Главные вкладки
Мастер-класс для родителей средней группы по изготовлению народной тряпичной куклы «Закрутки»
материал
Мастер-класс для родителей средней группы по изготовлению народной тряпичной куклы «Закрутки» (16.09.2024.)
Цель: вовлечение родителей в образовательную деятельность.
Задачи:
1. знакомство участников мастер-класса с народной традиционной куклой;
2. воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям, нравственным ценностям русского народа;
3. обучение приемам работы с тканью как поделочным материалом для создания народной тряпичной куклы «Закрутки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_zakrutka.docx | 750.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей средней группы по изготовлению народной тряпичной куклы «Закрутки» (16.09.2024.)
Цель: вовлечение родителей в образовательную деятельность.
Задачи:
1. знакомство участников мастер-класса с народной традиционной куклой;
2. воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям, нравственным ценностям русского народа;
3. обучение приемам работы с тканью как поделочным материалом для создания народной тряпичной куклы «Закрутки».
Материалы и оборудование:
- Квадрат со стороной примерно 20 см белой ткани для лица и рукавов.
- Прямоугольник 7 х 20 для юбки.
- Прямоугольник 2 х 12 для пояска.
4. Цветной лоскутик треугольной формы для платочка.
5. Нитки для обвязывания.
6. Вата, ветошь или синтепон для головки.
7. Наглядное пособие (Картинки тряпичных кукол с описанием).
Ход мероприятия:
I. Вводная часть.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
- Добрый вечер, уважаемые родители!
Мы очень рады видеть всех вас здесь. Благодарим, за то, что вы согласились посетить наш мастер-класс. Надеемся, вы сегодня узнаете много нового, интересного, необычного. Ощутите атмосферу доброжелательности, тепла, спокойствия.
- Наша встреча посвящена народной кукле, игрушке, которой играли наши предки. Впереди нас ждет практическая часть, мы будем своими руками создавать куклу. А пока я расскажу, что нас подтолкнуло провести это мероприятие.
II. Теоретическая часть.
- Ведущей деятельностью детей дошкольников является игра и как ее средство – игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме, объеме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. Зачастую значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается.
Во что играют современные дети?
- Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор детских игрушек, однако, покупая их, мы очень редко задумываемся над вопросом, сколько пользы они могут принести нашим детям, а сколько вреда.
Современные игрушки в подавляющем большинстве есть антиигрушки. Они насаждают стремление к злу, ненависти, насилию, распущенности, стяжательству. Детей чаще привлекают игры агрессивного характера. Заигрываясь, они перевоплощаются в героев компьютерных игр, боевиков, мультиков, забывая о реальном мире.
- Результаты такого воспитательного действия:
- повышенная агрессия;
- раздражительность;
- несдержанность;
- высокая тревожность;
- нарушение межличностных отношений;
- появление страхов, фобий.
- Особое место среди детских игрушек занимает кукла.
Главный посыл современной куклы – быть модной, гламурной, демонстрировать всем свою красоту. Такие женские качества как доброта, нежность, хозяйственность, уходят из игры современных девочек.
- Современные куклы для мальчиков всё дальше отходят от образа человека, всё больше приобретая черты животных или технических устройств. Герои обладают нечеловеческими способностями – силой, ловкостью, жестокостью и полным отсутствием внутреннего мира.
Эти качества становятся синонимом мужественности у мальчиков.
- В первую очередь игрушка должна быть безопасной как для физического, так и для психоэмоционального развития ребенка.
Игрушка для ребенка – помощник в исследовании мира, источник радости, мотив для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Игрушка закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. Бывает, что детская игрушка выглядит так, что определить кто это – не может даже взрослый. Ребенок должен сначала получить достаточное представление об окружающем его мире, иначе у малыша разрушается стереотип адекватного восприятия действительности. Слайд 8.
- Таким образом, мы можем заметить, что в магазинах минимальное количество подходящих кукол. Как выйти из этой ситуации? Куклу можно изготовить своими руками из остатков натуральных материалов. Рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает правдивую информацию о мире. Кора дерева - шершавая, камень - гладкий, песок – сыпучий. Играя же с пластмассовыми игрушками, рука ребенка чувствует только их гладкую, холодную поверхность. Нагружая информацией руку, ребенок нагружает кору головного мозга.
Фантазия и образное мышление «достроят» из любой «примитивной» куклы все что угодно. «Подобные» игрушки не развивают образного мышления (интерактивные).
Где же нам взять такую куклу, которая бы соответствовала всем тем требованиям, указанным выше? Обратимся к нашей народной культуре.
Вот уже более ста лет внимание учёных привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей на всей огромной территории России, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Уходя корнями вглубь веков и будучи тесно связанной со всем укладом жизни семьи, игрушка вводила ребёнка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала накопленный опыт от старшего поколения к младшему.
Пока дети были маленькими, кукол им делали матери, бабушки, старшие сестры. С 4-5 лет такую кукольную потешку уже могла делать любая девочка. Куклу делали с большим старанием. Так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
- Ценность народных кукол – в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве.
Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит информацию любви, защиты, доброжелательности.
Куклы сопровождали наших предков от рождения до самой смерти. Они принимали участие во всех важнейших этапах жизни человека. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
Кукол делали на рождение ребёнка, на начало покосных работ, они помогали в домашних делах и ремёслах, охраняли сон и берегли здоровье хозяев. Есть свадебные игрушки, которыми благословляли молодых, были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети. А потому в процессе изготовления не использовали ни ножниц, ни иголок (ну кто же станет резать и колоть будущего хранителя и защитника).
Нити рвали руками, так же поступали и с тканью – лоскутами ношеной одежды или бывшего в использовании постельного белья. И обязательно использовали ткань природную (натуральную) и «счастливую», ту, что носили в хороший жизненный период, не омраченный ни бедами, ни стрессами.
Детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке.
Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда".
Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. По своему назначению куклы делятся на три большие группы:
куклы – обереги, игровые и обрядовые.
III. Практическая часть. Совместная творческая деятельность.
Сегодня, мы предлагаем вам, смастерить куклу – «Закрутку».
Ход работы:
1. Берём вату и скатываем в шарик.
2. Этот шарик из ваты кладём в центр квадрата и обвязываем его и так голова готова.
3. Для того чтобы получились ручки надо выправить два противоположных уголка, загнуть острые кончики внутрь и сделать манжеты – цветными нитками завязать на расстоянии примерно 1 см от края.
4. Берём лоскуток прямоугольной формы и делаем юбку нашей кукле.
5. Затем нужно повязать поясок подогнув обрезные края.
6. Теперь надеваем косыночку и завязываем её под ручками.
Кукла «Скрутка» готова.
Итог:
- В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.
- мастер-класс подошел к концу. У всех получились разные, интересные, неповторимые куклы. Уже упоминалось о том, что эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла – закрутка»
Мастер класс рассчитан на детей пятого класса, педагогов, родителей....
Мастер-класс Народная тряпичная кукла Барыня (столбушка)
В настоящее время интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её зап...
Урок трудового обучения «Народная тряпичная кукла – закрутка».
Учебное занятие для учащихся 2-4 классов. Знакомит ребят с народной тряпичной куклой....
Мастер-класс Народная тряпичная кукла «столбушка»
В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла- это детская игрушка в виде фигурки человека. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа.В настоящее в...
Буклет "Мастер – класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы – оберега "
Все народы мира во все времена считали обереги непременным атрибутом жизни и быта любого человека: подобные магические предметы не только защищали своего владельца от любого возможного негатива, но и ...
Мастер-класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы "колокольчик".
В мастер-классе описано пошаговое изготовление тряпичной куклы "колокольчик" с фотографиями....
Открытый урок по технологии: «Народная тряпичная кукла. Изготовление куклы «Выхвалка»» (5 класс).
Урок направлен на то, чтобы дать ученикам краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся с ролью тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу «...