ВОЛШЕБНЫЕ СПИЦЫ
рабочая программа (5 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат поселка Эгвекинот»
МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»
«РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения учителей – предметников Рекомендовано к утверждению Протокол от « » августа 2024 г. Руководитель МО учителей – предметников
_______И.В. Елизарова | «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР Г.А. Перепелкина «_____» _______2024 г. | «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот» от «___» _____2024 г. № |
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
«ВОЛШЕБНЫЕ СПИЦЫ»
Направленность: художественная
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 8 – 14 лет
Срок реализации: 3 года
Автор – составитель
О.А. Толоева,
педагог дополнительного образования
ГО Эгвекинот
2024 г.
1.1. Введение
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные спицы» реализуется в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа – интернат поселка Эгвекинот», в котором обучаются воспитанники с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данная программа разработана в соответствии со следующими документами:
1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
3) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629;
4) Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599;
5) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598);
6) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287), (включены специальные требования образования обучающихся с ОВЗ);
7) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) (включены специальные требования образования обучающихся с ОВЗ);
8) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 г. № ВК - 641/09 «О направлении методических рекомендаций» и Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально - психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей;
9) Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 "О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий";
10) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
11) Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 декабря 2021 г., регистрационный N 66403), действующим до 1 сентября 2028 года.
2. Пояснительная записка
Из всего многообразия видов творчества вязание является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы, связанные спицам или крючком, вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах. Сам процесс вязания действует успокаивающе на человека. И неудивительно, что в последнее время вязанием стали увлекаться не только взрослые, но и дети.
В ходе освоения такого вида деятельности как вязание у обучающихся развивается механическая память, внимание, наглядно-образное мышление, самостоятельность, формируются познавательные и коммуникативные умения и навыки.
2.1.1. Актуальность программы заключается в том, что в процессе обучения обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получают знания об используемых материалах и инструментах, подборе и сочетании цветовой гаммы изделий, приобретают умения и навыки владения различными способами вязания, создаются условия для реализации идей в изготовлении одежды, игрушек, украшений, предметов интерьера и т.д. Занятия вязанием привлекают детей результатами труда, помогают детям стать инициативными, творческими, последовательными, трудолюбивыми и аккуратными, снять внутреннее напряжение, накопившееся в течение дня. Закрепив ряд трудовых навыков, необходимых для вязания, освоив процесс подготовки, изготовления и отделки вязаного изделия, обучающиеся смогут и дальше заниматься самостоятельно данным видом рукоделия. Все это готовит ребёнка к жизни и труду, независимо от того, какую профессию он выберет в дальнейшем.
Занятия по вязанию позволяют корректировать работу с мышечным тонусом кисти рук, развивают творческую направленность, творческое мышление, воображение, коммуникативные навыки, что способствует формированию адекватной самооценки. Именно поэтому занятия по вязанию удачно подходят для индивидуальной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа ориентирована на разный уровень способностей и подготовленности обучающихся. В ходе ее освоения, каждый ребенок поднимается на новый качественный уровень индивидуального развития, что соответствует потребностям детей и их родителей.
2.1.2.Педагогическая целесообразность заключается в эффективной организации образовательных, воспитательных и творческих процессов, основывающихся на единстве формирования сознания, воспитания и поведения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях социума.
В основе реализации программы лежит активный процесс взаимодействия педагога и воспитанников: в совместном общении выстраивается система жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью.
Занятия видами рукоделия, представленными в программе, способствуют развитию эстетического вкуса, воображения, фантазии, воспитанию усидчивости, аккуратности, трудолюбия.
Формируется благоприятная среда для индивидуального развития детей, происходит саморазвитие, самореализация, формируется творчески активная личность.
2.1.3.Новизна программы заключается в том, что в процессе усвоения программы дети получают знания по экономике: учатся определять себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы.
На занятиях у них воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка.
Большое значение уделяется воспитанию целеустремлённости, желанию получать всё больше новых знаний и умений. Дети учатся радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей.
2.1.4. Отличительная особенность программы заключается в том, что педагог во время проведения занятия учитывает индивидуальные особенности и возможности каждого воспитанника в установлении объема требований к усвоению учебного материала, предлагает обучающимся разноуровневые задания с учетом подготовленности обучающихся, а также выбирает формы общения с ребенком.
Педагог организует занятия таким образом, чтобы в процессе освоения необходимых знаний и умений, ребенок получал конкретный видимый и значимый для него результат; педагог учитывает интересы воспитанника, поддерживает его успехи и создает условия для его самореализации.
2.2. Цель программы: формирование и развитие познавательных способностей обучающихся в процессе освоения вязального мастерства (спицы и крючок), обеспечивающих дальнейшую социализацию в обществе, создание условий для развития творческих способностей обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями.
2.2.1. В процессе обучения реализуются следующие задачи:
обучающие | 1) освоение традиционных техник вязания спицами и крючком; 2)знакомство с современными приемами вязания; 3)овладение принципами составления цветовой гаммы; 4)изучение условных обозначений и схем, используемых в вязании. |
развивающие | 1) развитие эстетических и творческих способностей обучающихся; 2) знакомство с понятием о цвете, гармонии; 3) знакомство с видами декоративно-прикладного искусства; 4) знакомство с современным декоративно – прикладным искусством; 5) развитие у обучающихся фантазии, образного мышления, внимания; |
воспитательные | 1) формирование трудовых и эстетических навыков; 2) привитие культуры труда, аккуратности; 3) развитие эмоциональной отзывчивости, взаимопомощи, чувства коллективизма, духовных качеств личности, уважительного отношения друг к другу. |
2.2.2. Целевая аудитория: программа рассчитана на обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и инвалидностью от 8 до 14 лет, прошедших ПМПК и имеющих следующие категории нарушений:
Категория нарушений | Степень тяжести течения заболевания | Описание тяжести нарушения |
обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | F 70 (легкая умственная отсталость) | задержанное, неполное эмоциональное развитие, снижение навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности) |
2.3. Ожидаемые результаты
2.3.1. Личностные результаты
1)формирование и развитие интереса к творческой деятельности, художественному искусству;
2) формирование целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе творческой деятельности;
3) формирование и развитие художественного вкуса;
4) формирование интереса к истории своего народа, его культуре и традициям в процессе создания художественных работ;
5) формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов в процессе знакомства с национальным творчеством разных стран;
6) формирование нравственных норм, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
2.3.2. Предметные результаты:
1) сознательно усваивать полученные знания и использовать их для решения разнообразных учебных и творческих задач;
2) работать с источниками информации, анализировать ее и выбирать необходимую (рисунки, схемы, расчеты и др.);
3) анализировать схемы, рисунки, устройство изделия, выделять детали и способы их соединения;
4) выполнять учебно-познавательные действия практической и умственной форме, сопровождая их правильной речевой характеристикой;
5) выполнять моделирование и преобразование модели;
6) научатся реализовывать собственные творческие замыслы, участвуя в творческих проектах, конкурсах, выступлениях; участвовать в культурно - досуговой деятельности, обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области;
7) планируют предстоящую практическую работу с учетом поставленной цели, устанавливать порядок и последовательность действий для успешного достижения запланированного результата;
8)осуществлять самоконтроль практических действий, корректировать их при необходимости;
9) самостоятельно организовывают свое рабочее место;
10) умеют задавать вопросы;
11) умеют договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.
12) проявляют интерес к деятельности своих товарищей, результатам их работы, оценивать их в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.
учащиеся получат возможность.
2.2.3. Метапредметные результаты
1) планировать последовательность шагов алгоритма для− достижения цели;
2) ставить цель (создание творческой работы), планировать− достижение этой цели; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
3) адекватно воспринимать оценку педагога и сверстников;
4) различать способ и результат действия;
5) уметь в сотрудничестве ставить новые учебные задачи;
6) проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
7) умение осваивать способы решения проблем творческого− характера в жизненных ситуациях;
8) осуществлять поиск информации;
9) проводить сравнение, классификацию по заданным− критериям;
10) аргументировать свою точку зрения;
11) умение выслушивать собеседника и вести диалог;
12) способность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
13) планировать учебное сотрудничество с педагогом - наставником и сверстниками;
14) владение монологической и диалогической формами речи.
В процессе обучения по программе у обучающегося формируются: универсальные компетенции:
− умение работать в команде в общем ритме;
− умение ориентироваться в информационном пространстве;
− познавательной деятельности, творческой инициативы, самостоятельности;
− способность правильно организовывать рабочее место и время для достижения поставленных целей
3. Учебный план
3.1.1. Учебный план (1 год обучения)
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Всего | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятия | 1 | 3 | 4 |
2 | Основные приемы вязания спицами | 5 | 15 | 20 |
3 | Узоры из лицевых и изнаночных петель | 6 | 14 | 20 |
4 | Жгут. Обхватывание петли. Бугристые узоры. | 2 | 4 | 6 |
5 | Прибавление и убавление петель | 2 | 2 | 4 |
6 | Вязание прихватки | 2 | 14 | 16 |
18 | 52 | 70 |
3.1.2. Содержание программы (1 год обучения)
1. Вводное занятие. (4 ч)
Знакомство с планом работы кружка. Техник безопасности. Художественные возможности вязания спицами. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Правила подбора спиц и ниток.
2. Основные приемы вязания спицами. (20 ч.)
Теоретический компонент. Знакомства с понятиями «набор петель», «Лицевая петля», «Изнаночная петля», «чулочное вязание», «платочное вязание», « Кромочные петли».
Практический компонент. Набор петли, вязание лицевых и изнаночных петель, закрепление петли. Набор петель при вязании на двух спицах. Виды набора петель. Правильное положение рук при наборе петель. Набор петель классическим способом
3. Узоры из лицевых и изнаночных петель (20 ч.)
Теоретический компонент. Виды узоров из лицевых и изнаночных петель.
Практический компонент. Учить вязать различные узоры из лицевых и изнаночных петель.
4. Жгут. Обхватывание петли. Бугристые узоры (6 ч.)
Теоретический компонент. Жгуты. Обхватывающие петли. Бугристые узоры.
Практический компонент. Учить выполнять узоры с помощью перемещения петель, обхватывающих петель, вывязывать бугристые узоры.
5. Прибавление и убавление петель (4 ч.)
Теоретический компонент. Способы прибавления и убавления петель.
Практический компонент. Учить различным способам прибавления и убавления петель.
6. Вязание прихватки (16 ч).
Теоретический компонент Беседа «Особенности выбора пряжи для прихваток».
Практический компонент. Вязание прихватки. Выставка изделий, изготовленных обучающимися.
3.1.3. Учебно – тематический план (1 год обучения)
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Формы контроля и аттестации | ||
теория | практика | всего | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 3 | 4 | тестирование |
2 | Основные приемы вязания спицами | 5 | 15 | 20 | педагогическое наблюдение |
3 | Узоры из лицевых и изнаночных петель | 6 | 14 | 20 | педагогическое наблюдение, текущий контроль |
4 | Жгут. Обхватывание петли. Бугристые узоры. | 2 | 4 | 6 | педагогическое наблюдение, текущий контроль |
5 | Прибавление и убавление петель | 2 | 2 | 4 | педагогическое наблюдение |
6 | Вязание прихватки | 2 | 14 | 16 | Итоговый контроль (выставка образцов, готовых работ) |
3.1.4. Календарно – тематическое планирование (1 год обучения)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Сроки | |
по плану | по факту | |||
Вводное занятие | 4 | |||
1 | Знакомство с планом работы кружка | 1 | ||
2 | Беседа «Художественные возможности вязания спицами» | 3 | ||
Основные приемы вязания спицами | 20 | |||
3 | Набор петель начального ряда из 2-х нитей | 4 | ||
4 | Лицевые петли. Платочное вязание. | 6 | ||
5 | Лицевые и изнаночные петли. Чулочное и платочное вязание. | 4 | ||
6 | Кромочные петли. Ровный край. Зубчатый край. | 3 | ||
7 | Закрепление петель Итоговое занятия. | 3 | ||
Узоры из лицевых и изнаночных петель | 20 | |||
8 | Виды узоров их лицевых и изнаночных петель | 3 | ||
9 | Схема узора. Обозначение петель. | 2 | ||
10 | Узор резинка | 4 | ||
11 | Узор «Шахматка». | 4 | ||
12 | Узор «Путанка» | 2 | ||
13 | Узор «Столбики» | 3 | ||
14 | Узор «Продолговатая плетенка» | 2 | ||
Жгут. Обхватывание петли. Бугристые узоры | 6 | |||
15 | - Жгуты (Перемещение петель).Узор «Жгут из 6 лицевых петель . | 2 | ||
16 | - Обхватывающие петли из рабочий нити | 2 | ||
17 | - Вывязывание дополнительных петель непосредственно Узор «Бугорки, связанные из предыдущего ряда. | 2 | ||
Прибавление и убавление петель | 4 | |||
18 | Способы прибавления петель | 2 | ||
19 | Убавления петель по краям и в середине полотна | 2 | ||
Вязание прихватки | 16 | |||
20 | Беседа «Особенности выбора пряжи для прихватки». Выбора узора. Вязание прихватки. | |||
21 | Итоговое занятие. | 1 |
3.2.Учебный план (2 год обучения)
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Всего | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
2 | Повторение материала за 1 год обучения | 3 | 7 | 10 |
3 | Способы набора петель | 1 | 3 | 4 |
4 | Многоцветное вязание | 4 | 12 | 16 |
5 | Вышивка на трикотажном полотне | 2 | 6 | 8 |
6 | Круговое вязание спицами | 3 | 7 | 10 |
7 | Вязание варежек, перчаток и носок | 3 | 7 | 10 |
8 | Особенности вязания головных уборов | 2 | 8 | 10 |
9 | Итоговое занятие | 1 | 1 |
3.2.1. Содержание программы (2 год обучения)
1. Вводное занятие (2 ч.)
Знакомство с планом работы кружка, техникой безопасности. Беседа «Художественные возможности вязания спицами».
2. Повторение материала за 1 год обучения (10 ч.)
Теоретический компонент. Виды пряжи и спиц. Способы набора петель начального ряда. Лицевые и изнаночные петли. Накиды и снятые петли. Жгуты, обхватывающие петли, бугристые узоры.
Практический компонент. Повторение способа набора петель начального ряда, вязание узоров с помощью лицевых и изнаночных петель, накидов, снятых петель, жгутов, обхватывающих петель, вязание бугристых узоров.
3. Способы набора петель (4 ч.)
Теоретический компонент. Способы набора петель.
Практический компонент. Набор петли начального ряда из одной нити и с утолщенной нижней цепочкой.
4. Многоцветное вязание (16 ч.)
Теоретический компонент. Особенности цветного вязания с протяжками и вязания в технике интарсия. Соединение цветных полотен по вертикальным и горизонтальным линиям.
Практический компонент. Вязание цветного полотна с протяжками и в технике интарсия, соединять цветные полотна по вертикальной и горизонтальной линиям, выполнять схемы для вязания орнаментов. Цветное вязание с протяжками. Вязание многоцветных узоров. Вязание панно в технике интарсии.
5. Вышивка на трикотажном полотне (8 ч.)
Теоретический компонент. Особенности вышивки на трикотаже. Способы переведения рисунка на полотно. Виды швов.
Практический компонент. Перевод рисунка на полотно. Вышивание узора на трикотажном полотне с помощью различных швов. Выполнение вышивки на трикотаже «Роза».
6. Круговое вязание спицами (10 ч.)
Теоретический компонент. Особенности кругового вязания.
Практический компонент. Обучение технике кругового вязания. Вязание салфетки спицами.
7. Вязание варежек, перчаток и носок (10 ч.)
Теоретический компонент. Особенности снятия мерок и расчет для вязания носок, варежек и перчаток.
Практический компонент. Снятие мерок и расчет для вязания носок, варежек и перчаток. Вязание носок и варежек.
8. Особенности вязания головных уборов (9 ч.)
Теоретический компонент. Виды шапочек. Особенности снятия мерок и расчет для вязания шапочек.
Практический компонент. Снятие мерок и расчет для вязания шапочек. Вязание шапочки.
9. Итоговое занятие (1 ч.)
Обобщение полученных теоретических и практических знаний. Демонстрация творческих результатов детей.
Организация выставки работ обучающихся.
3.2.2. Учебно – тематический план (2 год обучения)
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Формы контроля и аттестации | ||
теория | практика | всего | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 | тестирование |
2 | Повторение материала за 1 год обучения | 3 | 7 | 10 | педагогическое наблюдение |
3 | Способы набора петель | 2 | 2 | 4 | педагогическое наблюдение, текущий контроль |
4 | Многоцветное вязание | 4 | 12 | 16 | педагогическое наблюдение, текущий контроль |
5 | Вышивка на трикотажном полотне | 2 | 6 | 8 | педагогическое наблюдение |
6 | Круговое вязание спицами | 3 | 7 | 10 | педагогическое наблюдение, промежуточный контроль |
7 | Вязание варежек, перчаток и носок | 3 | 7 | 10 | педагогическое наблюдение, текущий контроль |
8 | Особенности вязания головных уборов | 2 | 8 | 10 | педагогическое наблюдение, текущий контроль |
9 | Итоговое занятие | 1 | 1 | итоговая аттестация, выставка работ |
3.2.3. Календарно – тематическое планирование (2 год обучения)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Сроки | |
по плану | по факту | |||
Вводное занятие | 2 | |||
1 | Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности. | 1 | ||
2 | Беседа «Художественные возможности вязания спицами» | 1 | ||
Повторение материала за 1 год обучения | 10 | |||
3 | Виды пряжи, виды спиц | 2 | ||
4 | Набор петель начального ряда из двух нитей | 2 | ||
5 | Лицевые и изнаночные петли. Чулочное и платочное вязание | 2 | ||
6 | Накиды и снятые петли. Способы их выполнения | 2 | ||
7 | Жгуты. Обхватывающие петли. Бугристые узоры. | 2 | ||
Способы набора петель | 4 | |||
8 | Набор петель начального ряда из одной нити | 2 | ||
9 | Набор петель начального ряда с утолщенной нижней цепочкой | 1 | ||
10 | Итоговое занятие | 1 | ||
Многоцветное вязание | 16 | |||
11 | Схемы для вязания орнаментов. Цветное вязание с протяжками. | 1 | ||
12 | Узор «Узор с длинными снятыми петлями» | 1 | ||
13 | Узор «Цветная резинка» | 1 | ||
14 | Узор «Рельефный узор» | 2 | ||
15 | Узор «Резинка 2×2» | 2 | ||
16 | Цветное вязание – интарсия | 2 | ||
17 | Узор «Разорванные полосы» | 1 | ||
18 | Узор «Пятна» | 2 | ||
19 | Узор «Побеги» | 1 | ||
20 | Вязание панно в технике интарсии. | 2 | ||
21 | Итоговое занятие | 1 | ||
Вышивка на трикотажном полотне | 8 | |||
22 | Особенности вышивки на трикотаже | 1 | ||
23 | Способы переведения рисунка на полотно | 1 | ||
24 | Виды швов. Выполнения шва «петля» | 1 | ||
25 | Выполнение тамбурного шва | 1 | ||
26 | Выполнение пришитых стежков | 1 | ||
27 | Выполнение итальянского шва | 1 | ||
28 | Выполнение вышивки «Рококо» | 1 | ||
29 | Выполнение вышивки на трикотаже «Роза» | 1 | ||
30 | Итоговое занятие | 1 | ||
Круговое вязание спицами | 10 | |||
31 | Особенности кругового вязания | 5 | ||
32 | Вязание салфетки спицами | 4 | ||
33 | Итоговое занятие | 1 | ||
Вязание варежек, перчаток, носок | 10 | |||
34 | Снятие мерок и расчет для вязания носок | 2 | ||
35 | Вязание носок. | 2 | ||
36 | Снятие мерок и расчет для вязания варежек и перчаток. | 2 | ||
37 | Способы вязания варежек и перчаток. | 2 | ||
38 | Вязание варежек. | 2 | ||
Особенности вязания головных уборов | 10 | |||
39 | Виды шапочек. Снятие мерок и расчет для вязания шапочек. | 2 | ||
40 | Выкройка - основа шапочки. | 3 | ||
41 | Вязание шапочки | 4 | ||
42 | Итоговое занятие | 1 |
3.3. Учебный план (3 год обучения)
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Всего | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
2 | Повторение материала за 2 год обучения | 2 | 4 | 6 |
3 | Декоративный набор петель | 2 | 3 | 5 |
4 | Вязание мягких игрушек спицами | 2 | 7 | 9 |
5 | Особенности вязания одежды | 3 | 7 | 10 |
6 | Трикотажные швы и способы их выполнения | 3 | 16 | 19 |
7 | Украшение вязаных изделий | 2 | 7 | 9 |
8 | Вязание изделий для выставки | 2 | 6 | 8 |
3.3.1. Содержание программы (3 год обучения)
Вводное занятие (2 ч.)
Знакомство с планом работы кружка, техникой безопасности. Беседа «Современные тенденции в моде вязаной одежды».
Повторение материала за 2 год обучения (6 ч.)
Теоретический компонент. Инструменты и приспособления. Способы набора петель начального ряда. Лицевые и изнаночные петли. Накиды и снятые петли. Жгуты, обхватывающие петли, бугристые узоры.
Практический компонент. Повторение способов набора петель начального ряда, вязание узоров с помощью лицевых и изнаночных петель, накидов, снятых петель, жгутов, обхватывающих петель, вязание бугристых узоров.
Декоративный набор петель (5 ч.)
Теоретический компонент. Способы декоративного набора петель.
Практический компонент. Способы декоративного набора петель: «болгарский зачин», утолщенный край из скрещенных петель, утолщенный ажурный край на резинке 1×1, край-бахрома
Вязание мягких игрушек спицами (9 ч.)
Теоретический компонент. Техника выполнения объемных игрушек.
Практический компонент. Вязание рыбки, птички, жучка.
Особенности вязания одежды (10 ч.)
Теоретический компонент. Познакомить с понятиями «пропорции фигуры», «осанка», «контрольный образец», «плотность вязания», научить снимать мерки, рассказать об особенностях вязании по выкройке и по расчету различных деталей модели, познакомить с особенностями влажной обработки трикотажных деталей.
Практический компонент. Снятие мерок, определение плотности вязания, вязание различных деталей модели.
Трикотажные швы и способы их выполнения (19 ч.)
Теоретический компонент. Трикотажные швы и способы из выполнения.
Практический компонент. Выполнение различных трикотажных швов.
Украшения вязаных изделий (9 ч.)
Теоретический компонент. Виды украшений вязаных изделий.
Практический компонент. Изготовление помпонов, кистей и шнуров.
Вязание изделий для выставки (8 ч.)
Теоретический компонент. Выбор модели для вязания.
Практический компонент. Расчет для вязания модели. Вязание выбранной модели. Оформление выставки.
3.3.2. Учебно – тематический план (3 год обучения)
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Формы контроля и аттестации | ||
теория | практика | всего | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 | тестирование |
2 | Повторение материала за 2 год обучения | 2 | 4 | 6 | педагогическое наблюдение |
3 | Декоративный набор петель. | 2 | 3 | 5 | педагогическое наблюдение, текущий контроль |
4 | Вязание спицами мягких игрушек | 2 | 7 | 9 | педагогическое наблюдение, текущий контроль |
5 | Особенности вязания одежды | 3 | 7 | 10 | педагогическое наблюдение |
6 | Трикотажные швы и способы их выполнения | 3 | 16 | 19 | педагогическое наблюдение, промежуточный контроль |
7 | Украшение изделий | 2 | 7 | 9 | педагогическое наблюдение, текущий контроль |
8 | Вязание отчетной работы | 2 | 6 | 8 | итоговой контроль, выставка работ |
3.3. Календарно – тематическое планирование (3 год обучения)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Сроки | |
по плану | по факту | |||
Вводное занятие | 2 | |||
1 | Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности | 1 | ||
2 | Беседа «Современные тенденции в моде вязаной одежды» | 1 | ||
Повторение материала за 2 год обучения | 6 | |||
3 | Инструменты и приспособления | 1 | ||
4 | Набор петель начального ряда различными способами | 1 | ||
5 | Лицевые и изнаночные петли. Чулочное и платочное вязание | 1 | ||
6 | Накиды и снятые петли. Способы их выполнения | 1 | ||
7 | Жгуты. Обхватывающие петли. Бугристые узоры. | 2 | ||
Декоративный набор петель | 5 | |||
8 | Способы декоративного набора петель. | 1 | ||
9 | Утолщенный край из сдвоенных петель – «болгарский зачин» | 1 | ||
10 | Утолщенный край из скрещенных петель. | 1 | ||
11 | Утолщенный ажурный край на резинке 1×1 | 1 | ||
12 | Край «бахрома» | 1 | ||
13 | Итоговое занятие | 1 | ||
Вязание мягких игрушек спицами | 9 | |||
14 | Техника выполнения объемных игрушек | 2 | ||
15 | Вязание рыбки | 2 | ||
16 | Вязание птички | 2 | ||
17 | Вязание жучка | 2 | ||
18 | Итоговое занятие | 1 | ||
Особенности вязания одежды | 10 | |||
19 | Пропорции фигуры. Осанка | 1 | ||
20 | Снятие мерок | 1 | ||
21 | Контрольный образец. Плотность вязания | 1 | ||
22 | Вязание по выкройке и по расчету. | 1 | ||
23 | Вывязывание пройм, плеч. | 1 | ||
24 | Виды вырезов горловины. Особенности вывязывания горловины. | 1 | ||
25 | Виды воротников. Особенности вывязывания воротника. | 1 | ||
26 | Вывязывание накладных, прорезных горизонтальных и вертикальных карманов. | 1 | ||
27 | - Влажная обработка трикотажных деталей. | 1 | ||
28 | Итоговое занятие | 1 | ||
Трикотажные швы и способы их выполнения | 19 | |||
29 | Трикотажные швы и способы их выполнения. | 2 | ||
30 | Горизонтальный шов «петля в петлю» | 2 | ||
31 | Сшивание резинки | 2 | ||
32 | Соединение долевого и поперечного полотен. | 2 | ||
33 | Вертикальные швы | 2 | ||
34 | Тамбурный шов | 2 | ||
35 | Кеттельный шов | 2 | ||
36 | Фигурная кеттлевка | 2 | ||
37 | Итоговое занятие | 3 | ||
Украшение вязаных изделий | 9 | |||
38 | Виды украшений. Помпоны | 2 | ||
39 | Кисти | 2 | ||
40 | Шнуры | 4 | ||
41 | Итоговое занятие | 1 | ||
Вязание отчетной работы | 8 | |||
42 | Выбор модели для вязания | 2 | ||
43 | Расчет для вязания модели | 3 | ||
44 | Вязание отчетной работы | 3 | ||
45 | Итоговое занятие. Выставка изделий, выполненных обучающимися | 1 |
4. Содержание учебного плана
Программа рассчитана на 3 года обучения.
1 год обучения (стартовый уровень), дети осваивают базовые и теоретические основы техники вязания, знакомятся с историей возникновения вязального искусства и современными техниками вязания; осваивают различные техники вязания. Знакомство с с новыми техниками вязания, обучение основным видам ручных швов.
2 год обучения (начальный уровень), обучающиеся закрепляют на практике теоретические знания путем выполнения образцов работ, следуя технологическим картам и инструкции педагога; работают над созданием изделия, отвечающего функциональным и эстетическим требованиям.
3 год обучения (базовый уровень), развитие творческого потенциала, повышение исполнительского уровня, выполнение самостоятельных работ, участие в выставке работ;
происходит усложнение технологических приемов творчества, создание более сложных изделий, поделок, игрушек, проявление самостоятельного творчества, выражающегося в создании простейших выкроек, изделий с готового образца. Обучающиеся должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
5. Комплекс организационно – педагогических условий реализации АДОП
5.1. Продолжительность учебного года в МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»
Начало учебного года | Окончание учебного года | Продолжительность учебного года |
1 сентября | 24 мая | 34 недели |
Сроки реализации АДОП
Сроки реализации | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Количество учебных недель | Количество учебных часов в год |
1 год | 1 сентября | По мере реализации программы | 34 | 68 |
Режим занятий. Режим работы в период школьных каникул
Режим занятий | Режим работы в период школьных каникул |
Занятия проводятся 2 раза в неделю, их продолжительность составляет 40 минут | Занятия проводятся в течение всего года, кроме каникул. В период летних школьных каникул занятия могут проводиться по утвержденному расписанию, составленному на период летних каникул в форме учебных занятий, мастер-классов, экскурсий, тематических мероприятий |
Формы обучения, сроки реализации и режим занятий
Форма обучения – очная.
Для успешного выполнения программы используются многообразные формы и методы работы: коллективные и индивидуальные задания, уроки творчества, уроки-конкурсы. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к сложному.
Формы занятий выбираются в соответствии с возрастными и психологическими особенностями воспитанников.
Основными формами практической деятельности являются индивидуальные и групповые занятия. При изучении теории целесообразно использовать методы рассказа с элементами лекции, показа, презентации; сюжетные занятия, игры (например, «Вяжем сказку»); экскурсии, тематические вечера, посиделки, конкурсы, выставки.
В процессе занятия при выполнении практических работ делается перерыв для выполнения упражнений с применением здоровьесберегающих технологий.
Перед началом занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику, выполнять упражнения и самомассаж пальцев и кистей рук. Такая работа способствует комплексному развитию мелкой моторики пальцев рук. В перерывах необходимо проводить производственную гимнастику, выполнять упражнения для снятия напряжения и укрепления мышц глаз.
5.2.Виды и формы аттестации обучающихся
В процессе реализации программы осуществляется мониторинг развития и адаптации обучающихся, на основании которого делаются выводы о результатах прохождения программы. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет обучающимся, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.
Оценочные задания составляются с учетом уровня развития обучающихся и разной степени освоения ими программного материала таким образом, чтобы результат их решения и актуальный уровень развития и образования обучающегося сравнивался только с его же предыдущим уровнем. Сравнение с результатами решений других участников программы неприемлемо.
Критерии оценки результатов обучения могут быть распределены по степени выраженности знаний и приобретенных умений по уровням:
Низкий уровень | обучающийся имеет неясные, расплывчатые представления о предмете, в практических работах допускает много ошибок, нуждается в постоянной помощи и контроле со стороны педагога |
Средний уровень | запас знаний обучающегося близок к содержанию программы, допускаются незначительные ошибки в практической (репродуктивной) деятельности |
Высокий уровень | обучающийся имеет оптимальный для его развития и личностных особенностей представление о предмете, выполняет практические действия без ошибки, самостоятелен или помощь педагога минимальна. |
Мониторинг результатов обучения проводится два раза в год (декабрь, май) с целью отслеживания результативности обучения обучающегося по программе. Программой предусмотрено проведение текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.
Текущий контроль разработан в виде теста по направлению Программы (Приложение 1) - в начале и конце года.
Промежуточная аттестация проводится в конце каждого года обучения.
Итоговая аттестация проводится в конце всего курса обучения по адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, в виде выставки готовых изделий.
Выставка - форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники использования творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей обучающихся.
По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться творческий приз.
В конце года, по итогам работы заполняется карта аттестации. Критерием оценки умений может также считаться участие в различных конкурсах прикладного искусства на уровне МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот».
Аттестация обучающихся творческих объединений может проводиться в следующих формах: итоговое занятие, зачет, тестирование, защита творческих работ, выставочный просмотр, конкурс и др.
При оценке результативности освоения обучающимися программы учитывается их участие в выставках, конкурсах детского творчества.
В отдельных случаях общие критерии оценки результатов обучения не вырабатываются, т.к. при определении результатов образовательного процесса учитываются психофизические возможности и характер нарушений у каждого обучающегося.
Подготовка и участие в чемпионате по профмастерству «Абилимпикс».
5.3. Программа воспитания МБОУ «Ш –И поселка Эгвекинот»
АДОП «Волшебные спицы» разработана с учетом рабочей программы воспитания МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот», что позволяет соединить на практике обучение и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающихся.
Цель и задачи воспитательной работы
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
К базовым ценностям нашего общества относятся семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек.
Общая цель воспитания в МБОУ «Ш – И поселка Эгвекинот»– личностное развитие обучающихся, направленное на овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом, которое проявляется:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. В Программе представлены основные (инвариантные) модули (урочная деятельность, внеурочная деятельность, классное руководство, основные школьные дела, внешкольные мероприятия, организация предметно - пространственной среды, взаимодействие с родителями (законными представителями), соуправление, профилактика и безопасность, социальное партнерство, профориентация) и дополнительные (вариативные) модули (дополнительное образование, детские общественные объединения, школьные медиа, добровольческая деятельность (волонтёрство), школьный спортивный клуб, школьный театр.
Модуль Классное руководство. Работа с классным коллективом:
1) инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах;
2) оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе, через беседы, создание игровых ситуаций;
3) акции различной тематики, выполнение совместных поручений, подготовка к мероприятиям и предметным неделям и участие в них, оформление выставок и презентаций, выпуск стенгазет к различным календарным праздникам; моделирование ситуаций поведения в социуме;
4) организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе, а именно через, организацию и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование различных умений и навыков; организацию выставок совместных работ;
5) поощрение активных участников мероприятий и выставок;
6) участие в школьных, городских, областных мероприятиях;
7) проведение часов общения, воспитательных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, уроков нравственности, проводятся сюжетно-ролевые игры, основанные на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, обмене мнениями, предоставление школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся или их законными представителями в рамках воспитательной работы:
1) регулярное информирование родителей (законных представителей) об успехах и проблемах в обучении их детей, о жизни класса (группы) в целом;
2) помощь родителям (законным представителям) обучающихся в регулировании отношений между ними, администрацией образовательной организации и другими педагогическими работниками и специалистами коррекционно-развивающего профиля;
3) привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел и мероприятий класса.
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
На школьном уровне: общешкольные праздники – ежегодная совместная подготовка и проведение творческих (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дел, связанных со значимыми для обучающихся и педагогов знаменательными датами, в которых участвуют все классы школы.
На внешкольном уровне: социальные проекты – ежегодные, совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности, спортивно-оздоровительной направленности, социальной направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума.
На уровне классов: участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; проведение итогового участия детей в общешкольных мероприятиях и награждение по их итогам.
На индивидуальном уровне:
1) вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в доступной для него роли;
2) обучение и индивидуальная помощь ребенку в освоении навыков выполнения роли, в подготовке, проведении и анализа ключевых дел;
3) наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми.
Модуль «Знакомство с профессиями»
Деятельность педагогических работников по направлению "профориентация" включает в себя: знакомство обучающихся с умственной отсталостью с миром современных профессий, психолого-педагогическую диагностику и консультирование обучающихся и воспитывающих их семей по проблемам профориентации, а также организацию систематических профессиональных проб обучающихся.
Задача совместной деятельности педагогического работника и семьи обучающегося - подготовить обучающегося к требованиям современного рынка труда, с учетом объективных ограничений здоровья, реальных возможностей и перспектив будущей трудовой занятости.
Виды и формы деятельности: профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности; экскурсии на предприятия города, дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; организация творческих фестивалей, призванных познакомить обучающихся с миром современных профессий и обеспечить среду, помогающую слабовидящему ребенку совершить профессиональную или трудовую пробу.
Профориентационная работа и основы трудовой деятельности - традиционное направление для отечественной педагогической работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и инвалидностью.
Цель профориентации обучающихся — это формирование первоначальных представлений о труде, профессиях, допрофессиональных умений, навыков. Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека. Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей профессиональных интересов школьников. Побуждение обучающихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному труду, к активной пробе сил.
При планировании профориентационных занятий наши педагоги используют разнообразные формы воспитательной деятельности. Беседы, экскурсии, выставки детского творчества. Вся работа успешно осуществляются на уроках, а также на внеурочных профориентационных занятиях.
Реализация модуля профориентация проходит через цикл профориентационных бесед, направленных на активизацию личного участия в формировании своего будущего; расширение знаний о мире профессий; обсуждение проблемных вопросов, анализ деятельности людей различных профессий.
Обучающиеся начальных классов получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества. Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры которые педагоги используют как на уроках, так во внеурочной деятельности.
На внеурочных занятиях применяются игры и игровые упражнения, также связанные с профессией. «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Угадай профессию по жестам», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с той или иной профессией», Широко используется потенциал мероприятий: Неделя трудового обучения, проведение мастер-классов учителями технологий «Мастерская деда Мороза», проведение праздников труда «Город мастеров», конкурсные программы с включением практических упражнений.
Ежегодно школьники участвуют в разнообразной коллективной творческой деятельности, выставках детских рисунков, «Профессии прошлого и профессии будущего», «Моя будущая профессия», «Профессия моих родителей». Проводятся знакомство с профессиями, представленными в школе. Важным звеном в системе профориентационной работы с обучающимися организовывать встречи с родителями, как с профессионалами в тех или иных сферах.
Индивидуальная работа с обучающимися:
1) мониторинг профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов;
2) индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их родителей по вопросам склонностей, способностей и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии.
Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение «Я - волонтер!»,– это добровольное, самоуправляемое/соуправляемые, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей по инициативе и при педагогическом управлении взрослых.
Объединение «Я - волонтер!» создано с целью воспитания гражданских и патриотических чувств детей и подростков; поддержки социальных инициатив, направленных на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания; развития социальной активности детей и подростков, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков; предоставления возможности для самореализации развития организаторских качеств детей и подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций.
Основными направлениями деятельности объединения «Я - волонтер!» являются: - оказание социально-бытовых услуг нуждающимся из малообеспеченных, неблагополучных семей обучающихся; - помощь инвалидам и пожилым людям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и временно проживающих в реабилитационном центре;
участие в организации досуговой деятельности обучающихся;
организация праздничных, торжественных мероприятий;
облагораживание пришкольной территории;
участие в районных, областных благотворительных и профилактических акциях.
5.4. Календарный план воспитательной работы
Ключевые общешкольные дела | |||||
Дела | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные | ||
«Здравствуй, школа» - торжественная линейка, посвященная Дню Знаний. | 5-9 классы | сентябрь | Педагог-организатор | ||
День солидарности в борьбе с терроризмом «Расстрелянное детство» (Беслан). | 5-9 классы | сентябрь | Классные руководители Воспитатели | ||
Неделя безопасности (ПДД, пожарная безопасность, учебно-тренировочная эвакуация) | 5-9 классы | сентябрь | Классные руководители Воспитатели Учитель ОБЖ | ||
Презентация работы кружка «Волшебные спицы» - «Вязание доступно всем!» | 8 класс | сентябрь | Руководитель кружка Толоева О.А. | ||
Оценка уровня воспитанности обучающихся – методика Н.П. Капустина | 5-9 классы | сентябрь (входная диагностика) | Классные руководители | ||
Турнир по шашкам «Шашечные дороги» | 5-9 классы | сентябрь | Учитель физической культуры | ||
Социально-психологическое тестирование (ЕМ – СПТ) | 7-9 классы | сентябрь | Социальный педагог Педагог-психолог | ||
Праздничный концерт «С любовью к Вам, Учителя» | 5 – 9 классы | октябрь | Педагог – организатор, классные руководители Воспитатели | ||
Всемирный день трезвости и борьбы с алкоголизмом «ДА! Здоровому образу жизни» | 5 – 9 классы | октябрь | Социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели | ||
Соревнование по волейболу | 6 – 9 классы | октябрь | Учитель физической культуры | ||
Акция «Милосердие» - Международный день пожилых людей. | 5 – 9 классы | октябрь | Воспитатели | ||
Всероссийский конкурс рисунков «Дорожная безопасность» | 5 – 9 классы | октябрь | Учитель ИЗО Воспитатели | ||
В рамках профориентационной работы виртуальная экскурсия «Трикотажное ателье» | 6 – 9 классы | октябрь | Руководитель кружка Толоева О.А. | ||
Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» | 5 – 9 классы | октябрь | Классные руководители | ||
Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет «Я и интернет» | 5 – 9 классы | октябрь | Классные руководители | ||
День гражданской обороны | 5 – 9 классы | октябрь | Классные руководители Воспитатели | ||
Викторина ко Дню народного единства «Я гражданин России» | 5 – 9 классы | ноябрь | Классные руководители Воспитатели | ||
Соревнования по баскетболу «Золотой мяч» | 6 – 9 классы | ноябрь | Учитель физической культуры | ||
Международный день толерантности «Мы все вместе – одно целое» | 5 – 9 классы | ноябрь | Классные руководители Воспитатели | ||
Правовая неделя | 5 – 9 классы | ноябрь | Социальный педагог | ||
Выставка плакатов «Курение – зло» | 5 – 9 классы | ноябрь | Учитель ИЗО, воспитатели | ||
Агитбригада, посвященная Дню отказа от курения. | 5 – 9 классы | ноябрь | Социальный педагог, педагог-психолог | ||
«День Чукотки» - веселые переменки Конкурс рисунков «Моя Чукотка» | 5 – 9 классы | декабрь | Педагог-организатор, классные руководители, воспитатели | ||
Мастер – класс «Волшебный клубок» | 6-8 классы | декабрь | Руководитель кружка Толоева О.А. | ||
Тренинг, деловая – игра, посвященная Дню борьбы со СПИДом. Акция «Ленточка здоровья» | 5 – 9 классы | декабрь | Социальный педагог Педагог-психолог | ||
Соревнования по северному многоборью | 5 – 9 классы | декабрь | Учитель физической культуры | ||
Единый урок «День Конституции РФ» | 8 – 9 классы | декабрь | Педагог-организатор Классные руководители | ||
Президентские состязания «Стартуют все!» | 5 – 9 классы | декабрь | Учитель физической культуры | ||
Проведение мероприятий по безопасности «Зима прекрасна, когда безопасна» | 5 – 9 классы | декабрь | Классные руководители Воспитатели Учитель ОБЖ | ||
Конкурс плакатов «Новый год-2024» | 5 – 9 классы | декабрь | Классные руководители Воспитатели | ||
Мастерская Деда Мороза. Выставка новогодних композиций «Зимний букет» | 5 – 9 классы | декабрь | Учителя трудового обучения Классные руководители Воспитатели | ||
Новогоднее представление «Приключения 2024 начинаются» | 5 – 9 классы | декабрь | Педагог-организатор Классные руководители Воспитатели | ||
День полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады (1944г) | 5 – 9 классы | январь | Учитель истории | ||
Игры по ГО и ЧС | 5 – 9 классы | январь | Учителя трудового обучения Учитель физической культуры | ||
Спортивно – оздоровительный праздник «Стартинейджер» | 5 – 9 классы | январь | Учитель физической культуры | ||
Правовая неделя | 5 – 9 классы | январь | Социальный педагог | ||
Общешкольное празднование «День защитника Отечества» | 5 – 9 классы | февраль | Педагог-организатор Классные руководители Воспитатели | ||
Отряд волонтеров «Амулет воинам СВО» | 3 – 8 классы | февраль | Руководитель кружка Толоева О.А. | ||
Урок мужества «15 февраля — День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества». | 5 – 9 классы | февраль | Учитель истории | ||
Военно-спортивная эстафета к 23 февраля «Аты-баты, шли солдаты» | 5 – 9 классы | февраль | Учитель физической культуры | ||
Смотр строя и песни | 5 – 9 классы | февраль | Педагог-организатор, Учитель физкультуры Классные руководители Воспитатели | ||
Проведение учений по эвакуации учащихся из здания школы при ЧС | 5 – 9 классы | февраль | Учитель ОБЖ | ||
Праздничный концерт «Международный женский день». | 5 – 9 классы | март | Педагог-организатор Классные руководители Воспитатели | ||
Спортивно – развлекательное мероприятие «Зимние забавы» | 5 – 9 классы | март | Учитель физической культуры | ||
Интерактивная игра в день борьбы с наркоманией. | 5 – 9 классы | март | Социальный педагог Педагог – психолог | ||
Акция «Белая ромашка» | 5 – 9 классы | март | Социальный педагог Педагог – психолог | ||
Соревнования «Мы выбираем ГТО!» | 5 – 9 классы | март | Учитель физической культуры | ||
Правовая неделя | 5 – 9 классы | март | Социальный педагог | ||
Спортивный праздник «Будь здоров!» | 5 – 9 классы | апрель | Социальный - педагог, воспитатели, учитель физической культуры | ||
Единый гагаринский урок «День космонавтики» | 5 – 9 классы | апрель | Классные руководители | ||
Выставка рисунков «Мир космоса» | 5 – 9 классы | апрель | Воспитатели | ||
День воссоединения Крыма и России | 7 – 9 классы | апрель | Классные руководители | ||
День пожарной охраны. Тематический урок ОБЖ | 5 – 9 классы | апрель | Учитель ОБЖ | ||
Первенство школы по флорболу. | 5 – 9 классы | апрель | Учитель физической культуры | ||
Неделя трудового воспитания , выставка работ участников кружков | 3 – 9 классы | апрель | Руководители кружков | ||
Оценка уровня воспитанности обучающихся – методика Н.П. Капустина | 5-9 классы | май (выходная диагностика) | Классные руководители | ||
1 мая – праздник Весны и Труда. Трудовой десант «Если не мы, то кто» Фотоколладж «Мир. Труд. Май» | 5 – 9 классы | май | Воспитатели | ||
Отчетная выставка работ обучающихся «Разноцветный калейдоскоп» | 3 – 9 классы | май | Руководители кружков | ||
Военно-патриотическая игра «Зарница» | 5 – 9 классы | май | Учитель физической культуры | ||
Праздничный концерт, посвященный Дню Великой Победы «И помнит мир спасенный». Акция «Окна Победы» | 5 – 9 классы | май | Педагог-организатор Классные руководители Воспитатели | ||
Торжественная линейка «Последний звонок» | 5 – 9 классы | май | Педагог-организатор Классные руководители Воспитатели | ||
Курсы внеурочной деятельности | |||||
Дела | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные | ||
По малой Родине моей | 5 – 9 классы | 1 раз в неделю | Н.В. Дайнзанова | ||
Билет в будущее | 7,8 классы | 1 раз в неделю | И.В. Елизарова | ||
Информатика | 5,6 классы | 1 раз в неделю | Г.А. Перепелкина | ||
По делам несовершеннолетних | 7,8 классы | 1 раз в неделю | И.В. Елизарова | ||
Я в этом мире | 5,6 классы | 1 раз в неделю | Чертановская О.И. | ||
Знакомство с профессиями | |||||
Дела | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные | ||
Профориентационная работа педагога – психолога с учащимися 8-9 класса «Человек и профессия»: психологическая диагностика, профориентационные тренинги, беседы, просмотр видео материалов. | 8 – 9 классы | В течение года | Педагог – психолог | ||
Мастер – класс «Волшебный клубок» | 6-8 классы | декабрь | Руководитель кружка Толоева О.А. | ||
Профориентационная работа педагога – психолога с учащимися 5-7 классы «Человек и профессия»: беседы, просмотр презентаций, игры | 5-9 классы | В течение года | Педагог– психолог | ||
Классные и воспитательские часы «Мир профессий» | 5-9 классы | В течение года | Классные руководители Воспитатели | ||
Организация и проведение профориентационных экскурсий на предприятия и в организации г.о. Эгвекинот. | 8-9 классы | В течение года | Социальный – педагог Педагог – психолог | ||
Посещения Дня открытых дверей Чукотского полярного техникума. | 8-9 классы | В течение года | Социальный – педагог Педагог – психолог | ||
Выставка «Декоративно-прикладное искусство» | 5-9 классы | апрель | Учителя трудового обучения | ||
Участие в чемпионате профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» | 7-9 классы | октябрь - апрель | Учителя трудового обучения | ||
Образовательные путешествия и походы | |||||
Дела | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные | ||
Физкультурно – спортивный праздник «Туристическая тропа!» | 5 – 9 классы | сентябрь | Учитель физической культуры | ||
Экскурсия в музей | 5 - 9 классы | сентябрь | Педагог-организатор Классные руководители Воспитатели | ||
Посещение концертов в городском Доме культуры | 5 - 9 классы | В течение года | Педагог-организатор Классные руководители Воспитатели | ||
В рамках профориентационной работы виртуальная экскурсия «Трикотажное ателье» | 6 – 9 классы | октябрь | Руководитель кружка Толоева О.А. | ||
Сезонные экскурсии на природу | 5 - 9 классы | сентябрь – октябрь | Классные руководители Воспитатели | ||
Организация предметно- пространственной и здоровьесберегающей среды | |||||
Дела | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные | ||
Субботник Трудовой десант школы «Чистый двор» | 5 – 9 классы | октябрь | Классные руководители Воспитатели | ||
Выставки рисунков, фотографий, творческих работ, посвященных событиям и памятным датам. | 5 - 9 классы | В течение года (в плане ключевые общешкольные дела) | Педагог-организатор Учитель ИЗО Классные руководители Воспитатели | ||
Праздничные украшения кабинетов, окон кабинетов и коридоров. | 5 - 9 классы | В течение года | Педагог-организатор Классные руководители Воспитатели | ||
Рассадка новых клумб цветов в кабинетах и коридоров. | 5 - 9 классы | В течение года | Воспитатели | ||
1 мая – праздник Весны и Труда. Трудовой десант «Если не мы, то кто» | 5 - 9 классы | май | Классные руководители Воспитатели | ||
Разработка дидактического, раздаточного материала | 5 - 9 классы | В течение года | Педагог-организатор Учитель ИЗО Классные руководители Воспитатели | ||
Работа с родителями | |||||
Дела | Классы | Ориентировочное время проведения | Ответственные | ||
Участие родителей в проведении общешкольных, классных мероприятий | 5 – 9 классы | В течение года | Классные руководители Воспитатели | ||
Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей | 5 - 9 классы | В течение года | Классные руководители Воспитатели | ||
Информационное оповещение через школьный сайт (schoolozerny): размещение информации школьных новостей; | 5 - 9 классы | В течение года | Классные руководители Воспитатели | ||
Индивидуальные консультации | 5 - 9 классы | По запросу | Классные руководители Воспитатели | ||
Работа Совета профилактики с неблагополучными семьями по вопросам воспитания детей. | 5 – 9 классы | По плану Совета | Социальный педагог, педагог – психолог | ||
Информирование родителей (законных представителей) проживающих за пределами г. о. Эгвекинот о результатах мед.осмотров, правонарушениях, постановке, снятии с учета ПДН, ВШУ, и др | 5 - 9 классы | В течение года | Социальный педагог | ||
Социально-педагогическое просвещение родителей: родительские собрания, организация встреч со специалистами служб профилактики г. о. Эгвекинот. | 5 - 9 классы | По запросу | Социальный педагог | ||
Классное руководство (согласно индивидуальным планам работы классных руководителей) | |||||
Школьный урок (согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников) |
5.5. Наличие необходимых материально – технических условий для реализации программы
5. 5.1. Перечень оборудования
учебные столы и стулья;
канцелярские принадлежности;
швейная иголка;
клей ПВА;
спицы нескольких размеров (деревянные вязальные спицы (2шт.) диаметром 1,5 см, длиной 35 см.; алюминиевые спицы)
шерстяная и хлопчатобумажная пряжа различной толщины, цвета и фактуры
5.5.2. Дидактические материалы:
инструкционные карты и схемы вязания спицами;
инструкционные схемы изделий;
схемы создания изделий вязания спицами;
образцы изделий.
стенды с образцами изделий;
выставка лучших работ, выполненных детьми в предыдущем выпуске.
Наличие кадрового обеспечения программы: педагог дополнительного образования Толоева Олеся Аркадьевна
5.6. Литература
Журналы «Вязание. – Нижний Новгород, ООО «Слог»;
Журналы «Сабрина» - Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА»;
Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век»;
Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом 2ОВА-ПРЕСС»;
Нестерова Д.В. рукоделие: энциклопедия /Д.В.Нестерова. – М.: АСТ, 2007;
Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. - 250 с.
Фиона Мак-Таг. Вязаные игрушки. - АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. - АРТ-РОДНИК, 2011. – 128 с.
5.7.Электронные образовательные ресурсы и интернет-ресурсы
1. Правила техники безопасности при выполнении ручных работ (шитьё, вышивка, вязание). Режим доступа: https://miadolla.ru/articles/4
2. Правила техники безопасности при работе со спицами.
Режим доступа: https://studopedia.ru/19_365611_pravila-tehniki-bezopasnosti-pri-raboteso-spitsami.html
3.Техника безопасности.
Режим доступа: http://technologyteacher.umi.ru/tehnika_bezopasnosti
4. Вязание мягких игрушек. Режим доступа: https://heaclub.ru/vyazaniemyagkih-igrushek-spicami-so-shemami-i-opisaniem-master-klass-foto-kaksvyazat-malenkie-i-bolshie-igrushki-spicami-iz-pryazhi-i-travki
5. Вязаные игрушки спицами: схемы, описания.
Режим доступа: https://www.pinterest.ru/pin/486670303463673005
6. Вязание для детей. Режим доступа: http://prjaga.ru/vyazanie-dlya-detej
7. Вязание спицами детям. Режим доступа: https://postila.ru/id3560210/vyazanie-spitsami-detyam
8. Вязание – детям – спицы. Режим доступа: https://postila.ru/id1726120/131603-vyazanie-detyam-spitsyi
9. Вязание спицами для детей. Режим доступа: https://knitka.ru/category/vyazanie-dlya-detej 10. Вязаные игрушки спицами: простые инструкции и интересные идеи. Режим доступа: https://1igolka.com/vyazanie/vyazanyie-igrushki-spitsami
11. Игрушки спицами для начинающих. Режим доступа: https://www.toysew.ru/vyazhem-spicami/igrushki-nachinayushhix.html
Приложение 1
Критерии оценки планируемого результата
Критерии | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Предметный результат | |||
Изготовление предметы быта, элементы одежды и декора | Не умеет | Умеет с помощью педагога | Умеет |
Самостоятельное пользование инструментами для вязания в быту | Не может | Может с мощью | Может |
Техника безопасности | Не соблюдает | Соблюдает с помощью инструкций | Знает и соблюдает |
Метапредметный результат | |||
Взаимодействие в коллективе | Не взаимодействует, провоцирует конфликты | Взаимодействует, но создает конфликтные ситуации | Взаимодействует со всеми, не создает конфликтные ситуации |
Контроль своих эмоции | Не контролирует | Не всегда контролирует, проявляет агрессию | Контролирует, без агрессии |
Отстаивание точки зрения | Не высказывает свою точку зрения | Пытается отстаивать | Отстаивает |
Доведение начатого дела до конечного результата | Не заканчивает работу | не всегда доводит до конца, не в срок | Доводит начатое дело до конца |
Самостоятельно подбирает цветовую гамму и материал | Не подбирает | Подбирает с помощью | Гармонично подбирает |
Соблюдение порядка на рабочем месте | Не хочет подготавливать и убирать рабочее место | Подготавливает и убирает без желания, с напоминанием | Подготавливает и соблюдает без напоминаний |
Личностный результат | |||
Аккуратность в работе | Не аккуратен, работает небрежно, неряшливо | Не всегда аккуратен, по напоминанию | Аккуратен, опрятность в работе |
Проявление инициативности | Безразличие | Проявляет, не всегда | Активно проявляет |
Оказание помощи сверстникам в выполнении творческих работ | Не помогает | Помогает, по просьбе | Предлагает помощь |
Бережное отношение к своему и чужому труду | Не бережет свое и портит чужое | Бережет свое, но портит чужое | Бережет свое и чужое |
Приложение 2
Оценочные материалы «Вязание на спицах»
Форма: тестирование
1. Сколько спиц используем для вязания?
а-2, б-1, в-3
2. Каким образом вяжется платочная вязка?
а- только лицевыми петлями,
б- чередуются лицевые и изнаночные ряды,
в- 2 ряда лицевых петель и 2 ряда изнаночных петель.
3. Какой инструмент используют для вязания?
а- иглы, б -ножницы, в -спицы.
4. Вязаное полотно состоит из?
а - волокон,
б - лицевых и изнаночных рядов,
в - ниток
5. Какой материал не используют при вязании спицами?
а - ткань, б - полушерсть, в - шерсть.
Критерии оценки теории:
3 балла | 70 – 100 % правильных ответов |
2 балла | 50 – 70 % правильных ответов |
1 балл | До 50 % правильных ответов |
Критерии оценки практики:
3 балла | работа выполнена самостоятельно, аккуратно, плотно связана и без ошибок |
2 балла | работа выполнена аккуратно, но требовалась частичная помощь педагога |
1 балл | работа выполнена с помощью педагога |
Результаты оценки:
Высокий уровень- 5-6 баллов.
Средний уровень-3-4 балла.
Низкий уровень - меньше 3 баллов.
Диагностическая карта
Ф.И. учащегося _______________________________________________________________
Дата проведения _______________________________________________________________
Теория
Практика
Количество баллов
Уровень
Аттестация учащихся:
Цель: подведение итогов освоения программы.
Задача: изучить результаты деятельности учащихся в объединении
Метод проведения: творческие задания (итоговая работа)
Критерии аттестации обучащихся:
1.Организация рабочего места:
3 балла - способен самостоятельно готовить свое рабочее место;
2 балла - готовит рабочее место при помощи педагога;
1 балл - испытывает серьезные затруднения при подготовке рабочего места.
2. Передача пропорций:
3 балла - пропорции соблюдены;
2 балла - есть незначительные искажения;
1 балл - пропорции переданы неверно.
3. Передача формы:
3 балла - передана точно;
2 балла - есть незначительные искажения;
1 балл - искажения значительные, форма не удалась.
4. Композиция:
3 балла - расположение узора, соблюдается пропорциональность;
2 балла - на полотне, в соотношении по величине есть незначительные искажения;
1 балл - композиция не продумана, носит случайный характер, пропорциональность узора передана неверно.
5.Цветовое решение:
3 балла - гармоничность цветовой гаммы;
2 балла - интересное, необычное цветовое решение, богатство сближенных оттенков;
1 балл - неудачное решение, цвета теряются, сливаются.
6.Креативность:
3 балла - изделие выполнено по собственному замыслу. В технологии изготовления воплощены свои новые идеи. Есть творческая находка;
2 балла - изделие выполнено на основе образца. Технология изготовления на основе уже известных способов, но внесено что-то свое;
1 балл - изделие выполнено на основе образца. Технология изготовления уже известна, ничего нового нет.
7.Самостоятельность в работе:
3балла - самостоятельное выполнение работы (от выбора узора до исполнения;
2 балла - требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко;
1 балл - выполнение работы с помощью педагога.
8. Качество готовой работы:
3 балла - работа выполнена аккуратно. Композиционные требования к узору соблюдены;
2 балла - работа выполнена с небольшими замечаниями, которые легко исправить;
1 балл - работа не соответствует образцу.
3 балла - высокий уровень;
2 балла - средний уровень;
1 балл - низкий уровень.
Карта результатов аттестации обучающихся
20____/20____учебный год
Фамилия, имя, отчество педагога ___________________________________________
Образовательная программа и срок ее реализации __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Возраст группы: ______________________________________________________________
Год обучения: ________________________________________________________________
Количество обучающихся в группе ______________________________________________
Дата проведения аттестации____________________________________________________
Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий)
____________________________________________________________________________
№ | ФИ ученика | Содержание аттестации | Результат аттестации | |||||||
организация рабочего места | передача пропорции | передача формы | цветовое решение | креативность | самостоятельность | качество готовой работы | композиция | |||
Критерии оценивания
Оценивание производится по трехбалльной системе
20 – 24 балла | высокий |
10 – 20 баллов | средний |
0 – 10 баллов | низкий |
Всего аттестовано _______ обучающихся.
Из них по результатам аттестации: высокий уровень______ чел., средний уровень _______ чел., низкий уровень________ чел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "Вязание на спицах"
Тест для учащихся 7-8 класса по теме: "Вязание на спицах"...
Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения предмету «Технология» на примере творческого проекта «Футляр для спиц «Виктория»»
В докладе дается характеристика различных видов проектов и методика организации проектной деятельности на примере практико-ориентированного проекта....
Тема «Первоначальные приемы вязания на спицах.Материалы и принадлежности для вязания"
Дегтярева М.В., учитель технологии МОУ «СОШ №2 г. Калининска Саратовской области». ...
Мастер - класс "Вязание следков двумя спицами"
Пошаговое описание технологической последовательности вязания следков двумя спицами с фотографиями....
Мастер-класс Изготовление следков (на 2-х спицах)
На уроках технологии или на кружковых занятиях ,можно предложить учащимся в качестве зачётной работы изготовить следки. При вязании таких следков хорошо закрепляются приёмы вязания на двух спиц...
Вязание спицами Игрушка "Гномик"
Вязаные игрушки приносят всегда радость. Они мягкие, теплые. Времени на изготовление потребуется мало, а удовольствие от работы получите много. При обучении детей это хорошая практическая ...
Образовательная программа "Волшебные спицы"
Кружок "Волшебные спицы" (вязание на спицах)...