Формирование цифровой грамотности на уроках информатики в старшей школе.
учебно-методический материал
выступление на методическом объединении школы на тему "Формирование цифровой грамотности на уроках информатики в старшей школе."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost.docx | 17.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Мунициальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новороговская средняя общеобразовательная школа №2
Егорлыкского района Ростовской области
Тема. Формирование цифровой грамотности на уроках информатики в старшей школе.
подготовил
Учитель физики
Даниелян А.С.
Формирование цифровой грамотности на уроках информатики в старшей школе.
Примерно с 2005 года, с появлением web 2.0, появился новый формат социальных взаимодействий между людьми и стал, по сути, новой формой общественного сознания: блоги, вики-проекты, социальные сети, другие проекты и медиасервисы, активно развиваемые и улучшаемые самими пользователями. Информации стало много, её может видеть и создавать каждый, но при этом нет гарантий её достоверности. Поэтому актуальным стал вопрос о формировании умений ориентироваться в цифровых медиа и пользоваться ими.
если для повышения языковой грамотности, нужна практика общения и чтения книг, то для развития цифровой грамотности необходима практика культурного использования технических средств (мобильных гаджетов и компьютеров), возможностей и коммуникаций цифровой среды.
Цифровая грамотность – это способность использовать те возможности, которые открывает современное общество со всеми его технологиями, умение коммуницировать с людьми в новом социальном формате и быть этичным и внимательными друг к другу.
Цифровые технологии стремительно входят в жизнь каждого человека, становятся доступными, удобными и востребованными инструментами для решения практических задач. В связи с цифровой трансформацией общества развиваются электронные услуги, онлайн-обучение, телекоммуникационный сектор, сотовая мобильная связь и т. д. Цифровые преобразования вызывают изменения в поведении, привычках, приоритетах людей. В повседневной деятельности человека активно возникают ситуации общения с чат-ботами, интеллектуального определения системой интересов пользователя и представления именно востребованной информации. Онлайн-сервисы способствуют освоению новых профессий, расширению кругозора, получению новых знаний. Технологические инновации не обходят стороной и систему образования, естественным образом внедряются в способы решения традиционных педагогических
задач обучения, контроля результатов обучения, управления образовательным процессом и прогнозирования путей его совершенствования, коммуникации участников
педагогического взаимодействия и т. д. Сегодня также говорят об использовании в школе виртуальной и дополненной реальности, элементов искусственного интеллекта, аддитивных технологий и 3D-печати, робототехники. Для проектирования индивидуальных образовательных
и адаптивных программ исследуются цифровые следы обучающихся и результаты аналитики больших данных. Современные школьники очевидным образом становятся участниками этих новых ситуаций, абстрагируясь от понимания сущности заложенных в их основу цифровых технологий. Между тем цифровые инновации не только создают новые возможности для творческой самореализации человека, снимают ограничения в коммуникации, ускоряют протекание процессов обработки данных, расширяют информационное пространство
личности, создают основу для повышения качества образования, работы, отдыха, но и несут еще незнакомые обучающимся риски и опасности. Мы признаем, что стать полноценной цифровой личностью и членом цифрового общества практически невозможно без внутреннего осознания и принятия особенностей цифровой реальности. При этом стратегическим активом обучающихся становятся цифровые навыки.
Качество образовательных результатов современного школьника оценивается через его функциональную грамотность — это метапредметное, интегральное образование, которое формируется при изучении школьных дисциплин с опорой на личностные качества и имеет разнообразные формы проявления.
Компьютерная функциональная грамотность — это умение находить информацию в сети интернет, пользоваться электронной почтой, создавать и распечатывать тексты, работать с электронными таблицами, использовать графические редакторы.
В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью. Следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия:
- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результат своей деятельности;
- использовать продуктивные формы групповой работы;
- обеспечить переход от фронтальных форм обучения к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося.
Информационно содержательное обеспечение включает две группы ЦОР:
1. Информационные источники. На уроках информатики часто используется этот материал:
а) Тексты специальных словарей, энциклопедий, тексты из научной литературы.
б) Статистические изображения. Динамические изображения, кино — видио фрагменты.
в) Мультимедиа среды. Информационно — справочные источники, практикумы, тренажеры и тестовые системы, программированные учебные пособия, виртуальные экскурсии и т. д.
2. Информационные ресурсы. Информационные средства обеспечивающие работу с информационными источниками.
В настоящее время широко используется понятие «Цифровые образовательные платформы», «цифровые образовательные инструменты», «цифровые образовательные ресурсы».
Все это создано для формирования и оценки функциональной грамотности.
Так же целесообразно отметить, что на уроках информатики используются следующие виды ЦОР по образовательно — методическим функциям:
1) Электронные учебники:
- Прототипы традиционных учебников;
- Предметные обучающие системы;
- Предметные обучающие среды.
2) Электронные учебные пособия:
- Тренажеры;
- Репетиторы;
- Игровые;
- Справочники;
- Контролирующие.
3) Электронные учебно — методические комплексы:
- Програмно - методические комплексы;
- Учебно — методические среды;
- Инновационные УМК.
4) Электронные издания контроля:
- Тесты;
- Тестовые задания;
- Методические рекомендации по тестированию;
- Инструментальные средства.
Актуальность проблемы заключается в том, что быстрый темп современной жизни, постоянные изменения в информационном обществе, не всегда своевременно позволяют изменять, дополнять учебный материал с помощью «бумажного» учебника, а разработанные электронные средства обучения предоставляют возможность несложного оперативного тиражирования. Данное утверждение основано, прежде всего на возможности динамичного изменения, дополнения содержания электронных средств обучения в соответствии с текущими изменениями в жизни общества, науки, культуры и т. п.
Заслуживает внимания и такой аспект, как классификация ЦОР по типу информации:
1) ЦОР с текстовой информацией (учебные пособия, справочники, энциклопедии, нормативно — правовые документы, числовые данные).
2) ЦОР с визуальной информацией (иллюстрации, портреты, фотографии, видиофрагменты процессов и явлений, видиоэкскурс, демонстрация опытов, моделей, схемы, диаграммы, формулы, карты).
3) ЦОР с комбинированной информацией.
4) ЦОР с аудио и видио информацией.
5) Интерактивные модели.
6) ЦОР со сложной структурой (учебники, учебные пособия, первоисточники, энциклопедии).
Таким образом, использованное ЦОР ориентирует на формирование и оценку функциональной грамотности на уроках информатики и способствует развитию интеллектуального потенциала не только за счет овладения содержанием, но и по средствам обработки, усвоения и применения имеющейся информации, а так же, что особенно важно, формирует способность самостоятельно отыскивать путь к новым знаниям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические технологии по формированию финансовой грамотности на уроках информатики и во внеурочной деятельности
Педагогические технологии по формированию финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности обучающихся, на уроках информатикиВ рамках педагогического совета по теме: «Формирование...
Формирование функциональной грамотности на уроках информатики.
Использование активных форм и методов обучения на уроках информатики....
Компетентностно-ориентированные задания для формирования функциональной грамотности на уроках информатики по теме "Алгоритмы"
Компетентностно-ориентированные задания по информатике по теме "Алгоритмы" для развития функциональной грамотности у обучающихся...
Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках информатики"
Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках информатики"...
Формирование цифровой грамотности на уроках технологии
Развитие техники, науки, культуры, проникновение информационных технологий в различные области деятельности человека оказывают огромное влияние на содержание школьного технологического образования. Бы...
Выступление на ШМО "Формирование функциональной грамотности на уроках информатики"
Формирование функциональной грамотности на уроках информатики...
Формирование финансовой грамотности у обучающихся основной и старшей школы: основные приемы и методы учителя истории и обществознания.
Материал содержит информацию для учителя о формировании финансовой грамотности у обучающихся, о методах, приемах , существующих ресурсах которые могут помочь в деятельности учителя....