ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА — ЛУЧШАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ, ОДИН ИЗ САМЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
методическая разработка

Николенко Ольга Петровна

Технология сотрудничества -лучшая альтернатива группового обучения, один из самых эффективных способов реализации ФГОС.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА — ЛУЧШАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ, ОДИН ИЗ САМЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Работу выполнила

Учитель истории

МБОУ «Вечерняя школа №28»

Николенко Ольга Петровна

Технология сотрудничества -лучшая альтернатива группового обучения, один из самых эффективных способов реализации ФГОС.

Николенко О.П, - выступление на Педагогическом совете, март 2023 год Обучение в сотрудничестве. Что это такое?

Идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по самой своей сути и, следовательно, педагогична. Обратимся к пониманию слова «ошибка». Скорее всего, его можно определить как неверное действие или утверждение, исходящее из неверного суждения, неадекватного знания или непонимания. Такое определение близко к тому что дают толковые словари. Авторы методов обучения в сотрудничестве предлагают добавить к этому определению следующую фразу:

«Что указывает на необходимость дополнительной практики и большой тренировки, чтобы овладеть необходимым учением или знанием».

Значит, ошибки- это всего лишь индикатор того, нуждается ли ученик в помощи, в дополнительной практике. Но учитель не в состояние оказать эту помощь каждому конкретному ученику в классе. Эту ответственность учащиеся способны взять сами на себя, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научиться помогать друг другу. На педагогическом языке это обозначает, что необходимо использовать методы, адекватные данной задаче. Обучаться в сотрудничестве — это значит учиться по-другому, когда рядом с тобой товарищи(одноклассники), у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи одноклассников. Практика показывает, что вместе учиться не только легко и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что это эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь друг другу вместе решить любые проблемы, разделить радость или горесть неудачи — также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.

Чем отличается групповое обучение от обучения по методике сотрудничества ?

Группа, созданная для обучения в сотрудничестве, это нечто большее, чем просто сумма индивидуальностей. Это -команда, члены которой стремяться к достижению общей цели, а именно к тому, чтобы каждый ученик полностью реализовал свои способности и добился максимально возможных успехов в изучение предмета и нескольких дисциплин. Такая группа имеет несколько принципиальных характерных отличий.

Характерные особенности группы сотрудничества

Позитивная взаимозависимость. Каждый член группы несет ответственность за себя и за каждого из своих товарищей. Основное внимание сосредоточено на действие группы.

Персональная и коллективная ответственность. Каждый отвечает за то, чтобы все учились только на «хорошо» и хорошо выполняли любую работу.

Личные контакты. Члены группы вместе работают над заданием, способствуя успехам друг друга. Они поддерживают друг друга и помогают учиться как можно лучше.

Основное внимание уделяется развитию навыков навыкам работы в команде, члены группы овладевают социальными навыками и используют их в своей работе. Лидером может стать любой ( в зависимости от ситуации).

Обсуждение результатов коллективной работы. Группа обсуждает качество своей работы и эффективность сотрудничества. Большое внимание уделяется постоянному совершенствованию навыков своей работы в команде и академическим успехам.

Обучение в сотрудничестве является одним из эффективных способов реализации ФГОС. Подробнее в книгах» Проектируемый урок, Формирующий универсальные учебные действия», а также в электронных пособиях « Урок в условиях ФГОС. Целеполагание. Технологизация. Оценка результативности», « Новый взгляд на урок с учетом ФГОС. Конструирование на основе современных образовательных технологий» и « Моделирование урока в условиях реализации ФГОС ООО». Настоящее сотрудничество невозможно без дисциплины, без неукоснительного соблюдения совершенно определенных требований и правил, Основные элементы сотрудничества — это не разрозненны набор рекомендаций учителю, желающему организовать группу для обучения в сотрудничестве. Это совокупность требований ,которые только при строгом соблюдении способны создать условия для успешного сотрудничества.

Три типа взаимозависимости участников совместного обучения.

Зависимость от единой цели, которая осознается учащимися и которую они могут достичь только совместными условиями.

Зависимость от источников информации, когда каждый ученик группы владеет только частью общей информации или источника информации, которая необходима для решения поставленной общей задачи; каждый должен внести свой вклад в решение общей задачи. Данная зависимость может быть на уровне разделения труда, ролевой функций, учебного материала (Инструментов, оборудования), Разделенного между учениками группы.

Зависимость от формы поощрения. Каждый ученик получает одинаковую оценку за работу. Либо все поощряются одинаково, либо не поощряются вовсе.

Должны ли группы меняться или они могут быть постоянными?

На данный вопрос можно ответить по-разному, в зависимости от сложившийся в классе культурной, коммуникативной , эмоциональной ситуации. Рекомендуется сначала, пока и учащиеся и учитель привыкают к новым формам работы, стараться не создавать постоянных групп. Они должны оставаться постоянными только в течение работы над заданием, темой, проектом и т.д. Это может быть на протяжение одного, нескольких уроков. Если видно, что в той или иной группе работа идет слажено и активно в сотрудничестве, можно попробовать сохранить этот состав и на другое задание, на другую тему.

Создание групп сотрудничества- сложная задача, требующая от педагогов ежедневного кропотливого труда и посредственного внедрения в педагогическую практику основных элементов сотрудничества. Эти элементы совершенно обязательны, обойтись без них невозможно, и это отпугивает многих педагогов. И напрасно. Ибо усилия, затраченные на то, что бы основы сотрудничества «Вошли в плоть и кровь» каждой группы не пропадут даром: только они могут дать учителю уверенность в том, что каждый его ученик полностью реализовал свои возможности.

Познавательная

Обогащение представлений обучающихся об окружающей действительности, формирование потребности в образовании, содействие интеллектуальному развитию. Помочь обучающимся успешно закончить класс (школу) и определиться в выборе жизненной карьеры.

Трудовая

Формирование уважительного отношения к материальным ценностям как средствам для существования человека, содействие созданию, сохранению и приумножению материальных ценностей.

Общественная

Содействие социализации школьников, включение в активную общественно - полезную деятельность школы. Актуализация правового воспитания обучающихся, уважения к законам.        

Ценностно-ориентировочная

Формирование рационального осмысления общечеловеческих и социальных ценностей, осознания личной причастности во всех его проявлениях.

Свободное общение

Организация досуга обучающихся: работа по сплочению и развитию коллектива, воспитанию чувства товарищества, доброжелательного отношения друг к другу,

культуры человеческого общения.

Задачи, стоящие перед коллективом обучающихся и классным руководителем

  1. Добиваться глубоких, прочных знаний обучающихся по предметам.
  2. Контролировать соблюдение обучающимися режима дня, правил поведения, единых требований.
  3. Уделять внимание этическому воспитанию обучающихся, включая следующие категории этики - честь, достоинство, воспитанность, справедливость, патриотизм.
  4. Формирование у обучающихся класса общечеловеческих норм морали (доброты, взаимопонимания, терпимости по отношению к людям).
  1. Повышения уровня воспитанности.
  2. Воспитание активной жизненной позиции, чувства долга, готовности взять на себя ответственность.
  3. Формирование высокой нравственности и эстетической культуры.
  1. Воспитание чувства коллективизма: навыков взаимопомощи
  2. Воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов обучающихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС

Как ученика сделать сотрудником учителя? как привлечь  внимание  ученика и смотивировать его на активную учёбу? Ответ есть - использовать АМО!  В презентации раскрывается сущность понят...

Презентация "Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС".

Что такое активные методы обучения? Что они дают учителю и ученику? Какова их роль в реализации ФГОС? - ответы на эти вопросы в данной презентации. В качестве иллюстраций приводятся примеры АМО на уро...

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ французского ЯЗЫКА с опорой на ФГОС (10 самых эффективных способов).

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ французского  ЯЗЫКА с опорой на ФГОС (10 самых эффективных способов c конкретными примерами)....

Метод проектов-один из способов реализации ФГОС"

Что такое метод проектов, Виды учебных проектов, Подробное описание этапов,...

Метод проектов - один из способов реализации ФГОС

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стреми...

Активные методы обучения на уроках информатики как эффективное средство реализации ФГОС

Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу — использование активных методов обучения в учебном процессе. Включение активных методов в ...

Методическая разработка «Исследовательская и проектная деятельность при обучении физике как эффективный инструмент реализации ФГОС в условиях цифровой образовательной среды»

Проектная деятельность формирует способность учащихся планировать собственную работу, а учебные исследования наполняют процесс обучения личностным смыслом. Поэтому, для эффективного освоения норм иссл...