Доклад на тему "Театрализованная деятельность в ДОУ"
методическая разработка
Данный материал может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям при организации театрализованного представления в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_teatralizovaannaya_deyatelnost_v_detskom_sadu.docx | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему
«Театрализованная деятельность в детском саду».
Подготовила: музыкальный руководитель
Фёдорова Н.Н.
Театр – всегда праздник. С ним связаны радость, веселье, яркие впечатления, новые чувства! А театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Это чудесный ключик, который открывает дверцу в окружающий ребенка мир образов, красок, звуков, тем самым помогая решить многие актуальные проблемы, связанные с формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, воспитанием воли, памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи. Развитием коммуникативных качеств личности, художественным образованием и воспитанием детей.
Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно, от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Она близка и понятна ребёнку и глубоко лежит в его природе, а находит отражение стихийно, потому что связана с игрой. В театральной игре, если она является действительно игрой, а не запланированной, организованной деятельностью, все ее участники, несмотря на возраст, равны. Каждый проявляет свою инициативу, свои желания и представления. Но от каждого требуется и умение согласовывать свои действия с действиями других участников и определенными правилами.
Театрализованная деятельность в ДОУ должна быть представлена достаточно широко и включать в себя:
⮚ просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
⮚ игры-драматизации;
⮚ исполнительское творчество детей (исполнение различных ролей в спектаклях и постановках с использованием доступных средств выразительности - мимики, жестов, движений);
⮚ упражнения по формированию выразительности исполнения;
⮚ отдельные упражнения по этике;
⮚ упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.
⮚ практические действия детей с разнообразными материалами по созданию образа куклы для кукольного спектакля или атрибутов костюму для собственного выступления;
⮚ восприятие и понимание художественных особенностей силуэта в теневом театре.
Театрально-творческая деятельность детей, безусловно, не появится сама собой. В этом огромную роль играет педагог, умело направляющий данный процесс. Готовя ребенка к театрализованной деятельности, нужно не только знакомить с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д., те есть со всякими «знаками», играющими роль выразительного языка.
Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений.
Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации, а также видеофильмы. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и т. д.)
После беседы о прочитанном (или рассказанном) необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Нельзя требовать буквального воспроизведения содержания произведения. При необходимости можно непринужденно поправить ребенка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения. Это важно, чтобы не растерять своеобразие авторского текста.
Из многообразия средств выразительности рекомендуется:
⮚ во второй младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);
⮚ в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);
⮚ в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;
⮚ в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Передать характер персонажей в движении помогает музыка.
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые сконцентрировали всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения)
В виде упражнений, можно использовать фрагменты из сказок, разыгрывая которые, дети ненавязчиво и непринужденно учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко всеми узнавались. Следует подчеркнуть, что в этих упражнениях важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Очень важно, чтобы каждый ребенок исполнял как отрицательные, так и положительные роли.
Театрализованная деятельность способствует развитию фантазии, воображения, всех видов памяти и детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического. Она вводит детей не только в мир прекрасного, активизирует мышление и познавательный интерес, но и помогает раскрывать творческие возможности, развивает речь и, что самое главное, помогает адаптироваться ребёнку в обществе. Жизнь дошкольников в детском саду обогащается за счет интеграции игры в разных видах искусства, которые находят свое воплощение в театрально – игровой деятельности.
Видами драматизации являются: игры - имитации образов животных, людей, литературных персонажей. Игры - драматизации это ролевые диалоги на основе текста. А вот в режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности. Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный теневой, пальчиковый, театр из нагрудников, платочный театр, театр из носка, вязаный театр, театр-рукавичка, ложечный театр и т.д.
Детский спектакль – кульминация работы, проделанной детьми, педагогами и родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии"
Развитие познавательного интереса на уроке, эмоциональный момент урока, межпредметные связи на уроке химии, применение ИКТ...
Стендовый доклад"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках профессионально-трудового обучения (профиль «швейное дело») с использованием ИКТ"
Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения компьютерных технологий в процессе самостоятельного извлечения и представления ...
Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...
Доклад "Стимулирование познавательной деятельности учащихся на нетрадиционных уроках"
Стимулирования познавательной деятельности учащихся через нетрадиционные уроки...
Доклад:"Мотивация учебной деятельности как предмет психологического исследования"
Младший школьный возраст представляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его развития происходит изменение всех психических процессов, которые в с...
Доклад "Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья"
В докладе раскрыто влияние изобразительной деятельности на формирование личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья....
Доклад "Контрольно – оценочная деятельность в практике работы учителя русского языка".
В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности накоплен большой опыт. Но, по-прежнему, актуальность вопроса оценочной деятельности учащихся на уроке не снижаетс...