Формирование цифровой грамотности на уроках информатики в старшей школе.
учебно-методический материал
выступление на методическом объединении школы на тему "Формирование цифровой грамотности на уроках информатики в старшей школе."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Мунициальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новороговская средняя общеобразовательная школа №2
Егорлыкского района Ростовской области
Тема. Формирование цифровой грамотности на уроках информатики в старшей школе.
подготовил
Учитель физики
Даниелян А.С.
Формирование цифровой грамотности на уроках информатики в старшей школе.
Примерно с 2005 года, с появлением web 2.0, появился новый формат социальных взаимодействий между людьми и стал, по сути, новой формой общественного сознания: блоги, вики-проекты, социальные сети, другие проекты и медиасервисы, активно развиваемые и улучшаемые самими пользователями. Информации стало много, её может видеть и создавать каждый, но при этом нет гарантий её достоверности. Поэтому актуальным стал вопрос о формировании умений ориентироваться в цифровых медиа и пользоваться ими.
если для повышения языковой грамотности, нужна практика общения и чтения книг, то для развития цифровой грамотности необходима практика культурного использования технических средств (мобильных гаджетов и компьютеров), возможностей и коммуникаций цифровой среды.
Цифровая грамотность – это способность использовать те возможности, которые открывает современное общество со всеми его технологиями, умение коммуницировать с людьми в новом социальном формате и быть этичным и внимательными друг к другу.
Цифровые технологии стремительно входят в жизнь каждого человека, становятся доступными, удобными и востребованными инструментами для решения практических задач. В связи с цифровой трансформацией общества развиваются электронные услуги, онлайн-обучение, телекоммуникационный сектор, сотовая мобильная связь и т. д. Цифровые преобразования вызывают изменения в поведении, привычках, приоритетах людей. В повседневной деятельности человека активно возникают ситуации общения с чат-ботами, интеллектуального определения системой интересов пользователя и представления именно востребованной информации. Онлайн-сервисы способствуют освоению новых профессий, расширению кругозора, получению новых знаний. Технологические инновации не обходят стороной и систему образования, естественным образом внедряются в способы решения традиционных педагогических
задач обучения, контроля результатов обучения, управления образовательным процессом и прогнозирования путей его совершенствования, коммуникации участников
педагогического взаимодействия и т. д. Сегодня также говорят об использовании в школе виртуальной и дополненной реальности, элементов искусственного интеллекта, аддитивных технологий и 3D-печати, робототехники. Для проектирования индивидуальных образовательных
и адаптивных программ исследуются цифровые следы обучающихся и результаты аналитики больших данных. Современные школьники очевидным образом становятся участниками этих новых ситуаций, абстрагируясь от понимания сущности заложенных в их основу цифровых технологий. Между тем цифровые инновации не только создают новые возможности для творческой самореализации человека, снимают ограничения в коммуникации, ускоряют протекание процессов обработки данных, расширяют информационное пространство
личности, создают основу для повышения качества образования, работы, отдыха, но и несут еще незнакомые обучающимся риски и опасности. Мы признаем, что стать полноценной цифровой личностью и членом цифрового общества практически невозможно без внутреннего осознания и принятия особенностей цифровой реальности. При этом стратегическим активом обучающихся становятся цифровые навыки.
Качество образовательных результатов современного школьника оценивается через его функциональную грамотность — это метапредметное, интегральное образование, которое формируется при изучении школьных дисциплин с опорой на личностные качества и имеет разнообразные формы проявления.
Компьютерная функциональная грамотность — это умение находить информацию в сети интернет, пользоваться электронной почтой, создавать и распечатывать тексты, работать с электронными таблицами, использовать графические редакторы.
В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью. Следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия:
- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результат своей деятельности;
- использовать продуктивные формы групповой работы;
- обеспечить переход от фронтальных форм обучения к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося.
Информационно содержательное обеспечение включает две группы ЦОР:
1. Информационные источники. На уроках информатики часто используется этот материал:
а) Тексты специальных словарей, энциклопедий, тексты из научной литературы.
б) Статистические изображения. Динамические изображения, кино — видио фрагменты.
в) Мультимедиа среды. Информационно — справочные источники, практикумы, тренажеры и тестовые системы, программированные учебные пособия, виртуальные экскурсии и т. д.
2. Информационные ресурсы. Информационные средства обеспечивающие работу с информационными источниками.
В настоящее время широко используется понятие «Цифровые образовательные платформы», «цифровые образовательные инструменты», «цифровые образовательные ресурсы».
Все это создано для формирования и оценки функциональной грамотности.
Так же целесообразно отметить, что на уроках информатики используются следующие виды ЦОР по образовательно — методическим функциям:
1) Электронные учебники:
- Прототипы традиционных учебников;
- Предметные обучающие системы;
- Предметные обучающие среды.
2) Электронные учебные пособия:
- Тренажеры;
- Репетиторы;
- Игровые;
- Справочники;
- Контролирующие.
3) Электронные учебно — методические комплексы:
- Програмно - методические комплексы;
- Учебно — методические среды;
- Инновационные УМК.
4) Электронные издания контроля:
- Тесты;
- Тестовые задания;
- Методические рекомендации по тестированию;
- Инструментальные средства.
Актуальность проблемы заключается в том, что быстрый темп современной жизни, постоянные изменения в информационном обществе, не всегда своевременно позволяют изменять, дополнять учебный материал с помощью «бумажного» учебника, а разработанные электронные средства обучения предоставляют возможность несложного оперативного тиражирования. Данное утверждение основано, прежде всего на возможности динамичного изменения, дополнения содержания электронных средств обучения в соответствии с текущими изменениями в жизни общества, науки, культуры и т. п.
Заслуживает внимания и такой аспект, как классификация ЦОР по типу информации:
1) ЦОР с текстовой информацией (учебные пособия, справочники, энциклопедии, нормативно — правовые документы, числовые данные).
2) ЦОР с визуальной информацией (иллюстрации, портреты, фотографии, видиофрагменты процессов и явлений, видиоэкскурс, демонстрация опытов, моделей, схемы, диаграммы, формулы, карты).
3) ЦОР с комбинированной информацией.
4) ЦОР с аудио и видио информацией.
5) Интерактивные модели.
6) ЦОР со сложной структурой (учебники, учебные пособия, первоисточники, энциклопедии).
Таким образом, использованное ЦОР ориентирует на формирование и оценку функциональной грамотности на уроках информатики и способствует развитию интеллектуального потенциала не только за счет овладения содержанием, но и по средствам обработки, усвоения и применения имеющейся информации, а так же, что особенно важно, формирует способность самостоятельно отыскивать путь к новым знаниям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/20/picture-48764-1603175056.jpg)
Педагогические технологии по формированию финансовой грамотности на уроках информатики и во внеурочной деятельности
Педагогические технологии по формированию финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности обучающихся, на уроках информатикиВ рамках педагогического совета по теме: «Формирование...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/20/picture-128446-1666251429.jpg)
Формирование функциональной грамотности на уроках информатики.
Использование активных форм и методов обучения на уроках информатики....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/16/picture-1440736-1671197377.jpg)
Компетентностно-ориентированные задания для формирования функциональной грамотности на уроках информатики по теме "Алгоритмы"
Компетентностно-ориентированные задания по информатике по теме "Алгоритмы" для развития функциональной грамотности у обучающихся...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/05/picture-650848-1680698042.jpg)
Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках информатики"
Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках информатики"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/25/picture-96704-1353857277.png)
Формирование цифровой грамотности на уроках технологии
Развитие техники, науки, культуры, проникновение информационных технологий в различные области деятельности человека оказывают огромное влияние на содержание школьного технологического образования. Бы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/01/picture-626081-1504289428.jpg)
Выступление на ШМО "Формирование функциональной грамотности на уроках информатики"
Формирование функциональной грамотности на уроках информатики...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/19/picture-1451325-1674152244.jpg)
Формирование финансовой грамотности у обучающихся основной и старшей школы: основные приемы и методы учителя истории и обществознания.
Материал содержит информацию для учителя о формировании финансовой грамотности у обучающихся, о методах, приемах , существующих ресурсах которые могут помочь в деятельности учителя....