«Работа педагогического коллектива по формированию гражданственности, патриотизма, национального самосознания и единства»
материал

Штучкина Наталья Ивановна

Доклад на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_23-24.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа педагогического коллектива по формированию гражданственности, патриотизма, национального самосознания и единства»

Цель: выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.

“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”

К. Д. Ушинский

Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в гражданском развитии личности, в формировании гражданина - патриота.

Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.

Актуальность темы заключается в том, что работа по ней является одним из путей совершенствования образовательно-воспитательной работы школы, усиление ее патриотической направленности с учетом возможностей для развития личности обучающихся. На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма — культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине, служение Отечеству — является важным условием возрождения России. Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания обучающихся. В предыдущее десятилетие это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чуждо понятие "Родина", "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия. Мы вновь сегодня осознаем важность этой проблемы.

Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию

Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются

 • Конституция РФ,

• Федеральные законы РФ: «Об образовании», «О воинской обязанности и воинской службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы советского народа в ВОВ 1941 – 1945 гг.», «О Государственном Флаге Российской Федерации», «О Государственном Гербе Российской Федерации», «О Государственном Гимне Российской Федерации».

Указ Президента РФ «О Концепции национальной безопасности РФ»,

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к воинской службе», «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».

Закон РФ «Об образовании»

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования 1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе: 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, где определены ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности. Эти ценности выступают как базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности, общие для всех россиян: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. «Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране. Она определяет самосознание российского народа, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни, расставляет приоритеты общественного и личностного развития».

Работа, связанная с воспитанием обучающихся нашей школы базируется на следующих основных принципах:

• обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;

• принцип преемственности, предполагающий осуществление связи форм, содержания и методов воспитания;

• обусловленность форм содержания методов, приемов, средств патриотического воспитания индивидуальными особенностями обучающихся;

• диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием воспитательных мероприятий;

 • интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы и др.

Работа по патриотическому воспитанию проводится в следующих формах:

1. Тематические классные часы

«Наша страна – Россия», «Символы России», «День Конституции», «Россия в мире», «День воссоединения Крыма с Россией», День космонавтики. Мы первые!», «Не прервётся связь поколений»

2. Беседы

«Что такое Родина?», «Россия, взгляд в будущее», «Герои мирной жизни», «День славянской письменности», «День неизвестного солдата», «Мы – патриоты России», «Я – россиянин»

3. Уроки мужества

«День солидарности в борьбе с терроризмом», «День народного единства», «День Героев Отечества», «День защитника Отечества», «День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками», «День Победы! Бессмертный полк», «100-летие со дня рождения Зои Космодемьянской», «Герои нашего времени», «Наследие и наследники: история одной фотографии», «Мы ждём тебя, русский солдат!», «Подвиги юных патриотов России в годы Великой отечественной войны»

4. Родительские собрания

«Ответственность родителей за воспитание детей», «Современные дети и современные родители», «Патриотизм и дети 21 века», «Воспитание патриота своей Родины»

5. Конкурсы рисунков и плакатов

«Блокадный Ленинград», «Дорога жизни», «80 лет Сталинградской битве», «Мы – против коррупции»

6. Встречи

встреча с участником боевых действий в Афганистане Гусейновым Р.А.;

встреча с участником боевых действий в Афганистане Елисеевым А.Н.;

встреча с детьми войны и детьми-узниками Фокиной Л.Г., Драенковой А.А.

7. Экскурсии в музей Боевой Славы

«Этот день мы приближали, как могли»;

 «Памяти неизвестного солдата посвящается».

8. Волонтерские акции

«Подарок ветерану»

«Белый цветок»

9. Общешкольные праздники и мероприятия

  • Поднятие Государственного флага и исполнение Государственного гимна
  • «Разговоры о важном»
  • Линейка «День знаний»
  • Социальная акция «3 сентября-День солидарности в борьбе с терроризмом»
  • День окончания Второй мировой войны
  • Поэтический флеш-моб «Бородино»
  • Конкурс рисунка «Мой космос»
  • Викторина «Мы-грамотеи», посвященная дню грамотности
  • Месячник безопасности дорожного движения
  • Акция «День освобождения Смоленщины»
  • Месячник пожарной безопасности
  • Акция «Из детских рук частичка теплоты»
  • Проект «Мой добрый учитель»
  • Социальный проект «День матери»
  •  Поэтический флеш-моб «Мой папа»
  • Проект «В мире книг»
  • Поэтический флеш-моб «Мы едины – значит непобедимы»
  • Всемирный день памяти жертв ДТП
  • Акция «День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников ОВД России»
  • Поэтический флеш-моб ко Дню Государственного герба РФ
  • Акция «День неизвестного солдата»
  • Акция «Спеши делать добро»
  • КТД «Новый год»
  • Месячник профориентационной работы «Будущее – это мы!»
  • Неделя профилактики Интернет-зависимости
  • 27.01 – день полного освобождения Ленинграда от блокады
  • 80 лет Сталинградской битвы
  • День российской науки. Игра «Что? Где? Когда?» (ученики/родители)
  • День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
  • Конкурсная программа «А ну-ка, парни»
  • Рубрика «Герои нашего времени»
  • День единых действий в память о геноциде советского народа
  • «Неделя Памяти жертв Холокоста»
  • Международный день родного языка
  • Международный женский день. Конкурсная программа «А ну-ка, девочки»
  • День воссоединения Крыма и России
  • Всероссийская неделя детской и юношеской книги
  • Всероссийская неделя музыки
  • День космонавтики
  • Неделя безопасности. День пожарной охраны
  • Неделя здоровья
  • Акция «Салют, Победа» Уроки мужества. Выставка рисунков. Акции «Окно Победы», «Сад Победы», «Знамя Победы», «Бессмертный полк», «Парад у дома ветерана»
  • Митинг «Часовой у знамени Победы»

Все эти мероприятия повышают интерес обучающихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствуют воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувства долга и патриотизма.

Конечно, огромная роль в воспитании гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах классных руководителей, которые координируют деятельность детского коллектива в соответствии с годовым планом работы, общешкольные мероприятия по данному направлению работы, знакомят обучающихся с государственной символикой, проводят классные часы, уроки мужества.

Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в это время отличается большой психологической устойчивостью.

Если заложенные в младшем школьном возрасте аспекты патриотизма являются фундаментом, то подростковый возраст – мировоззренческой базой будущего гражданина.

Итоги всех мероприятий свидетельствуют о том, что прогрессирует процесс становления системы патриотического воспитания, а мероприятия, направленные на воспитание патриотизма и гражданственности у школьников, приняли системный характер.

Проект решения педагогического совета

Одобрить работу педколлектива школы по воспитанию гражданственности и патриотизма у обучающихся.

Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания.

Продолжить проведение классных и общешкольных мероприятий гражданско-патриотического воспитания.

Использовать в работе с обучающимися разнообразные педагогические, информационные технологии, а также документальные и художественно-исторические фильмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагогического коллектива по формированию у учащихся осознанных знаний и умений по безопасности жизнедеятельности

презентация на тему:  "Работа педагогического коллектива по формированию у учащихся осознанных знаний и умений  по безопасности жизнедеятельности"...

Обобщение опыта работы педагогического коллектива по теме: «Модульная система реализации метода педагогической поддержки в дополнительном образовании»

В данной статье представлена разработка  модели инновационного образовательно - воспитательного процесса, реализация которого позволяет  решать проблему уровня мотивации учебных, творческих ...

Корпоративная культура педагогического коллектива: проблемы формирования и признаки сформированности

В материале раскрыты проблемы формирования и признаки сформированности корпоративной культуры педагогического коллектива....

Исследовательская деятельность учащихся как средство формирования гражданственности, патриотизма и нравственно-духовных ценностей

Описан опыт работы по вовлечению обучающихся к исследовательской деятельности по русскому языку и литературе....

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

Выступление на педагогическом совете «Об успешной социализации обучающихся, роли педагогического коллектива в формировании личностных результатов освоения образовательной программы»

Социализация воспитанников – одна из приоритетных задач школы-интерната,   ведь то, насколько подготовленным к «взрослой» жизни выйдет подросток из её стен, во многом опред...

Доклад «Роль школы и семьи в формировании гражданского и национального самосознания подрастающего поколения»

Доклад «Роль школы и семьи в формировании гражданского и национального самосознания подрастающего поколения»...