развитие творческих способностей учащихся, логического мышления.Обучение решению арифметических задач различного типа.Формирование приемов умственной...
Внеклассное мероприятие "Занимательная грамматика"
https://docs.google.com/document/edit?id=1Fz0H_hsPIwRonvrwwPhL61gYlWQmA3r8W6neyzRbXEU&hl=ru&pli=1...
Внеклассное мероприятие " Занимательно о русском языке"
Сценарий мероприятия для проведения предметных недель по русскому языку...
Внеклассное мероприятие "Занимательный час химии"
Цель: Формирование интереса и дополнительного стимула у учащихся к изучению химии, понимания необходимости знаний, умений и навыков по химии для объяснения химических превращений.Мероприятие ориентиро...
Внеклассное мероприятие : "Занимательная химия. Химические реакции вокруг нас"
химические загадки, описание опытов, занимательный материал по химии, химические игры...
Внеклассное мероприятие «Занимательная химия»
Данное внеклассное мероприятие рассчитано на развитие познавательного интереса к новому изучаемому предмету, реализации межпредметных связей....